КОМИТет по науке и высшей школе
Санкт-Петербургское государственное
БЮДЖЕТНОЕ профессиональное образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий,
финансов и права»
методические рекомендации
по выполнению ПРактических заданий
по учебной дисциплине
«статистика»
Специальность 38.02.06 Финансы
Санкт-Петербург
Методические рекомендации по выполнению практических заданий по ОП.02 «Статистика» для студентов составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине, по специальности 38.02.06 «Финансы»
СОГЛАСОВАНО |
|
|
|||
На заседании цикловой комиссии № 38.02.06 |
|
||||
Протокол № |
|
т |
20 г. |
||
Председатель ЦК № 38.02.06 |
|
И.Г. Захарова |
|||
|
(подпись) |
|
|||
УТВЕРЖДЕНЫ |
|
||||
Учебно-методический совет техникума |
|
||||
Протокол № |
|
От |
20 г. |
||
Методист |
|
О.В. Корнилова |
|||
|
(подпись) |
|
|||
Оглавление
Перечень практических занятий. 11
Пояснительная записка. 4
Практическое занятие №1 «Классификация признаков статистической совокупности». 12
Практическое занятие №2 «Формы, виды и способы статистического наблюдения». 15
Практическое занятие №3 «Проведение сводки и группировки статистических данных». 20
Практическое занятие №4 «Основные элементы ряда распределения». 27
Практическое занятие №5 «Графическое изображение статистических данных». 34
Практическое занятие №6 «Средние величины». 42
Практическое занятие №7 «Ряды динамики». 48
Практическое занятие № 8 «Базисные и цепные индексы». 57
Методические рекомендации к практическим занятиям по ОП.02 «Статистика» разработаны исходя из рабочей программы по дисциплине, составленной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.06 «Финансы» базовый уровень подготовки.
Цель проведения практических занятий по дисциплине «Статистика»:
Код ОК, ПК |
Умения |
Знания |
ОК 01. |
распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; |
актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК 02. |
определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска |
номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации
|
ОК 03. |
определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования |
содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования
|
ОК 04. |
организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности |
психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности
|
ОК 05. |
грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе
|
особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений.
|
ОК 09. |
применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение |
современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
ОК 11. |
выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план |
основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации;
|
ПК 1.1. |
проводить статистическое наблюдение и выявлять ошибки регистрации и ошибки репрезентативности; составлять групповые и комбинированные статистические таблицы; применять среднюю арифметическую взвешенную при расчете бюджетных проектировок; рассчитывать индивидуальные и общие (сводные) индексы |
этапы проведения статистического наблюдения, арифметический и логический контроль информации; правила составления статистических таблиц; методика расчета средних величин; понятие об индексируемой величине и весах (измерителях индекса) |
ПК 1.4. |
рассчитывать относительные показатели динамики, планового задания, выполнения плана, структуры; рассчитывать среднюю хронологическую и показатели изменения уровней рядов динамики базисным и цепным способом |
методику расчета относительных величин методику расчета средних величин рядов динамики, связь между цепными и базисными показателями рядов динамики |
ПК 1.5. |
проводить статистическое наблюдение; составлять групповые и комбинированные статистические таблицы; графически изображать статистические данные |
виды, формы и способы статистического наблюдения; правила группировки статистических данных; элементы статистического графика; виды графиков по форме графического образа и способу построения |
ПК 2.1. |
рассчитывать абсолютные показатели в стоимостных единицах измерения, рассчитывать относительные показатели в процентах и коэффициентах, необходимых для расчета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации |
методики расчета абсолютных и относительных величин;
|
ПК 2.3. |
проводить статистическое наблюдение уплаченных налогов, сборов и страховых взносов в бюджет бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетные фонды; рассчитывать абсолютные и относительные показатели |
этапы проведения статистического наблюдения, формы статистического наблюдения, арифметический и логический контроль информации; методики расчета абсолютных и относительных величин |
ПК 3.1. |
рассчитывать относительные показатели динамики, планового задания, выполнения плана, структуры; рассчитывать среднюю хронологическую и показатели изменения уровней рядов динамики базисным и цепным способом
|
методику расчета относительных величин методику расчета средних величин рядов динамики, связь между цепными и базисными показателями рядов динамики |
ПК 3.2. |
осуществлять сводку и группировку статистических данных; составлять групповые и комбинированные статистические таблицы; |
правила сводки и группировки статистических данных; ряды распределения (атрибутивные и вариационные) |
ПК 3.3. |
рассчитывать показатели вариации, экономические индексы; составлять статистические таблицы; графически изображать статистические данные |
методику расчета показателей вариации и экономических индексов; правила построения статистических таблиц, виды графиков |
ПК 4.2. |
проводить статистическое наблюдение и выявлять ошибки регистрации и ошибки репрезентативности; составлять групповые и комбинированные статистические таблицы рассчитывать среднюю хронологическую и показатели изменения уровней рядов динамики |
этапы проведения статистического наблюдения, арифметический и логический контроль информации; правила составления статистических таблиц; методику расчета средних величин рядов динамики |
Методические указания устанавливают состав, содержание и оформление задания, содержит список рекомендуемой литературы.
Цель проведения практических занятий дисциплины «Статистика» – сформировать у обучающихся представления о различных приемах и методах решения типовых задач по основным разделам курса.
Методические указания составлены с целью оказания практической помощи преподавателям и обучающимся при выполнении практических заданий.
Методические рекомендации составлены для обучающихся специальности 38.02.06 «Финансы» для выполнения практических заданий на основании:
– Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 38.02.02 «Финансы»;
– рабочей программы ОП.02. «Статистика»;
– контрольно-оценочных средств ОП.02. «Статистика»;».
В процессе выполнения практических занятий студент должен:
- овладеть умениями:
1. проводить статистическое наблюдение и выявлять ошибки регистрации и ошибки репрезентативности;
2. составлять групповые и комбинированные статистические таблицы;
3. применять среднюю арифметическую взвешенную при расчете бюджетных проектировок;
рассчитывать индивидуальные и общие (сводные) индексы
4. проводить статистическое наблюдение и выявлять ошибки регистрации и ошибки репрезентативности;
5. составлять групповые и комбинированные статистические таблицы;
6. применять среднюю арифметическую взвешенную при расчете бюджетных проектировок;
рассчитывать индивидуальные и общие (сводные) индексы
7. проводить статистическое наблюдение и выявлять ошибки регистрации и ошибки репрезентативности;
8. составлять групповые и комбинированные статистические таблицы;
9. применять среднюю арифметическую взвешенную при расчете бюджетных проектировок;
рассчитывать индивидуальные и общие (сводные) индексы
10. проводить статистическое наблюдение и выявлять ошибки регистрации и ошибки репрезентативности;
11. составлять групповые и комбинированные статистические таблицы;
- овладеть опытом:
1. проведения статистического наблюдения, арифметического и логического контроля информации;
2. составления статистических таблиц;
3. расчета относительных величин
4. расчета средних величин рядов динамики, связь между цепными и базисными показателями рядов динамики
5. расчета показателей вариации и экономических индексов;
6. построения статистических таблиц,
7. построения графиков.
Методические указания для проведения практических занятий состоят из:
- теоретической части, где систематизированы основные теоретические понятия необходимые для проведения задания;
- практической части, где сформулированы задания, которые необходимо выполнить в ходе работы;
- списка контрольных вопросов, ответы на которые позволяют подготовиться к защите отчета по выполненной практического задания.
Основные положения и требования к оформлению практических заданий
Общие положения
Практическое занятие – одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретения практических умений и навыков, опыта творческой деятельности.
Одной из форм текущего контроля успеваемости обучающихся на практических занятиях являются практические задания.
Цель практического задания – приобретение умений и навыков практической деятельности по изучаемой дисциплине.
Задачи практических заданий:
− закрепление, углубление, расширение и детализация знаний студентов при решении конкретных задач;
− развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности;
− овладение новыми методами и методиками изучения конкретной учебной дисциплины;
− обучение приемам решения практических задач;
− выработка способности логического осмысления полученных знаний для выполнения заданий;
− обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.
При выполнении практических заданий имеется возможность сочетать разнообразные виды деятельности обучаемых: фронтальную, групповую, занятия по парам, индивидуальную. Это создает условия для дифференциации и индивидуализации работы с отдельными студентами, а также для отработки и закрепления разнообразных умений и навыков. Практические задания служат для обучения методам применения теории конкретной учебной дисциплины.
Виды и содержание практических заданий
По характеру выполняемых студентами заданий практические задания подразделяются на:
− ознакомительные, проводимые с целью закрепления и конкретизации изученного теоретического материала;
− аналитические, ставящие своей целью получение новой информации на основе формализованных методов;
− творческие, связанные с получением новой информации путем самостоятельно выбранных подходов к решению задач.
Содержание практических заданий составляют:
1. Выполнение расчетных заданий.
Расчетное задание представляет собой четко сформулированную математическую задачу с указанием конкретных параметров, расчеты которых необходимо произвести.
