ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Задачи и упражнения для изучения приемов устных вычислений, направленных на формирование вычислительных навыков в начальной школе
Задания для устного счета предлагают детям так, чтобы они воспринимали их либо зрительно, либо на слух, либо и зрительно, и на слух.
Устные вычисления в сочетании с иными видами упражнений активизируют мыслительную деятельность, развивают логическое мышление, сообразительность, память, творческие начала и волевые качества, наблюдательность и математическую зоркость, способствуют развитию речи учащихся, если с самого начала обучения вводить в тексты заданий и использовать при обсуждении упражнений математические термины.
Практическое значение устных вычислений состоит в том, что быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни, особенно в тех случаях, когда письменно выполнить действия не представляется возможным.
Необходимо отметить, что уровень трудности упражнений должен постепенно увеличиваться.
Очень важно, чтобы учитель сам следил за своей речью и формулировал задания ясно, четко, лаконично, последовательно.
Таким образом, возникает необходимость естественного усовершенствования устных упражнений, разработки системы таких упражнений, в которой прослеживается их логическая взаимосвязь.
Как отмечалось выше, важную роль в формировании вычислительных навыков в начальной школе играет устный счет. На своих уроках в 3 классе МБОУ «СОШ №4 города Красноармейска Саратовской области» я проводила с учащимися ( 14 человек) устный счет в виде различных типов заданий:
1. математический диктант
Это форма устного счета проводилась в начале урока, на этапе актуализации знаний.
Цель: отработка навыков устного счета в пределах 20.
Примеры заданий математического диктанта:
1) К 6 прибавь 6
2) Увеличь 8 на 6.
3) Из 19 вычти 8.
4) Запиши число, которое меньше 9 на 3.
5) Запиши число, которое больше 6 на 5.
6) Уменьши 15 на 6.
7) На сколько 14 больше 8?
8) На сколько 7 меньше 10?
9) Найди сумму чисел 7 и 5.
10) Найди разность чисел 16 и 10 и т.п.
2. логические задачи
Эта форма проведения устного счета проводилась на любом этапе урока
Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти на уроках математики.
Примеры логических задач:
1) Иван царевич скакал на коне в Кащеево царство. Навстречу ему скакали на конях три богатыря. Сколько всего коней скакало в Кащеево царство?
2) Кай и Герда одновременно построили крепости из снега, но Герда начала строить раньше Кая. Кто работал быстрее?
3) Пьеро, Мальвина и Буратино спрятались от Карабаса Барабаса в доме папы Карло. Дин под кроватью, другой - в шкафу, а третий — в печке. Известно, что Буратино в печку не полез, Мальвина не пряталась под кроватью и в печке. Кто где спрятался?
3. Магические квадраты различных видов.
Цель: закреплять вычислительные навыки.
Примеры заданий:
1) детям предлагались различные виды «магических» квадратов и давалось задание: « Сложи числа по строкам, столбцам, с угла на угол».
7 |
2 |
9 |
8 |
6 |
4 |
3 |
10 |
5 |
2) « Заполните пропуски в магическом квадрате».
4 |
9 |
2 |
|
5 |
|
8 |
|
6 |
3) «Преобразуйте квадрат». Нужно составить подобный квадрат, увеличивая или уменьшая каждое число на несколько единиц ».
5 |
10 |
3 |
4 |
6 |
8 |
9 |
2 |
7 |
4. Дидактические игры.
Цель: проверить знание приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
Примеры игр:
1) Игра « Цветик – семицветик».
Инструкция: На доске – лепестки разных цветов с различными числовыми выражениями и « сердцевинками» 6 и 7. Надо подобрать к каждому цветку лепестки. В игре участвуют 2 команды по 7 человек. Сначала к доске выходят два человека ( по 1 от каждой команды), они находят подходящий лепесток для своего цветка и садятся на свое место, за ними выходят к доске следующие участники.
Выигрывает команда, которая быстрее соберет « Цветик – семицветик».
1 вариант
2 вариант
![]() |
|||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||
2) Игра « Числа – перебежки».
Цель: закрепить знание о переместительном свойстве сложения.
