Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе
Оценка 4.8

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Оценка 4.8
Семинары
docx
классное руководство
Взрослым
23.01.2017
Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе
Актуальность данной проблемы обусловлена, во-первых, усугубляющейся тенденцией к увеличению количества школьников имеющих отклонения в поведении; во-вторых, тем, что значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних, причем уровень подростковой преступности растет каждый день. Все это заставляет задуматься, ведь от того, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе. Трудности, которые испытывают подростки, обусловлены в том числе и его характерологическими особенностями. Отклоняющееся поведение у подростков - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, педагогов, медиков, работников правоохранительных органов. Актуальна эта проблема и на сегодняшний день.
исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка.docx
Содержание 1 Введение………………………………………………………………………… 3 1.   Теоретические   аспекты   проблемы   социализации   и   индивидуализации личности…………………………………………………………………………. 1.1. Структура социального опыта личности……………………………… 1.2. Психологические особенности проявления характера в подростковом 5 5 возрасте………………………………………………………………………… 1.3. Понятие социального статуса подростка………………………………. 2.   Практическое   исследование   характера   подростков   и   его   связи   с социальным статусом ребенка в классе…………………………………….. 2.1.  Характеристика базы и выборки исследования……………………….. 2.2. Условия, методы и методики исследования……………………………. 2.3. Результаты исследования…………………………………………………. Заключение…………………………………………………………………….. Список использованной литературы………………………………………….. Приложение 7 12 17 17 19 21 26 28 Введение 2 Главной   особенностью   подросткового   возраста   является   переход   от детства   к   взрослости.   Данный   период   возрастного   развития   нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны подросткам присуще негативные проявления, дисгармоничность в строении личности и вызывающий характер его поведения   по   отношению   к   взрослым.   С   другой   стороны,   возрастает самостоятельность,   расширяется   сфера   интересов,   его   отношение   с   другими детьми   и   взрослыми   становится   более   содержательным,  а   главное,  именно   в данный   период,   ребенок   задумывается   о   своей   социальной   позиции   и   своем месте в обществе.  Актуальность данной проблемы обусловлена, во­первых, усугубляющейся тенденцией   к   увеличению   количества   школьников   имеющих   отклонения   в поведении;   во­вторых,   тем,   что   значительное   место   в   общей   структуре правонарушений  занимает преступность  несовершеннолетних,  причем уровень подростковой преступности растет каждый день. Все это заставляет задуматься, ведь от того, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой   досуг,   зависит   дальнейшее   формирование   его   личностных   качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе. Трудности, которые испытывают подростки, обусловлены в том числе и его   характерологическими   особенностями.   Отклоняющееся   поведение   у подростков   ­   система   поступков   или   отдельные   поступки,   противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Девиантное поведение, понимаемое   как   нарушение   социальных   норм,   приобрело   в   последние   годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных   психологов,   педагогов,  медиков,   работников   правоохранительных органов. Актуальна эта проблема и на сегодняшний день. Методология   исследования.  Исследованием   характера   подростков занимались: С.А. Беличева, Ю.А. Клейберг, Л.М. Семенюк и др. Научной базой 3 для   изучения   проблем   подросткового   возраста   являются   фундаментальные работы российских ученых Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.  Объект исследования: социальный статус в подростковом возрасте. Предмет исследования: особенности характера в контексте социальных взаимоотношений подростков. Цель   работы:  изучить   особенности   характера   и   социальный   статус подростков. Задачи исследования: 1) провести теоретический анализ понятия «характера» и описать виды; 2) выявить психологические особенности проявления социального статуса в подростковом возрасте; 3) подобрать методы выявления особенностей характера и социального статуса подростка в классе. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что система социальных отношений подростка   определяется   психологическими   особенностями   характера, формирующегося под влиянием его ближайшего окружения. Методы исследования: а) теоретический анализ основных понятий;                    б) эмпирические методы – характерологический опросник Леонгарда, социометрия Дж. Морено; Структура   работы:  работа   состоит   из   введения,   2   глав,   заключения, списка литературы и приложения. 4 1. Теоретические аспекты проблемы социализации и индивидуализации личности 1.1. Структура социального опыта личности В   периоде   становления   характера   его   типологические   особенности,   не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко,   что   иногда   напоминают   психопатии,   т.   е.   патологические   аномалии характера.   С   повзрослeнием   черты   особенностей   обычно   сглаживаются.   Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [12, c. 43]. Типы   особенностей   характера   весьма   сходны   и   частично   совпадают   с типами   психопатий.   Наибольшую   известность   получил   термин   К.Леонгарда «акцентуированная личность». Однако, правильнее говорить об «акцентуациях характера».   Личность – понятие гораздо болeе сложное, чем характер. Она включает интеллект, cпособности, наклонности, миpoвoззрение и т.д.  В описаниях К. Леонгарда речь идет именно о типах характера. К тому же, в странах с немецким языком термин «акцентуированная личность» стали использовать   как   клинический   диагноз   вместо   термина   «психопатия»,   что правомерно, если рассматривать  особенности как крайние варианты нормы [13, c. 332]. Особенности   характера   —   это   крайние   варианты   нормы,   при   которых   вследствие   чего отдельные   черты   характера   чрезмерно   усилeны, обнаруживается   избирательная   уязвимость   в   отношении   определенного   рода психогенных   воздействий   («места   наименьшего   сопротивления»   в   структуре особенностей,   так   называемые   «негативные»   свойства   особенностей)   при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим («позитивные свойства» особенностей характера). В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии   психогенных   факторов,   адресующихся   к   «месту   наименьшего 5 сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении.  Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических   расстройств,   но   могут   даже   не   выявить   па   характера.   Если   же такие   черты   и   выявляются,   это,   как   правило,   не   приводит   к   заметной социальной дезадаптации.    Задача  классификации   особенностей  (направленностей  характера) периодически возникала в истории психологии. Карл Леонгард (1903—1988) — выдающийся   немецкий  психиатр,   специалист   в   области   психологии акцентуированных   личностей   разработал   типологию   акцентуированных личностей,   выделил   десять   чистых   типов   и   ряд   промежуточных.   По   своему происхождению выделенные типы имеют разную локализацию. К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены такие типы, как [6, c. 54]: 1)   гипертимный  (желание   деятельности,   погоня   за   переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи); 2) дистимический  (заторможенность,   подчеркивание   этических   сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи); 3) аффективно­лабильный  (взаимная   компенсация   черт, ориентированность на различные эталоны); 4) тревожный (боязливость, робость, покорность); 5) аффективно­экзальтированный (воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ); 6) эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание). К характеру, как социально обусловленному образованию, были отнесены такие типы, как [17, c. 23]: 1) демонстративный  (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон); 6 2) педантичный  (нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам); 3) застревающий  (подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию); 4) возбудимый  (вспыльчивость,   тяжеловесность,   педантизм, ориентированность на инстинкты). Наконец, к личностному уровню были отнесены типы: 1) экстравертированный; интровертированный. 2) Таким   образом,   рассмотрев   понятие   и   виды   особенностей   характера   в отечественной   и   зарубежной   психологии,   можно   сделать   вывод,   что   среди причин,   обуславливающих   различные   отклонения,   выделяют   социально­ психологические, психолого­педагогические, психобиологические факторы. При этом   большую   роль   среди   указанных   причин   играют   особенности   характера. Знать   характер   подростка   –   значит   знать   те   существенные   для   него   черты, которыми определяется его поведение. В характере закрепляются привычные мотивы поведения, наиболее значимые для подростка отношения к окружающей действительности, другим людям и самому себе. Каждому подростку присущи одни   черты   и   несвойственные   другие.   