Например, найти темпы прироста за определенный период времени, найти моду и медиану и т.д.
2. Выполнение расчетно-аналитических заданий: рассчитать и проанализировать показатели (социальные, экономические, финансовые), сделать соответствующие выводы, дать оценку ситуации, определить влияние отдельных факторов и условий на развитие ситуации.
Например, на рассчитать провести группировку данных, рассчитать средние величины и сделать выводы.
3. Выполнение аналитических заданий: проанализировать факторы, характеризующие определенную ситуацию, составить аналитическую записку, дать оценку этой ситуации.
Например, дать определить форму, вид и способ статистического наблюдения.
4. Закрепление и углубление теоретического материала, полученного на лекционных занятиях. Предполагает самостоятельный сбор обучающимся дополнительной информации по определенному аспекту рассмотренного на лекции вопроса, изучение практических примеров, оформление результатов в письменном виде.
Например, собрать данные для проведения статистического исследования.
5. Проведение исследования на определенную тему.
Например, составить потребительскую корзину и рассчитать показатель инфляции за каждый месяц, ее изменение.
6. Работа с основными терминами: изучение и толкование терминов по определенной теме, кроссворд.
Например, дать понятия терминов, сопоставить термин и его определение, составить кроссворд, решить кроссворд.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Задание на практические занятия составляются преподавателем. Объем и сложность практического задания устанавливается преподавателем, с использованием индивидуального подхода к обучению.
Перед началом практического задания преподаватель объясняет цели и задачи задание, оговаривает с обучающимися сроки, объем и содержание задания.
Преподаватель контролирует ход выполняемой работы. Законченная обучающимся работа представляется преподавателю, который после проверки засчитывает ее.
Практические задания оформляются при необходимости графиками, таблицами и должны удовлетворять требованиям удобочитаемости.
Практические задания могут выполняться как индивидуально, так и небольшими группами. При выполнении практических заданий следует руководствоваться следующими общими рекомендациями.
Для выполнения практического задания необходимо внимательно прочитать задание, повторить лекционный материал по соответствующей теме, изучить рекомендуемую литературу, в т.ч. дополнительную; если задание выдается по вариантам, то получить номер варианта исходных данных у преподавателя, либо подобрать исходные данные самостоятельно, используя различные источники информации (по конкретной организации, органу власти, региону, муниципальному образованию и т.п.).
Для выполнения практического задания может использоваться метод малых групп. Работа в малых группах предполагает решение определенных образовательных задач в рамках небольших групп с последующим обсуждением полученных результатов. Этот метод развивает навыки сотрудничества, достижения компромиссного решения, аналитические способности.
1. Для выполнения расчетных заданий обучающемуся необходимо:
− составить алгоритм решения, при выполнении обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса;
− решение записывать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, не забывая указывать единицы измерения;
− довести решение до окончательного ответа, которого требует условие задания.
2. Выполнение расчетно-аналитических заданий осуществляется в следующей последовательности:
− изучить показатели, характеризующие определенную ситуацию, и формулы для их расчета;
− выявить, какие факторы влияют на величину этих показателей;
− найти числовые значения показателей;
− сделать соответствующие выводы.
Например, для определения динамики производства легковых автомобилей, необходимо с помощью показателя Темп прироста рассчитать данный показатель от года к году, далее определить, какие факторы могли повлиять на изменение данного показателя и сделать соответствующие выводы
3. Для выполнения аналитических заданий необходимо определить, какой методикой можно воспользоваться, чтобы выполнить задание, изучить эту методику;
− определить, какую информацию необходимо собрать для выполнения задания;
− подготовить исходные данные для их анализа;
− проанализировать собранную информацию,
- сделать соответствующие выводы;
− дать оценку ситуации.
Например, для того, чтобы провести оценку инфляции за период, необходимо каждый месяц собирать данные о ценах, рассчитывать индексы (цепные и базисные), делать выводы об изменении индекса цен.
4. Практические задания, заключающиеся в работе с различными документами, предполагают ознакомление с назначением, структурой и содержанием конкретных документов, требованиями к их составлению и оформлению; выполнение практических действий по разработке документа (инструкции, проекта соглашения и др.), заполнению документа, анализу используемых в конкретной организации документов.
5. Выполнение исследовательского задания предполагает следующие этапы:
− определение темы исследования;
− изучение основных понятий;
− разработка программы исследования (описание проблемы, определение объекта и предмета исследования, цели и задач исследования, формулирование гипотезы);
− выбор методов и технологий проведения исследования;
− определение источников информации для целей исследования; разработка анкеты для опроса, таблиц для анализа данных, списка
вопросов и т.д.;
− сбор информации, её обработка, анализ, формулирование выводов;
− оформление результатов исследования, например, в виде аналитической записки, доклада, презентации, статьи, реферата и т.д.
Критерии оценивания выполнения практических заданий приведены в РП и КОС ОП.02 «Статистика».
Перечень практических занятий
|
Практическое занятие №1 «Классификация признаков статистической совокупности»
Цель: закрепить теоретические знания и приобрести практические умения по определению статистической совокупности, ее единицы и видов признаков ЕСС
Необходимые материалы и оборудование: конспект, задание
Ход работы: повторить пройденный материал, внимательно прочитать пояснение к работе, ознакомиться с правильно выполненным заданием. Выполнить задание, сдать преподавателю.
Пояснения к работе
Каждая единица совокупности обладает определённым набором свойств и характеристик. Свойство или характеристика отдельной единицы совокупности и есть статистический признак.
Классификацию признаков статистической совокупности:
1. По характеру выражения различают атрибутивные и количественные признаки:
• атрибутивные (описательные) – выражаются словесно, например, пол,
национальность, образование и др. По ним можно получить итоговые
сведения о количестве статистических единиц, обладающих данным
значением признака;
• количественные – выражаются числовой мерой (возраст, стаж работы,
объем продаж, размер дохода и т.д.) По ним можно получить итоговые
данные о количестве единиц, обладающих конкретным значением
признака, и суммарное или среднее значение признака по совокупности.
2. По характеру вариации признаки делятся на:
• альтернативные которые могут принимать только одно из двух возможных значений признака. Это признаки обладания или не обладания чем-либо. Например, пол, семейное положение, в маркетинговых или политологических исследованиях - ответ на вопрос в форме «да или нет»;
• дискретные – количественные признаки принимающие только отдельные значения, без промежуточных между ними - как правило целочисленные, например, разряд рабочего, число детей в семье и т.д.);
• непрерывные – количественные признаки, принимающие любые значения. На практике они, как правило, округляются в соответствии с принятой точностью (например: бухгалтерская прибыль по балансу в рублях, налоговая по налоговым регистрам – в тыс. руб.
3. По отношению ко времени различают:
• моментные признаки, характеризующие единицы совокупности на критический момент времени, например, стоимость основных производственных фондов (ОПФ) определяется на 01.01. и 31.12. соответствующего года как стоимость ОПФ на начало и конец отчётного года;
• интервальные признаки, характеризующие явление за определённый временной период (год, квартал, месяц и т.д.), например, сменная выработка, дневная выручка, годовой объём продаж и т.д.
Пример выполнения
Статистическая совокупность:
— совокупность школьников – общее учатся в школе, а
различия пол, возраст, класс, место учебы и многое другое;
— совокупность деревьев в лесу – общее это
деревья, различия возраст, разновидность дерева, высота и т.п.;
— совокупность предприятий – общее предприятия,
различия, отрасль, число работников, объем выпуска, объем прибыли и др.
Единицей совокупности будет:
— совокупность школьников – один школьник;
— совокупность деревьев в лесу – одно дерево;
— совокупность предприятий – одно предприятие.
Признаки СС.
Пример. Признаками, характеризующими промышленное предприятие, является выручка от реализации продукции, прибыль, стоимость основных фондов, численность персонала и др. Признаками человека являются возраст, пол, место жительства, профессия, среднемесячный доход и пр. Для любых окружающих нас объектов и явлений можно выделить достаточно большое число признаков, которые наблюдаются или потенциально могут наблюдаться в процессе статистического исследования.
ЗАДАНИЕ:
1. Привести пример статистической совокупности;
2. Выделить в ней единицу СС;
3. В виде таблицы классифицировать признаки, присущие данной ЕСС.
Таблица Классификация признаков статистической совокупности
Классификационный признак |
Вид признака |
Примеры (не менее 3х) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическое занятие №2 «Формы, виды и способы статистического наблюдения»
Цель: закрепить теоретические знания и приобрести практические умения по определению единицы, объекта наблюдения и проведению контроля статистических данных.
Необходимые материалы и оборудование: конспект, задание
Ход работы: повторить пройденный материал, внимательно прочитать пояснение к работе, ознакомиться с правильно выполненным заданием. Выполнить задание, сдать преподавателю.
Пояснения к работе
Статистическое наблюдение – первый и исходный этап статистического исследования, который представляет собой систематический, планомерно организуемый на научной основе процесс сбора первичных данных о различных явлениях социальной и экономической жизни. Цель любого статистического наблюдения – получение достоверной информации о явлениях и процессах общественной жизни, с тем чтобы выявить взаимосвязи факторов, оценить масштабы явления и закономерности его развития. Исходя из задач наблюдения, определяются его программа и формы организации. Кроме цели следует установить объект наблюдения, т. е. определить, что именно подлежит наблюдению.