Инструкция: детей распределяют на 3 команды. Из каждой выходит по пять учеников, им раздают карточки с цифрами и знаками действий. По сигналу дети составляют примеры на сложение. Например, 7+8=15, 8+1=9, 3+2=5.
Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие примеры на сложение: 8+7=15, 1+8=9, 2+3=5. В каждой команде один из ее членов записывает составленные примеры на доске. Сравнивая пары примеров, дети повторяют переместительный закон сложения.
В течение года, анализируя каждодневно результаты учащихся при проведении устного счета, я сделала выводы, что в формировании вычислительных навыков учащихся помогают больше логические задачи, дидактические игры.
Посмотрим на диаграмму.
Математические диктанты
Логические задачи
Дидактические игры
Магический квадрат
Мы видим, что по сравнению с началом учебного года меньше ошибок стали допускать учащиеся во всех формах проведения устного счета, а именно в заданиях на приемы прибавления и вычитания в пределах десяти, на знания переместительного закона сложения, в задачах на развитие логического мышления, внимания, памяти. Именно эти задания оказались самыми приемлемыми и доступными для учащихся моего 3 класса. Выбранные мною методы обучения помогли ученикам справляться с вычислениями, предусмотренными программой. Кроме того, можно сделать предположение, что эти знания помогут ученикам в дальнейшем обучении.
Когда устный счет воспринимается учащимися как интересная игра, тогда они сами внимательно следят за ответами друг друга, а учитель становится не столько контролером, сколько лидером, придумывающим все новые и новые интересные занятия. А учащиеся, имеющие навыки устного счета, хорошо справляются со многими заданиями по математике, поскольку у них хорошо развиты память и внимание.
Устные вычисления способствуют развитию мышления учащихся, сообразительности, математической зоркости и наблюдательности. Следовательно, система устных упражнений доказывает свою эффективность - дети становятся активными и заинтересованными в обучении математике.
2.2. Рекомендации по организации занятий устными вычислениями в начальной школе
Устные упражнения или устный счет - это этап урока, который имеет свои задачи:[Эрдниев 2005]
ü психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
ü контроль учителя за состоянием знаний учащихся;
ü воспроизводство и корректировка определенных ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
Обобщив сложившуюся систему формирования вычислительных навыков, следует учитывать:[ Волина 2004]
Ø для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 - 7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса (использование на уроках системно-деятельностного подхода). При изучении геометрического материала следует выделять не менее 10 минут урока для работы с учащимися по формированию вычислительных навыков.
Ø количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока. Устный счет в начале урока дисциплинирует учащихся, помогает включиться в работу. Не следует проводить устный счет в конце урока, так как дети уже утомлены, а такой счет требует большого внимания.
Ø при подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Если сразу обрушить на детей сложные устные задания, то они обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена.
Ø формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть четкими и лаконичными; сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. Это позволит сосредоточиться на математическом содержании задания. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.
В зависимости от сложности задания на практике используют следующие формы восприятия устного счета: [Захарова 2009]
v беглый слуховой – числа воспроизводятся только на слух (читаются учителем, учеником), учащиеся при этом ничего не записывают и никакими наглядными пособиями не пользуются. Эффективен только в том случае, если этим видом счета удается увлечь всех ребят, поскольку при устной работе трудно контролировать каждого ученика. Такой вид устного счета приводит к быстрой утомляемости. Однако, тот, кто не может удержать числа в памяти, в практической работе оказывается плохим вычислителем, поэтому в школе нельзя недооценивать этот вид устного счета.
v зрительный - учитель не только называет числа, с которыми надо оперировать, но и демонстрирует их учащимся каким-либо образом (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты). Подкрепляя слуховые восприятия учащихся, зрительный ряд фактически делает не нужным удерживание данных чисел в уме, чем существенно облегчает процесс вычислений. Но иногда без записей трудно и даже невозможно выполнить задание, например: надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
v комбинированный – производятся устные вычисления с последующей записью результатов произведённых вычислений.
Ø чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
Ø необходимо систематически проводить диагностические самостоятельные работы «устного характера», т.е. учащиеся за определённое короткое время должны решить устно задания, записав ответы в тетрадь. Такая практика стимулирует учащихся повторять правила, развивает быстроту их реакции, мобилизует учащихся на дальнейшую работу на уроке.
Ø устные упражнения не могут быть случайным этапом урока, а должны соответствовать теме и цели урока; пронизывать весь урок и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.
Если цель урока – изложение новой темы, то в начале занятий можно провести устные вычисления по пройденному материалу и организовать работу так, чтобы был плавный переход к новой теме, а затем предложить учащимся устные задания на выработку умений и навыков по этой теме.
Если цель урока – повторение, то к устным вычислениям в классе должны готовиться и учитель, и учащиеся. Учащиеся, с консультацией учителя, могут проводить устный счет сами на каждом уроке. Материал для этого можно подобрать из учебника, специальных сборников или придумать самим.
Ø работа в классе на каждом уроке проводится в вопросно-ответной форме и должна выполняться всем классом, а не учителем и группой успевающих учеников. То есть необходимо создать такую ситуацию – ситуацию «успеха», при которой каждый ученик смог бы почувствовать себя полноценным участником учебного процесса. В целях выполнения этой задачи на уроках математики часто используются игры (в игре привлекает поставленная задача и трудности, которые надо преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия).
Занятие устным счётом требуют от учителя постоянной практики в счёте, твёрдого знания основных приёмов устного счёта, умения организовывать счётный материал, подбирать и составлять задачи для устного счёта. Приёмов устного счёта много, но следует уделять большее внимание усвоению и закреплению общих приёмов устного счёта, на первом месте должна стоять осознанность тех или иных приёмов устных вычислений, а не механическое их применение. От того, какие задания подберёт учитель для устных упражнений, в какой последовательности будет их выстраивать, существенно зависит достижение целей урока и степень активности учащихся в процессе познания.
Что способствует успешной работе по формированию вычислительных навыков?
Используемые вычислительные задания должны характеризоваться вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно водить ребенка в мир математических понятий, терминов и символов. [Гончар 2007].
Важно, чтобы было достаточное число тренировочных упражнений, чтобы они были разнообразными как по форме, так и по числовым данным, носили развивающий характер (задания, позволяющие развивать гибкость мышления, математическую речь ребенка, не вызывающие эмоциональной усталости и монотонности в работе).
Необходимо использовать разнообразные упражнения занимательного характера: игры, игровые ситуации, нестандартные приемы, соревновательные моменты, тесты, математические диктанты, различные головоломки, творческие задания, исследовательские работы, устные вычисления и т.д.
Перечислим типичные ошибки учителей при работе по формированию вычислительных навыков:[Кононов 2007]
· подача новых способов и приемов вычисления в готовом виде;
· зазубривание таблиц сложения и умножения и использование их при выполнении однообразных тренировочных упражнений;
· многократное повторение однотипных примеров, опора на активную работу памяти и напряжения произвольного внимания;
· запрет считать «на пальцах» (следует понимать, что на первых порах это необходимо ребёнку, он сам «организует» себе деятельностный подход к освоению вычислительных навыков);
· неумение учителя организовывать внимание детей;
· снижение роли устных вычислений (ссылаясь на отсутствие времени, учитель сводит работу по закреплению навыков в действиях с натуральными числами к эпизодическим заданиям на уроках и дома, при этом основная тяжесть повторения приходится на домашнюю работу школьника без должной последующей проверки на уроке);
· пренебрежение возможностями учебного материала на уроках для совершенствования вычислительных навыков (выполнив алгебраические преобразования и столкнувшись с затруднениями учащихся при выполнении вычислений, учитель предлагает закончить вычисления дома, что оказывает вредное воздействие на отношение учащихся к анализу своего труда, связанных с техникой счёта).
Можно сделать вывод, что систематическая работа над устным счетом, позволяет повысить интерес учащихся к изучению математики, делает детей более активными, облегчает вхождение в изучаемый материал. А также способствует развитию логического мышления, математической зоркости, внимания,
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.