Черта,   представленная   у   разных подростков, проявляется по­разному – у кого­то ярко, у кого­то слабо. Когда отдельные   черты   чрезмерно   усилены,   «заострены»   говорят   об   акцентуациях характера. 1.2. Психологические особенности проявления характера в подростковом возрасте Подростковый  период развития охватывает возраст  от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется   началом перестройки организма   ребенка: ускоренным физическим развитием  и половым созреванием. В организме  возникают резкие 7 перемены в связи   с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых   желез.   Интенсифицируется   обмен   веществ.   Нарушение   прежней слаженности     в   деятельности   организма   и   еще     не   отрегулированная   новая система  его функционирования являются основой  общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от   бурной   активности   к   вялости   и   апатии.   Подростковый   возраст,   по Шпрангеру,  ­   это   возраст   врастания   в   культуру.  Он   писал,   что   психическое развитие   ­   есть   врастание   индивидуальной   психики   в   объективный   и нормативный   дух   данной   эпохи.   Обсуждая   вопрос   о   том,   всегда   ли подростковый,   возраст   является   периодом   «бури   и   натиска»,   описал   3   типа развития отрочества [11, c. 154]:  1)   Первый   тип   характеризуется   резким,   бурным,   кризисным   течением, когда   отрочество   переживается   как   второе   рождение,   в   итоге   которого возникает новое «Я». 2) Второй тип развития ­ плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.  3)   Третий     тип   представляет   собой   такой     процесс   развития,   когда подросток     сам   активно   и   сознательно     формирует   и   воспитывает   себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем  самоконтроля и самодисциплины.  По     Штерну,   переходный   возраст   характеризует     не   только   особая направленность   мыслей   и   чувств,   стремлений   и   идеалов,   но   и   особый   образ действий. Штерн   описывает его как промежуточный   между детской игрой и серьезной   ответственной деятельностью и   подбирает для него новое понятие «серьезная игра». Примером «серьезной  игры» могут служить занятия  спортом и участие в юношеских   организациях, выбор профессии и   подготовка к ней, игры любовного  характера (флирт, кокетство) [17, c .65]. 8   В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период,   связан   с   новообразованиями,   которые   возникают   из   ведущей деятельности   предшествующего   периода.   Учебная   деятельность   производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса   «Кто   я»   может   быть   найдено   только   путем   столкновения   с действительностью.  Особенности   развития   подростка   в   этом   возрасте   проявляются   в следующих   симптомах:   Возникают   трудности   и   отношениях   с   взрослыми: негативизм, упрямство, уход из школы, т.к. главное для подростка происходит теперь вне нее. Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).  Подросток   начинает   вести   дневник.   Сравнивая   себя   с   взрослыми, подросток приходи к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет.   Он   начинает   требовать   от   окружающих,   чтобы   его   больше   не   считали маленьким, он осознает свое равноправие [13, c. 54].   Центральное   новообразование   этого   возраста   ­   возникновение представления о себе как «не о ребенке». Подросток начинает чувствовать себя взрослым,   он   отвергает   свою   принадлежность   к   детям,   но   у   него   еще   нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в   признании   его   взрослости   окружающими.   Виды   взрослости   выделены   и изучены Т. В. Драгуновой. К ним относятся подражание внешним признакам взрослости,   равнение   на   качество   взрослых,   стремление   овладеть   разными «взрослыми   умениями»   ­   социальная   и   интеллектуальная   взрослость. Деятельность   общения   чрезвычайно   важна   для   формирования   личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание [10, c. 57].  Анатомо­физиологические     особенности   подростка   характеризуются неравномерностью его физического  развития, совершенствованием мускульного   скелета.   