Объектом наблюдения называется совокупность общественных явлений или процессов, подлежащих исследованию (кредитные, образовательные организации, население, физические объекты
Единицей наблюдения является составной элемент объекта наблюдения, представляющий собой источник информации, т. е. единица наблюдения является носителем признаков, подлежащих регистрации. В зависимости от конкретных задач статистического наблюдения это может быть домашнее хозяйство, учащийся, предприятие сельского хозяйства, завод. Единицы наблюдения называют отчетными единицами, если они представляют статистическую отчетность в статистические органы.
Единица совокупности – это составной элемент объекта наблюдения, от которого поступают сведения о единице наблюдения, т. е. единица совокупности служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации в процессе наблюдения. Например, при переписи лесных насаждений единицей совокупности будет дерево, так как оно обладает признаками, подлежащими регистрации (возраст, породный состав и т. п.), в то время как само лесное хозяйство, в котором ведется обследование, выступает единицей наблюдения.
Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.
Программой статистического наблюдения называют совокупность вопросов, ответы на которые в процессе наблюдения и должны составить статистические сведения.
Для проведения наблюдения необходим определенный инструментарий: формуляры и инструкции. Статистический формуляр – специальный документ единого образца, в котором фиксируются ответы на вопросы программы. В зависимости от конкретного содержания проводимого наблюдения формуляр может называться формой статистической отчетности, переписным или опросным листом, картой, карточкой, анкетой или бланком. Различают два вида формуляров: карточный и списочный. Формуляр-карточка, или индивидуальный формуляр, предназначен для отражения сведений об одной единице статистической совокупности, а списочный формуляр содержит сведения о нескольких единицах совокупности. Заполнение статистического формуляра происходит в соответствии с инструкцией.
При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени наблюдения и месте его проведения. Выбор места проведения наблюдения зависит от цели наблюдения. Выбор времени наблюдения связан с определением критического момента (даты) либо интервала времени и определение срока (периода) наблюдения. Критическим моментом статистического наблюдения называют момент времени, к которому приурочены регистрируемые в процессе наблюдения сведения. Сроком наблюдения определяется период, в течение которого должна осуществляться регистрация сведений об изучаемом явлении, т. е. интервал времени, в течение которого заполняются формуляры.
Для успешной подготовки и проведения статистического наблюдения должны быть решены вопросы организационного обеспечения. Для этого составляется организационный план наблюдения, в котором отражаются цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, место, время, сроки наблюдения, круг лиц, отвечающих за проведение наблюдения.
Задачей статистики является определение форм, видов и способов статистического наблюдения.
Приведенная ниже схема иллюстрирует классификацию видов статистического наблюдения
(рис. 1).
Рис. 1. Классификация видов статистического наблюдения
Наряду с видами статистического наблюдения в общей теории статистики рассматриваются способы получения статистической информации; документальный способ наблюдения, способ непосредственного наблюдения, опрос.
Документальное наблюдение основано на использовании в качестве источника информации данных различных документов, например регистров бухгалтерского учета
Непосредственное наблюдение осуществляется путем регистрации фактов, лично установленных регистраторами в результате осмотра, измерения, подсчета признаков изучаемого явления.
Опрос базируется на получении данных от респондентов (участников опроса). Опрос применяют в тех случаях, когда наблюдение другими способами не может быть осуществлено. Такой вид наблюдения характерен для проведения различных социологических обследований и опросов общественного мнения. Статистическая информация может быть получена разными видами опросов: экспедиционным, корреспондентским, анкетным, явочным.
Экспедиционными (устный) опрос проводится специально подготовленными работниками (регистраторами), которые фиксируют ответы респондентов в формулярах наблюдения. Корреспондентский опрос предполагает, что на добровольной основе штат респондентов сообщает сведения непосредственно в орган, ведущий наблюдение
При анкетном опросе респонденты заполняют анкеты (вопросники), добровольно и преимущественно анонимно. Поскольку этот способ получения информации не является надежным, его применяют в тех исследованиях, где не требуется высокая точность результатов
Кроме видов и способов статистического наблюдения в теории статистики рассматриваются и формы статистического наблюдения: отчетность, специально организованное статистическое наблюдение, регистры.
Статистическая отчетность – основная форма статистического наблюдения, которая характеризуется тем, что сведения об изучаемых явлениях статистические органы получают в виде особых документов, представляемых предприятиями и организациями в определенные сроки и по установленной форме. Статистическую отчетность делят на специализированную и типовую. Состав показателей типовой отчетности един для всех предприятий и организаций, в то время как состав показателей специализированной отчетности зависит от специфики отдельных отраслей экономики и сферы деятельности. По срокам представления статистическая отчетность бывает ежедневная, недельная, декадная, двухнедельная, месячная, квартальная, полугодовая и годовая. Специально организованное статистическое наблюдение представляет собой организуемый статистическими органами сбор сведений или для изучения явлений, не охватываемых отчетностью, или для более глубокого изучения отчетных данных, их проверки и уточнения. Различного рода переписи, единовременные обследования являются специально организованными наблюдениями.
ЗАДАНИЕ
№ 1
Определить форму, вид и способ статистического наблюдения (полная классификация)
1. Перепись населения;
2. Изучение успеваемости группы 2-Ф-… за 1 семестр 20…/… гг;
3. ВЦИОМ (центр общественного мнения) изучает отношение россиян к изменениям в Конституции РФ.
№ 2
«План статистического наблюдения»
Задание
Составить план статистического наблюдения по следующим данным:
1. Руководство сети магазинов «Карусель» проводит исследование качества обслуживания клиентов в своих магазинах.
2. Отделение Росстата по СПб в январе 2020 г. провело исследование изменения цен за 4 квартал 2019 года на продукты детского питания в магазинах города.
Структура плана статистического наблюдения:
1. Программно-методологические вопросы, содержащиеся в плане статистического наблюдения:
1.1 Определение цели исследования;
1.2 Определение объекта и единицы наблюдения. Определение ценза;
1.3 Перечень признаков, подлежащих изучению (привести 5 примеров существенных признаков);
1.4 Установление формы, вида, способа наблюдения (провести полную классификацию статистического наблюдения)
2. Организационные вопросы, содержащиеся в плане статистического наблюдения:
2.1 Определение органа наблюдения;
2.2 Определение даты начала, даты окончания наблюдения, а так же критической даты
2.3 Определение места проведения наблюдения
Контрольные вопросы:
Что называют статистическим наблюдением?
Назовите виды и формы статистического наблюдения.
Укажите источники первичных данных при проведении статистического наблюдения.
Практическое занятие №3 «Проведение сводки и группировки статистических данных»
Цель: закрепить теоретические знания и приобрести практические умения по осуществлению сводки и группировки статистических данных, по построению статистических таблиц и их анализу.
Необходимые материалы и оборудование: конспект, задание, калькулятор
Ход работы: повторить пройденный материал, внимательно прочитать пояснение к работе, ознакомиться с правильно выполненным заданием. Выполнить задание, сдать преподавателю.
Пояснения к работе
Сводка – комплекс последовательных операций по обобщению конкретных единичных факторов для выявления типичных черт и закономерностей, присущих любому явлению в целом. Группировка – расчленение множества единиц изучаемой совокупности на группы по определенным, существенным для них признака.
Типологическая группировка – разделение исследуемой качественно разнородной совокупности на классы, социально–экономические типы, однородные группы единиц в соответствии с правилами научной группировки.
Структурная группировка – разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-либо варьирующему признаку.
Аналитическая группировка – группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками.
Группировочный признак – признак, по которому производится разбиение единиц совокупности на отдельные группы.
Классификация – систематическое распределение явлений и объектов на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия.
Интервал – значения варьирующего признака, лежащего в определенных границах.
Величина интервала – разность между верхней и нижней границами интервала.
Ряд распределения – упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по определенному варьирующему признаку.
Атрибутивный ряд распределения – ряд, построенный по качественному признаку.
Вариационный ряд распределения – ряд, построенный по количественному признаку.
Варианты – отдельные знания признака, которые он принимает в вариационном ряду. Частоты – выраженные в долях единицы или в процентах к итогу значения изучаемого признака.
Дискретный вариационный ряд – распределение единиц совокупности по дискретному признаку.
Интервальный вариационный ряд – ряд, который отражает непрерывную вариацию признака.
Вторичная группировка – операция по образованию новых групп на основе ранее построенной группировки.
Группировочный признак (основание группировки) делится на:
1. Количественный - число групп зависит от степени вариации группировочного признака: чем она больше, тем больше можно образовать групп;
2. Атрибутивный - число групп определяется числом градаций атрибутивного признака (например, группировка населения по полу предполагает только две группы).
Если в основание группировки положен один признак, то группировка называется простой, если несколько, то – сложной (комбинационная и многомерная).
