Екибастузский инженерно-технический институт
имени академика К.И. Сатпаева
кафедра «Транспорт»
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
по дисциплине: «Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения»
Разработал ст. преподаватель:
Михайлиди И.И.
Екибастуз – 2019 г.
Аннотация
Программа дисциплины «Техническая эксплуатация и безопасность движения» предусматривает изучение Правил технической эксплуатации железных дорог Республики Казахстан, инструкции по сигнализации и маневровой работе и правил тяговых расчетов при введении поездов и инструкции по движению.
При изучении материала следует использовать Приказы, Постановления, нормативные материалы по железнодорожному транспорту, а также достижений опыта зарубежья.
Программа дисциплины предусматривает проведение практических занятий, что способствует более успешному усвоению учебного материала, приобретению навыков в решении практических задач.
Автор: Михайлиди И.И. - ст. преподаватель Екибастузского инженерно-технического
института имени академика К.Сатпаева
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Тема: Видимые сигналы, звуковые сигналы. Постоянные сигналы.
Тип урока: Практическая работа
Цель занятия: Ознакомиться с видами сигналов, их назначением.
Оснащение: Метод. указания, мини – плакаты
Теоретические сведения:
Сигналы
Сигналы служат для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы.
Сигналы подразделяются на видимые и звуковые.
Видимые сигналы выражаются цветом, формой, положением и числом сигнальных показаний. Для подачи видимых сигналов служат сигнальные приборы — светофоры, диски, щиты, фонари, флаги, сигнальные указатели и сигнальные знаки.
Видимые сигналы по времени их применения подразделяются на:
дневные, подаваемые в светлое время суток; для подачи таких сигналов служат диски, щиты, флаги и сигнальные указатели (стрелочные, путевого заграждения и гидравлических колонок);
ночные, подаваемые в темное время суток; такими сигналами служат огни установленных цветов в ручных и поездных фонарях, фонарях на шестах и сигнальных указателях.
Ночные сигналы должны применяться и в дневное время при тумане, метели и других неблагоприятных условиях, когда видимость дневных сигналов остановки менее 1000м', сигналов уменьшения скорости — менее 400 м, маневровых — менее 200 м;
круглосуточные, подаваемые одинаково в светлое и темное время суток; такими сигналами служат огни светофоров установленных цветов, маршрутные и другие световые указатели, постоянные диски уменьшения скорости, красные диски со светоотражателем для обозначения хвоста грузового поезда, сигнальные указатели и знаки. В тоннелях применяются только ночные или круглосуточные сигналы.
Звуковые сигналы
Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности. Значение их днем и ночью одно и то же.
Для подачи звуковых сигналов служат свистки локомотивов, моторвагонных поездов и дрезин, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки и петарды.
входные — разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на станцию;
выходные — разрешающие или запрещающие поезду отправиться со станции на перегон;
маршрутные — разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой;
проходные — разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок - участка (межпостового перегона) на другой;
прикрытия — для ограждения мест пересечений железных дорог в одном уровне другими железными дорогами, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником;
заградительные — требующие остановки при опасности для движения, возникшей на переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станциях;
предупредительные — заблаговременно предупреждающие о показании основного светофора (входного, проходного, заградительного и прикрытия);
повторительные — для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного и о показаниях горочного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается; локомотивные для разрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одного блок -участка на другой, а также предупреждения о показании путевого светофора, к которому приближается поезд;
маневровые — разрешающие или запрещающие производство маневров;
горочные — разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с горки.
Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и выходной, выходной и маневровый, выходной и маршрутный и др.). На участках, где сохраняются семафоры, порядок их применения устанавливается Инструкцией по движению поездов и маневровой работе.
Светофоры применяются линзовые (рис. 2.5,а) и прожекторные (рис. 2.5,б); они подразделяются на мачтовые (рис. 2.6, а, б и г), карликовые (рис. 2.6, в и устанавливаемые на мостиках и консолях. /3./
Рисунок 2.5, а, б; 2.6, а, б, г, в
Сигнальные огни на светофорах применяются: нормально горящие, нормально не горящие, немигающие и мигающие (периодически загорающиеся и гаснущие).
Нормально не горящие сигнальные огни, проходного светофора на участках, оборудованных автоблокировкой, загораются при вступлении подвижного состава на блок-участок перед ним и гаснут после выхода подвижного состава с этого блок - участка.
Проходные светофоры автоблокировки обозначаются цифрами, все остальные буквами или буквами с цифрами.
Основные значения сигналов, подаваемых светофорами (независимо от места установки и назначения их), следующие:
один зеленый огонь — «Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт»;
один желтый мигающий огонь — «Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью»;
один желтый огонь— « Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт»;
два желтых огня, из них верхний мигающий,— «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью (не более 50 км/ч); поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт»;
два желтых огня — «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью (не более 50 км/ч) и готовностью остановиться у следующего светофора; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор закрыт»;
один красный огонь— «Стой! Запрещается проезжать сигнал».
На станциях, где входные светофоры находятся на значительном расстоянии от первого стрелочного перевода, начальнику дороги разрешается устанавливать скорость проследования таких светофоров с двумя желтыми огнями, из них верхний мигающий, а также двумя желтыми огнями более 50 км/ч, в зависимости от местных условий.
Применение перечисленных сигналов на светофорах различного назначения предусматривается в соответствующих пунктах настоящей Инструкции. Порядок применения этих сигналов в других не предусмотренных настоящей Инструкцией случаях с соблюдением их сигнального значения устанавливается МТ РК.
Контрольные вопросы:
1. Для чего служат сигналы на железнодорожном транспорте?
2. Что такое видимые сигналы дневные?
3. Что такое видимые сигналы ночные?
4. Что такое видимые сигналы круглосуточные?
5. Порядок подачи сигналов?
6. Звуковые сигналы?
7. Что такое петарда?
8. Постоянные сигналы?
Содержание отчета
1 Ответить на контрольные вопросы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
Тема: Входные светофоры
Тип урока: Практическая работа
Цель занятия: Изучить сигнализацию входного светофора
Оснащение: Метод. указания, мини – плакаты
Теоретические сведения:
Входные светофоры
Входными светофорами подаются сигналы:
один зеленый огонь - "Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт" (рис. 2.1,а); /3/
один желтый мигающий огонь - "Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью" (рис. 2.1,б); /3/
Рисунок 2.1, а, б
один желтый огонь - "Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт" (рис. 2.2,а);
Рисунок 2.2, а, б, в, г
два желтых огня, из них верхний мигающий - "Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт" (рис. 2.2,б); два желтых огня - "Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на боковой путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт" (рис. 2.2,в); один красный огонь—«Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 2.2,г). /3/.
На входных и маршрутных светофорах при приеме поездов на боковые пути по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок применяются сигналы: один зеленый мигающий и один желтый огни и одна зеленая светящаяся полоса - "Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его со скоростью не более 80 км/ч" (рис. 2.3, а); два желтых огня, из них верхний мигающий, и одна зеленая светящаяся полоса - "Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью" (рис. 2.3, б); два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса - "Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 60 км/ч на боковой путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт" (рис. 2.3,в).
Рисунок 2.3, а, б, в
В необходимых случаях на входных и маршрутных светофорах может применяться сигнал один зеленый мигающий огонь - "Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его со скоростью не более 60 км/ч" (рис. 2.4,а).
На отдельных станциях в случаях, предусмотренных ПТЭ, на входных и маршрутных светофорах может применяться сигнал три желтых огня - "Разрешается моторвагонному поезду, одиночному локомотиву, дрезине несъемного типа следовать на свободный участок пути с особой осторожностью и со скоростью не более 20 км/ч до маршрутного светофора с красным огнем" (рис. 2.4,б).