Для   подростка   характерно аппарата,   процессом   окостенения 9 несоответствие   в   развитии   сердечнососудистой   системы,   когда   сердце увеличивается в объеме, в результате чего начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, и т.д [12, c. 54].  У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не   всегда   способна   выдержать   сильные   или   длительные   раздражители,   что вызывает   состояние   крайнего   возбуждения   или   торможения,   ведет   к вспыльчивости,   апатии   и   т.   д.   Активное   половое   созревание   подростка происходит при заметном отставании в социальном установлении подростка, что влечет за собой социально­психологические проблемы полового воспитания [13, c. 54].  Предпочтение   подросток   отдает   той   среде   и   группе,   в   которой   он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др [14, c. 55].  Как   правило,   в   этом   возрасте   у   подростков   возникают   проблемы   со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки.  Поэтому   взаимоотношения   с   взрослыми   обычно   характеризуются повышенной   конфликтностью,   усиливается   критичность   по   отношению   к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется   характер   отношений   со   старшими:   из   позиции   подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства.  Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового   эмоциональная   незрелость, возраста:   недостаточно   развитое   умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении   своих   потребностей,   повышенная   внушаемость,   желание самоутвердиться и стать взрослым [3, c. 44]. 10 Одной   из   особенностей   подросткового   периода   является   завершение формирования   характера   с   заострением   некоторых   черт   и   последующих   их сглаживанием.   Именно   в   подростковом   возрасте   чаще   всего   проявляются особенности характера, представляющие собой крайние варианты нормального характера. Подростковый   период   ­   период   кризисов.   В   этом   возрасте   решается глобальное   количество   вопросов:   кризис   идентичности   (склонность   к депрессиям   и   суицидальному   поведению),   кризис   авторитетов   (следствие эдипового   комплекса   ­   протест   против   отца),   сексуальный   кризис   (смена эрогенных зон с оральной на гинетальную), страх одиночества, принятие новых социальных   ролей,   гормональный   диссонанс   ­   таким   образом   получается растянутый во времени эмоционально­социальный психологический стресс. Для этого   периода   жизни   характерно   возникновение   различных   форм   нарушений поведения.  То, что раньше считалось аномалией сейчас вошло в критерий нормы, ­ 90%   подростков   имеют   определенный   тип   особенности   характера.   Итак, оформляясь к подростковому возрасту, особенности характера, как правило, со временем   компенсируются.   И   лишь   при   сложных   психогенных   ситуациях, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, могут не только стать почвой   для   острых   аффективных   реакций,   неврозов,   но   и   явиться   условием формирования психопатического развития.   Понятие «акцентуация характера», на наш взгляд, можно изобразить в виде рисунка, где понятие «личность» представлено в виде круга с размытым краем, так как границы нормы трудно определить [13, c. 47].  Характер   многих   подростков   становится   акцентуированным   ­   крайний вариант нормы. У подростков от типа особенности характера зависит многое ­ особенности   транзиторных   нарушений   поведения   («пубертатных   кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении 11 вызывающих их причин). С типом особенности характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико­психологических рекомендаций, для советов   в   отношении   будущей   профессии   и   трудоустройства,   что   весьма существенно для устойчивой социальной адаптации [14, c. 54]. Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены,   получили   название   «подросткового   комплекса»,   а   обусловленные ими нарушения  поведения ­ «пубертатного криза». Подростковый комплекс, по мнению   Л.С.   Выготского,   включает   перепады   настроения   от   безудержного веселья   к   унынию   и   обратно   без   достаточных   причин,   а   также   ряд   других полярных   качеств,   выступающих   попеременно  [4,  c. 56].  Чувствительность   к оценке   посторонними   своей   внешности,   способностей,   умений   сочетается   с излишней   самонадеянностью   и   безапелляционными   суждениями   в   отношении окружающих[16, c. 55].  