Комбинационные группировки строятся путем разбиения группы на подгруппы в соответствии с дополнительными признаками.
Многомерные группировки формируются с помощью специальных алгоритмов, когда определяются скопления в N-мерном пространстве, где каждый объект – точка.
После того, как определено основание группировки, решается вопрос о количестве групп, на которые необходимо разбить изучаемую совокупность.
Число групп зависит от:
- задач исследования;
- группировочного признака;
- объёма совокупности;
- степени вариации группировочного признака.
Если основанием группировки служит количественный признак, то для определения количества групп (группировка с равными интервалами) можно воспользоваться формулой американского ученого Стерджесса.
Формула Стерджесса:
m=1+3,322lgN
где
m– число групп;
N – число единиц совокупности.
Когда определено число групп, то следует установить интервалы группировки.
Интервал группировки – это значения варьирующего признака, лежащие в определенных границах.
Интервал имеет свою величину, верхнюю и нижнюю границы или хотя бы одну из них.
Нижняя граница интервала – это минимальное значение признака, верхняя граница – наибольшее значение признака в интервале.
Величина интервала (ширина) представляет собой разность между верхней и нижней границами интервала.
Виды интервалов группировки бывают:
1. Равный - применяется в тех случаях, когда вариация признака происходит в сравнительно узких границах и носит более или менее равномерный характер
2. Неравный - применяется в тех случаях, когда размах вариации признака в совокупности велик и значения признака варьируют неравномерно. Неравные интервалы делятся на прогрессивно возрастающие, прогрессивно убывающие, произвольные и специализированные
3. Открытый - это интервал, у которого указана только одна граница: верхняя - у первого, нижняя – у последнего
4. Закрытый - это интервал, у которого имеются верхняя и нижняя границы
При равных интервалах расчет величины интервала определяется по формуле:
I=(Xmax-Xmin)/m
где Xmax, Xmin - максимальное и минимальное значения признака в совокупности соответственно.
При определении величины интервала группировки следует учитывать следующие правила:
1. если величина интервала имеет один знак до запятой (например, 0,7; 0,58; 2,359), то полученное значение следует округлить до десятых (в приведенном примере это будут значения: 0,7; 0,6; 2,4);
2. если величина интервала, имеет две значащие цифры до запятой и несколько после запятой (например, 11,2; 23,385), то это значение следует округлить до целого числа (в указанном примере это будут значения: 11; 23);
3. если величина интервала представляет собой трехзначное число (например, 123; 757), то это значение целесообразно округлить до ближайшего число, кратного 10 (в приведенном примере это будут значения: 120; 760);
4. если интервалы групп закрытые и основанием группировки служит непрерывный признак, то нижняя граница формируется по принципу «включительно», а верхняя – по принципу «исключительно» (например, если нижняя граница i-группы равна 50, а верхняя – 100, то единица совокупности со значением признака равным 100, попадет в группу i+1);
5. если значение признака совпадает с границами интервалов, то можно использовать открытые интервалы, введя слова «до», «менее» и «более»;
6. если в основании группировки лежит дискретный признак, то верхняя граница i-го интервала равна нижней границе i+1-го интервала, увеличенной на 1.
Пример выполнения
Задача 1.
Пользуясь формулой Стерджесса,
определить интервал группировки успеваемости студентов по теории статистики в
летнюю сессию (табл. 1). Построить ряд распределения студентов по оценкам,
изобразить его графически.
Таблица 1 Успеваемость
студентов по теории статистики
|
Баллы |
Студент |
Баллы |
Студент |
Баллы |
1 |
75 |
11 |
74 |
21 |
75 |
2 |
24 |
12 |
83 |
22 |
82 |
3 |
33 |
13 |
52 |
23 |
65 |
4 |
73 |
14 |
25 |
24 |
45 |
5 |
85 |
15 |
43 |
25 |
32 |
6 |
94 |
16 |
64 |
26 |
13 |
7 |
54 |
17 |
14 |
27 |
23 |
8 |
44 |
18 |
74 |
28 |
44 |
9 |
63 |
19 |
93 |
29 |
52 |
10 |
74 |
20 |
32 |
30 |
94 |
Решение:
Количество групп равно n=1+3,322×lg30=1+3,322×lg1,48=5,9.
Дробное число, характеризующее количество интервалов, желательно округлять в
большую сторону. Таким образом, n=5,9=6.
Величина интервала .
Интервалы выглядят следующим образом (табл. 2):
Таблица 2 Распределение по интервалам статистической совокупности
|
Величина интервала группировки |
Количество студентов |
1 |
13,0 – 26,5 |
5 |
2 |
26,5 – 40,0 |
3 |
3 |
40,0 – 53,5 |
6 |
4 |
53,5 – 67,0 |
4 |
5 |
67,0 – 80,5 |
6 |
6 |
80,5 – 94,0 |
6 |
ЗАДАНИЕ
Для выполнения данной части задания, необходимо:
· самостоятельно изучить методические рекомендации к практическому занятию;
· подготовить ответы на контрольные вопросы.
Задача 1. Произвести группировку по среднесписочной численности, по ОС и Vтп приняв 6 групп.
2. Имеются следующие данные о количестве заявок на такси по дням:
11 2 5 14 7 2 8 10 2 6 10 8 3 13 11 8 8 2 9 8 5 14 4 10 12 6 8 2 8 7 9 2 8 4 6 13 5 3 12 2 2 7 9 8 5 8 6 10 11 5
Требуется построить интервальную группировку
Контрольные вопросы:
В чём заключается суть сводки статистических материалов?
Какие задачи решают в статистике при помощи метода группировок?
Какие существуют виды группировок?
Что представляют собой ряды распределения?
Практическое занятие №4 «Основные элементы ряда распределения»
|
Цель: закрепить теоретические знания и приобрести практические умения по определению основных элементов ряда распределения.
Необходимые материалы и оборудование: конспект, калькулятор, задание
Ход работы: повторить пройденный материал, внимательно прочитать пояснение к работе, ознакомиться с правильно выполненным заданием. Выполнить задание, сдать преподавателю.
Пояснения к работе
Статистический ряд распределения – это упорядоченное распределение единиц изучаемой совокупности на группы по определенному варьирующему признаку.
Существует два вида распределения:
1. Атрибутивный. Группы строятся по качественному признаку;
2. Вариационный. Группы строятся по количественному признаку;
а) Дискретные. Группы строятся по признаку, изменяющемуся дискретно;
б) Интервальные. Группы строятся по признаку, принимающему в определенном интервале любые значения.
Ряд распределения– это упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по какому-либо варьирующему признаку.
Каждый вариационный ряд состоит из двух элементов:
Варианта– отдельное значение группировочного признака в вариационном ряду –x.
Частота- число, которое показывает, как часто встречается та или иная варианта –f.
Частость – частота, выраженная в относительных величинах (в процентах или долях единицы) -w.
Пример 1
Распределение рабочих по размеру месячной заработной платы
Размер заработной платы, д.е. (x) |
Численность рабочих |
Накопленная частота |
|
в абсолютных единицах, чел. (f) |
в процентах к итогу (w) |
||
130-140 |
10 |
2,0 |
10 |
140-150 |
50 |
10,0 |
60 |
150-160 |
100 |
20,0 |
160 |
160-170 |
115 |
23,0 |
275 |
170-180 |
180 |
36,0 |
455 |
180-190 |
45 |
9,0 |
500 |
Итого |
500 |
100,0 |
- |
К показателям центра распределения относятся:
1. Средние величины.
2. Мода.
3. Медиана.
Пример выполнения
Пример построения ряда распределения.
Задача №1
Пусть имеются следующие данные о тарифных разрядах 50 рабочих одного из цехов завода:
2 |
5 |
6 |
2 |
2 |
4 |
3 |
5 |
5 |
6 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
2 |
4 |
6 |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
3 |
6 |
2 |
3 |
4 |
6 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
3 |
4 |
2 |
6 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
Чтобы показать распределение рабочих по тарифному разряду построим вариационный ряд, для чего выпишем все значения признака (тарифного разряда) в порядке возрастания и подсчитаем число рабочих в каждой группе:
Распределение рабочих по тарифному разряду
Тарифный разряд (вариант ) |
Численность работающих (вариант ) |
2 |
7 |
3 |
11 |
4 |
16 |
5 |
10 |
6 |
6 |
Всего |
50 |
Это дискретный вариационный ряд, у которого вариантами являются значение тарифного разряда, а частотами – число рабочих.