Рисунок 2.4, а, б
Пригласительный сигнал
Пригласительный сигнал - один лунно-белый мигающий огонь - разрешает поезду проследовать светофор с красным огнем (или погасшим) и продолжать движение до следующего светофора (или до предельного столбика при приеме на путь без выходного светофора) со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения (рис. 2.5). /3/. Этот сигнал применяется на входных, а также маршрутных и выходных (кроме групповых) светофорах. Отправление по пригласительному сигналу выходного светофора разрешается только по правильному пути двухпутного перегона, оборудованного автоблокировкой.
Рисунок 2.5, а, б
Контрольные вопросы:
1. Что означает: Один зеленый огонь?
2. Один желтый мигающий огонь?
3. Один желтый огонь?
4. Два желтых огня из них верхний мигающий?
5. Два желтых огня?
6. Один красный огонь?
7. Пригласительный сигнал?
Содержание отчета
1 Ответить на контрольные вопросы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
Тема: Выходные светофоры.
Тип урока: Практическая работа
Цель занятия: Изучить сигнализацию выходных светофоров
Оснащение: Метод. указания, мини – плакаты
Теоретические сведения:
Выходные светофоры
Выходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, подаются сигналы:
один зеленый огонь - «Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с установленной скоростью; впереди свободны два или более блок -участка» (рис. 2.6,а); один желтый огонь - «Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт» (рис. 2.6,б); два желтых огня, из них верхний мигающий - «Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт» (рис. 2.6,д); два желтых огня - «Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор закрыт» (рис.2.6,е); один красный огонь - «Стой! Запрещается поезду отправиться со станции» (рис. 2.6,в и г).
Рисунок 2.6, а, б, д, г, в
Выходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, при отправлении поездов с отклонением по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок подаются сигналы: один зеленый мигающий и один желтый огни и одна зеленая светящаяся полоса
"Разрешается поезду отправиться со станции со скоростью не более 80 км/ч; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт" (рис. 2.7,а); два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса - "Разрешается поезду отправиться со станции со скоростью не более 60 км/ч; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор закрыт" (рис. 2.7,б).
Рисунок 2.7, а, б
Выходными светофорами на участках, оборудованных полуавтоматической блокировкой, подаются сигналы: один зеленый огонь - «Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с установленной скоростью; перегон до следующей станции (путевого поста) свободен» (рис. 2.8,а); один красный огонь - «Стой! Запрещается поезду отправиться со станции (рис. 2.8,6); два желтых огня - «Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; перегон до следующей станции (путевого поста) свободен» (рис. 2.9,а); два желтых огня, из них верхний мигающий - «Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; перегон до следующей станции (путевого поста) свободен; входной светофор следующей станции открыт» (рис. 2.9,6).
Рисунок 2.8, а, б
Рисунок 2.9, а, б
Выходными светофорами на участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, подаются сигналы: один зеленый и один лунно-белый огни - "Разрешается поезду отправиться со станции, впереди свободны два или более блок-участка" (рис.2.10); один желтый и один лунно-белый огни - "Разрешается поезду отправиться со станции, впереди свободен один блок-участок" (рис. 2.11); один красный огонь - "Стой! Запрещается проезжать сигнал".
Рисунок 2.10, 2.11
При наличии ответвления, оборудованного путевой блокировкой, а также для указания пути, на который отправляется поезд на многопутных участках, оборудованных путевой блокировкой, и на двухпутных участках, оборудованных двусторонней автоблокировкой, огни выходного светофора в необходимых случаях, установленных МПС, дополняются соответствующим показанием маршрутного указателя.
При отсутствии маршрутного указателя разрешение поезду отправиться на ответвление, или по одному из путей многопутного участка, или по неправильному пути при двусторонней автоблокировке может подаваться сигналом - два зеленых огня на выходном светофоре, что указывает при автоблокировке на свободность не менее двух блок -участков, а при полуавтоматической блокировке — на свободность перегона до следующей станции (путевого поста) (рис.2.12).
При отправлении по неправильному пути на участках, оборудованных двусторонней автоблокировкой, применение маршрутных указателей или сигнала два зеленых огня обязательно.
На двухпутных участках, где движение по правильному пути осуществляется по сигналам автоблокировки, а по неправильному пути по показаниям локомотивного светофора, выходными светофорами при отправлении со станции на неправильный путь подаются сигналы: один желтый мигающий и один лунно-белый огни - "Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью не более 40 км/ч и далее следовать по неправильному пути по показаниям локомотивного светофора" (рис. 2.13). На станциях, имеющих выходные светофоры, при наличии ответвления, не оборудованного путевой блокировкой, готовность маршрута отправления на ответвление указывается одним лунно-белым огнем выходного светофора; поезда отправляются на ответвление с выдачей машинисту жезла или путевой записки при лунно-белом огне и погашенном красном огне выходного светофора (рис. 2.14).
Рисунок 2.12, 2.13, 2.14
Контрольные вопросы:
Что означает:
1.Один зеленый огонь?
2.Один желтый мигающий огонь?
3. Один желтый огонь?
4. Два желтых огня, из них верхний мигающий?
5.Два желтых огня?
6.Один красный огонь?
Содержание отчета
1 Ответить на контрольные вопросы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
Тема: Маршрутные светофоры. Проходные светофоры.
Тип урока: Практическая работа
Цель занятия: Изучить сигнализацию маршрутных и проходных светофоров
Оснащение: Метод. указания, мини – плакаты
Теоретические сведения:
Маршрутные светофоры
Маршрутными светофорами подаются сигналы: один зеленый огонь - «Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт»; один желтый огонь - «Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт»; один красный огонь - «Стой! Запрещается проезжать сигнал».
В зависимости от места установки маршрутного светофора на нем в необходимых случаях применяются сигналы: один желтый мигающий огонь - «Разрешается проследование светофора с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью»; два желтых огня, из них верхний мигающий - «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт»; два желтых огня - «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться на станции; поезд следует на боковой путь; следующий светофор закрыт».
Проходные светофоры
Проходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, подаются сигналы: один зеленый огонь - «Разрешается движение с установленной скоростью; впереди свободны два или более блок - участка» (рис. 2.15); один желтый огонь - «Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт» (рис. 2.16); один красный огонь - «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 2.17).
Рисунок 2.15, 2.16, 2.17
На участках, оборудованных автоблокировкой с четырехзначной сигнализацией, проходными, входными, маршрутными по главному пути и выходными светофорами подаются сигналы: один зеленый огонь - впереди свободны три или более блок - участка; один желтый и один зеленый огни - впереди свободны два блок-участка (рис. 2.18); один желтый огонь - впереди свободен один блок-участок; один красный огонь - «Стой! Запрещается проезжать сигнал».
На участках, оборудованных автоблокировкой с трехзначной или четырехзначной сигнализацией, на проходных светофорах, расположенных перед входными светофорами (предвходных), применяются, кроме того, сигналы: один желтый мигающий огонь - «Разрешается движение с установленной скоростью; входной светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью; поезд принимается на боковой путь станции» (рис. 2.19,а); один зеленый мигающий огонь - «Разрешается движение с установленной скоростью; входной светофор открыт и требует проследования его со скоростью не более 80 км/ ч; поезд принимается на боковой путь станции» (рис. 2.19,б).
Рисунок 2.18, 2.19,а, б
При движении по стрелочным переводам, допускающим следование на боковой путь станции со скоростью до 120 км/ч, на предвходном светофоре также подается сигнал один зеленый мигающий огонь. На мачте предвходного светофора устанавливается оповестительная табличка с отражателями на ней (рис. 2.19).
