Практический семинар "Современный урок"
Оценка 5

Практический семинар "Современный урок"

Оценка 5
Мероприятия +1
docx
администрации +1
Взрослым
19.01.2017
Практический семинар "Современный урок"
Публикация является частью публикации:
Создание проблемной ситуации.docx
Глава 2. Создание проблемной ситуации Проблемная ситуация – неотъемлемый атрибут проблемного обучения. М.И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированных (предопределенных) системой проблемных ситуаций». Правила создания проблемных ситуаций. 1. Учитель должен поставить перед учащимся такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого происходит приращение новых знаний и/или способов действия. При этом у учащихся должно быть достаточно знаний и умений, чтобы понять условия задания, цель, которую они должны достигнуть, и пути ее достижения. Задание должно иметь не более одного неизвестного элемента, и учащиеся должны испытывать потребность в его нахождении. 2. Проблемное задание или вопрос должны быть посильными для учащегося, т.е. соответствовать его интеллектуальным возможностям. 3. Для успешного выполнения проблемного задания у учащихся должны иметься достаточные сведения об изучаемом явлении или необходимых элементарных способах действия, поэтому перед тем, как дать учащимся проблемное задание, учитель сообщает им такие сведения или обучает их действиям, которые необходимы для создания проблемной ситуации. 4. Педагогу необходимо помнить, что проблемное задание (вопрос) и проблемная ситуация – это не одно и то же. Проблемный вопрос может вызвать проблемную ситуацию только в том случае, когда он возникает у ребенка в процессе выполнения им практического или теоретического задания. В идеале вопрос, сформулированный учителем, и вопрос, возникший у обучающегося, должны совпадать по существу. Если этого не произошло, то цели учителя и ученика, очевидно, будут разными и проблемная ситуация не возникнет. 5. Проблемная ситуация может быть вызвана разными способами. Например, учитель дает теоретическое проблемное задание, требующее объяснить какие- либо процессы или события. Перед этим он демонстрирует, описывает или сообщает необходимые факты. Возможен и обратный прием, когда проблемная ситуация создается с помощью практического задания, которое не может быть выполнено учащимися, поскольку у них не достает информации или они не владеют нужным способом действия. Практическая часть 3 группы создают проблемную ситуацию (выбранную) на любом уроке. Тип  проблемной ситуации С удивлением Тип противоречия Между двумя  (или более)  положениями Приемы создания проблемной ситуации 1. Одновременно предъявить противоречивые факты,  теории, мнения. 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или  практическим заданием. Между житейским  представлением  учащихся и  научным фактом 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление                   учащихся вопросом или практическим                   заданием «на ошибку».      Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением,                   экспериментом или наглядностью. С затруднением Между  необходимостью и  невозможностью выполнить  задание учителя 4.Дать практическое задание, не выполнимое    вообще. 5. Дать практическое задание, не сходное с     предыдущим. 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание,                  сходное с предыдущим.       Шаг 2. Доказать, что задание учениками                  не выполнено. Побуждение к осознанию противоречия Прием 1. О фактах. Что вас удивило?  Что интересного вы заметили?  Какие вы видите факты? О теориях. Что вас удивило?  Сколько теорий существует ( точек зрения)? Побуждение к формулированию  учебной проблемы Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? Прием 2. Сколько в нашем классе мнений? Почему? Сформулируйте проблему! Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле? Прием 4. Вы смогли выполнить задание?  В чем затруднение? Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не  получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания  применили? Задание выполнено? Создайте алгоритм подготовки проблемного урока Сформулировать Обеспечить постановку Обеспечить поиск Выбрать из списка 1. Сформулировать тему урока и новое знание, определить его тип : Факт – единичная, не содержащая обобщения информация. Правило – алгоритм действия, указание как поступить. Понятие – выделение существенных признаков предмета. Закономерность – отражение связей между понятиями. 1.Обеспечить постановку проблемы.  Побуждающий диалог от проблемной ситуации.  Подводящий к теме диалог.  Сообщение темы с мотивирующим приемом. 2.Обеспечить поиск решения: если проблема есть: если проблемы нет: гипотез диалог.  Побуждающий к выдвижению и проверке    Подводящий от проблемы диалог.  Подводящий без проблемы диалог. 4. Выбрать из списка уместные продуктивные задания (проделать самому) Проблемная ситуация № 1 1. Одновременно противоречивые факты, мнения. предъявить теории, Проблемная ситуация № 3 2. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. Проблемная ситуация № 5 2. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Проблемная ситуация № 5 Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Побуждающий проблемной ситуации диалог к созданию Подводящий к созданию проблемной ситуации диалог Осознание проблемы Проблема возникла в виде Зафиксирована ли проблема на доске/слайде? Тест «Проверяем понимание» 2. Проблемный урок отличается от традиционного: А) образовательной целью Б) учебной деятельностью школьников В) конечными результатами 3. Проблемный урок обеспечивает: А) творческое усвоение знаний Б) творческое формирование умений В) творческое формирование навыков 4. Технология проблемного урока включает: А) проблемные методы введения знаний Б) задачи и упражнения на закрепление В) продуктивные задания на воспроизведение знаний 5. Поставить учебную проблему значит: А) назвать тему урока Б) задать классу вопрос В) помочь ученикам сформулировать тему урока или вопрос для исследования 6. Постановка учебной проблемы обеспечивает: А) мотивацию к усвоению нового материала Б) открытие знания 7. Поиск решения организуется методами: А) побуждающий к гипотезам диалог Б) сообщение темы с мотивирующим приемом В) подводящий от или без проблемы диалог Г) сообщение готового знания 8. Побуждающий диалог представляет собой: А) отдельные вопросы, стимулирующие мысль ученика Б) систему посильных ученику заданий, ведущих к мысли 9. Побуждающий диалог характеризуется признаками: А) жесткий пошаговый ход Б) переживание учениками чувства риска В) высокая вероятность неожиданных ответов учащихся 10.Подводящий диалог развивает: А) творческие способности и эффективен для сильных детей Б) логическое мышление и эффективен для слабых детей 10.Продуктивные задания на воспроизведение: А) позволяют пройти все звенья творчества Б) обеспечивают выражение знания в разной форме В) углубляют понимание нового материала 11.К продуктивным заданиям относятся:      А) формулирование учениками вопросов      Б) задания «выучи», «перескажи»      В) составление опорных сигналов учениками 12.Продуктивное задание на формулирование темы дается:      А) на каждом проблемном уроке      Б) когда учебная проблема возникла как вопрос      В) в случае подводящего без проблемы диалога 13.Подготовка проблемного урока:      А) одинакова для любого содержания      Б) зависит от количества знаний      В) зависит от типа знания 14.Возможности проблемного введения ограничены для:      А) фактов      Б) понятий      В) правил      Г) закономерностей 15. Технологии проблемного обучения можно использовать:      А) во всех образовательных системах и моделях      Б) на всех школьных ступенях и моделях      В) каждому учителю Ключ 1.Б В 2.А 3.А В 4.В 5.А 6.А В 7.А 8.Б В 9.Б 10.Б В 11.А В 12.Б В 13.Б В 14.А 15.А Б В Суммируйте набранные баллы. Интерпретация полученного результата. 14 – 15  Вы усвоили знания идеально. 11 – 13  Почти безошибочно. 6 – 10    Неплохо. Но к отдельным вопросам надо бы вернуться. 0 – 5      Огорчаться не стоит. Всегда можно повторить.

Практический семинар "Современный урок"

Практический семинар "Современный урок"

Практический семинар "Современный урок"

Практический семинар "Современный урок"

Практический семинар "Современный урок"

Практический семинар "Современный урок"

Практический семинар "Современный урок"

Практический семинар "Современный урок"

Практический семинар "Современный урок"

Практический семинар "Современный урок"

Практический семинар "Современный урок"

Практический семинар "Современный урок"

Практический семинар "Современный урок"

Практический семинар "Современный урок"

Практический семинар "Современный урок"

Практический семинар "Современный урок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017