ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА, говорится о том, что работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски; оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду. измените режим урока с включением физкультминуток; разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса; предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА, говорится о том, что работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски; оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду. измените режим урока с включением физкультминуток; разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса; предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
УЧИТЕЛЯМ
ГИПЕРАКТИВНОГО
РЕБЕНКА
Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться
на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в
обучении:
Изменение окружения:
1.
изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом
дефицита внимания и гиперактивности;
работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально.
Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в
центре класса, прямо у доски;
оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая
парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
измените режим урока с включением физкультминуток;
разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и
ходить в конце класса;
предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за
помощью в случае затруднения;
направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть
доску, раздать тетради и т. д.
2. Создание положительной мотивации на успех:
введите знаковую систему оценивания;
чаще хвалите ребенка;
расписание уроков должно быть постоянным;
избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
вводите проблемное обучение;
используйте на уроке элементы игры и соревнования:
давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя
каждое из них;
создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать
свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям
знаний;
научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет
сохранных;
игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться
сломить его!3. Коррекция негативных форм поведения:
способствуйте элиминации агрессии;
обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
4. Регулирование ожиданий:
объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения
наступят не так быстро, как хотелось бы;
объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния
ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от
спокойного и последовательного отношения.
Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для
формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение
помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной
школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе,
который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях,
которые
не
сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как
бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча,
говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали
правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех
случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести
себя и сдавать тетради с домашними работами.
дисциплину
нарушали
классе
в
и
Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не
результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический
диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной
диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми
усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный
ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми
самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде
постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к
улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные
результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности
достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и
немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и
нейропсихологические коррекционные программы.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь