Тема: Практические способы построения параллельных прямых .
Класс: 7
Тип урока: урок применения знания.
Форма урока: урок исследования.
Цели: познакомить учащихся с различными способами построения параллельных прямых.
Задачи:
§ Обучающие
- Формулировать определение параллельных прямых, лучей и отрезков; строить с помощью чертежных инструментов;
- Научить строить параллельные прямые с помощью линейки, угольника.
- Научить строить параллельные прямые, используя инструменты ИГС GeoGebra;
- Научить
использовать иллюстративный материал и технические средства для более легкого
освоения информации.
§ Развивающие
- развивать умение осуществлять перенос знаний и умений в новой нестандартной ситуации;
- развивать умение анализировать информацию
- создать условия для развития познавательного интереса к математике
§ Воспитательные
- воспитывать самостоятельность, интерес к предмету
- воспитание математической культуры и речи
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, мобильный класс, презентация к уроку (ссылка на презентацию https://www.slideserve.com/VERIK100100/9952734-powerpoint-ppt-presentation ), линейка, карандаш, листы для исследовательской работы.
Методы контроля: индивидуальная, фронтальная.
Планируемые результаты.
§ Предметные умения:
Умеют работать с геометрическим текстом, анализировать его, извлекать необходимую информацию
§ Универсальные учебные действия:
|
Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
Познавательные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий.
Коммуникативные: стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; подбирают аргументы для доказательства своей позиции в сотрудничестве.
Регулятивные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки.
План урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация к учебной деятельности.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Применение знаний.
5. Итог урока.
6. Постановка домашнего задания.
7. Рефлексия.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
1. Организационный этап. |
Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания учеников. (Слайд1) |
Включение в рабочий ритм урока. В тетрадь. Записываем дату и «Классная работа» |
Коммуникативные УУД (Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками). |
2. Мотивация к учебной деятельности |
Ребята, подумайте, что общего между трамвайными рельсами, школьной тетрадью, березовым листом и корой березы. (Слайд 2) |
Учащиеся рассуждают, обосновывают свои предположения (эти объекты объединяет понятие параллельности: тетради разлинованы параллельными линиями, трамвайное полотно состоит из шпал и рельсов, пластина листа состоит из жилок, а кора из рубчиков) |
Познавательные УУД (Поиск и выделение необходимой информации, осознанное высказывание, формирование мыслительных операций). Коммуникативные УУД (Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Регулятивные УУД (Целеполагание). Личностные УУД (Самоопределение, смыслообразование). |
|
Люди всегда все подмечали, искали ответы на многие вопросы. Первым ученым кто обобщил знания о параллельных прямых был Евклид, древнегреческий ученый. (Слайд 3) |
Учащиеся слушают информацию из истории математики по данной теме |
Познавательные УУД (Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта). |
|
Так уж важны для нас параллельные прямые, может быть без них можно существовать? Почему линии в тетрадях параллельны? Почему рельсы параллельны? Почему стены домов параллельны? |
Учащиеся рассуждают, обосновывают свои предположения
Если бы они не были параллельными, значит, они соприкасались друг с другом, а это привело к замыканию, пробоям, при которых электрическая цепь размыкается и ток отключается. Если бы рельсы не были параллельными, то они где-нибудь бы сходились и трамвай потерпел бы крушение. Если бы стены не были параллельны, то они упали бы и дом невозможно было бы построить |
Познавательное УУД (Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы). Коммуникативные УУД (Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других). Регулятивные (Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся). Личностные УУД (Проявление познавательного интереса к изучению предмета). |
|
Конечно, нам, как современным людям нужно уметь строить параллельные прямые. Если будем прокладывать садовые дорожки, делать в саду грядки, сбивать штакетник. |
|
Познавательные УУД (Поиск и выделение необходимой информации, осознанное высказывание, формирование мыслительных операций). Коммуникативные УУД (Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи). |
|
Что нам нужно для построения параллельных прямых? (Слайд 4) |
Линейка, угольник и подручные материалы.
|
|
|
Ребята, перед вами фотография березового листа и коры. Попробуйте увидеть и построить параллельные прямые. (Слайд 5) (Приложение 1) |
Ученики, строят параллельные прямые. |
Познавательные УУД (Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Делают вывод о том, что в природе очень много параллельности) Личностные УУД (Проявление познавательного интереса к изучению предмета). |
|
А, теперь ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Слайд 6) |
Построение параллельных прямых
|
Познавательные УУД (Поиск и выделение необходимой информации для решения проблемы, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование). Коммуникативные УУД (Умение полно и точно выражать свои мысли). Регулятивные УУД (Целеполагание, планирование, составление плана выполнения задания совместно с учителем). Личностные УУД (Проявление познавательного интереса к изучению предмета). |
|
Сегодня на уроке мы познакомимся с способами построения параллельных прямых |
В тетрадь записывают тему урока |
|
3 Актуализация знаний |
Повторим теоретический материал, так: на слайде рисунок, к рисунку формулируете вопрос и отвечаете на него. (Работа в парах: каждому ученику по 2 вопроса и 2 ответа) (Слайд 7) |
1. Какие прямые называются параллельными? Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются. 2. Какие два отрезка называются параллельными? Два отрезка называются параллельными, если они лежат на параллельных прямых. 3. Что такое секущая? Прямая называется секущей, если она пересекает две прямые в двух точках. 4. Назовите пары углов, которые образуются при пересечении двух прямых секущей? (накрест лежащие, соответственные, односторонние) |
|
4 Способы построения параллельных прямых |
|
|
|
а) Построение с помощью линейки и угольника |
Откройте учебники на стр. 55, рис 103. С помощью каких инструментов построили параллельные прямые? Объясните алгоритм построения параллельных прямых. Читаем алгоритм построения параллельных прямых на стр. 55 п26 второй абзац. Задание. Построить в тетради параллельные прямые а и в с помощью линейки и угольника. (Слайд 8) |
Ученики делают предположения.