Задача №2
Для построения интервального ряда с равными интервалами воспользуемся следующими данными о стоимости основных фондов (непрерывный признак) 50 предприятий, млн. руб.:
9,4 |
8,0 |
6,3 |
10,0 |
15,0 |
8,2 |
7,3 |
9,2 |
5,8 |
8,7 |
5,2 |
13,2 |
8,1 |
7,5 |
11,8 |
14,6 |
8,5 |
7,8 |
10,5 |
6,0 |
5,1 |
6,8 |
8,3 |
7,7 |
7,9 |
9,2 |
10,1 |
8,0 |
12,0 |
14,0 |
8,2 |
9,8 |
13,5 |
12,4 |
5,5 |
7,9 |
9,2 |
10,8 |
12,1 |
12,4 |
12,9 |
12,6 |
6,7 |
9,7 |
8,3 |
10,8 |
15,0 |
7,0 |
13,0 |
9,5 |
Чтобы показать распределение предприятий по стоимости основных фондов, сначала решим вопрос о количестве групп, которые мы хотим выделить. Предположим, решено выделить 5 групп заводов. Чтобы определить величину интервала в группе, найдем разность между максимальным и минимальным значениями признака и распределим ее на число выделяемых, групп. Если обозначить величину интервала через h, то в нашем примере
)
Выделим теперь группы с интервалом 2 млн. руб. и подсчитаем число заводов в каждой группе (частоту).
Группировка заводов по размеру стоимости основных фондов
№ п/п
|
Группы заводов по стоимости основных фондов, млн. руб. |
Число заводов (частоты) |
1 |
5-7 |
9 |
2 |
7-9 |
16 |
3 |
9-11 |
11 |
4 |
11-13 |
8 |
5 |
13-15 |
6 |
|
Всего |
50 |
Это интервальный вариационный ряд с равными интервалами. При такой записи непрерывного признака, когда одна и та же величина встречается дважды (как верхняя граница одного и так нижняя граница другого интервала), единица, обладающая этим значением, обычно относится к той группе, где эта величина выступает в роли верхней границы. Так в нашем примере завод со стоимостью основных фондов 9 млн. руб. отнесен ко второй группе (а не к третьей).
ЗАДАНИЕ
ВАРИАНТ 1
Задача 1.
По приведенным ниже данным построить дискретный и интервальный ряд распределения.
Дать его графическое изображение.
Имеются следующие данные о размере семьи работников цеха:
3 4 5 2 3 6 4 2 5 3 4 2 7 3 3 6 2 3 8 5 6 7 3 4 5 4 3 3 4
Задача 2
Имеются следующие данные о возрастном составе рабочего цеха (лет):
18, 38, 28, 29, 26, 38, 34, 22, 28, 30, 22, 23, 35, 33, 27, 24, 30, 32, 28, 25, 29, 26, 31, 24, 29, 27, 32, 25, 29, 29
Задача 3.
Во время выборочной проверки было установлено, что продолжительность одной покупки в кондитерском отделе магазина была такой: (секунды).
77 70 82 81 8181 89 75 67 7882 75 80 71 8073 76 78 73 7682 69 61 66 8472 74 82 82 76
Построить интервальный вариационный ряд распределения покупок по продолжительности, создав 4 группы с одинаковыми интервалами. Обозначить элементы ряда. Изобразить его графически, сделать вывод.
Задача № 4
Имеются следующие выборочные данные (выборка 10%-ная, механическая) по предприятиям одной из отраслей промышленности:
№ предприятия |
Численность промышленно-производственного персонала, чел. |
Выпуск продукции, млн. руб. |
№ предприятия |
Численность промышленно-производственного персонала, чел. |
Выпуск продукции, млн. руб. |
1 |
420 |
99,0 |
12 |
600 |
147,0 |
2 |
170 |
27,0 |
13 |
430 |
101,0 |
3 |
340 |
53,0 |
14 |
280 |
54,0 |
4 |
230 |
57,0 |
15 |
210 |
44,0 |
5 |
560 |
115,0 |
16 |
520 |
94,0 |
6 |
290 |
62,0 |
17 |
700 |
178,0 |
7 |
410 |
86,0 |
18 |
420 |
95,0 |
8 |
100 |
19,0 |
19 |
380 |
88,0 |
9 |
550 |
120,0 |
20 |
570 |
135,0 |
10 |
340 |
83,0 |
21 |
400 |
90,0 |
11 |
260 |
55,0 |
22 |
400 |
71,0 |
По исходным данным:
Постройте статистический ряд распределения предприятий по выпуску продукции, образовав пять групп с равными интервалами. Постройте графики ряда распределения.
ВАРИАНТ 2
Задача 1.
По приведенным ниже данным построить дискретный и интервальный ряд распределения.
Дать его графическое изображение.
Имеются следующие данные о размере семьи работников цеха:
8 4 6 2 3 6 5 2 5 3 4 2 7 7 3 6 2 3 8 5 6 7 3 4 6 6 3 3 4
Задача 2
Имеются следующие данные о возрастном составе рабочего цеха (лет):
38, 38, 28, 29, 26, 58, 34, 22, 48, 39, 22, 23, 35, 33, 27, 24, 30, 32, 58, 25, 29, 26, 51, 24, 59, 47, 32, 55, 39, 29
Задача 3.
Во время выборочной проверки было установлено, что продолжительность одной покупки в кондитерском отделе магазина была такой: (секунды).
97 70 82 81 8181 86 75 67 7882 75 80 71 8073 78 78 63 7682 69 61 66 89 72 74 82 86 79
Построить интервальный вариационный ряд распределения покупок по продолжительности, создав 4 группы с одинаковыми интервалами. Обозначить элементы ряда. Изобразить его графически, сделать вывод.
Задача № 4
Имеются следующие выборочные данные (выборка 10%-ная, механическая) по предприятиям одной из отраслей промышленности:
№ предприятия |
Численность промышленно-производственного персонала, чел. |
Выпуск продукции, млн. руб. |
№ предприятия |
Численность промышленно-производственного персонала, чел. |
Выпуск продукции, млн. руб. |
1 |
427 |
99,0 |
12 |
600 |
147,0 |
2 |
179 |
27,0 |
13 |
430 |
111,0 |
3 |
347 |
53,0 |
14 |
280 |
54,0 |
4 |
234 |
57,0 |
15 |
210 |
54,0 |
5 |
568 |
115,0 |
16 |
520 |
84,0 |
6 |
297 |
62,0 |
17 |
700 |
278,0 |
7 |
416 |
96,0 |
18 |
420 |
95,0 |
8 |
107 |
49,0 |
19 |
380 |
78,0 |
9 |
554 |
220,0 |
20 |
570 |
235,0 |
10 |
345 |
83,0 |
21 |
400 |
50,0 |
11 |
264 |
55,0 |
22 |
400 |
81,0 |
По исходным данным:
Постройте статистический ряд распределения предприятий по выпуску продукции, образовав пять групп с равными интервалами. Постройте графики ряда распределения
Практическое занятие №5 «Графическое изображение статистических данных»
Цель: закрепить теоретические знания и приобрести практические умения по построению графиков.
Необходимые материалы и оборудование: конспект, калькулятор, задание
Ход работы: повторить пройденный материал, внимательно прочитать пояснение к работе, ознакомиться с правильно выполненным заданием. Выполнить задание, сдать преподавателю.
Пояснения к работе
Анализ рядов распределения сопровождается их графическим изображением. Именно с помощью графиков можно судить о форме распределения. Для этой цели строят полигон, кумуляту, гистограмму и огиву распределения.
Полигон – это ломаная кривая, строящаяся на основе прямоугольной системы координат, когда по оси X откладываются значения варьирующего признака, а по оси Y – частоты или частости. Полигон используется при изображении дискретных вариационных рядов. Таблица 1Распределение семей по числу детей
Группы семей по числу детей |
Численность семей, в % к итогу |
Накопленные частости, % |
0 |
20,5 |
20,5 |
1 |
38,6 |
59,1 |
2 |
27,4 |
86,5 |
3 |
8,3 |
94,8 |
4 и более |
5,2 |
100,0 |
Итого |
100,0 |
- |
Рис. 1. Полигон распределения семей по числу детей
При помощи кумуляты изображается ряд накопленных частот, которые определяются путем последовательного суммирования частот по группам. Накопленные частоты показывают, сколько единиц совокупности имеют значения признака не больше, чем рассматриваемое значение.
Рис. 2. Кумулята распределения семей по числу детей
Если при графическом изображении вариационного ряда в виде кумуляты оси поменять местами, то получим огиву.
Гистограмма применяется для изображения интервального вариационного ряда. При построении гистограммы на оси абсцисс откладываются величины интервалов, а частоты изображаются прямоугольниками, построенными на соответствующих интервалах.
Гистограмма может быть преобразована в полигон распределения. Для этого середины верхних сторон прямоугольников необходимо соединить прямыми линиями
Таблица 2 Распределение рабочий по стажу работы
Группы рабочих по стажу работы, лет |
Численность рабочих, в % к итогу |
0-5 |
4,8 |
5-10 |
10,2 |
10-15 |
18,4 |
15-20 |
23,6 |
20-25 |
29,1 |
25-30 |
10,3 |
30 и более |
3,6 |
Итого |
100,0 |
Рис. 3 Гистограмма распределения рабочих по стажу работы
Для наглядного изображения результатов статистической сводки и обработки массового материала могут использоваться графические методы. Несмотря на их многообразие, каждый график должен включать следующие элементы: графический образ, поле графика, масштабные ориентиры и систему координат.
Графический образ – геометрические знаки, совокупность точек, линий, фигуры, с помощью которых изображаются статистические величины.
Поле графика представляет собой пространство, в котором размещаются геометрические знаки.
Масштабные ориентиры статистического графика определяются масштабом и масштабной шкалой.
Масштаб статистического графика – это мера перевода числовой величины в графическую.
Масштабная шкала – линия, определенные точки которой могут быть прочитаты как определенные числа.
На столбиковых диаграммах статистические данные изображаются в виде вытянутых по вертикали прямоугольников.
ЗАДАНИЕ:
С помощью столбиковой диаграммы отобразить данные о численности населения России за гг., млн. чел., представленные в следующей таблице:
Методические рекомендации:
1. Загрузить EXCEL.
2. В личной папке открыть новую книгу с именем «Статистика». По образцу создать таблицу на листе 1, предварительно назвав его «Статистика».
3. Построить диаграмму
3.1 Щелкнуть левой клавишей мыши на пиктограмме «Мастер диаграмм»
3.2 Выбрать вкладку «Стандартные», тип диаграмм Гистограмма и нажать кнопку «Далее»
1.3. На вкладке Диапазон щелкнуть по окошку Диапазон, а затем выделить блок ячеек В3:G3
1.4. Перейти во вкладку Ряд того же окна, затем щелкнуть левой кнопкой мыши в поле Подписи оси Х; выделить блок ячеек В2: G2 и нажать на кнопку «Далее».
1.5. На вкладке Подписи данных появившегося окна установить переключатель Подписи значений в положение значение Активизировать вкладку Заголовки в поле Название диаграммы записать Численность населения России, в поле Ось Х (категорий) занести Годы, в поле Ось Y 9значений) записать млн. человек. На вкладке Легенда отключить опцию Добавить легенду и нажать на кнопку «Далее».
1.6. Записать Лист 2 в поле имеющемся переключателя. Поместить диаграмму на листе и нажать кнопку «Готово».
4.Изменить размеры или переместить диаграмму.
4.1. Щелкнуть в области диаграммы. Подвести указатель мыши к одному из появившихся маркеров. В момент изменения формы указателя мыши на двунаправленную стрелку нажать на левую кнопку мыши и перемещением в направлении стрелки изменить размер диаграммы.
4.2. Подвести указатель мыши к границе диаграммы нажать на левую кнопку мыши. Если указатель мыши изменил свою форму на четырехнаправленный крест, то переместить диаграмму на любое место.
5. Отредактировать любой объект диаграммы (дважды щелкнуть левой кнопкой мыши на выбранном объекте диаграммы или один раз правой кнопкой)
5.1 В заголовке диаграммы изменить шрифт на ARIAL, размер шрифта – 14, начертание – полужирный, цвет – красный.
5.2 Добавить легенду внизу посередине, шрифт Monotype Corsiva
5.3 В области построения изменить цвет заливки на любой.
ЗАДАНИЕ
Задание №1
Открыть новую рабочую книгу – Самостоятельная работа с 5 листами. Каждое задание на отдельном листе. Сохранить в своей папке.
1. При помощи столбиковой диаграммы изобразите данные о числе заключенных браков населением России, тыс. чел.
2. Постройте диаграмму объемного графика по объемам розничной торговли одним из магазинов города.
Задание №2
ВАРИАНТ № 1
3 4 5 2 3 6 4 2 5 3 4 2 7 3 3 6 2 3 8 5 6 7 3 4 5 4 3 3 4
По приведенным выше данным дать графическое изображение ряда в виде полигона и гистограммы распределения частот.
18, 38, 28, 29, 26, 38, 34, 22, 28, 30, 22, 23, 35, 33, 27, 24, 30, 32, 28, 25, 29, 26, 31, 24, 29, 27, 32, 25, 29, 29
По приведенным выше данным дать графическое изображение ряда в виде полигона и гистограммы распределения частот.
ВАРИАНТ № 2
3 4 5 2 3 6 4 2 5 3 4 2 7 3 3 6 2 3 8 5 6 7 3 4 5 4 3 3 4
По приведенным выше данным дать графическое изображение ряда в виде полигона и гистограммы распределения частот.
68, 38, 28, 29, 46, 38, 34, 22, 28, 30, 62, 23, 35, 33, 47, 44, 30, 32, 68, 25, 29, 26, 31, 24, 29, 27, 62, 25, 59, 29
По приведенным выше данным дать графическое изображение ряда в виде полигона и гистограммы распределения частот.
Практическое занятие №6 «Средние величины»
Цель: закрепление пройденного материала. Развитие навыков работы со структурными и степенными средними.
Необходимые материалы и оборудование: конспект, калькулятор, задание
Ход работы: повторить пройденный материал, внимательно прочитать пояснение к работе, ознакомиться с правильно выполненным заданием. Выполнить задание, сдать преподавателю.
Пояснения к работе
Средней величиной называется обобщающая величина статистической совокупности, выражающая типический уровень изучаемого признака. Она выражает величину признака, отнесённую к единице совокупности.
К степенным средним относятся средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя хронологическая, средняя геометрическая, средняя квадратическая, средняя кубическая.
Средняя величина всегда обобщает количественную вариацию признака, т. е. в средних величинах погашаются индивидуальные различия признака у отдельных единиц совокупности, обусловленные случайными обстоятельствами. Средняя величина позволяет сравнивать значения признака у единиц, относящихся к разным совокупностям.
Формулы расчёта средних величин
Виды средних величин |
Формулы расчёта |
|
простая |
взвешенная |
|
1. Средняя арифметическая |
||
2. Средняя гармоническая |
||
3. Средняя геометрическая |
||
4. Средняя квадратическая |
Структурные средние величины (мода и медиана)
Для определения структуры совокупности используют особые средние показатели, к которым относятся медиана и мода или так называемые структурные средние. Если средняя арифметическая рассчитывается на основе использования всех вариантов значений признака, то медиана и мода характеризуют величину того варианта, который занимает определенное среднее положение в ранжированном вариационном ряду
Мода — наиболее типичное, чаще всего встречаемое значение признака.
Для дискретного ряда модой будет являться вариант с наибольшей частотой.
Для определения моды интервального ряда сначала определяют модальный интервал (интервал, имеющий наибольшую частоту). Затем в пределах этого интервала находят то значение признака, которое может являться модой.
Чтобы найти конкретное значение моды интервального ряда, необходимо использовать формулу
где ХМо - нижняя граница модального интервала; iМо - величина модального интервала; fМо - частота модального интервала; fМо-1 - частота интервала, предшествующего модальному; fМо+1 - частота интервала, следующего за модальным.
Мода имеет широкое распространение в маркетинговой деятельности при изучении покупательского спроса, особенно при определении пользующихся наибольшим спросом размеров одежды и обуви, при регулировании ценовой политики.
Медиана — значение варьирующего признака, приходящееся на середину ранжированной совокупности. Для ранжированного ряда с нечетным числом индивидуальных величин (например, 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10) медианой будет величина, которая расположена в центре ряда, т.е. четвёртая величина - 6. Для ранжированного ряда с четным числом индивидуальных величин (например, 1, 5, 7, 10, 11, 14) медианой будет средняя арифметическая величина, которая рассчитывается из двух смежных величин. Для приведенного примера медиана равна (7+10)/2= 8,5.
Т. о., для нахождения медианы сначала необходимо определить ее порядковый номер (ее положение в ранжированном ряду) по формулам:
(если частот нет)
N Me = (если частоты есть)
где n - число единиц в совокупности.
Численное значение медианы интервального ряда определяют по накопленным частотам в дискретном вариационном ряду. Для этого сначала следует указать интервал нахождения медианы в интервальном ряду распределения. Медианным называют первый интервал, где сумма накопленных частот превышает половину наблюдений от общего числа всех наблюдений. Численное значение медианы обычно определяют по формуле
где xМе - нижняя граница медианного интервала; iМе - величина интервала; SМе-1 - накопленная частота интервала, которая предшествует медианному; fМе - частота медианного интервала.
Задача
Стаж работы |
До 5 лет |
5–10 |
10–15 |
15 и более |
Количество Рабочих, f |
2 |
6 |
15 |
7 |
Накопленная частота, S |
2 |
8 |
23 |
30 |
В таблице приведены значения стажа работы рабочих участка.
По следующим данным определить среднее модальное и медианное значение
Решение
Определяем общий стаж всех рабочих:
.
Для каждого интервала предварительно вычислялось среднее значение признака как полусумма нижнего и верхнего значений интервала. При этом величина открытых интервалов приравнивается к величине примыкающих к ним соседних интервалов, например,
.
Для расчета моды используются значения модального интервала, соответствующего максимальной частоте 15:
M.
Для расчета медианы сначала определяется медианный интервал по полусумме частот и кумуляте. Так как кумулята третьего интервала – 23, что превышает полусумму частот (15), то медианным принимается интервал 10 – 15. Определяем величину медианы:
30 −8
Me =10 5+ =12,3.
ЗАДАНИЕ
ВАРИАНТ 1
По приведенным данным определите среднюю цену помидоров на рынках города за месяц:
Рынок |
Продано помидоров на сумму, руб. |
Цена за кг, руб. |
1 |
3100 |
50 |
2 |
4600 |
48 |
3 |
5200 |
60 |
Определите среднюю себестоимость 1 кВтּч электроэнергии по следующим данным:
ТЭЦ |
Количество выработанной энергии, млн кВтּч |
Себестоимость 1 кВтּч, руб. |
1 |
6000 |
490 |
2 |
1200 |
520 |
3 |
3800 |
420 |
2.Ответьте на контрольные вопросы:
|
ВАРИАНТ 2
Вычислите моду и медиану количественного состава семей города на основании следующего их распределения по числу совместно проживающих членов семьи:
Число членов семьи |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего |
Удельный вес, % |
15 |
34 |
25 |
16 |
8 |
2 |
100 |
По приведенным данным, характеризующим распределение студентов одного из факультетов по возрасту, определите моду и медиану.
Возраст студентов, лет |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
Всего |
Число студентов |
20 |
80 |
90 |
110 |
130 |
170 |
90 |
60 |
750 |
2.Ответьте на контрольные вопросы:
1. Как определить медианный интервал?
2. О чем говорит показатель моды?
3. Что показывает значение медианы?
4. Что такое кумулята?
5. Как определить модальный интервал?
Практическое занятие №7 «Ряды динамики»
Цель: закрепить теоретические знания и приобрести практические умения по анализу рядов динамики.
Необходимые материалы и оборудование: конспект, калькулятор, задание
Ход работы: повторить пройденный материал, внимательно прочитать пояснение к работе, ознакомиться с правильно выполненным заданием. Выполнить задание, сдать преподавателю.
Пояснения к работе
Ряды динамики — это ряды статистических показателей, характеризующих развитие явлений природы и общества во времени. Публикуемые Госкомстатом России статистические сборники содержат большое количество рядов динамики в табличной форме. Ряды динамики позволяют выявить закономерности развития изучаемых явлений.
Ряды динамики содержат два вида показателей. Показатели времени (годы, кварталы, месяцы и др.) или моменты времени (на начало года, на начало каждого месяца и т.п.). Показатели уровней ряда. Показатели уровней рядов динамики могут быть выражены абсолютными величинами (производство продукта в тоннах или рублях), относительными величинами (удельный вес городского населения в %) и средними величинами (средняя заработная плата работников отрасли по годам и т. п.). В табличной форме ряд динамики содержит два столбца или две строки.
Для обоснованной оценки развития явлений во времени необходимо исчислить аналитические показатели: абсолютный прирост, коэффициент роста, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста.
В таблице приведен цифровой пример, а ниже даны формулы расчета и экономическая интерпретация показателей
Анализ динамики производства продукта "A" по предприятию за 2015-2019гг.
Годы |
Произведено, |
Абсолютные тыс. т |
Коэффициенты роста |
Темпы |
Темпы прироста, % |
Значение 1% при-роста, тыс. т. |
||||
Цепные |
базисные |
цепные |
базисные |
Цепные |
базисные |
цепные |
базисные |
|||
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||
2015 |
200 |
- |
- |
- |
1,00 |
- |
100 |
- |
- |
- |
2016 |
210 |
10 |
10 |
1,050 |
1,05 |
105,0 |
105 |
5,0 |
5,0 |
2,00 |
2017 |
218 |
8 |
18 |
1,038 |
1,09 |
103,8 |
109 |
3,8 |
9,0 |
2,10 |
2018 |
230 |
12 |
30 |
1,055 |
1,15 |
105,5 |
115 |
5,5 |
15,0 |
2,18 |
2019 |
234 |
4 |
34 |
1,017 |
1,17 |
101,7 |
117 |
1,7 |
17,0 |
2,30 |
Абсолютные приросты (Δy) показывают, на сколько единиц изменился последующий уровень ряда по сравнению с предыдущим (гр.3. — цепные абсолютные приросты) или по сравнению с начальным уровнем (гр.4. — базисные абсолютные приросты). Формулы расчета можно записать следующим образом:
Коэффициент роста показывает, во сколько раз изменился уровень ряда по сравнению с предыдущим (гр.5 — цепные коэффициенты роста или снижения) или по сравнению с начальным уровнем (гр.6 — базисные коэффициенты роста или снижения). Формулы расчета можно записать следующим образом:
Темпы роста показывают, сколько процентов составляет последующий уровень ряда по сравнению с предыдущим (гр.7 — цепные темпы роста) или по сравнению с начальным уровнем (гр.8 — базисные темпы роста). Формулы расчета можно записать следующим образом:
Темпы прироста показывают, на сколько процентов увеличился уровень отчетного периода по сравнению с предыдущим (гр.9- цепные темпы прироста) или по сравнению с начальным уровнем (гр.10- базисные темпы прироста ). Формулы расчета можно записать следующим образом:
Тпр = Тр - 100% или Тпр= абсолютный прирост / уровень предшествующего периода * 100%
Абсолютное значение 1% прироста (гр. 11) показывает, сколько единиц надо произвести в данном периоде, чтобы уровень предыдущего периода возрос на 1 %.
Определить величину абсолютного значения 1% прироста можно двумя способами:
§ уровень предшествующего периода разделить на 100;
§ цепные абсолютные приросты разделить на соответствующие цепные темпы прироста.
Абсолютное значение 1% прироста =
В динамике, особенно за длительный период, важен совместный анализ темпов прироста с содержанием каждого процента прироста или снижения.
Пример выполнения
Добыча нефти характеризуется следующими данными:
Годы |
Добыча нефти, тыс. т |
1-ый |
150 |
2-ой |
210 |
3-ий |
248 |
4-ый |
286 |
5-ый |
320 |
6-ой |
337 |
Произвести анализ ряда динамики по:
1) показателям, характеризующим рост добычи нефти (на цепной и базисной основе): абсолютный прирост, темпы роста и прироста (по годам к базисному году); результаты расчетов изложить в табличной форме;
2) средний уровень и среднегодовой темп ряда динамики;
3) показать взаимосвязь между цепными и базисными показателями.
Сделайте выводы.
Решение
Абсолютный прирост цепной (Δyц) – это разность между текущим уровнем ряда и предыдущим:
Δyц =yi – yi-1
Так, во 2-ом г. прирост добычи нефти в сравнении с первым годом составит:
Δyц 2-й год = y2 – y1 =
= 210 – 150 = 60 тыс. т.
В 3-ем году прирост добычи нефти в сравнении со 2-м годом составит:
Δyц 3-й год = 248 – 210 = 38 тыс. т.
Аналогично исчисляются абсолютные приросты за последующие годы. Результаты расчётов занесём в таблицу.
Абсолютный прирост базисный (Δyб) – это разность между текущим уровнем ряда и уровнем ряда, выбранным за базу сравнения:
Δyб = yi – y0
Так как в задании не указано, какой год взять в качестве базисного года, по умолчанию будем считать базисным 1-й год.
Абсолютный прирост базисный во 2-ом г. совпадает с цепным абсолютным приростом в этом году:
Δyб = 210 – 150 = 60 тыс. т
в 3-ем году базисный абсолютный прирост равен:
Δyб = y3 – y2 = 248 – 150 = 98 тыс. т и т.д (гр. 3 расчётной таблицы).
Темп роста (Тр) – отношение уровней ряда динамики, которое выражается в коэффициентах и процентах.
Цепной темп роста исчисляют отношением текущего уровня к предыдущему:
(гр. 5 расчётной таблицы);
базисный – отношением каждого последующего уровня к одному и тому же уровню, принятому за базу сравнения:
(гр. 4 расчётной таблицы).
Темп прироста (Тпр) так же может быть цепной или базисный.
Цепной рассчитывается как отношение абсолютного прироста к предыдущему уровню ряда динамики:
Базисный темп прироста рассчитывается как отношение абсолютного прироста к базисному уровню ряда динамики:
Если предварительно был вычислен темп роста, то темп прироста можно рассчитать как разность между темпами роста и единицей, если темпы роста выражены в коэффициентах:
Тпр= Тр – 1;
или как разность между темпами роста и 100%, если темпы роста выражены в процентах:
Тпр= Тр – 100% (гр. 6 и 7 расчётной таблицы).
Расчётная таблица
Годы |
Добыча нефти, тыс. т |
Абсолютный прирост базисный, тыс. т |
Абсолютный прирост цепной, тыс. т |
Темп роста базисный, % |
Темп роста цепной, % |
Темп прироста базисный, % |
Темп прироста цепной, % |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1-ый |
150 |
0 |
- |
100,00 |
- |
- |
- |
2-ой |
210 |
60 |
60 |
140,00 |
140,0 |
40,00 |
40,0 |
3-ий |
248 |
98 |
38 |
165,33 |
118,1 |
65,33 |
18,1 |
4-ый |
286 |
136 |
38 |
190,67 |
115,3 |
90,67 |
15,3 |
5-ый |
320 |
170 |
34 |
213,33 |
111,9 |
113,33 |
11,9 |
6-ой |
337 |
187 |
17 |
224,67 |
105,3 |
124,67 |
5,3 |
Из таблицы видно, что добыча нефти росла от года к году. Однако прирост добычи с каждым годом становился меньше.
2) Средний уровень ряда определяется в данном случае по формуле средней арифметической простой, где в числителе сумма уровней динамического ряда, а в знаменателе их число:
Среднегодовой темп роста ряда динамики рассчитывается по формуле средней геометрической
где ПТр – произведение цепных темпов роста (в коэффициентах),
– конечный базисный темп роста (в коэффициентах),
n – число темпов.
Среднегодовой темп прироста ряда динамики:
Добыча нефти ежегодно возрастала в среднем на 17,6%.
3) Между цепными и базисными темпами роста имеется взаимосвязь:
произведение цепных темпов роста (в коэффициентах) равно конечному базисному темпу роста.
Сумма цепных абсолютных приростов равна конечному базисному абсолютному приросту:
Выводы: С 1 по 6 годы добыча нефти росла от года к году. Объём добычи нефти за эти годы вырос на 124,7%, что в абсолютном выражении составило 187 т. Однако ежегодный прирост добычи с каждым годом снижался. В среднем добыча нефти ежегодно возрастала на 17,6%.
ЗАДАНИЕ:
Имеются следующие данные о выпуске легковых автомобилей в России:
|
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Произведено легковых автомобилей тыс. штук |
86800 |
98600 |
84000 |
95600 |
1) Определить показатели динамики выпуска легковых автомобилей от года к году и средние за весь анализируемый период;
2) Данные занести в таблицу.
3) Сделать выводы
3.Имеются следующие данные об экспорте РФ в 2000 – 2006 гг. (млрд.долл.). Дополните таблицу
Годы |
Экспорт (y) |
Ценные показатели |
||||
абс. прирост (y) |
коэф. роста |
темп роста (%) |
темп прироста (%) |
абс. значение 1% прироста |
||
2010 |
103,1 |
|||||
2011 |
0,970 |
|||||
2012 |
||||||
2013 |
133,7 |
1,067 |
||||
2014 |
135,9 |
|||||
2015 |
59,8 |
|||||
2016 |
25,1 |
Практическое занятие № 8 «Базисные и цепные индексы»
Цель: изучить виды индексов, определить их практическое применение.
Необходимые материалы и оборудование: конспект, калькулятор, задание
Ход работы: повторить пройденный материал, внимательно прочитать пояснение к работе, ознакомиться с правильно выполненным заданием. Выполнить задание, сдать преподавателю.
Пояснения к работе
Индекс – это относительная величина, показывающая во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях, отличается от уровня того же явления в других условиях.
Статистический индекс — это относительная величина сравнения сложных совокупностей и отдельных их единиц. При этом под сложной понимается такая статистическая совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не подлежат суммированию.
Основой индексного метода при определении изменений в производстве и обращении товаров является переход от натурально-вещественной формы выражения товарных масс к стоимостным (денежным) измерителям. Именно посредством денежного выражения стоимости отдельных товаров устраняется их несравнимость и достигается единство.
Виды индексов различают по следующим факторам:
§ по степени охвата элементов совокупности:
§ индивидуальные – характеризуют изменение только одного элемента совокупности;
§ сводные (общие) – отражают изменения по всей совокупности элементов сложного явления. Их разновидностью являются групповые индексы.
§ в зависимости от содержания и характера индексируемой величины:
§ индексы количественных показателей (например, индекс физического объема);
§ индексы качественных показателей (например, индекс цен, себестоимости, производительности труда).
§ в зависимости от методологии расчета:
§ агрегатные – могут быть рассчитаны как индексы переменного и постоянного состава;
§ средние из индивидуальных – получаются путем нахождения общих индексов с использованием индивидуальных.
Для удобства
восприятия индексов в теории статистики разработана символика:
- q – количество единиц какого-либо вида продукции;
- p – цена единицы какого-либо вида продукции;
- z – себестоимость единицы какого-либо вида
продукции;
- t – трудоемкость единицы какого-либо вида
продукции
Виды индексов.
1.Индивидуальный индекс представляет собой относительный показатель, характеризующий изменение отдельного элемента сложного экономического явления.
Методика исчисления индивидуальных индексов динамики социально-экономических показателей подобна методике расчета относительных величин: сравнивается абсолютное значение показателя в текущем и базисном периоде.
Величина, изменение которой изучается с помощью индекса, называется индексируемой величиной.
В индексной методологии принята следующая система обозначений:
i - индивидуальный индекс;
I - общий (сводный) индекс;
q0, q1 -количество единиц (или физический объем) продукции (товаров) в натуральных единицах измерения;
p 0, p1 - цена единицы продукции (товара);
z0, z1 - себестоимость единицы продукции;
t0, t1 - затраты рабочего времени на производство единицы продукции (трудоемкость продукции);
w0, w1 - количество продукции, выработанной одним работником в единицу времени (производительность труда);
Т1 и Т0 - затраты труда на производство продукции (Т = t × q).
Подстрочные обозначения «0» и «1» показывают временной период. Период времени, по отношению к которому производят сравнение, называют базисным и обозначают через «0», а период, сравниваемый с базисным, - отчетным и обозначают его через «1».
Примеры построения индивидуальных индексов:
· индивидуальный индекс цен:
Он показывает, как цена на данный товар в текущем периоде изменилась по сравнению с ценой этого же товара в базисном периоде;
· индивидуальный индекс физического объема:
Он позволяет сравнить физические объемы товарооборота (или производства продукции).
Аналогичным образом строятся индивидуальные индексы сравнения с плановыми или нормативными значениями, например индекс выполнения плана по объему продукции
где qпл. - количество единиц данного вида продукции, предусмотренное планом.
В числителе и знаменателе территориальных индексов находятся значения показателя, относящиеся к двум сравниваемым территориям, например индивидуальный территориальный индекс цен на определенный товар будет иметь вид
где рА, рВ - цена данного товара соответственно на территориях А и В.
2.Агрегатные индексы
При использовании индексного метода на практике чаще всего решают задачу нахождения не индивидуальных, а сводных индексов. Общий (сводный) индекс (I) представляет собой отношение уровней сложного экономического явления, состоящего из элементов, непосредственно несоизмеримых. Он дает обобщающую характеристику изменения одноименного показателя по разнородной совокупности во времени, в пространстве или по сравнению с некоторым заданным уровнем (например, планируемым или нормативным).
где — стоимость продукции текущего периода, взвешенной по ценам текущего периода;
—стоимость продукции текущего периода, взвешенной по ценам базисного периода.
Этот индекс характеризует изменение цен на различные товары, реализованные в текущем периоде.
Разность между числителем и знаменателем показывает экономию или дополнительные затраты населения в результате снижения или повышения цен соответственно
Пример выполнения
Пример 1
Магазин продал 1800 кг товара «А» по цене 210 руб. за килограмм в июле, а в июне - 1600 кг этого же товара по цене 200 руб. Определим индивидуальные индексы:
· индивидуальный индекс физического объема реализованной продукции
· индивидуальный индекс цен
На основе проведенных расчетов можно сделать вывод, что в июле по сравнению с июнем объем реализации товара «А» увеличился в 1,125 раза, или на 12,5%, а цена этого товара - в 1,05 раза, или на 5%.
Пример 2
Имеется информация о выпуске продукции на предприятии, ее себестоимости за 2 квартала.
Определить: общие индексы затрат на производство, натурального выпуска и себестоимости. Сделать выводы.
Решение
1) общие индексы затрат на производство, натурального выпуска и себестоимости:
= (12*12+12*20+8*12)/(15*10+10*20+8*15) = 480/470 = 1,021=102,1%
= (12*15+20*10+12*8)/470 = 476/470 = 1,013 = 101,3%
= 480/476 = 1,008=100,8%
3) абсолютное изменение затрат на выпуск продукции в целом:
= 480-470=10 тыс.руб.
Вывод: Товарный выпуск во втором квартале увеличился по сравнению с первым на 102,1-100=2,1%. В абсолютном выражении это соответствует 10 тыс. руб. Этот рост произошел, как за счет увеличения объема выпуска (на 101,3-100=1,3% или 6 тыс. руб.), так и за счет себестоимости (100,8-100=0,8% или 4 тыс. руб.)
ЗАДАНИЕ
Решите задачу:
Выпуск продукции по заводу почвообрабатывающих машин за два квартала
Вид продукции
|
Выпуск, штук
1 квартал |
Выпуск, штук
2 квартал |
Отпускная цена
1 квартал |
Отпускная цена
2 квартал |
Плуги навесные |
2500 |
2610 |
4,8 |
5,4 |
Плуги прицепные |
3000 |
2950 |
7,1 |
7,6 |
Культиваторы |
3600 |
3700 |
5,0 |
5,7 |
Определить:
1) изменение (в %) выпуска каждого вида продукции, а также изменение выпуска продукции в целом по предприятию;
2) изменение цен (в %) по каждому виду продукции и среднее изменение цен по всему ассортименту продукции;
3) абсолютное изменение общей стоимости продукции, выделив из общей суммы изменение за счет изменения количества продукции и за счет изменения цены.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.