Практические работы по химии. 9 класс
Практическая работа № 2
Тема: Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ
Цель: опытным путем определить, в какой пробирке находится каждое из выданных веществ.
Вариант 1
Оборудование и реактивы: в пронумерованных пробирках растворы гидроксида натрия NaOH, карбоната натрия Na2CO3, хлорида бария BaCl2; раствор соляной кислоты, раствор сульфата натрия Na2SO4
Задание. В трех пронумерованных пробирках находятся растворы: гидроксид натрия NaOH, карбонат натрия Na2CO3, хлорид бария BaCl2.
Шаг 1. Из каждой пробирки отлить по 1 мл в разные чистые пробирки, добавить по 1 мл раствора соляной кислоты HCl.
Что наблюдаете?
Вывод: Выделяется ___, значит в пробирке № ___ находится Na2CO3.
Шаг 2. Берем две пробирки, в которых не распознали вещества, и в каждую добавить раствор сульфата натрия Na2SO4.
Что наблюдаете?
Вывод: Выделяется ___ значит в пробирке № ___ находится BaCl2.
Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Результаты работы оформить в виде таблицы
Что делали |
Что наблюдали. Уравнения реакций |
Вывод по эксперименту |
1. |
|
|
2. |
|
|
Вывод: опытным путем определили, что в пробирке № 1 - __, в пробирке № 2 - __, в пробирке № 3 - ___.
Вариант 2
Оборудование и реактивы: в пронумерованных пробирках твердые карбонат кальция CaCO3, сульфат натрия Na2SO4, хлорид калия KCl; дистиллированная вода, раствор хлорида бария BaCl2, раствор нитрата серебра AgNO3.
Задание. В трех пронумерованных пробирках находятся твердые: карбонат кальция CaCO3, сульфат натрия Na2SO4, хлорид калия KCl
Шаг 1. В каждую пробирку налить 3-4 мл дистиллированной воды.
Вывод: в пробирке № __ вещество не растворилось, значит там ________ (см. таблицу растворимости).
Шаг 2. Из двух других пробирок отлить по 1 мл в чистые пробирки. В каждую добавить по 1 мл раствора хлорида бария BaCl2.
Что наблюдаете?
Вывод; Выпал осадок, значит в пробирке № __ находится ____ .
Шаг 3. В оставшуюся пробирку добавить раствор нитрата серебра AgNO3.
Что наблюдаете?
Вывод: Выпал осадок, значит в пробирке № __ находится AgNO3.
Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Результаты работы оформить в виде таблицы
Что делали |
Что наблюдали. Уравнения реакций |
Вывод по эксперименту |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
Вывод: опытным путем определили, что в пробирке № 1 - __, в пробирке № 2 - __, в пробирке № 3 -__.
Практическая работа № 3.
Тема: Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».
Цель: используя знания о свойствах соединений подгруппы кислорода, решить экспериментальные задачи.
Реактивы и оборудование: в трех пронумерованных пробирках раствор соляной кислоты, раствор серной кислоты раствор гидроксида натрия; раствор серной кислоты, раствор нитрата бария, раствор нитрата серебра, раствор лакмуса, универсальный бумажный индикатор, в пробирке № 4 – раствор сульфата натрия или раствор хлорида натрия.
Задача 1. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты.
- В две пробирки налить раствор серной кислоты.
- В одну пробирку добавить 2-3 капли лакмуса. Что наблюдаете (написать цвет раствора)? Запишите. Сделайте выводы.
- В другую пробирку налить раствор Ba(NO3)2. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте выводы.
Задача 2. Опытным путем определить, в какой из трех пронумерованных пробирок находится HCl, H2SO4 и NaOH.
- Определить реакцию среды в каждой пробирке с помощью индикаторной бумажки. В наблюдениях записать цвет индикатора в каждой пробирке. Сделать вывод, в какой пробирке находится NaOH. (Значит в двух других кислоты)
- В две оставшиеся пробирки налить 3-4 капли раствора AgNO3. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте выводы.
Задача 3. С помощью характерных реакций установить, является выданная в пробирке № 4 соль сульфатом натрия или хлоридом натрия.
Разделить содержимое пробирки на две части. В одну часть добавить раствор Ba(NO3)2, в другую – раствор AgNO3. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте выводы.
Результаты работы оформить в виде таблицы
Что делали (описание опыта) |
Что наблюдали (наблюдения) |
Уравнения реакций |
Задача 1. |
|
|
Задача 2. |
|
|
Задача 3. |
|
|
Вывод: (по цели)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.