Практические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии
Оценка 4.7

Практические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
администрации
Взрослым
17.11.2021
Практические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии
Практические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии.docx

 

Практические подходы к проблеме инновационные

педагогические технологии

 

Панчук Александр Мефодиевич

Заместитель директора

Учитель истории и обществознания

МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

1. Инновационные тенденции в профессиональном образовании

1.1. Мировой опыт инноваций профессионального образования

Международный опыт убеждает в том, что качество подготовки кадров было, есть и будет приоритетным в сфере профессионального образования. Опираясь на анализ советской профшколы и современной России, следует отметить, что этому вопросу всегда уделялось большое внимание как органами управления образованием всех уровней, так и самими учреждениями профобразования. К сожалению, результат не всегда был таким, каким хотелось бы иметь.

В советский период работала технология "доводки" качества знаний, умений и навыков будущих рабочих и специалистов непосредственно на государственных предприятиях. В новых рыночных условиях эта технология уже не срабатывает, владельцы малых и крупных предприятий не нуждаются в неквалифицированных кадрах и не собираются быть меценатами их обучения. Это одно из главных противоречий нынешнего времени.

Такое положение дел подталкивает руководителей образовательных учреждений к поиску новых технологий повышения эффективности подготовки кадров. Есть немало интересных и, главное, практико-ориентированных разработок в Институте развития профессионального образования Минобразования РФ, авторами которых являются профессора И.П. Смирнов, А.Т. Глазунов, академик Е.В. Ткаченко и др. Парадокс в том, что в российских регионах об этом знают понаслышке и от всяких новых, в том числе апробированных, разработок отмахиваются, как от назойливых мух, сетуя при этом на отсутствие необходимых рекомендаций. Причины очевидны: нежелание погрузиться в указанную проблему; отсутствие специалистов по инновационным педагогическим технологиям; отсутствие необходимых условий, способствующих их реализации.

Многолетнее сотрудничество Профессионального лицея № 12 Старого Оскола Белгородской области с профшколами Германии, и в частности г. Зальцгиттера, подтверждает важность и актуальность постоянного и пристального внимания к качеству профессионального обучения.

Отличия российской и немецкой систем профобразования состоят в следующем:

— профессиональное образование Германии основано, как известно, на дуальной системе, которая предполагает не только заинтересованность профшколы и предприятия — заказчика кадров, но и ответственность за соблюдение стандарта образования, наличие высококвалифицированных преподавательских кадров, высочайший профессиональный уровень мастеров производственного обучения, работающих на предприятиях, наличие современной учебной и материально-технической базы и, наконец, независимых комиссий, принимающих экзамены как на этапе аттестации, так и на выпускных квалификационных экзаменах;

—демократизация учебного процесса в немецких профшколах, пронизывающая всех его участников: от учащегося до руководства. Осознание обучающимися необходимости получения знаний с целью дальнейшего их применения на практике, а также того, что от уровня их квалификации зависит успешность профессиональной деятельность, а значит, благополучие, место в обществе;

—качество для немцев — это прежде всего нравственная категория, формирующая чувство гордости за себя, свой труд, свою страну.

Наряду с изложенным следует отметить новое направление в профессиональной школе Германии. Это не просто лозунг или призыв, а целая система мер, предусматривающая высокую эффективность использования бюджетных средств, материальных ресурсов в достижении конечного результата. В таких условиях всякий предлагаемый проект или новация подвергаются тщательной экспертизе советом профшколы, работодателями и организациями, участвующими в ее финансировании. При положительном заключении проект получает одобрение, грант на его реализацию и материальное поощрение его разработчиков.

Справедливости ради следует признать, что и в отечественных учреждениях профобразования есть немало творческих коллективов. Примером могут служить профлицеи Татарстана, Белгородской, Оренбургской, Челябинской областей, Краснодарского и Хабаровского краев. Однако общее состояние качества подготовки кадров в системе профессионального образования остается на довольно низком уровне. Основными и широко известными причинами этого являются: невысокая оплата труда работников профшколы, отсюда их низкая квалификация, отсутствие мотивации к использованию новых педагогических технологий; отрицательное влияние на качество профподготовки упразднения института базовых предприятий, которые были гарантами профессиональных учебных заведений. Эта же проблема порождает неуверенность выпускников в завтрашнем дне. Замечу, что опыт стран с развитой экономикой показывает: благополучие собственников напрямую зависит от благополучия молодежи, которая востребована на рынке труда.

В связи с существующими объективными причинами (распад СССР, низкая заработная плата работников образовательной сферы, устаревшее оборудование) внедрение инноваций в образовательную систему РФ затруднено. В то время как западная система образования подвержена изменениям значительно больше. Однако и в нашей стране существуют учреждения, в которых педагогический процесс проходит по инновационным технологиям. Во многом это заслуга преподавателей-энтузиастов.

1.2. Инновации профессионального образования в России

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал как социальных институтов, так и личностный.

Раньше безусловным ориентиром образования в России было формирование знаний, навыков, умений, обеспечивающих готовность к жизни, понимаемую как способность адаптации личности в обществе. Теперь образование все больше ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями и которые, запуская механизм саморазвития, подготавливают личность к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

Моделирование - это специфическая многофункциональная технология, но главная его задача - воспроизведение на основании сходства с существующим другого, заменяющего объекта (модели). Его целями, с одной стороны, являются отражение состояния проблемы на данный момент, выявление наиболее острых противоречий, а с другой - определение тенденции развития и тех факторов, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие; активизация деятельности государственных, общественных и иных организаций в поисках оптимального решения проблем.

Выделим две группы требований, которым должна отвечать модель:

- быть простой, более удобной; давать новую информацию; способствовать усовершенствованию самого объекта;

- способствовать улучшению характеристик объекта, рационализации способов его построения, управлению или познанию.

Поэтому при составлении алгоритма разработки модели, с одной стороны, должны соблюдаться жесткая целенаправленность, увязка ее параметров с ожидаемыми результатами, а с другой - обеспечиваться достаточная "свобода" модели для того, чтобы она была способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, могла быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.

 

В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования ее стратегическая цель — обеспечить условия для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных и общественных механизмов регулирования образовательной сферы, обновить ее структуру и содержание, развить фундаментальность и практическую направленность образовательных программ, сформировать систему непрерывного образования. Для достижения стратегической цели необходимо решить комплекс конкретных задач в следующих конкретных областях: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в системе образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Основным результатом реализации программы должно стать обеспечение выравнивания доступа к получению качественного образования за счет введения образовательных программ для детей старшего дошкольного возраста, введения профильного обучения в старшей школе, внедрения системы оценки качества образования, создания системы непрерывного профессионального образования. В числе ожидаемых результатов следует особо назвать опережающее развитие ряда ведущих вузов, призванных стать центрами интеграции науки и образования, образцовой подготовки высокопрофессиональных кадров.

Для оценки эффективности решения задач программы разработана система показателей и индикаторов, характеризующих ход ее реализации и воздействие программных мероприятий на состояние системы образования. Наиболее значимые из них, отражающие стратегические приоритеты, — развитие человеческого капитала и подготовка профессиональных кадровых ресурсов необходимого уровня квалификации; содействие укреплению институтов педагогического образования:

— существенное усиление доли психолого-педагогического, философско-культурологического и эколого-гигиенического циклов;

—нацеленность на практикоориентированное обучение — освоение инновационных форм, методов; технологий учебной, воспитательной, организационной, проектной, психолого-консультативной деятельности и коммуникаций;

—введение одновременной подготовки каждого будущего педагога общеобразовательной школы, как по основному предмету, так и дополнительно (по желанию) по одному-двум;

—включение в подготовку педагога начальной школы специализаций по различным направлениям музыкального, художественного, театрального, технического, прикладного и народного творчества;

—подготовка педагогических кадров к свободному владению компьютером, использованию информационно-телекоммуникационных технологий, баз знаний в образовательном процессе;

—годичная обязательная педагогическая практика (стажировка), включающая написание и защиту квалификационной работы на основе осмысления опыта собственной педагогической деятельности в контексте широкой образовательной практики, а также сдача государственных экзаменов;

—создание при педвузах системы базовых образовательных учреждений как инновационных и ресурсно-методических центров для развития образования в соответствии с потребностями регионов, а также для организации эффективных форм педагогической практики и стажировки.

 

Список литературы:

- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань, 2000 – С. 440-441.

- Педагогика №4, 2004: Периодическое издание / В.С Лазарев, Б.П Мартиросян. – Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия – С. 12-14.

- Пидкасистый И.И. Педагогика: Учебное пособие / И.И. Пидкасистый. – Москва: Российское педагогическое агенство, 1995 – С. 49-54.

- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс / И.П. Подласый. – Москва,2000. – книга 1. – С. 210-212.

 


 

Практические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии

Практические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии

Наряду с изложенным следует отметить новое направление в профессиональной школе

Наряду с изложенным следует отметить новое направление в профессиональной школе

Поэтому при составлении алгоритма разработки модели, с одной стороны, должны соблюдаться жесткая целенаправленность, увязка ее параметров с ожидаемыми результатами, а с другой - обеспечиваться достаточная…

Поэтому при составлении алгоритма разработки модели, с одной стороны, должны соблюдаться жесткая целенаправленность, увязка ее параметров с ожидаемыми результатами, а с другой - обеспечиваться достаточная…

Список литературы: - Андреев

Список литературы: - Андреев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2021