|
Познавательные УУД (Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы). Коммуникативные УУД (умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи). Регулятивные УУД (Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия). |
|
Посмотрите текст темы и скажите какими инструментами пользуются для построения параллельных прямых. |
Рейшина (используется в чертежной практике), малка (при выполнении столярных работ) |
Познавательные УУД (Выделение существенной информации. Логические умозаключения). Коммуникативные УУД (Вметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия). Регулятивные УУД (Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи). Личностные УУД (Проявление познавательного интереса к изучению предмета). |
б) Построение параллельных прямых с помощью рейсшины
|
Специальный чертежный инструмент – рейсшина. Рейсшина – чертежный прибор для проведения параллельных линий, который состоит из линейки с поперечной планкой
|
|
|
в) Построение параллельных прямых с помощью малки
|
|
|
|
г) Построение параллельных прямых с помощью скобы |
|
|
|
|
Мы живем в мире компьютерных технологий, поэтому можно предположить, что существуют программы, в которых можно построить параллельные прямые. Подумайте, в каких сферах деятельности могут применяться такие программы? Существует много компьютерных программ, таких как КОМПАС, CAD-Model-R.ru, но мы познакомимся на уроке с онлайн версией программы GeoGebra. (Слайд 9) |
Компьютерные программы используются у архитекторов, дизайнеров (мебели и одежды), при разработке деталей для технического оборудования. |
Регулятивные (Умение слушать в соответствие с целевой установкой). Личностные УУД (Проявление познавательного интереса к изучению предмета). |
д) Построение параллельных прямых с помощью компьютерной программы GeoGebra
|
Итак, перед вами лежат листы с алгоритмом работы в программе GeoGebra (Приложение 2) (Слайд 10) Внимательно читаем и выполняем каждую команду алгоритма. Зайдите по ссылке https://www.geogebra.org/ |
Дети работают за ПК в парах |
Познавательные УУД (Поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное применение полученных знаний, рефлексия способов действия, анализ и синтез. Формирование исследовательской деятельности). Коммуникативные УУД (Умение слушать, оценивать, корректировать ответы одноклассников, полно и точно выражать свои мысли). Регулятивные УУД (Планирование последовательности действий, контроль, коррекция, саморегуляция). Личностные УУД (Проявление познавательного интереса к изучению предмета). |
5. Итог урока |
Ребята, подведем итог урока. С помощью каких инструментов можно построить параллельные прямые? |
Учащиеся отвечают на вопрос |
Коммуникативные УУД (Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию). Регулятивные УУД (Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний, обучающихся). |
6. Домашнее задание |
Читать стр. 55 п.26, №193, 195. Дополнительно, для любознательных: изучить построение параллельных прямых в программе https://cad.model-r.ru/ (Слайд 11) |
Дети записывают д/з в дневник |
Личностные УУД (нравственный аспект поведения). Познавательные УУД (Формирование исследовательской деятельности). |
7. Рефлексия (слайд) |
Ребята, поделитесь впечатлением о сегодняшнем уроке: На уроке я узнал… Теперь я понял… Мне понравилось… (Слайд 12)
|
Регулятивные УУД (оценка, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы). Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи). Личностные УУД (нравственно- этическая ориентация, смыслообразование). |
Приложение 1
Приложение 2
Алгоритм
построения параллельных прямых
с помощью программы GeoGebra
Цель: освоение построения параллельных прямых, используя инструменты ИГС GeoGebra
Ход работы:
1 шаг. Заходим по ссылке https://www.geogebra.org/
2 шаг. Выбираем из «Мощные математические приложения» пункт «Геометрия»
ü ЗАДАНИЕ 1. Выполняем №194 стр. 56
Алгоритм выполнения:
1 шаг. На рабочем полотне строим треугольник с помощью инструмента Poygon
2 шаг. Выбираем инструмент Parallel Line / кликаем по вершине А, затем по противолежащей ей стороне ВС. (и так делаем для каждой вершины)
У вас должно получиться следующее:
3 шаг. Попробуйте, построить прямые параллельные построенным.
Выбираем инструмент Parallel Line / кликаем по выбранной линии (видим, что появился дубликат линии) и перемещаем копию в нужное место.
4 шаг. Изменим цвет построенной линии, проходящей через точку D, выбираем Edit / Select, выделяем участок этой прямой выбранным инструментом, подводим указатель мыши на прямую и кликаем правой кнопкой.
Поработайте с цветом, толщеной и видом прямой.
ü ЗАДАНИЕ 2. Построить односторонние углы
Алгоритм выполнения
1 шаг. Строим две или три параллельные прямые. Выбираем инструмент BasicTools / Line и строим первую прямую
2 шаг. Выбираем Parallel Line / кликаем по выбранной линии (видим, что появился дубликат линии) и перемещаем копию в нужное место
3 шаг. Изменим цвет линий, для этого выбираем Edit / Select, подводим указатель мыши на прямую и кликаем правой кнопкой.
4 шаг. Строим секущую. Выбрали инструмент BasicTools / Line,
Кликнули в точке Е, затем, например, в D – у вас построилась секущая.
5 шаг. Укажите на чертеже односторонние углы (подумайте каким инструментом пользуемся)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.