Понятие - ?
• форма мышления, в которой отражены существенные
(отличительные) свойства объектов изучения.
• это количественная и качественная категория,
которая характеризует реальные и абстрактные
предметы, вещи или их определенные состояния,
имеющая свойства, смысл, значение, способная
видоизменяться.
70
50
30
• это способ отражения окружающей действительности.
2008
2009
2010
2011
• глубокое осознание характеризуемого предмета или
явления, его смысловой нагрузки и значимости для
преподавания предмета.
Практический семинар "Современный урок"
Каждое понятие может быть рассмотрено по
содержанию и объему.
Содержание понятия - это множество всех
существенных признаков данного понятия,
раскрывается с помощью определения.
Объем понятия - множество объектов, к
которым применимо данное понятие,
раскрывается с помощью классификации.
Посредством определения и классификации
отдельные понятия организуются в систему
взаимосвязанных понятий.
Практический семинар "Современный урок"
Понятие треугольник
- соединяет в себе класс
всевозможных треугольников
(объем этого понятия)
- наличие трех сторон, трех вершин,
трех углов (содержание понятия)
Практический семинар "Современный урок"
Формирование понятий
– сложный психологический процесс:
ощущения -> восприятие
-> представление ->
понятие
1. Мотивация введения понятия,
2. Выделение его существенных свойств,
3. Усвоение определения,
4. Применение понятия,
5. Понимание связи изучаемого понятия с ранее
изученными понятиями.
Практический семинар "Современный урок"
Процесс формирования понятий
осуществляется в несколько этапов:
• Мотивация (подчеркивается важность изучения
понятия, активизируется целенаправленная
деятельность школьников, возбуждается интерес к
изучению понятия с помощью привлечения
различных средств, выполнения специальных
упражнений);
• Выявление существенных свойств понятия
(выполнение упражнений, где выделяются
существенные свойства изучаемого понятия);
• Формулировка определения понятия
(выполнение действий на распознавание объектов,
принадлежащих понятию, конструирование
объектов, относящихся к объему понятия).
Практический семинар "Современный урок"
Два пути формирования
понятий
Практический семинар "Современный урок"
понятий, который заключается в
выделении главных признаков,
составляющих содержание
понятия.
2. Процесс усвоения понятия, когда
Усвоение понятия
1. Сам процесс формирования
в определенной ситуации с
использованием этих понятий
ученик мог бы их распознать и
верно указать на них.
Практический семинар "Современный урок"
Алгоритм формулировки
теоретического понятия:
1. Прочтите внимательно текст с описанием
изучаемого объекта.
2. Выпишите общие признаки этого объекта.
3. Выделите из этих признаков частные данного
объекта.
понятия.
4. Составьте определение теоретического
5. Установите место этого понятия в системе
общенаучных знаний.
6. Предложите свои варианты новых элементов,
которые можно включить в содержание
данного понятия.
Практический семинар "Современный урок"
обобщение
Универсаль
ные
Формирован
ие понятия
классификация
сравнен
ие
учебные
действия
выведение
следствий
Практический семинар "Современный урок"
«Термин» =
«Понятие»
сформировано
только в
Термин – это слово, имеющее
определение, т.е. словарное значение.
Понятие может
быть
Практический семинар "Современный урок"
ТЕРМИН – слово
ОПРЕДЕЛЕНИЕ – словарное значение
термина
ПОНЯТИЕ – «что я могу с этим знанием
сделать, какую задачу
решить и как?»
Практический семинар "Современный урок"
ОКСЮМОРОН –
соединение
несоединимого
(«живой труп»)
Практический семинар "Современный урок"
Основная цель любого урока выявить
связь между терминами и понятиями.
• Если понятие многозначно, установить,
в каком терминологическом значении
оно будет употребляться на уроке.
• Установить, в каких еще сферах жизни,
на каких учебных предметах может
употреблять это понятие.
• Актуализовать общее в значении
понятий
Практический семинар "Современный урок"
Формирование понятия сложный
многоуровневый процесс, в котором важно
соблюдать определенную последовательность.
• Вначале необходимо опираться на
знания и личный опыт учащихся.
• Уяснить структуру понятия и его
признаки.
• Дать научное определение
понятия и установить связь этого
понятия с другими.
Практический семинар "Современный урок"
Наиболее успешно
формирование
теоретических понятий
происходит в процессе
проблемного обучения,
«подведение под
формирование понятия
например
по типу
Практический семинар "Современный урок"
1. Постановка проблемы
(подведение объекта под данное
понятие)
2. Поиск путей решения проблемы
(анализ, синтез, сравнение
существенных свойств объекта и
понятия)
3. Решение проблемы
(выделение общих существенных свойств
4. Осознание и осмысление полученных
(изучение соотношения между объектом
понятия)
результатов
и понятием)
Практический семинар "Современный урок"
Процесс усвоения понятий можно считать
успешным, если ученик:
1. Дает правильное определение понятия, воспроизводя
его по памяти;
2. Приводит примеры, иллюстрирующие данное понятие;
3. Демонстрирует знание всех элементов данного понятия;
4. Видит место понятия в общей системе знаний по
конкретной теме;
5. Способен применить усвоенные знания в известной
ситуации, а также переносить их в новые условия.
Показателями сформированности
понятия являются узнавание его по
отдельному признаку и умение
использовать понятие на практике.
Практический семинар "Современный урок"
Типичные ошибки
• Непонимание того, что «термин» и «понятие» – это не одно и тоже,
приводит к простому заучиванию правил, формулировок, что не
способствует «пониманию» как необходимому условию формирования
понятия.
• Бессистемность работы с понятиями, которая приводит к тому, что
учащиеся не могут описать процесс, явление или закономерность,
поскольку не владеют понятийным ресурсом темы или модуля.
• На этапе введения понятия учитель иллюстрирует это понятие на одном
примере. В результате учащиеся не могут выделить общие
существенные признаки понятия.
• На многие понятия в науке существуют различные точки зрения. С
важнейшими из них учащихся необходимо знакомить. Игнорирование
этого обстоятельства может привести к тому, что учащиеся « не узнают»
понятие в нетипичной или измененной ситуации. К тому же
сопоставление нескольких точек зрения поможет учителю в создании
проблемной ситуации.
• Нарушение последовательности этапов формирования понятия. Часто
учителя сначала сами дают определение термина, затем приводят
примеры. Неудивительно, что учащиеся в результате не справляются с
заданием, поскольку не уяснили структуру понятия и его признаки
Практический семинар "Современный урок"
"Трудно - не
означает:
невозможно!"
Сергей Довлатов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.