Проходными светофорами на участках, оборудованных полуавтоматической блокировкой, подаются сигналы: один зеленый огонь —«Разрешается движение с установленной скоростью; перегон до следующей станции (путевого поста) свободен» (рис. 2.20); один красный огонь—«Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 2. 21).
Рисунок 2.20, 2.21
Светофоры прикрытия и заградительные
Светофорами прикрытия подаются сигналы: один зеленый огонь - «Разрешается движение с установленной скоростью»; один красный огонь - «Стой! Запрещается проезжать сигнал».
Заградительными светофорами подается сигнал один красный огонь - «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис.2.23,а). Предупредительными светофорами перед заградительными подается сигнал один желтый огонь - «Разрешается движение с готовностью остановиться; основной заградительный светофор закрыт» (рис. 2.23,б).
Нормально сигнальные огни заградительных светофоров и предупредительных к ним не горят (рис. 2.23,в) и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют. Мачты этих светофоров имеют отличительную окраску - чередующиеся черные и белые наклонные полосы.
Рисунок 2.23, а, б, в
Условно – разрешающий сигнал
На участках с автоблокировкой условно-разрешающий сигнал проходного светофора, расположенного на затяжном подъеме, подаваемый щитом с отражательным знаком прозрачно-белого цвета в виде буквы «Т» (рис. 2.22), разрешает грузовому поезду проследование светофора с красным огнем со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.
Рисунок 2.22
Контрольные вопросы:
1.Какие сигналы подаются маршрутными светофорами?
Что означает:
2.Один зеленый огонь?
3. Один желтый огонь?
4. Один красный огонь?
5. Один желтый мигающий огонь?
6.Два желтых огня, из них верхний мигающий?
7. Два желтых огня?
Содержание отчета
1 Ответить на контрольные вопросы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5
Тема: Предупредительные и повторительные сигналы
Тип урока: Практическая работа
Цель занятия: Изучить сигнализацию предупредительных и повторительных светофоров
Оснащение: Метод. указания, мини – плакаты
Теоретические сведения:
Предупредительные и повторительные сигналы
Предупредительными светофорами перед входными, проходными и светофорами прикрытия на участках, не оборудованных автоблокировкой, подаются сигналы: один зеленый огонь - «Разрешается движение с установленной скоростью; основной светофор открыт» (рис. 2.24); один желтый огонь - «Разрешается движение с готовностью остановиться; основной светофор закрыт» (рис. 2.25); один желтый мигающий огонь - «Разрешается движение с установленной скоростью; входной светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью; поезд принимается на боковой путь станции».
Повторительный светофор одним зеленым огнем указывает, что выходной или маршрутный светофор открыт (рис. 2.26).
Рисунок 2.24, 2.25, 2.26
Нормально сигнальные огни повторительных светофоров не горят, и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют.
Пассажирские поезда, имеющие остановку на станции, могут быть приведены в движение только при наличии зеленого огня на повторительном светофоре. Если из-за неисправности повторительного светофора (или выходного) нельзя зажечь зеленый огонь, порядок его проезда устанавливается Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РК.
Контрольные вопросы:
1.Какие сигналы называются предупредительными и повторительными?
Что означает:
2.Один зеленый огонь?
3. Один желтый огонь?
4. Один желтый мигающий огонь?
Содержание отчета
1 Ответить на контрольные вопросы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6
Тема: Локомотивные светофоры
Тип урока: Практическая работа
Цель занятия: Изучить сигнализацию локомотивных светофоров
Оснащение: Метод. указания, мини – плакаты
Теоретические сведения:
Локомотивные светофоры
На участках, оборудованных автоблокировкой и автоматической локомотивной сигнализацией, локомотивными светофорами подаются сигналы: зеленый огонь - «Разрешается движение; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит зеленый огонь» (рис. 2.27,а); желтый огонь - «Разрешается движение; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит один или два желтых огня» (рис. 2.27,б); желтый огонь с красным - «Разрешается движение с готовностью остановиться; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит красный огонь» (рис. 2.27,в).
Рисунок 2.27, а, б, в
В случае проезда путевого светофора с красным огнем на локомотивном светофоре загорается красный огонь (рис. 2.27,г),
Белый огонь (рис. 2.27,д) указывает, что локомотивные устройства включены, но показания путевых светофоров на локомотивный светофор не передаются и машинист должен руководствоваться только показаниями путевых светофоров.
Рисунок 2.27, г, д
Локомотивный светофор также сигнализирует: зеленым огнем - о приближении поезда к путевому светофору с одним желтым мигающим огнем, с одним зеленым мигающим огнем или с одним желтым и одним зеленым огнями; желтым огнем - о приближении поезда к путевому светофору с двумя желтыми огнями, из них верхний мигающий, а также с другими огнями, указывающими на следование с отклонением по стрелочному переводу.
На участках, где автоматическая локомотивная сигнализация применяется как самостоятельное средство сигнализации и связи при движении поездов, локомотивными светофорами подаются сигналы: зеленый огонь - «Разрешается движение с установленной скоростью, впереди свободны два или более блок-участков»; желтый огонь - «Разрешается движение с уменьшенной скоростью, впереди свободен один блок-участок»; желтый огонь с красным - «Разрешается движение с готовностью остановиться на блок-участке; следующий блок-участок занят».
В случае вступления поезда на занятый блок-участок на локомотивном светофоре загорается красный огонь.
Белый огонь указывает, что локомотивные устройства включены, сигналы с пути на локомотив не передаются.
Контрольные вопросы:
1.На каких участках подаются сигналы локомотивными светофорами?
Что означает:
2. Зеленый огонь?
3. Желтый огонь?
4. Желтый огонь с красным?
5. Белый огонь?
6.Что сигнализирует локомотивный светофор?
Содержание отчета
1 Ответить на контрольные вопросы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7 (1 час)
Тема: Сигналы ограждения
Тип урока: Практическая работа
Цель занятия: Изучить сигналы ограждения
Оснащение: Метод. указания, мини – плакаты
Теоретические сведения:
Переносные сигналы
Переносными сигналами служат щиты прямоугольной формы красного цвета с обеих сторон или с одной стороны красного, а с другой белого цвета, щиты квадратной формы, с одной стороны желтого, а с другой зеленого цвета, фонари на шестах с красным огнем, красные и желтые флаги на шестах.
Переносными сигналами предъявляются требования: прямоугольный щит красного цвета (или красный флаг на шесте) днем и красный огонь фонаря на шесте ночью - «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 3.3,а); квадратный щит желтого цвета днем и ночью (или желтый флаг на шесте днем) (рис. 3.3,б), при расположении опасного места: на перегоне - «Разрешается движение с уменьшением скорости, впереди опасное место, требующее остановки или проследования с уменьшенной скоростью»; на главном пути станции - «Разрешается движение с уменьшением скорости, впереди опасное место, требующее проследования с уменьшенной скоростью»; на остальных станционных путях - «Разрешается проследование сигнала со скоростью, указанной в предупреждении, а при отсутствии его — не более 25 км/ч».
Обратная сторона квадратного щита (зеленого цвета) днем и ночью (рис. 3.3,в) на перегоне и на главном пути станции указывает на то, что поезд уже проследовал опасное место всем составом и может повышать скорость; на остальных станционных путях поезд" может повышать скорость только после того, как он проследовал этот щит всем составом.
Рисунок 3.3, а, б, в
Контрольные вопросы:
Что означает:
1. Диск желтого цвета?
2. Диск зеленого цвета?
3.Переносные сигналы: прямоугольный щит красного
цвета ?
4. Квадратный щит желтого цвета?
Содержание отчета
1 Ответить на контрольные вопросы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8 (1 час)
Тема: Ограждение при вынужденной остановке на перегоне
Тип урока: Практическая работа
Цель занятия: Изучить порядок ограждения на станциях и перегонах
Оснащение: Метод. указания, мини – плакаты
Теоретические сведения:
Ограждение подвижного состава на станционных путях
Вагоны, ремонтируемые на станционных путях, и вагоны с разрядными грузами, стоящие на отдельных путях, ограждаются переносными красными сигналами, устанавливаемыми на оси пути, на расстоянии не менее 50 м (на сквозных путях с обеих сторон, а на тупиковых путях — со стороны стрелочного перевода).
Если в этом случае крайний вагон находится от предельного столбика менее чем на 50 м, то переносный красный сигнал с этой стороны устанавливается на оси пути против предельного столбика. Порядок ограждения составов или отдельных групп вагонов при их техническом обслуживании в зависимости от местных условий устанавливается начальником отделения дороги.
При техническом обслуживании и ремонте вагонов может применяться ограждение светофорами порядком, установленным МПС.
Ограждение поезда при вынужденной остановке на перегоне
При вынужденной остановке на перегоне пассажирского поезда ограждение производит проводник последнего пассажирского вагона по указанию машиниста в случаях:
- затребования восстановительного или пожарного поезда, а также вспомогательного локомотива, если помощь оказывается с хвоста;
- если поезд был отправлен при перерыве действия всех средств сигнализации и связи по правильному пути на двухпутный перегон или однопутный перегон с извещением об отправлении за ним другого поезда.
Проводник последнего пассажирского вагона, ограждающий остановившийся поезд, должен затормозить ручной тормоз, уложить на расстоянии 800 м от хвоста поезда петарды, после чего отойти от места уложенных петард назад к поезду на 20 м и показывать ручной красный сигнал в сторону перегона (рис. 3.16).
При вынужденной остановке на перегоне других поездов они ограждаются лишь в случаях, когда отправление было произведено в условиях перерыва действия всех средств сигнализации и связи по правильному пути на двухпутный перегон или однопутный перегон с выдачей извещения об отправлении за ним другого поезда. При этом ограждение производится помощником машиниста, который должен немедленно после остановки перейти в хвост поезда, проверить наличие поездного сигнала, внимательно наблюдать за перегоном и в случае появления вслед идущего поезда принять меры к его остановке. Если помощь остановившемуся поезду оказывается с головы, машинист ведущего локомотива при приближении восстановительного (пожарного) поезда или вспомогательного локомотива должен подавать сигнал общей тревоги; днем при плохой видимости включить прожектор.
Рисунок 3.16
Проводник вагона, ограждающий хвост остановившегося на перегоне пассажирского поезда, возвращается к составу только после подхода и остановки восстановительного (пожарного) поезда или вспомогательного локомотива или при передаче ограждения другому работнику, подошедшему к месту остановки пассажирского поезда. Помощник машиниста, находящийся у хвоста поезда, отправленного при перерыве действия всех установленных средств сигнализации и связи, возвращается на локомотив только после подхода и остановки вслед идущего поезда или по сигналу машиниста, подаваемому свистком локомотива, если миновала надобность в ограждении.
На участках, оборудованных автоблокировкой, при остановке на перегоне пассажирского поезда проводник последнего пассажирского вагона обязан проверить видимость поездных сигналов, внимательно наблюдать за перегоном и в случае появления вслед идущего поезда принять меры к его остановке. При вынужденной остановке поезда на двухпутном или многопутном перегоне вследствие схода с рельсов, столкновения, развалившегося груза и т.п., когда требуется оградить место препятствия для движения поездов, возникшее на смежном пути, машинист должен подавать сигнал общей тревоги. При этом в случае остановки пассажирского поезда ограждение производится со стороны головы помощником машиниста, а с хвоста — проводником последнего пассажирского вагона укладкой петард на расстоянии 1000 м от головы и хвоста поезда, как указано на рис. 3.17,а.
При остановке остальных поездов ограждение производится помощником машиниста укладкой петард на смежном пути со стороны ожидаемого по этому пути поезда на расстоянии 1000 м от места препятствия (рис. 3.17,б). Если голова поезда находится от места препятствия на расстоянии более 1000 м, петарды на смежном пути укладываются напротив локомотива. Если машинистом поезда будет получено сообщение о том, что по смежному пути отправлен поезд в неправильном направлении, он должен свистком локомотива вызвать помощника машиниста для укладки петард на таком же расстоянии от места препятствия с противоположной стороны.
Рисунок 3.17, а, б
На участках, где обращаются пассажирские поезда со скоростью свыше 120 км/ч, расстояния, на которые необходимо укладывать петарды, устанавливаются начальником дороги. После укладки петард помощник машиниста и проводник вагона должны ожидать возле них приближающийся поезд, показывая красный сигнал в сторону перегона. К ограждению хвоста и головы поезда, имеющего вынужденную остановку на перегоне, а также мест препятствий для движения поездов на смежном пути двухпутного или многопутного перегона по распоряжению машиниста ведущего локомотива могут быть привлечены работники локомотивной бригады, проводники пассажирских вагонов, кондуктора, а также работники других служб.
Контрольные вопросы:
1. Кто производит ограждение последнего вагона?
2. Кто производит ограждение головы поезда?
3. Порядок ограждения?
4. Что такое петарды, для чего они служат?
Содержание отчета
1 Ответить на контрольные вопросы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9
Тема: Ручные сигналы
Тип урока: Практическая работа
Цель занятия: Изучить ручные сигналы
Оснащение: Метод. указания, мини – плакаты
Теоретические сведения:
Ручные сигналы
Ручными сигналами предъявляются требования:
а) красным развернутым флагом днем и красным огнем ручного фонаря ночью - «Стой!» (рис. 4.1).
При отсутствии днем красного флага, а ночью ручного фонаря с красным огнем сигналы остановки подаются: днем - движением по кругу желтого флага, руки или какого-либо предмета; ночью - движением по кругу фонаря с огнем любого цвета (рис. 4.2);
б) желтым развернутым флагом днем и желтым огнем ручного фонаря ночью - «Разрешается движение со скоростью, указанной в предупреждении или в приказе начальника дороги, а при отсутствии этих указаний — со скоростью не более 25 км/ч» (рис. 4.3).
Рисунок 4.1, а, б, 4.2, а, б 4.3, а, б
Желтый огонь ручного фонаря может применяться только в пределах станций. При отсутствии ночью ручного фонаря с желтым огнем сигнал уменьшения скорости на станции может подаваться медленным движением вверх и вниз ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 4.4). Сигнал уменьшения скорости на перегоне ночью во всех случаях должен подаваться только медленным движением вверх и вниз ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (см. рис. 4.4).
Рисунок 4.4
При опробовании автотормозов подаются сигналы: • требование машинисту произвести пробное торможение (после устного предупреждения): днем - поднятой вертикально рукой, ночью - поднятым ручным фонарем с прозрачно-белым огнем (рис. 4.5).
Машинист отвечает одним коротким свистком локомотива и приступает к торможению; • требование машинисту отпустить тормоза: днем - движениями руки перед собой по горизонтальной линии, ночью - такими же движениями ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 4.6). Машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и отпускает тормоза.
Рисунок 4.5, 4.6
Для передачи указания при опробовании автотормозов могут применяться радиосвязь или устройства двусторонней парковой связи.
Дежурный по станции, где ему вменено в обязанность провожать поезда, при отправлении или проходе поезда по станции без остановки показывает: днем - поднятый вертикально в вытянутой руке ручной диск, окрашенный в белый цвет с черным окаймлением, или свернутый желтый флаг; ночью - поднятый ручной фонарь с зеленым огнем или ручной диск с зеленым огнем (рис. 4. 7). Это означает, что поезд может отправиться со станции (с путей, не имеющих выходных сигналов, при наличии соответствующего разрешения на занятие перегона) или следовать безостановочно со скоростью, установленной для прохода по станции.
