ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА, говорится о том, что практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект: Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку: проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными; контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил; не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА, говорится о том, что практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект: Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку: проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными; контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил; не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ
ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. В
домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и
гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
1.
проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
помните,
что чрезмерная болтливость,
подвижность и
недисциплинированность не являются умышленными;
контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и
«нельзя»;
стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой —
завышенных требований к ребенку;
реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите,
повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате
одного и т. д.);
повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за
проступок;
выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
для подкрепления устных инструкций используйте зрительную
стимуляцию.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
уделяйте ребенку достаточно внимания;
проводите досуг всей семьей;
не допускайте ссор в присутствии ребенка,
3. Организация режима дня и места для занятий:
установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не
отвлекаясь;
снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения
ребенком задания;
оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и
просмотра телевизионных передач;
избегайте по возможности больших скоплений людей;
помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и
нарастанию гиперактивности;
организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей,
имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа: придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное
задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или
знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость
прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в
определенном месте после совершения проступка;
чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным
стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают
выговоры
однако
чувствительны к поощрениям;
наказания,
и
составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену,
подпишите соглашение на определенные виды работ;
воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с
ребенком;
не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню
развития, возрасту и способностям;
помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это
самый трудный этап;
не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается
ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и
состоять из нескольких звеньев;
объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними
справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко
оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к
такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и
гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через
тело»:
лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников,
домашний арест, досрочное отправление в постель);
чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может
быть обменена на 10минутное сидение на «скамейке штрафников»;
холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;
внеочередное дежурство по кухне и т.д.Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка
директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко
приводит следующие примеры:
если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их
ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу,
то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и
ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни».
Опоздав в школу понастоящему и приобретя опыт объяснений с
учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно
относиться к утренним сборам;
если 12летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не
стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть
ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину,
например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В
следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что
ответственность за принятое им решение несет только он сам;
если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в
воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации.
А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных
покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие.
если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит
бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более
ответственно будет относиться к своим вещам.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное
эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения
ребенка большую роль играет методика «позитивной модели»,
заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и
игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является
понимание проблем своего ребенка родителями.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности,
импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за
несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а
импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это
патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции:
психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация
возможна при условии, если она проводится в возрасте 5—10 лет.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь