Практическое применение современных геоинформационных технологий при проведении факультативных занятий на I cтупени образования
Оценка 4.8

Практическое применение современных геоинформационных технологий при проведении факультативных занятий на I cтупени образования

Оценка 4.8
Семинары
docx
1 кл—4 кл
21.05.2024
Практическое применение современных геоинформационных технологий при проведении факультативных занятий на I cтупени образования
Практическое применение современных геоинформационных технологий.docx

УДК 372.8

Практическое применение современных геоинформационных технологий при проведении факультативных занятий на I cтупени образования

Якубенко Анастасия Юрьевна, учитель начальных классов

ГУО «Гимназия г. Мстиславля»

 

В современном обществе редкий ребенок ограничивается одними только уроками в рамках школьной программы. Заботливые родители стараются, чтобы их чадо с самого раннего возраста получало как можно больше знаний самыми различными способами, и, как правило, не упускают шанс записать его на всевозможные дополнительные занятия.

Задача каждого учреждения образования – дать шанс преуспеть каждому ученику в развитии творческого потенциала и интеллекта на основе раскрытия и реализации его образовательных потребностей. Важнейшее и величайшее искусство педагога – внушить каждому ребенку, что он способен к творчеству, что он способен стать успешным в самостоятельной жизни. На выявление познавательных интересов учащихся, развитие их способностей, умений и способов деятельности, на удовлетворение образовательных запросов, связанных с профессиональным самоопределением учащихся, направлены факультативные занятия. В этом направлении деятельности нашими педагогами ГУО «Гимназия г.Мстиславля» накоплен значительный материал по использованию платформы АrcCIS Online.

Применение ГИС-технологий в образовании позволяет активизировать ряд функций: наглядно-образную, воспитывающую, развивающую, информационную, пропагандирующую.

Сегодня актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За ней будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы. И начинать нужно с раннего возраста, а именно с начальной школы. Именно поэтому одним из факультативов для учащих I ступени ГУО «Гимназия г. Мстиславля» был определен факультатив «Основы православной культуры».

Учебные занятия направлены на формирование духовно-нравственной культуры младших школьников средствами культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры. Учебная программа призвана сформировать у учащихся представления об историческом, духовном им нравственном опыте белорусского народа, о традиционном семейном укладе, праздниках и буднях православных христиан. Это же является и основной целью данного факультативного занятия.

Наше учреждение образование имеет огромную базу для наглядного показа учащимся христианских святынь Мстиславского района в области ГИС технологий. Учащимися старшей школы собраны данные о месте расположения каждой церкви, храмов и соборов на территории нашего региона, есть их описание, фото и видеоматериал. Составлен ряд карт и веб-приложений, которые можно использовать на учебных занятиях. А также различные туристические маршруты с посещением христианских объектов на территории города и за его приделами.

Опыт показывает, что применение геоинформационных технологий на уроках православной культуры расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения и повышению качества знаний.

В ходе занятий проводятся мини-исследования в группах по подготовленным текстам о храмах Мстиславщины. Результаты исследовательской деятельности оформляются в таблице. При составлении маршрутов к христианским святыням своего региона учащиеся используют различные возможности ГИС: прокладка нитки маршрута, визуальное знакомство с объектами на маршруте, решение задач с транспортом, определение погодных условий и др.

История родного края – основа нашего культурно-исторического богатства. Знания о прошлом и настоящем своей Родины обогащают человека духовно. Изучение родного края становится важнейшим в системе образования, что обусловлено целевыми установками современного образования, а также психологическими особенностями детей. В современной социокультурной ситуации создаются благоприятные предпосылки для развития краеведения.

Одним из направлений, способствующих формированию у детей экологического императива является туристско-краеведческая работа в рамках организации факультативных занятий «Мой край».

Целью данного факультатива является создание условий для пробуждения у учащихся I-IV классов интереса к настоящему и прошлому родного края, способности ценить историческое и культурное наследие, любоваться и дорожить своеобразием и красотой родной природы; развитие ценностного отношения к малой родине и личной причастности к ее судьбе.

Основными формами и методами обучения и воспитания на таких занятиях интерактивные игры, игры-тренинги, чтение, этические беседы, анализ жизненных ситуаций, дискуссии, диалоги, интервью, сочинения, презентации, акции, фотовыставки, видеоролики, рисунки учащихся о любимом уголке своей местности. Но одним из новых методов является использование ГИС.

Занятия проходят в форме игры-путешествия, экскурсии, викторины, устного журнала, творческого конкурса, эстафеты и других.

Важно научить школьников оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения, вносить свой вклад в его сохранение и улучшение.

Согласно программы «Равный обучает равного» учащимися 10 класса химико-биологического профиля были проведены ряд занятий в 1 классе с использованием ГИС технологий.

Согласно совместной работы школы и семьи были разработаны виртуальные туры и мини буклеты о достопримечательностях Мстиславщины. Учащимися старшей школы были включены в них различные маршруты экскурсий и походов, созданные в программе АrcCIS Online.

На занятиях постоянно используются интерактивные игры, которые расширяют знания учащихся о растениях и животных Мстиславщины, повышают образовательный уровень учащихся начальной школы посредством активной практической деятельности в природе и на улицах родного города; В апреле была осуществлена небольшая прогулка в городской парк с целью изучения произрастания первоцветов, разработаны и предложены меры их охране.

Совместно со старшеклассниками учащиеся 1 класса рисуют простейшие маршруты. Например, мой путь в школу, мое любимое место в городе, где живут мои бабушки и дедушка и др.

С помощью ГИС учащиеся осуществляют виртуальные экскурсии к объектам и памятным местам города и района, могут рассчитывать время, необходимое на прохождение маршрута. В качестве базовой карты для них используется базовый слой OpenStreetMap. На него учащимися совместно с учителем был нанесен линейный маршрут, захватывающий, например, места обитания животных и произрастания растений, занесенных в Красную книгу.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволило нам, педагогам, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также индивидуализация, дифференциация процесса обучения, осуществление контроля с обратной связью, самоконтроля и как итог - повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

 

 Список использованных источников:

1.    Гурьянова, Л. В. Введение в ГИС / Л. В. Гурьянова. – Мн.: БГУ, 2008. – 154 с.

2.    Кащенко, Н. А., Попов, Е.В., Чечин, А.В. Геоинформационные системы / Учебное пособие для ВУЗов. Сост. Кащенко Н.А. и др. – Нижний Новгород, 2019. – 131 с.

3.    Шипулин, В. Д. Введение в использование ArcGIS. Учебно-методическое пособие / Сост. Шипулин В. Д. – Харьков: ХНАГХ, 2005. – 258 с.


 

УДК 372.8 Практическое применение современных геоинформационных технологий при проведении факультативных занятий на

УДК 372.8 Практическое применение современных геоинформационных технологий при проведении факультативных занятий на

Основными формами и методами обучения и воспитания на таких занятиях интерактивные игры, игры-тренинги, чтение, этические беседы, анализ жизненных ситуаций, дискуссии, диалоги, интервью, сочинения, презентации, акции,…

Основными формами и методами обучения и воспитания на таких занятиях интерактивные игры, игры-тренинги, чтение, этические беседы, анализ жизненных ситуаций, дискуссии, диалоги, интервью, сочинения, презентации, акции,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2024