Указанный сигнал при следовании поезда без остановки показывается до прохода локомотива прибывающего поезда мимо дежурного по станции. Для остановки пассажирского, почтово-багажного и грузопассажирского поезда, не имеющего ее по расписанию, дежурный по станции, где ему вменено в обязанность встречать поезда, должен показывать: днем - ручной красный диск или развернутый красный флаг; ночью - красный огонь ручного фонаря или ручного диска (рис. 4.8).
Рисунок 4.7, 4.8
На станциях, где рабочее место дежурного по станции вынесено на стрелочный пост, дежурный по станции в случае приема поезда на боковой путь или с остановкой на станции (вне зависимости от расписания) показывает: днем - развернутый желтый флаг; ночью - желтый огонь ручного фонаря. Дежурный по станции должен встречать и провожать поезда в головном уборе с верхом красного цвета.
Сигналисты и дежурные стрелочных постов встречают поезда: • в случае пропуска по главному пути без остановки на станции днем - со свернутым желтым флагом; ночью - с прозрачно-белым огнем ручного фонаря (рис. 4.9); • в случае приема поезда на боковой путь или с остановкой на станции днем - с развернутым желтым флагом; ночью - с желтым огнем ручного фонаря (рис. 4.10).
Рисунок 4.9
Рисунок 4.10
Сигналисты и дежурные стрелочных постов провожают поезда, отправляющиеся со станции, во всех случаях со свернутым желтым флагом днем и прозрачно-белым огнем ручного фонаря ночью.
Сигнал остановки с поезда подается машинисту ведущего локомотива: днем - развернутым красным флагом; ночью - красным огнем ручного фонаря.
При отправлении пассажирского поезда со станции после остановки проводники пассажирских вагонов должны показывать в сторону пассажирской платформы (до конца платформы): днем - свернутый желтый флаг; ночью - ручной фонарь с прозрачно-белым огнем. Это указывает на благополучное следование поезда.
На перегонах обходчики железнодорожных путей и искусственных сооружений и дежурные по переездам при свободности пути встречают поезда: днем - со свернутым желтым флагом; ночью - с прозрачно-белым огнем ручного фонаря (рис. 4.11).В местах, огражденных сигналами уменьшения скорости или остановки, они встречают поезда днем или ночью с сигналами, соответствующими установленным на пути.
Рисунок 4.11
Контрольные вопросы:
1. Какие требования предъявляются к ручным сигналам?
2. Что означает красный развернутый флаг днем, красный огонь ручного фонаря ночью?
3.Тоже желтый?
4. Тоже прозрачно-белый?
5.Требования машинисту?
6. Сигналы рукой по горизонтальной линии?
7. Сигналы рукой по вертикально поднятой рукой?
Содержание отчета
1 Ответить на контрольные вопросы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10
Тема: Сигнальные указатели и знаки
Тип урока: Практическая работа
Цель занятия: Изучить сигнальные указатели и знаки
Оснащение: Метод. указания, мини – плакаты
Теоретические сведения:
Маршрутные указатели
В тех случаях, когда необходимо указать путь приема или направление следования поезда или маневрового состава, применяются маршрутные световые указатели направления: белого цвета (цифровые, буквенные или положения), помещаемые на мачтах светофоров или на отдельной мачте (рис. 5.1,а).
Для указания номера пути, с которого разрешено движение поезду, на групповых выходных и маршрутных светофорах устанавливаются маршрутные световые указатели зеленого цвета (рис. 5.1,б).
Рисунок 5.1, а, б
Эти указатели могут использоваться и для указания номера пути, с которого разрешено движение маневрового состава при наличии на выходном или маршрутном светофоре лунно-белого огня.
Стрелочные указатели
Освещаемые стрелочные указатели одиночных стрелок в обе стороны показывают:
• стрелка установлена по прямому пути - днем - белый прямоугольник узкой стороны указателя, ночью - молочно-белый огонь (рис. 5.2,а);
• стрелка установлена на боковой путь - днем широкая сторона указателя, ночью - желтый огонь (рис. 5.2,6).
Рисунок 5.2, а
Рисунок 5.2, б
Положение перекрестных стрелок обозначается двумя обычными стрелочными указателями, которые показывают, что стрелки установлены: • по прямому пути - днем на обоих указателях белые прямоугольники узкой сторон указателей, ночью - молочно-белые огни (рис 5.3,а); • с пересечением прямого пути - днем на обоих указателях широкие стороны указателей, ночью - желтые огни (рис. 5.3,б); • с прямого на боковой путь - днем на ближнем указателе видна широкая сторона указателя, ночью - желтый огонь, а на дальнем - днем видна узкая сторона указателя, ночью - молочно-белый огонь (рис. 5.3,в); • с бокового на прямой путь - днем на ближнем указателе видна узкая сторона указателя, ночью - молочно-белый огонь, а на дальнем - днем видна широкая сторона указателя, ночью - желтый огонь (рис. 5.3,г).
Рисунок 5.3, а, б
Рисунок 5.3 в, г
Неосвещаемые стрелочные указатели показывают:
стрелка установлена по прямому пути — стреловидный указатель стоит ребром вдоль пути (рис. 5.4,а);
стрелка установлена на боковой путь — на белом фоне стрелочного указателя видна черная стрела, направленная в сторону бокового пути (рис 5.4,б).
Рисунок 5.4, а, б
Контрольные вопросы:
1. Когда применяются маршрутные указатели?
2. Какого цвета бывают маршрутные указатели?
3. Что такое стрелочные указатели?
4. Стрелка по прямому пути?
5. Стрелка на боковой путь?
Содержание отчета
1 Ответить на контрольные вопросы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №11
Тема: Указатели путевого заграждения. Указатели перегрева букс
Тип урока: Практическая работа
Цель занятия: Изучить указатели путевого заграждения и перегрева букс
Оснащение: Метод. указания, мини – плакаты
Теоретические сведения:
Указатели путевого заграждения показывают:
«Путь загражден» - днем виден белый круг с горизонтальной черной полосой, ночью - молочно-белый огонь с той же черной полосой (рис. 5.5).
Рисунок 5.5, а, б
«Заграждение с пути снято» - дрем виден белый круг или прямоугольник с вертикальной черной полосой, ночью - молочно-белый огонь с той же черной полосой (рис.5.6).
Рисунок 5.6, а, б
Указатели путевого заграждения на упорах устанавливаются на правом конце бруса и дают сигнальное показание только в сторону пути (рис.5.7). Эти указатели могут быть, освещаемые и неосвещаемые, что определяется техническо-распорядительным актом станции.
Рисунок 5.7
В качестве сигнальных приборов путевого заграждения разрешается использовать типовые стрелочные фонари.
Указатели гидравлических колонок
Указатель гидравлической колонки — фонарь — показывает ночью красный огонь в обе стороны, если поворачивающаяся часть колонки установлена поперек пути, днем видна сама поворачивающаяся часть колонки, окрашенная в красный цвет - сигнал «Стой» (рис. 5.8).
Рисунок 5.8, а, б
Если поворачивающаяся часть колонки установлена вдоль пути, ночью виден в обе стороны прозрачно-белый огонь.
Указатели границы блок - участков
На участках железных дорог, где применяется
автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство
сигнализации и связи, на границах блок-участков устанавливаются сигнальные
знаки со светоотражателями и цифровыми литерными табличками (рис.5.10).
Рисунок 5.10
Контрольные вопросы:
1.Что показывают указатели путевого заграждения?
2.Что показывают указатели гидравлических колонок?
3.Что показывают указатели перегрева букс?
