Технологии и
приемы
формирования
метапредметных
компетенций
Часть I
1. Целеполагание
2. Создание проблемной
ситуации
3. Формирование понятий
Обучать народ —
значит делать его
лучше;
просвещать народ
значит
—
его
повышать
нравственность;
делать
грамотным
значит
цивилизовать его.
его
—
Для учителя урок – это…
• единица времени
• основная форма учебного процесса
• «логически законченный, целостный,
ограниченный
определенными
рамками времени отрезок учебно-
воспитательного процесса».
• «педагогическое
отличающееся
внутренней
частей,
развертывания
учителя и учащихся».
единой
произведение,
целостностью,
взаимосвязанностью
логикой
деятельности
• «момент истины»
Целеполагание
«Удовлетворите всем
желаниям человека, но
отнимите у него цель в
жизни и посмотрите, каким
несчастным и ничтожным
существом явится он.
Следовательно, не
удовлетворение желаний —
то, что обыкновенно
называют счастьем, а цель в
жизни является сердцевиной
человеческого достоинства и
человеческого счастья»
А.В.
Хуторской
цель
как
–
определяет
образования
«предвосхищаемый
результат
образовательный
продукт, который может
и
быть
внешним, но он должен
быть
за
определенный
внутренним
создан
По В.С. Лазареву,
цель – образ
результата с
фиксированным
временем его
получения
Притча по случаю
Прознал както один человек, что в соседнем селе живет самый меткий
стрелок, и решил встретиться с этим удивительным человеком. Собрался он в
путь и в скором времени достиг опушки леса, около которой и было соседнее
поселение. Видит, стоит стрелок, в руках у него мощный тисовый лук, в колчане
ровные стрелы с ярким оперением. Стрелок тщательно прицелился и выпустил
стрелу. И попала стрела точно в центр мишени. А потом стрелок выпустил вторую
стрелу, и та вошла ровно в центр мишени, расщепив первую. Восхитился человек
мастерством стрелка и решил узнать секреты его мастерства. Спрашивает того, на
что ты смотришь, когда целишься на кончик стрелы? Нет, был ответ. Тогда,
может быть, на кончик лука? Нет. Или на деревья, чтобы увидеть куда дует
ветер? Тоже нет, я смотрю только на цель, я вижу только цель. А как можно
промахнуться, если ничего кроме цели не существует? Восхитился человек
опытом стрелка и сказал, что он самый великий стрелок в мире. На что стрелок
ответил, что в соседней деревне живет девочка, которая превзошла его в
искусстве стрельбы из лука. Удивился мужчина и решил поговорить с этой
девочкой. Идет он и видит: на дереве мишень, а точно в центре стоит стрела, на
доме мишень и опять стрела точно в центре, на земле мишени и в ней точно в
центре стрела! А на земле рядом с домом сидит девочка и рядом с ней лук.
Обратился к ней человек, не она ли самая опытная лучница? Девочка
согласилась. "В чем же секрет твоего мастерства?" поинтересовался человек. "Я
просто стреляю, а потом рисую вокруг стрелы мишень" был ответ.
Хочу научиться…
• аргументировать свою
точку зрения
• находить главную
мысль в тексте
• решать уравнения с
двумя неизвестными
• научиться работать в
группе
Работа над целеполаганием
предполагает включение в нее
учащихся на различных уровнях.
1 уровень –
преобладание у
учеников формальных
целей, связанных с
получением отметки,
похвалы, запоминанием
конкретного материала.
2 уровень
• постановка
учениками
смысловых целей,
связанных с
осознанным
восприятием
материала учебного
предмета.
3 уровень
• наличие
творческих целей,
предполагающих
выполнение
творческих заданий
в ходе изучаемого
предмета.
Типичные ошибки
• Формулирование цели с
учетом процесса обучения, а
не его результата: учиться,
развивать, готовить, читать.
Результат как цель
деятельности лучше всего
задается с помощью
глаголов совершенного
вида: научиться, прочитать,
объяснить и т.д.
При целеполагании
субъекты учебного
процесса не
представляют, каким
должен быть
результат их
совместной
деятельности, т.е. не
сформирован
образ результата.
Отчуждение
образовательного
результата от
ученического
целеполагания.
Часть 2
Создание
проблемной
ситуации
М.И. Махмутов дает следующее определение
понятия «проблемное обучение»:
«Это тип развивающего обучения, в
котором сочетаются систематическая
самостоятельная поисковая
деятельность учащихся с усвоением
ими готовых выводов науки,
а система методов построена с учетом
целеполагания и принципа
проблемности;
процесс взаимодействия преподавания
и учения ориентирован на
формирование познавательной
самостоятельности учащихся,
устойчивости мотивов учения и
мыслительных (включая и творческие)
способностей в ходе усвоения ими
научных понятий и способов
Правила создания проблемных
ситуаций.
1. Учитель должен
поставить перед учащимся
такое практическое или
теоретическое задание,
при выполнении которого
происходит приращение
новых знаний и/или
способов действия.
задание
должны
должны
2. Проблемное
или
вопрос
быть
посильными для учащегося, т.е.
соответствовать
его
интеллектуальным
возможностям.
3. Для успешного выполнения
проблемного
у
иметься
учащихся
достаточные
об
или
изучаемом
элементарных
необходимых
способах действия.
сведения
явлении
задания
необходимо
4. Педагогу
помнить,
проблемное
задание (вопрос) и проблемная
ситуация – это не одно и то же.
что
5. Проблемная ситуация может
разными
быть
способами.
вызвана
Часть 3
Формирование
понятия