Таким   образом,   рассмотрев   психологические   особенности   проявления особенностей в подростковом возрасте, следует отметить, что каждый  возраст характеризуется,   согласно   взглядам Л. С.   Выготского, своей своеобразной, специфической  для  него, единственной  и  неповторимой социальной ситуацией развития,   которая   есть   не   что   иное,   как   отношение   между   ребенком     и   его средой.  Социальная ситуация развития  данного возраста, как подчеркивал Л. С. Выготский,   представляет собой   исходный момент для всех динамических изменений,     происходящих     в   развитии   в   течение   данного   периода.   Она определяет  целиком и полностью  те формы, и тот путь, следуя по которому подросток приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая  их из среды,  как из   основной источника  своего   развития,  тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».  1.3. Понятие социального статуса подростка 12 Современная   психология   выделяет   официальную   (или   формальную)   и неофициальную (неформальную) структуры взаимоотношений в коллективе.    И.Ю.  Кулагина   называет   официальную   систему   отношений  ­ «система ответственных зависимостей» [17, c. 54]. Официальная структура отношений — это   система   позиций,   заданных   извне,   обществом   и   необходимых   для функционирования   данного   коллектива.   Эти   позиции   характеризуются определенными   предписаниями:   занимающие   эти   позиции   имеют   более   или менее   определенные   представления   о   правах   и   обязанностях,   связанных   с данными   позициями.   В   школьных   классах   это   командир,   староста,   физорг, редактор и так далее.  Неформальная   структура   —   это   стихийно   возникающая   в   процессе жизнедеятельности   группы   система   отношений   ее   членов   друг   к   другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. В основе неформальной структуры могут лежать и другие критерии (например, отношение к общему делу или какие­то другие важные для группы моменты). Существенно то, что неформальная   структура   всегда   является   результатом   взаимодействия конкретных   людей,   включенных   в   определенный   коллектив.   Формальная   и неформальная структуры, как правило, не совпадают. Если в группах взрослых людей обе эти структуры отношений обычно в приблизительно равной степени значимы, то в детских коллективах неформальные связи почти всегда важнее для ребят. В школьном классе формальная структура почти отсутствует, зато неформальные отношения играют очень большую роль. Подросток не мыслит себя вне коллектива, и все события коллективной жизни   вызывают   у   него   активное   эмоциональное   отношение.   Он   испытывает подъем от переживания общности со своей группой, когда действует вместе со всеми   и   вместе   со   всеми   выражает   свое   положительное   или   отрицательное отношение к событиям школьной жизни, за пределами школы и т.д. Отрыв от 13 коллектива,   изолированность,   отсутствие   друга   или   разрушение   дружбы воспринимается подростком как личная драма [15, c. 58]. Одна   из   психологических   особенностей   подростков   —   это   ярко выраженная потребность в признании их личности. Ради самоутверждения они и совершают нередко отрицательные поступки. Дети в этом возрасте не уверены в своих достоинствах и в то же время очень хотят показать себя достойными. У них в резкой степени выражена зависимость от других людей, от их мнений, и в то же время им очень хочется показать себя независимыми и самостоятельными в решении тех или иных вопросов. Они проявляют удивительную настойчивость в удовлетворении своих желаний и ищут различные пути для осуществления своих планов [23, c. 49]. В каждом  детском  коллективе   есть  дети  популярные  и  не  очень. Есть активные,   общительные,   а   есть   тихие,   одиночки.   Одних   устраивает   их второстепенная   роль   в  классе,   другие   страдают   от   такого   положения,  но   не знают, как его изменить. М. Битянова считает, что классу как малой группе присуща структура эмоциональных  предпочтений  —  социометрическая. Возникает  эта  структура часто по половому признаку, по признаку успешности в учебной деятельности (в среднем   звене)   и   по   предпочтениям   учителя   (в   младшем   звене).   Во   многих случаях   ее   характеризует   внутренняя   несбалансированность,   конфликтность отношений   как   между   микрогруппами,   так   и   внутри   них.   Структура неустойчива, в значительной мере зависит от текущих событий и отношений, а цементировать (подпирать) ее нечем: система деловых отношений практически отсутствует [19, c. 132].  Т.   Алексеева   пишет:   «Социальные   роли   в   классе   распределяются   не только   под   влиянием   психофизиологических   возможностей   учеников. Разделение   по   ролям   зачастую   происходит   под   воздействием   эмоциональной сферы ученического класса» [11, c. 54]. 14 Как показывают социологические исследования, формирование системы социальных ролей имеет ряд особенностей: 1.   Система   социальных   ролей   формируется   под   воздействием эмоциональной сферы класса. 2. Лидерское место сформировано с самого начала, но заполняется по принципу перебора претендентов. 3. В первую очередь из социальных ролей формируется изгойская роль. Каждая социальная роль не может существовать отдельно. Они возникают во взаимосвязи, как единая система. В неофициальной, межличностной системе отношений   позиции   определяются   индивидуальностью   каждого   школьника   и особенностями данного класса. Н.П.Аникеева   отмечает,   что   уже   в   начальной   школе   наблюдается стремление детей занимать в классном коллективе определенные, привлекающие их   позиции:   вожака,   лучшего   ученика,   лучшего   спортсмена   и   так   далее.   В подростковом   возрасте   различные   позиции   в   классе   выделяются   особенно   Социальная   позиция   характеризуется   двумя   параметрами: рельефно. социальным   поведением   личности   и   социальными   ожиданиями   окружающих. Социальное поведение — это реальные поступки, благодаря которым человек утверждает   себя   в   желаемой   роли.  Социальные   ожидания   —  это   отношения окружающих к позиции данного человека [18, c. 198].  Особое   место   среди   внутриколлективных   позиций   занимает   позиция лидера,   вожака.   «Лидерство   —   по   выражению  Р.Кричевского  –   процесс межличностного   влияния,   направленного   на   достижение   целей   группы.   Вне зависимости от того, каким оно будет — организационным или психологическим (то есть формальным или неформальным), оно «разворачивается» в группе. Эта позиция   связана   с   успешностью   выполнения   задач,   стоящих   перед   группой». Стремление к лидерству это «прежде всего, потребность во власти. Суть ее в том, чтобы влиять на других и побуждать их делать то, что вы считаете нужным. 15 Эта   потребность   может   базироваться   как   на   высокой,   так   и   на   низкой самооценке.   Если   человек   хочет   компенсировать   ущербность   в   чем­то (например, некомпетентность) властью, то это всегда будет агрессия» [8, c. 165]. Если в классе никто фактически не является вожаком, то есть никто не занимает позицию лидера (а, допустим, только считается им), то такой класс, как правило, является «серым», «бесцветным».  Среди   качеств,   присущих   подросткам,   занимающим   высокое   статусное место, ориентация на сверстников является  одним из ведущих мотивов. Как правило,   эти   дети   с   достаточно   адекватным   представлением   о   себе,   что позволяет   им   найти   ту   группу,   в   которой   они   будут   признаны   и   оценены. Большое   значение   имеет   тот   факт,   что   эти   подростки   имеют   достаточно высокий   уровень   эмпатии.   Это,   с   одной   стороны,   дает   возможность   вызвать положительное   эмоциональное   отношение   к   себе,   а   с   другой   ­   чувствуя отношение к себе других, они стараются меньше общаться с теми, кто их не принимает, увеличивая число контактов с теми ребятами, кто их принимает. Реальных лидеров в классе во многих случаях просто нет, так как нет ситуаций, предполагающих совместную деятельность, нет опыта лидирования даже у тех детей, личные качества и потребности которых делают их склонными к управлению группой сверстников [21, c. 165]. В   группах   подростков   обычно   личное   внимание   со   стороны   лидера особенно   ценно   для   подростка,   который   не   находится   в   центре   внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.  К сожалению, в каждом классе есть изолированные ребята, их процент достаточно   велик.   Как   правило,   это   дети   с   неадекватным   поведением.   Они зачастую агрессивны, неуравновешаны, склонны к антисоциальным поступкам. 16 Своим поведением такие ребята пытаются привлечь внимание одноклассников, но тем самым еще более отдаляют себя от коллектива. Подростков этой группы отличают   высокие   самооценка,   притязания   на   признание   и   тенденции   к лидерству.   Трудности   в   общении   со   сверстниками   у   таких   ребят   часто сопряжены с неправильным представлением о своем реальном статусе в группе. Итак,   в   неофициальной,   межличностной   системе   отношений   позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями данного класса. Социальный статус подростка — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества.  