Содержание отчета
1 Ответить на контрольные вопросы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №12
Тема: Сигнал опустить токоприемник. Постоянные сигнальные знаки
Тип урока: Практическая работа
Цель занятия: Изучить сигнал опустить токоприемник и постоянные сигнальные знаки
Оснащение: Метод. указания, мини – плакаты
Теоретические сведения:
Указатели «Опустить токоприемник»
На электрифицированных участках постоянного тока перед воздушными промежутками, где в случае внезапного снятия напряжения в одной из секций контактной сети не допускается проход электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, применяются сигнальные световые указатели "Опустить токоприемник", помещаемые на опорах контактной сети или отдельных мачтах (рис. 5.11).
При появлении на сигнальном указателе мигающей светящейся полосы прозрачно-белого цвета машинист обязан немедленно принять меры к проследованию ограждаемого воздушного промежутка с опущенными токоприемниками. Нормально сигнальные полосы указателей не горят и в этом положении указатели сигнального значения не имеют.
Постоянные сигнальные знаки
В случае применения сигнальных указателей "Опустить токоприемник" перед ним устанавливается постоянный сигнальный знак с отражателями "Внимание! Токораздел" (рис. 5.14,а). Постоянный сигнальный знак "Поднять токоприемник" с отражателями на нем устанавливается за воздушным промежутком в направлении движения (рис.5.14, б).
Рисунок 5.14, а, б
Схема установки сигнальных указателей "Опустить токоприемник" и постоянных сигнальных знаков "Поднять токоприемник" и "Внимание! Токораздел" приведена на рис. 5.15. Размещение их не должно ухудшать видимость и восприятие постоянных сигналов.
При обращении 12-вагонных электропоездов расстояние от воздушного промежутка до постоянного знака «Поднять токоприемник» должно быть не менее 250 м.
Опоры контактной сети, ограничивающие воздушные промежутки, должны иметь отличительный знак - чередующиеся четыре черные и три белые горизонтальные полосы. Первая опора по направлению движения поезда, кроме того, дополнительно обозначается вертикальной черной полосой (рис. 5.16).
Остановка электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками между этими опорами запрещается.
Предельные столбики указывают место, далее которого на пути нельзя устанавливать подвижной состав в направлении стрелочного перевода или глухого пересечения (рис. 5.17,а и б). Предельные столбики у главных и приемо-отправочных путей должны иметь отличительную окраску (см.рис. 5.17,б).
Рисунок 5.17, а, б
Знаки «Граница станции» и «Проводник» (рис. 5.18) указывают границы станции на двухпутных и многопутных участках и места встреч поездов проводниками. Эти знаки могут устанавливаться на одном столбе. Надписи на знаках наносятся с обеих сторон.
Постоянные сигнальные знаки «Начало опасного места» (рис. 5.19,а) и «Конец опасного места» (рис. 5.19,б) с отражателями на них указывают границы участка, требующего проследования его поездами с уменьшенной скоростью. Сигнальный знак «Конец опасного места» помещается на обратной стороне знака «Начало опасного места».
Рисунок 5.18, 5.19, а, б
Предупредительные сигнальные знаки: • знак «С» - подача свистка - устанавливается перед тоннелями, мостами, переездами и т. п. (рис. 5.20); • «Остановка локомотива» (рис. 5.21) устанавливается в местах, определяемых комиссией, назначаемой начальником отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги - главным инженером железной дороги.
Рисунок 5.20, 5.21
Предупредительные сигнальные знаки с отражателями устанавливаются на электрифицированных участках:
«Отключить ток» (рис. 5.22,а) перед нейтральной вставкой;
«Включить ток на электровозе» (рис. 5.22,б);
«Включить ток на электропоезде» (рис. 5.22,в) за нейтральной вставкой.
Рисунок 5.22, а, б, в
Сигнальный знак «Конец контактной подвески» (рис. 5.24) устанавливается на границе контактной сети станции.
Предупредительный сигнальный знак «Остановка первого вагона» (рис. 5.25) устанавливается на пассажирских платформах, где обращаются моторвагонные поезда.
Рисунок 5.24, 5.25
Контрольные вопросы:
1. Где применяются сигналы «опустить токоприемник»?
2. Где помещаются эти сигналы?
3.Обязанности машиниста локомотива при появлении мигающей светящейся полосы прозрачно белого цвета?
Содержание отчета
1 Ответить на контрольные вопросы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №13
Тема: Сигналы, применяемые при маневровой работе
Тип урока: Практическая работа
Цель занятия: Изучить сигналы, применяемые при маневровой работе
Оснащение: Метод. указания, мини – плакаты
Теоретические сведения:
Сигналы, применяемые при маневровой работе
Маневровыми светофорами подаются сигналы: один лунно-белый огонь - «Разрешается производить маневры» (рис. 6.1); один синий огонь - «Запрещается производить маневры» (рис. 6.2).
Рисунок 6.1, 6.2
Разрешение производить маневры может подаваться выходными и маршрутными светофорами одним лунно-белым огнем при погашенном красном огне. Проезд красных огней выходных и маршрутных светофоров в районе маневров может также разрешаться лунно-белым огнем групповых маневровых светофоров.
На станциях однопутных линий, оборудованных автоматической блокировкой, на маневровом светофоре, расположенном на мачте входного светофора со стороны станции, может применяться сигнал один лунно-белый огонь - «Разрешается выход маневрирующего состава за границу станции».
Групповым маневровым светофором, разрешающим маневры в определенном районе станции, подаются сигналы в одну или обе стороны.
На маневровых светофорах в необходимых случаях с разрешения начальника дороги вместо синих могут применяться красные огни.
Для передачи сигналов при производстве маневров толчками на сортировочных вытяжных путях разрешается применение светофорной сигнализации порядком, установленным МПС.
На станциях с электрической централизацией стрелок и сигналов на маневровых светофорах в необходимых случаях может применяться сигнал - два лунно-белых огня - «Разрешается производить маневры; путь, огражденный этим светофором, свободен».
Горочными светофорами подаются сигналы (рис. 6.3):
один зеленый огонь - «Разрешается роспуск вагонов с установленной скоростью»;
один желтый огонь - «Разрешается роспуск вагонов с уменьшенной скоростью»;
один желтый и один зеленый огни - «Разрешается роспуск вагонов со скоростью промежуточной между установленной и уменьшенной»;
один красный огонь - «Стой!»;
буква «Н» на световом указателе белого цвета, горящая одновременно с красным огнем, - «Осадить вагоны с горки на пути парка приема или вытяжной путь».
Рисунок 6.3
Скорость роспуска вагонов на сортировочных горках по одному зеленому огню, одному желтому и одному зеленому огням и одному желтому огню горочных светофоров устанавливается начальником дороги.
В тех случаях, когда видимость сигналов горочного светофора не обеспечивается, для оповещения машиниста о показании горочного светофора применяются повторительные светофоры или горочная автоматическая локомотивная сигнализация. Повторительные и локомотивные светофоры должны сигнализировать теми же огнями, что и основной горочный светофор. На повторительных светофорах, расположенных в середине путей парка приема, вместо красного огня может устанавливаться синий. Для разрешения подачи составов до горочного светофора на путях парка приема, а также для сигнализации на подгорочных путях могут применяться маневровые светофоры. При отсутствии маневровых светофоров проезд выходных и маршрутных светофоров с красным огнем при маневрах разрешается дежурным по станции или по его указанию руководителем маневров лично, по радиосвязи, устройствам двусторонней парковой связи или по сигналу, подаваемому ручным сигнальным прибором.
