Практическое занятие по теме 1.4. «Кодирование информации. Системы счисления» (2 часа)
Цель занятия: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую».
Теория.
Система счисления или нумерация — это способ записи (обозначения) чисел.
Система счисления — это знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами. Количество цифр, составляющих алфавит, называется его размерностью или мощностью. Различают непозиционные и позиционные системы счисления.
В непозиционных системах счисления величина, которую обозначает цифра, не зависит от положения этой цифры в числе. Примером непозиционной системы, которая сохранилась до наших дней, может служить система счисления, которая применялась более двух с половиной тысяч лет назад в Древнем Риме.
Система счисления называется позиционной, если количественный эквивалент цифры зависит от её положения (места, позиции) в записи числа.
Существует бесконечно много позиционных систем счисления. Каждая из них определяется целым числом q > 1, называемым основанием системы счисления. Основание определяет (даёт) название системы счисления: двоичная, троичная, восьмеричная, шестнадцатеричная, q-ичная и т. д.
Можно говорить «система счисления с основанием q».
Решение задач.
1. Перевод числа из любой системы счисления в десятичную систему счисления.
Принцип перевода показан на рис. 1
Рисунок 1 Перевод числа из любой системы счисления в десятичную систему счисления
Запишите в тетрадь ПРИМЕРЫ перевода.
Решите ЗАДАЧИ:
1. Переведите в десятичную систему счисления числа:
a. 889
b. 1235
c. 3156
d. 10110011012 Указание:
Воспользуйтесь примером, записанным ранее в тетрадь и разложите число по степеням.
2. Сравните числа:
a. 1859 _______ 1245
b. 101012 _______ 122123
c. 55416 _______ 3134
d. 6157 _______ 3145 Указание:
Переведите числа в десятичную СС. Проведите сравнение чисел.
3. Переведите в 10-ую СС числа:
а) 143,5116; б) 1435,118; в) 143,51116.
Указание:
Распишите по степеням все числа. Для ДРОБНОЙ ЧАСТИ используем отрицательные степени.
Пример степеней для первого примера:
2 |
1 |
0 |
|
-1 |
-2 |
-3 |
1 |
4 |
3 |
, |
5 |
1 |
1 |
4. Сравните числа:
а) 12516 и 1111000101012; б) 7578 и 11100101012; в) А2316 и 12328.
Указание:
Для проведения процедуры сравнения, необходимо перевести числа сначала в десятичную систему счисления
2. Перевод числа из 10-ой СС в любую другую.
Перевод осуществляется методом последовательного деления.
Запишите в тетрадь алгоритм и пример.
Алгоритм:
Примеры:
Решите ЗАДАЧИ:
1. Переведите целые числа из десятичной системы счисления вдвоичную систему счисления:
а) 1025; б) 512; в) 600.
Указание:
Используйте метод последовательного деления. Делить необходимо на основание системы счисления, в которую переводим. В нашем случае , необходимо делить на 2.
2. Переведите целое число 1147 из десятичной системы счисления всистемы счисления:
а) пятеричную; б) восьмеричную; в) шестнадцатеричную Указание:
Используйте метод последовательного деления. Делить необходимо на основание системы счисления, в которую переводим.
3. Арифметические операции в позиционных системах счисленияЗапишите в тетрадь примеры сложения.
4. Двоичная арифметика. Запишите в тетрадь таблицы и примеры.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.