Таким образом, особенности характера — это крайние варианты нормы, при   которых   отдельные   черты   характера   усилeны,   вследствие   чего обнаруживается   избирательная   уязвимость   в   отношении   определенного   рода психогенных   воздействий   при   хорошей   и   даже   повышенной   устойчивости   к другим.   Статус   подростка   в   коллективе   оказывает   влияние   на   развитие   его личностных   качеств,   формирование   характера,   часто   является   причиной определенных   форм   поведения.   Среди   качеств,   присущих   подросткам, занимающим   высокое   статусное   место,   ориентация   на   сверстников   является одним из ведущих мотивов. 2. Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе 2.1.  Характеристика базы и выборки исследования Исследовательская   работа   осуществлялась   в   МАОУ   «ЛИИТ   №36»   г. Набережные Челны в октябре 2016 года.  На протяжении многих лет школа способствует проявлению способностей и  обеспечивает   возможность   для  предъявления   успехов  личностного   роста  и развития   учащихся,   организует   демонстрации   достижений   учащихся   через различные формы. 17 В   2016­2017   учебном   году   научно­методическая   деятельность   школы направлена   на   освоение   педагогами   требований   нового   стандарта.   В   школе   Активно создана   система   государственно­общественного   управления. применяются   формы   управления,   основанные   на   участии   представителей педагогического   коллектива   и   родительской   общественности,   представителей обучающихся. Высшим коллегиальным органом управления Школой является Конференция, которая созывается не реже одного раза в год.  Реализация   задач   образования   возможна   при   созданной   современной материально­технической   базе:   это   качественно   оборудованные   кабинеты   с медиатехникой,   3   новых   кабинетов   информатики   с   выходом   в   интернет   для участия детей в международных дистанционных проектах и олимпиадах. Это современная библиотека­медиатека.  Государственно­общественное   управление   воспитательной   системой школы   обеспечивает   представительство   интересов   детей   и   взрослых;   права учителей,   учащихся   и   их   родителей;   оптимальное   сочетание   единоначалия   и участия в управлении общественности; коллегиального принятия решений.  Воспитательная   система   определяет   общую   стратегию   деятельности школы   по   выполнению   социального   заказа   общества,   заключающуюся   в непрерывном саморазвитии ученика, способного успешно социализироваться в современном   обществе.   Основная   цель   воспитания   в   ЛИИТ   №36   ­   развитие личности творческой, физически здоровой, осознающей свою сопричастность к судьбе Отечества, способной к саморазвитию в течение всей жизни. Нашу школу можно по праву считать зоной бесконфликтного взаимодействия, мониторинг отношения   ребят   к   школе,   педагогам   и   друг   к   другу   ежегодно   показывает положительную   динамику.   Каждому   ребенку   предоставляется   возможность участия   в   управлении   школой   через   работу   в   органах   ученического   или совместного самоуправления. 18 Педагогический   коллектив   данного   учебного   заведения   отличается высоким профессионализмом. В школе работает 25 педагогов, 57% из них имеют высшую   квалификационную   категорию,   32%   ­первую   квалификационную категорию.   7   учителей   носят   почетное   звание   «Отличник   народного просвещения», 5­ «Почетный работник общего образования РФ». Педагоги­психологи,   социальные   педагоги,   медицинские   работники   в тесном   сотрудничестве   с   классными   руководителями   обеспечивают   условия психологически безопасной образовательной среды. Выборка   была   составлена   в   соответствии   с   целью   и   задачами исследования. В состав выборки вошли ученики 5­х классов в количестве 29 человек. Из них 14 девочек и 15 мальчиков. Возраст учащихся от 10 до 13 лет. Характеристика выборки исследования представлена в табл. 1..  