При маневрах подаются ручные и звуковые сигналы:
«Двинуться локомотиву управлением вперед» - днем движениями над головой развернутого желтого флага, ночью - ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 6.4) или одним длинным звуком;
«Двинуться локомотиву управлением назад» - днем движениями у ног развернутого желтого флага, ночью - ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 6.5) или двумя длинными звуками;
Рисунок 6.4, 6.5
«Тише»— днем медленными движениями вверх и вниз развернутого желтого флага, ночью - ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 6.6) или двумя короткими звуками;
«Стой!» - днем движениями по кругу развернутого красного или желтого флага, ночью - ручного фонаря с любым огнем (рис.6.7) или тремя короткими звуками.
Рисунок 6.6, 6.7
Звуковые сигналы при маневрах подаются ручным свистком или духовым рожком.
Сигналы при маневрах должны повторяться свистками локомотива (моторвагонного состава), подтверждающими принятие их к исполнению.
Задание сигналисту или дежурному стрелочного поста установить стрелку на тот или иной путь может подаваться звуками различной продолжительности (свистками локомотивов и свистками руководителей маневров) или другими средствами в зависимости от технического оснащения станции порядком, указанным в техническо-распорядительном акте станции.
Контрольные вопросы:
Что означает:
1.Один лунно-белый огонь?
2.Один синий огонь?
3.Ручные сигналы при маневровой работе?
4. Звуковые сигналы при маневровой работе?
Содержание отчета
1 Ответить на контрольные вопросы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №14
Тема: Сигналы тревоги и сигнальные указатели
Тип урока: Практическая работа
Цель занятия: Изучить сигналы тревоги и сигнальные указатели
Оснащение: Метод. указания, мини – плакаты
Теоретические сведения:
Сигналы тревоги и сигнальные указатели
Сигналы тревоги подаются гудками, свистками локомотивов (моторвагонных поездов) и дрезин, сиренами, духовыми рожками, воинскими сигнальными трубами, ударами в подвешенные металлические предметы.
Звуки, обозначенные в схеме звуковых сигналов, в случае подачи их ударами воспроизводятся: длинные — часто следуемыми один за другим ударами, а короткие — редкими ударами по числу необходимых коротких звуков.
Сигнал «Общая тревога» подается группами из одного длинного и трех коротких звуков по схеме рис. 9.1 в следующих случаях:
___ . . . ___ . . . ___ . . .
• при обнаружении на пути неисправности, угрожающей безопасности движения;
• при остановке поезда в снежном заносе, крушении поезда и в других случаях, когда требуется помощь.
Сигнал подается при необходимости каждым работником железной дороги.
Сигнал «Пожарная тревога» подается группами из одного длинного и двух коротких звуков по схеме рис. 9.2.
___. .___. .___. .
Сигнал подается при необходимости каждым работником железной дороги.
Сигнал «Воздушная тревога» подается протяжным звучанием сирен, а также рядом коротких звуков непрерывно в течение 2—3 минут по схеме рис. 9.3.
. . . . . . . . . . . . . . .
На станциях, заводах и других предприятиях МПС, расположенных в городах, сигнал воздушной тревоги, поданный в городе сиренами или переданный по радиотрансляционной сети, немедленно повторяется сиренами, а также свистками локомотивов (моторвагонных поездов) и дрезин и гудками.
На станциях, заводах и других предприятиях МПС, расположенных вне городов, сигнал воздушной тревоги подается этими же средствами по распоряжению соответственно начальника станции, завода, предприятия.
На перегонах сигнал воздушной тревоги подается свистками локомотивов (моторвагонных поездов) и дрезин: • в воинских поездах — по распоряжению наблюдателя, выделяемого из личного состава перевозимой части; • в других поездах — машинистом локомотива, ведущего поезд.
При наличии железнодорожной радиотрансляционной сети (в поездах, на станциях, заводах и других предприятиях МПС) оповещение о подаче сигнала воздушной тревоги производится также через эту сеть.
Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» подается в течение 2—3 минут: • на перегонах — свистками локомотивов (моторвагонных поездов) и дрезин группами из одного длинного и одного короткого звуков по схеме рис. 9.4; • на станциях, заводах и других предприятиях МПС — частыми ударами в подвешенные металлические предметы.
___ . ___ . ___ .
Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» на станциях, заводах и других предприятиях МПС подается по распоряжению соответственно начальника станции, завода, предприятия, а на перегонах — машинистом ведущего локомотива (моторвагонного поезда) и водителем дрезины.
При наличии железнодорожной радиотрансляционной сети оповещение о радиоактивной или химической опасности производится также и через эту сеть передачей текста указанных сигналов.
Об окончании воздушной тревоги, а также миновании угрозы поражения радиоактивными или отравляющими веществами работники железных дорог и пассажиры оповещаются:
• на станциях, заводах и других предприятиях МТ РК — по указанию соответственно начальника станции, завода, предприятия или лица, им уполномоченного, через радиотрансляционную сеть и другие средства связи, включая и посыльных;
• в пассажирских поездах — по указанию начальника поезда (механика-бригадира), передаваемому через работников, обслуживающих поезд и по поездной радиотрансляционной сети;
• в людских и воинских поездах — по указанию начальника эшелона средствами связи эшелона при получении извещения от дежурного по станции;
• в грузопассажирских, почтово-багажных и грузовых поездах — дежурным по станции.
Для предупреждения локомотивных бригад и других работников, обслуживающих поезд, о следовании поезда на зараженный участок, а также для предотвращения входа людей на него без индивидуальных средств защиты (противогазов, защитных костюмов и др.) такой участок ограждается специальными указателями «Заражено» (рис. 9.1).
Указатели «Заражено» на станциях и перегонах устанавливаются на расстоянии не более 50 м от границ зараженного участка. Перегоны, кроме того, с обеих сторон зараженного участка с правой стороны по направлению движения на расстоянии 1200 м от первых указателей «Заражено» ограждаются вторыми такими же указателями. Указатели «Заражено» устанавливаются на обочине земляного полотна или в междупутье.
Перед первым по ходу поезда указателем «Заражено» или перед местом, указанным в уведомлении, полученном от дежурного по станции о наличии зараженного участка (независимо от того, огражден участок указателями или нет), машинист ведущего локомотива обязан подать сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» и проследовать зараженный участок с установленной скоростью.
Указатели «Заражено» ночью должны освещаться.
Рисунок 9.1
Сигнальные огни светофоров, фонарей, стрелочных указателей, поездных, ручных и других сигналов должны обеспечиваться светомаскировочными устройствами.
Контрольные вопросы:
1.Как подаются сигналы тревоги?
2.Как обозначается сигнал: «общая тревога»?
3.То – же «пожарная тревога»?
4. То - же «радиационная опасность» или «химическая тревога»?
5.То – же «воздушная тревога»?
Содержание отчета
1 Ответить на контрольные вопросы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №15
Тема: Сигналы, применяемые для обозначения поезда и локомотивов
Тип урока: Практическая работа
Цель занятия: Изучить сигналы применяемые для обозначения поезда и локомотивов
Оснащение: Метод. указания, мини – плакаты
Теоретические сведения:
Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и других подвижных единиц
Голова поезда при движении на однопутных и по правильному пути на двухпутных участках днем сигналами не обозначается, ночью обозначается двумя прозрачно-белыми огнями фонарей у буферного бруса (рис. 7.1,а).
«Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и других подвижных единиц» все указания по размещению сигналов с правой или левой стороны даны по направлению движения.
Голова поезда при движении по неправильному пути обозначается днем и ночью — красным огнем фонаря с левой стороны, а с правой стороны — прозрачно-белым огнем фонаря (рис. 7.1, б).
Рисунок 7.1 а б
На локомотиве, следующем в голове поезда или без вагонов, при движении на однопутных и по правильному и неправильному пути на двухпутных участках ночью добавляется сигнальный прозрачно-белый огонь прожектора. Голова моторвагонного поезда ночью может обозначаться и одним прозрачно-белым огнем прожектора.
