Практическое использование функциональной грамотности на уроках в начальной школе через систему заданий, упражнений.
Одной из задач модернизации образования является формирование и развитие функциональной грамотности школьников, которая выступает одним из главных показателей качества знаний и умений, учащихся в аспекте международного исследования PISA.
Функциональная грамотность (по определению А.А. Леонтьева) – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В ходе сегодняшнего выступления мы рассмотрим некоторые приемы работы на уроках в начальной школе, которые способствуют формированию функциональной грамотности и закладываются они уже с 1 класса.
Базовым навыком функциональной компетенции является читательская грамотность, которая включают в себя умения:
- находить и извлекать информацию
- интегрировать и интерпретировать информацию
- осмыслять и оценивать содержание и форму текста
- использовать информацию из текста.
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста используются следующие приёмы:
Приём «Читаем и спрашиваем», где формируется умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
Приём «Чтение – сравнение»
Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.
Приём «Работа с вопросником»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы.
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»
Применяется на стадии объяснения нового материал, так и закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, что о его жизни и творчестве хотели бы узнать. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Приём «Лингвистическая сказка». Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.
Приём конкурс шпаргалок (извлекать информацию ориентируясь на слова, схемы, рисунки).
Уже само название вызывает у ребят интерес и используется для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста. Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.
- для формирования умения интегрировать и интерпретировать информацию (куда входят задание, требующее развернутого ответа, выбор всех правильных ответов, работа с диаграммами) используются приёмы:
Приём «Шифровальщики» (зашифрованное письмо)
Прием «Письмо с дырками»
этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала на уроках русского языка (знакомство с порядком морфологического разбора, составление рассказа им.сущ. по опорным словам)
Прием «Мозаика».
Этот приём эффективен при изучении, например, тем: «Предложение» “Текст”, “ Тема текста”. Ученикам предлагается составить из слов предложение, восстановить деформированный текст (расставить предложения в нужной последовательности)
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
Приемы «Своя опора», «Ключевые слова»
Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др.на уроках русского языка.
- Предлагаю составить схему с ключевыми словами к теме «Глагол» (тема изучена, идёт закрепление знаний)
- для формирования читательского умения осмыслять и оценивать содержание и форму текста:
Прием «Чтение с пометками»
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
1) Толстые вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете (думаете) …?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
2) Тонкие вопросы
Кто…? Что…?
Когда…? Может…?
Прием «Чтение с остановками»
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Прием «Составление кластера» - это умение осмыслить и представить информацию в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».
Прием «Синквэйн» и «Диаманта» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
« Работа с вопросником»
Этот прием применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приведу пример вопросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.
ВОПРОСНИК
Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
1. Назовите главных героев произведения.
2. Где происходят события?
3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.
4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней? и т.д.
- умение- использовать информацию из текста (смысловое чтение):
Приём «До – после» (прогнозировать события, соотносить известные и неизвестные факты, таблица заполняется в начале и в конце урока, сравнивает, делает выводы)
Приём «Анципации»-предвосхищение, предугадывание;
Прием «Верите ли вы, что…?
Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста или параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Итак, верите ли вы, что повзрослеть можно за несколько минут? Ответ на этот вопрос мы найдем после работы с текстом Вальтрауп Шелике «По дорогам войны и мира»
Приём «Отсроченная отгадка»
До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.
Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников,
помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Учащиеся применяют информацию из текста при решении учебно-практических задач.
Так, например, после чтения первой части сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, можно предложить детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.
Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности
Тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н.
«Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.
Сочинение сказок «наизнанку».
Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника, приёмы которого я представлю формирование математической грамотности.
Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех умений:
- формулировать ситуацию на языке математики;
– применять математические понятия, факты, процедуры;
– интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты
Для формирования умения формулировать ситуацию на языке математики можно использовать следующие приёмы:
«Переводчик»
Как: на этапе устного счета или закрепления изученного материала учащимся даётся задание: записать данные числовые выражения в тетрадь и найти их значения. Затем из «словарика» дети достают карточку со словесными формулировками данных числовых выражений. Им необходимо отметить знаком «+» те формулировки, которые соответствуют данным числовым выражениям (Можно предложить учащимся соотнести-соединить знаковые и словесные формулировки, которые записаны в два столбика).
При проведении данного упражнения можно пользоваться не словариком, а проверкой через QR коды, что особенно нравится современным детям.
Как еще: учащимся предлагается словесная формулировка высказывания. Работа по этому заданию начинается с чтения предложений, потом их нужно перевести в знаковую форму (записать с помощью цифр, знаков действий, скобок). Далее необходимо найти значение выражений или определить «истинность» - «ложность» данных высказываний.
Игровые приёмы
На знание математических терминов, использовали следующий игровой момент:
1. Учитель или ученик называет часть слова (слага...) и бросает мяч. Другой ученик должен поймать мяч и дополнить слово (... емое).
2. Противоположные слова
Назвать слова, противоположные по значению.
· Прямая -
· Равенство -
· Четное -
· Много -
· Сложение -
Опрокинутые слова
Ученикам предлагался комплект слов, в которых буквы перепутаны местами. Нужно восстановить типичный порядок слов.
Скажем:
· УМАСМ - СУММА.
· АЕМОСЛАГЕ (слагаемое).
· ЧИТАВЫЕМОЕ (вычитаемое).
· КРАТВАД (квадрат).
· УГОТЬРЕНИК (треугольник).
· РЕЗОТОК (отрезок).
Задания на верное написание терминов: запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум_рация, выч_таемое, ед_ница, кил_грамм; исправь ошибку в записи слов: вычисть, дилитель, слажить.
Приём «Терминологическая викторина»:
1. Линия, которую невозможно свернуть? (прямая)
2. Оценка плохого ученика? (два)
3. Часть прямой, но не луч. (отрезок)
4. Ребус: в букве О число 7. (восемь)
5. Единица измерения длины, равная 100 см (метр)
6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)
7. В треугольнике их 3. (углы)
8. Инструмент школьника для измерения длины. (линейка)
9. Форма Солнца, часов …. (круг)
10. Результат сложения. (сумма)
Для формирования умения применять математические понятия, факты, процедуры:
- приём сравнения предметов (фигур) по их форме и размерам,
- моделирование заданий;
- «Математические цепочки»
Как: учитель задает вопрос и предлагает найти на него ответ на математической цепочке. К цепочке даны три ответа, рядом с каждым из ответов – число. Один из ответов верный. А как узнать какой? Для этого надо выполнить математические вычисления. В окошках – числа, сверху – знаки математических действий. Ученики выполняют вычисления и приходят к единственно правильному результату – ответу. Отвечающий ученик доказывает свой выбор. Он вслух выполняет действия и подтверждает свой ответ. После правильного ответа, учитель кратко и четко дает сведения о том животном или событии, которое зашифровано в ответе.
Как еще: учитель предлагает математические цепочки и связывает их с именами поэтов и писателей, художников и композиторов, праздниками. Математический материал подбирается в соответствии с темой, целью и задачей урока и с учетом возрастных особенностей.
«Переложи спички»
Идея: развитие логики и творческого мышления. Методом манипуляций, проб и ошибок мы приходим к верному решению. Вариантов решений может быть несколько.
Как: Детям предлагается выложенное из спичек математическое выражение и предлагается переложить три (две, четыре) спички так, чтобы получилось верное равенство, не меняя ответа.
Как ещё? Это может быть не выражение, а выложенное из спичек животное, например, рак. Задание –переложить 3 спички так, чтобы рак полз в противоположную сторону
А как ещё? Число может быть выложено словом, а при перекладывании спичек должно получиться число, записанное с помощью цифр. В любом случае можно устроить соревнование на самое быстрое выполнение задачи.
«Счетные палочки»
Идея - Игры со счетными палочками тренируют способность запоминать длинные задания и поэтапно их выполнять.
Как? - Упражнение в тетради или прописи: продолжи узор по клеточкам часто вызывает трудности у первоклассников. Можно предложить повторить узор палочками на столе. Кто-то положит одну палочку и смотрит на узор, кладет вторую. Кто-то следит пальцем или палочкой за узором. Кто-то на лету схватывает темп. У каждого складывается определенный алгоритм выполнения задачи. Второй шаг - давайте сверим, как получилось? Третий - нарисовать по клеточкам.
4. Как еще? – с помощью этого приема можно тренировать внимание и наблюдательность. Узор предъявляется на короткое время и убирается, ребенку нужно повторить по памяти.
5. И как еще? – разместить карточки с узорами по классу, выдать каждому маршрутный лист необходимо посмотреть на узор, вернуться на свое место, сложить и зарисовать на бумаге, вернуться и сверить ответ, затем двигаться к следующему узору.
Живые цифры
Идея – игра тренирует навыки счета, сосредоточенность, внимание. Проводить игру желательно в конце урока для повышения двигательной активности учащихся.
3. Как?
- У учащихся таблички с цифрами от 0 до 9. Учитель читает примеры. Встаёт
ученик, у которого есть цифра-ответ.
Лучше давать выражение, чтобы получались однозначные цифры. В случае
двузначного ответа должны встать два ученика.
4. Как еще? - Также можно раздавать по
несколько одинаковых цифр, привлекая большее количество детей.
5. И как еще? – в 4 классе можно составлять 5 и 6-значные числа, закреплять разряды и классы числа, подбирая задания где нужно составить прочитанное учителем число.
Различные формы работы над задачей:
1. Работа над решенной задачей.
2. Решение задач разными способами.
3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
б) с помощью чертежа.
в) с помощью таблицы
4. Разбивка текста задачи на значимые части.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
6. Самостоятельное составление задач учениками.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
9. Закончить решение задачи.
10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
11. Составление и решение обратных задач.
12.Решение задач с величинами
Пример, в 4 классе, когда освоены математические действия с многозначными числами, ребятам будет интересно выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии).
Решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (Покупка, измерение, взвешивание).
- сравнить разные способы вычисления, выбрать наиболее удобный; проанализировать структуру числового выражения, чтобы определить порядок выполнения арифметических действий;
- математические раскраски, шифровки;
Попросите учеников сравнить значения однородных величин (длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость), упорядочить заданные значения величин; установить зависимости между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач; моделировать зависимости, которые содержатся в тексте задачи; сравнить и обобщить информацию, которая представлена в таблицах, на диаграммах; перевести информацию из текстовой формы в табличную.
Чтобы успешно выполнить задания, у детей должны быть сформированы читательская грамотность и смысловое чтение текстов.
- умение интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты:
«Лови ошибку»
Так при объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, учитель намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.
Как еще: учитель заранее подготавливает карточки с примерами, содержащие ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки, работая в парах.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
· явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
· скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенные карточки, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к примерам на карточке и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
А как еще: учитель заранее подготавливает карточки по математике, где допускает ошибки и раздает каждому ребенку, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, а также уровень сложности материала. Учитель использует данный прием в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися.
Прием – игра «Верно, неверно?»
Идея: формировать умения находить правильные ответы, понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять информацию разного характера, критично оценивать ее достоверность.
Как: учитель, для повторения пройденного материала, задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “верно” или “неверно”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (верно), если согласны с утверждением, и минус (неверно), если не согласны.
Как ещё: На доске или слайде записаны верные и неверные утверждения. До изучения новой темы ученики должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что высказывание верное, а знак «-» там, где неверное. Ученики работают в парах. Затем предлагаю учащимся поделиться своим мнением с классом. Заслушав ответы учащихся, учитель заполняет первый столбец таблицы (столбец А). Подводя итоги работы над таблицей, учитель подводит учеников к мысли, что отвечая на вопросы, мы пока не знаем, правы мы или нет. Ответы на вопросы можно найти, изучив новый материал на уроке математики. Ученики приступают к работе над текстом, а затем, по окончании работы, возвращаются к вопросам, рассмотренным в начале урока, делятся своим мнением с классом. Окончательно таблица заполняется (столбец В) на стадии рефлексии, после обсуждения полученных результатов.
А как ещё: Учитель просит учащихся дома составить вопросы и предположения по теме, которая только будет изучаться на следующем уроке, используя утверждения «Верно, неверно». Учащиеся высказывают предположения, не заглядывая в учебник, на основе уже изученного материала. Таким образом, у учащихся развивается умение строить логические цепочки, наглядно увидеть взаимосвязь известного и нового.
И последний вид функциональной грамотности младшего школьника, приёмы которого рассмотрим – формирование естественнонаучной грамотности.
Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты:
научно объяснять явления;
понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения
выводов.
Отсюда можно выделить три общих группы заданий.
1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
3.Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности. Этот тип заданий – самый распространенный в учебнике и рабочей тетради по курсу «Окружающий мир». Приведем типичные примеры таких заданий.
Пример 1. Соедини линиями понятия.
Пример 2. Проставь номера месяцам по порядку следования в году. Укажи число дней и месяцев.
Пример 3. Изобрази условными знаками, какие виды осадков бывают в разные времена года
Пример 1. Запиши показания термометров.
Пример 2. Какие времена года изображены на рисунках.
Пример 3. Что можно узнать об этих предметах с помощью органов чувств?
Пример 1. Какие национальные одежды носят жители твоего родного края?
Пример 2. Какие ты знаешь тела и вещества?
Пример 3. Приведи примеры животных, которые родились зимой, застыли, заснули, поменяли шерсть.
Пример 1 . Пользуясь рисунком, составь рассказ о жизни людей в Арктике.
Пример 2. Расскажи, какие изменения в неживой природе происходят осенью
Пример 3. Опиши снаряжение воина, рассмотрев картину художника
Пример 1. Расскажи, как устроен микроскоп.
Пример 2. Как называется эта группа изделий человека (см. рисунок)? Что можно ими измерить?
Пример 3. Подчеркни и объясни, какие предметы нужны при наблюдении за Солнцем?
Приведем пример практико-ориентированного задания, разработанного Лабораторией модернизации образовательных ресурсов (Самара)[6].
В старину люди использовали пальцы, руки, ноги как образцы для создания первых мер длины. Сколько сантиметров содержит локоть и пядь?
Внимательно прочитайте текст, рассмотрите рисунки. Измерьте предметы, находящиеся в классной комнате, в локтях и пядях.
Это задание интересно с нескольких точек зрения.
Во-первых, создает мотивационное поле, погружая учащегося в контекст задания. Во-вторых, углубляются представления учеников о способах измерения (оказывается, измерять можно не только по линейке!)
Задание позволяет развивать навыки работы с информацией различного типа (вербальной, графической), закладывает основы для дальнейшей экспериментальной работы.
Название: приём “да, нет”.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Пример. На уроке по теме “планета земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Ребята делают вывод, что это планета юпитер.
Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
· Сравнивать, противопоставлять, классифицировать
· Использовать модели
· Связывать, соотносить
· Интерпретировать информацию
· Находить решения
· Объяснять
Например, однажды мальчик Саша написал письмо в журнал «В мире животных» Прочтите его. Какие советы вы дадите мальчику по уходу за питомцем? Оформите свои советы в виде памятки. Работать будем в парах. Ваша задача в паре составить памятку для Саши по уходу за хомячком. Прочитайте внимательно и начинайте работать. У вас 7 минут. Если кому-то что-то непонятно, спрашивайте. Итак, работаем.
Пример. Наступили каникулы. Теперь вы чаще остаетесь дома одни. Какую записку оставит вам мама? Источники информации - картинный ряд «Один дома», памятка из учебника «Как составить записку» Инструмент проверки – модельный ответ.
Приём «Хорошо - плохо»
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят
Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:
Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.
- Найдите плюсы или минусы данного явления.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
- Я вам предлагаю оставить эту же тему, но взять природное явление - снег. Найдите плюсы и минусы данного явления.
- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….
- Плохо, когда идёт снег, потому что……
Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций
Дидактическая игра-упражнение «Узнай объект по описанию» («Из дневника путешественника»).
Цель: понимание естественно-научного текста, научной терминологии, использованной для характеристики природных зон.
- Прочитайте текст письма одного путешественника. О какой природной зоне идёт речь в его письме?
«Характерная черта природной зоны, в которой мы оказались, - безлесье огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью. Травы, например, мятлик, ковыль, образуют сомкнутый ковёр. Эта зона характеризуется высокой засушливостью. Зимой здесь часто бывают сильные холода, и обитающим здесь животным и растениям приходится приспосабливаться, кроме высоких, ещё и к низким температурам. Грызуны, такие, как суслик, строят сложные норы. Летом животные активны преимущественно ночью. Растения тоже приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы. Другие активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы».
- Если бы вы писали ответное письмо, что бы в нём написали о той природной зоне, в которой живёте (находитесь) вы?
«Зашифрованное письмо» («Послание в бутылке»)
Во время похода путешественники фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути.
Из дневника путешественника:
Расшифруйте послание (за каждый правильный знак – 1 балл).
(От станции наш путь шёл по дороге до железного моста через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км по шоссе и у домика лесника сделали привал).
- Напиши письмо, используя условные знаки.
Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
В заданиях на установление причинно-следственных связей и их анализ от учащихся требуется на основе проведенного анализа проблемы находить решение проблемы и давать объяснение способа решения.
Умение найти и дать анализ проблемы – важное интегрированное умение, которое
включает следующие группы умений.
1. Формулировать вопрос
2. Планировать исследование
3. Делать выводы на основе полученных данных
4. Приводить доказательства и аргументы.
5. Решать нестандартные задачи.
Приёмы: «Мозаика проблем», «Интересно, в чем проблема?»
В учебнике при изучении темы «Здоровье человека» даётся такое задание: Расскажите о правилах здоровой жизни.
Я же предлагаю выполнить детям такое практико-ориентированное задание:
Даша любит гулять только в тёплую хорошую погоду. Любимое её занятие – смотреть телевизор и играть в компьютерные игры. Девочка избегает холодной воды и сквозняков. Но при всём этом, она часто болеет и пребывает в плохом настроении.
Марк гуляет в любую погоду, играет в футбол, ходит на плавание и принимает прохладный душ. Он редко болеет и всегда в хорошем настроении.
Оцените физическое развитие Марка и Даши. Какие советы вы бы дали ребятам, чтобы не болеть и быть в хорошем настроении? Оформите свой ответ в виде «Газеты здоровья».
Организация обратной связи осуществляется при помощи рефлексивного листа. Обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы:
Серия «Сделай вывод» соответствует третьей компетенции и включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам и так далее. Эти умения не совпадают, как может показаться, с умениями объяснять явления, поскольку в большей степени опираются на формальные, логические действия, тогда как объяснение (включая «генерирование» модели) — это в значительной степени эвристическое действие.
Приведу примерные вопросы.
Вопрос 1. Какой организм сам производит питательные вещества, используя солнечный свет? а) ящерица б) дерево в) олень г) ястреб
Вопрос 2. Запиши одно различие между Солнцем и Луной.
Вопрос 3. Какие из следующих тел могут заржаветь? а) деревянные опилки б)пластмассовые трубочки для питья в) железные гвозди г) стеклянные бусинки
Вопрос 4. Древесина- это природный ресурс, используемый человеком. Для чего люди используют древесину? Приведи два разных примера.
Вопрос 5. Птица- живая, облако- неживое. Почему птицы относятся к живой природе, а облако к неживой? Приведи два объяснения.
Вопрос 6. На рисунке изображен скелет человека. Напиши две причины, почему человеку нужен скелет.
Вопрос 7. Людям не стоит пить воду непосредственно из моря или океана. Объясни почему.
Вопрос 8. Какое из следующих животных имеет зубы, больше всего похожие на зубы человека? а) олень б) лев г) обезьяна д) собака и другие.
Из данных вопросов видно, что тестируемые показывают умение справляться с жизненными ситуациями, прослеживается меж предметная связь. Ученик должен уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать и делать выводы
Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Грамотное их использование и правильная мотивация как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего ФГОС.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.