Практический семинар "Современный урок"

  • Мероприятия
  • Семинары
  • pptx
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала формирование понятий.pptx
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ
Понятие - ? • форма мышления, в которой отражены существенные (отличительные) свойства объектов изучения. • это количественная и качественная категория, которая характеризует реальные и абстрактные предметы, вещи или их определенные состояния, имеющая свойства, смысл, значение, способная видоизменяться. 70 50 30 • это способ отражения окружающей действительности. 2008 2009 2010 2011 • глубокое осознание характеризуемого предмета или явления, его смысловой нагрузки и значимости для преподавания предмета.
Каждое понятие может быть рассмотрено по содержанию и объему. Содержание понятия - это множество всех существенных признаков данного понятия, раскрывается с помощью определения. Объем понятия - множество объектов, к которым применимо данное понятие, раскрывается с помощью классификации. Посредством определения и классификации отдельные понятия организуются в систему взаимосвязанных понятий.
Понятие треугольник - соединяет в себе класс всевозможных треугольников (объем этого понятия) - наличие трех сторон, трех вершин, трех углов (содержание понятия)
Формирование понятий – сложный психологический процесс: ощущения -> восприятие -> представление -> понятие 1. Мотивация введения понятия, 2. Выделение его существенных свойств, 3. Усвоение определения, 4. Применение понятия, 5. Понимание связи изучаемого понятия с ранее изученными понятиями.
Процесс формирования понятий осуществляется в несколько этапов: • Мотивация (подчеркивается важность изучения понятия, активизируется целенаправленная деятельность школьников, возбуждается интерес к изучению понятия с помощью привлечения различных средств, выполнения специальных упражнений); • Выявление существенных свойств понятия (выполнение упражнений, где выделяются существенные свойства изучаемого понятия); • Формулировка определения понятия (выполнение действий на распознавание объектов, принадлежащих понятию, конструирование объектов, относящихся к объему понятия).
Два пути формирования понятий
понятий, который заключается в выделении главных признаков, составляющих содержание понятия. 2. Процесс усвоения понятия, когда Усвоение понятия 1. Сам процесс формирования в определенной ситуации с использованием этих понятий ученик мог бы их распознать и верно указать на них.
Алгоритм формулировки теоретического понятия: 1. Прочтите внимательно текст с описанием изучаемого объекта. 2. Выпишите общие признаки этого объекта. 3. Выделите из этих признаков частные данного объекта. понятия. 4. Составьте определение теоретического 5. Установите место этого понятия в системе общенаучных знаний. 6. Предложите свои варианты новых элементов, которые можно включить в содержание данного понятия.
обобщение Универсаль ные Формирован ие понятия классификация сравнен ие учебные действия выведение следствий
«Термин» = «Понятие» сформировано только в Термин – это слово, имеющее определение, т.е. словарное значение. Понятие может быть
ТЕРМИН – слово ОПРЕДЕЛЕНИЕ – словарное значение термина ПОНЯТИЕ – «что я могу с этим знанием сделать, какую задачу решить и как?»
ОКСЮМОРОН – соединение несоединимого («живой труп»)
Основная цель любого урока выявить связь между терминами и понятиями. • Если понятие многозначно, установить, в каком терминологическом значении оно будет употребляться на уроке. • Установить, в каких еще сферах жизни, на каких учебных предметах может употреблять это понятие. • Актуализовать общее в значении понятий
Формирование понятия сложный многоуровневый процесс, в котором важно соблюдать определенную последовательность. • Вначале необходимо опираться на знания и личный опыт учащихся. • Уяснить структуру понятия и его признаки. • Дать научное определение понятия и установить связь этого понятия с другими.
Наиболее успешно формирование теоретических понятий происходит в процессе проблемного обучения, «подведение под формирование понятия например по типу
1. Постановка проблемы (подведение объекта под данное понятие) 2. Поиск путей решения проблемы (анализ, синтез, сравнение существенных свойств объекта и понятия) 3. Решение проблемы (выделение общих существенных свойств 4. Осознание и осмысление полученных (изучение соотношения между объектом понятия) результатов и понятием)
Процесс усвоения понятий можно считать успешным, если ученик: 1. Дает правильное определение понятия, воспроизводя его по памяти; 2. Приводит примеры, иллюстрирующие данное понятие; 3. Демонстрирует знание всех элементов данного понятия; 4. Видит место понятия в общей системе знаний по конкретной теме; 5. Способен применить усвоенные знания в известной ситуации, а также переносить их в новые условия. Показателями сформированности понятия являются узнавание его по отдельному признаку и умение использовать понятие на практике.
Типичные ошибки • Непонимание того, что «термин» и «понятие» – это не одно и тоже, приводит к простому заучиванию правил, формулировок, что не способствует «пониманию» как необходимому условию формирования понятия. • Бессистемность работы с понятиями, которая приводит к тому, что учащиеся не могут описать процесс, явление или закономерность, поскольку не владеют понятийным ресурсом темы или модуля. • На этапе введения понятия учитель иллюстрирует это понятие на одном примере. В результате учащиеся не могут выделить общие существенные признаки понятия. • На многие понятия в науке существуют различные точки зрения. С важнейшими из них учащихся необходимо знакомить. Игнорирование этого обстоятельства может привести к тому, что учащиеся « не узнают» понятие в нетипичной или измененной ситуации. К тому же сопоставление нескольких точек зрения поможет учителю в создании проблемной ситуации. • Нарушение последовательности этапов формирования понятия. Часто учителя сначала сами дают определение термина, затем приводят примеры. Неудивительно, что учащиеся в результате не справляются с заданием, поскольку не уяснили структуру понятия и его признаки
"Трудно - не означает: невозможно!" Сергей Довлатов