Голова грузового поезда при движении вагонами вперед на однопутных и по правильному пути на двухпутных участках днем сигналами не обозначается, ночью обозначается прозрачно-белым огнем фонаря у буферного бруса (рис. 7.2, а).
При движении вагонами вперед по неправильному пути голова грузового поезда обозначается: днем - развернутым красным флагом, показываемым с левой стороны сопровождающим поезд работником, находящимся на передней переходной площадке; ночью - прозрачно-белым огнём фонаря у буферного бруса и красным огнём ручного фонаря, показываемым с левой стороны сопровождающим поезд работником (рис. 7.2, б).
Рисунок 7.2 а б
Хвост поезда при движении на однопутных и по правильному и неправильному пути на двухпутных участках обозначается: грузового и грузопассажирского днем и ночью красным диском со светоотражателем у буферного бруса с правой стороны (рис. 7.3,а); пассажирского и почтово-багажного днем и ночью — тремя красными огнями (рис. 7.3, б).
Рисунок 7.3, а, б
При прицепке грузового вагона, не имеющего постоянных сигнальных фонарей, хвост пассажирского и почтово-багажного поезда обозначается: днем — красным диском или развернутым красным флагом у буферного бруса с правой стороны; ночью — одним красным огнем буферного фонаря с правой стороны (рис. 7.4, а).
Локомотив, находящийся в хвосте грузового поезда, а также локомотив, следующий без вагонов, сзади обозначаются: днем и ночью — красным огнем фонаря у буферного бруса с правой стороны (рис. 7.4, б).
Рисунок 7.4 а б
Подталкивающий локомотив и дрезина несъемного типа обозначаются сигналами так же, как и локомотив без вагонов.
Подталкивающий локомотив и хозяйственный поезд при возвращении с двухпутного перегона по неправильному пути обратно на станцию отправления обозначаются сигналами следования по неправильному пути.
В случае разрыва на перегоне грузового поезда хвост части поезда, отправляемой на станцию, обозначается: днем — развернутым желтым флагом у буферного бруса с правой стороны; ночью — желтым огнем фонаря (рис. 7.5, а).
Последняя убираемая часть поезда обозначается так же, как хвост грузового поезда.
Поезда на многопутных участках обозначаются сигналами так же, как на однопутных и двухпутных, в зависимости от способа движения по одному или другому пути многопутного участка.
Снегоочиститель при движении на однопутных и по правильному пути на двухпутных участках обозначается:
• если в голове снегоочиститель: днем — два желтых развернутых флага на боковых крюках; • ночью — два желтых огня боковых фонарей, а в сторону локомотива — два прозрачно-белых контрольных огня (рис. 7.5, б);
• если в голове локомотив: днем — два желтых развернутых флага у буферных фонарей; ночью — два желтых огня буферных фонарей (рис. 7.6, а).
Хвост снегоочистителя обозначается, как хвост одиночно следующего локомотива.
Снегоочистители при движении их в голове по неправильному пути на двухпутных участках обозначаются: днем — два желтых развернутых флага и красный развернутый флаг под желтым слева на боковых крюках; ночью — соответственно два желтых и один красный огни фонарей, а в сторону локомотива — три прозрачно-белых контрольных огня (рис. 7.6, б).
Рисунок 7.5 а б
Если в голове локомотив, то он обозначается так же, как снегоочиститель при движении в голове (см. рис. 7.6, б).
Рисунок 7.6 а б
Локомотив при маневровых - передвижениях, в том числе при следовании к составу и от состава поезда, ночью должен иметь по одному прозрачно-белому огню впереди и сзади на буферных брусьях со стороны основного пульта управления локомотивом.
Дрезины съемного типа, съемные ремонтные вышки на электрифицированных участках, путевые вагончики и другие съемные подвижные единицы при нахождении на перегоне должны иметь:
• на однопутных и при движении по неправильному пути на двухпутных участках — днем прямоугольный щит, окрашенный с обеих сторон в красный цвет, или развернутый красный флаг на шесте, а ночью — спереди и сзади красный огонь фонаря, укрепленного на шесте;
• на двухпутных участках при следовании по правильному пути — днем прямоугольный щит, окрашенный с передней стороны в белый и с задней в красный цвет, а ночью — впереди прозрачно-белый огонь и сзади красный огонь фонаря, укрепленного на шесте.
Съемные ремонтные вышки и путевые вагончики на перегоне должны быть, кроме того, ограждены с обеих сторон переносными или ручными красными сигналами, переносимыми одновременно с передвижением ремонтной вышки и вагончика, в зависимости от руководящего спуска и максимальной допускаемой скорости на перегоне.
При работе на станции съемная ремонтная вышка и путевой вагончик должны иметь днем щит, окрашенный с обеих сторон в красный цвет, или красный флаг на шесте, а ночью—спереди и сзади красный огонь фонаря, укрепленного на шесте.
При движении по станционным путям и стрелочным переводам съемная ремонтная вышка и путевой вагончик, кроме того, должны быть ограждены на расстоянии не менее 50 м с обеих сторон переносными или ручными красными сигналами, переносимыми одновременно с передвижением съемной ремонтной вышки и путевого вагончика.
Ограждение с обеих сторон путевых тележек разного типа и других съемных подвижных единиц, применяемых при работах, производится в случаях, предусмотренных инструкцией МТ РК.
Если на двухпутном или многопутном участке по смежному пути будет следовать встречный поезд, то красный сигнал, ограждающий съемную ремонтную вышку, путевой вагончик или другую съемную подвижную единицу с передней стороны, до прохода поезда снимается.
На двухпутных электрифицированных участках, кроме участков, оборудованных двусторонней автоблокировкой, и участков, где пассажирские поезда обращаются со скоростью более 120 км/ч, допускается ограждение съемных ремонтных вышек только со стороны движения поездов по правильному пути. Порядок организации работы съемных ремонтных вышек на таких участках, обеспечивающий безопасность движения поездов, устанавливается, с учетом местных условий, начальником дороги на основании указаний МТ РК.
Работники железной дороги, ограждающие съемные ремонтные вышки, путевые вагончики и другие съемные подвижные единицы, а также работники, руководящие передвижением съемных единиц, должны быть снабжены, кроме переносных щитов, ручных флагов и сигнальных фонарей, петардами и духовыми рожками для подачи сигналов о приближении поезда, а также сигналов для остановки поезда, если это потребуется.
Контрольные вопросы:
1.Как обозначается голова поезда?
2.Что означает два прозрачно-белых огня фонарей у буферного бруса?
3.Что означает красный огонь, фонарь с левой стороны?
4. То – же прозрачно-белый с правой стороны?
Содержание отчета
1 Ответить на контрольные вопросы
Список литературы
1. Правила технической эксплуатации железных дорог Республики Казахстан. Утв. 17 февраля 2001 г. МТК № 109-1.с изменениями и дополнениями, внесёнными приказом МТК РК от 30 октября 2001 г. №315-1 – Астана.: 2001. – 192 с.
2. Инструкция по движению поездов и маневровой работы на железных дорогах Республики Казахстан. УТВ. 17 августа 2000 г. МТК №364-1 – Астана.: 2001 –286 с.
3. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Республики Казахстан. Утв. 17 августа 2000 г. МТК №364-1. –Астана.: 2001. –128 с.
4. Устав о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, М; «Транспорт», 1994 г.
5. Приказ МТК РК. №70 от.19.03.96. «О мерах обеспечения безопасности движения на ж.д. транспорте».
6. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ. УТВ. 31.12.97 г. ЦШ/530. – М.: Трансиздат, 1998. –97 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.