Таблица 1. Характеристика выборки  исследования Пол учащихся мужской Женский 10 лет Возраст  учащихся 12 лет 11 лет 13 лет 14 15   Для более полного изучения выборки испытуемых, нами была разработана 10 10 6 3 анкета, включающая в себя 10 вопросов разного плана (см. Приложение 1). Проведенное анкетирование помогло выявить следующие данные: ­   25  человек (86%)  воспитываются  в полной  семье, 4  человека (14%) выбрали ответ – воспитываются только матерью;   ­ 15 (51%) не имеют братьев и сестер, 1 человек (3%) имеет старшего брата,   5   человек   имеют   брата   младшего   (17%),   5   человек   младшую   сестру (17%); ­ 23 человека (79%) никогда не пропускали школу без причины,  6 человек (21%)   совершают   пропуски   занятий   без   уважительной   причины   время   от времени; 19 ­   19   человек   (65%)   посещают   вечеринки,   где   употребляют   спиртные напитки, 10 человек (35%) не посещают данного рода вечеринки совсем; ­ 2 человека из класса (6%) пробовали курить, но ни один из респондентов по данным анкетирования не принимал когда­нибудь наркотические препараты; ­     6   человек   (20%)   отметили   отсутствие   конфликтов   с   родителями,   2 человека (6%) – конфликтов со сверстниками и 21 человек (72%) не допускают конфликтов с учителями.; ­ 18 человек отметили о существующих редких конфликтах с родителями (62%), 22 человека (76%) отметили наличие конфликтов со сверстниками и так же 6 человек отметили редкие конфликты с учителями (21%); ­  о   регулярных   конфликтах   с  родителями   по   причине   непонимания   со стороны   родителей   отметили   2   человека   (6%),   3   человека   сообщили   о существующих регулярных конфликтах со сверстниками (10%), и 2 респондента отметили частые конфликты с учителями по причине непонимания со стороны учителей (6%). 2.2.  Условия, методы и методики исследования Исследование проводилось в несколько этапов: Первый   этап   ­   подготовительный,   поисково­теоретический,   в   процессе которого   осуществлялся   выбор,   и   теоретическое   осмысление   темы исследования,   изучалась   и   анализировалась   литература   по   проблеме;   велась подготовка   к   исследовательской   работе,   определились   цели   и   задачи эксперимента. Второй   этап   ­   опытно­экспериментальный.   На   данном   этапе   проведен эксперимент с целью проверки и корректировки рабочей гипотезы. Третий этап ­ этап осмысления, описания, обобщения и систематизации исследовательской работы и ее результатов. 20 Используемая  методика  диагностики   К. Леонгарда (см. Приложение 2) позволяет   увидеть   личностные   особенности   подростка.   Данная   методика   по продолжительности составила 20 минут. Полученные данные были приняты во внимание при сопоставлении результатов методики анкетирования и методики, предложенной К. Леонгардом.  Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера.  Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий ­ патологических расстройств личности.  Опросник   включает   в   себя   88   вопросов,   10   шкал,   соответствующих определенным акцентуациям характера.  Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию.  Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого.  Четвертая шкала показывает склонность к педантизму.  Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого,   восьмая   –   о   неуравновешенности   поведения.   Девятая   шкала показывает   степень   утомляемости,   десятая   –   силу   и   выраженность эмоционального реагирования.  Перед   проведением   опроса   дается   инструкция.   Время   ответов   не ограничивается.  При   подсчете   баллов   на   каждой   шкале   опросника   Леонгарда   для стандартизации   результатов   значение   каждой   шкалы   умножается   на определенное   число.   Это   указано   в   ключе   к   методике.   Акцентуированные личности   не   являются   патологическими.   Они   характеризуются   выделением ярких черт характера.  С помощью данной методики определяются типы акцентуации характера. 21 Результаты   первичного   исследования   подростков   школы   №   32 г.Набережные Челны, 5 «Д» класса представлены нами в виде самостоятельного блока, который может быть использован школьным психологом для проведения индивидуальной коррекционной работы с подростками.  Исследование   социометрического   статуса   проводилось   при   помощи методики социометрии Дж.Морено в групповой форме.  Перед   началом   исследования   для   учащихся   была   проведена   устная инструкция. Все участники эксперимента были открыты и проявили желание участвовать   в   эксперименте.   В   инструкции   были   подчеркнуты   следующие моменты: каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух. Участники эксперимента имели достаточно времени для обдумывания   ответов.   В   классе   во   время   эксперимента   не   присутствовали посторонние. Ребятам была дана гарантия неразглашения.  В  соответствии     с   данными     социометрического   опроса,   где   учащимся предлагалось ответить на 4 вопроса и выбрать из класса 3 человека, которые им импонируют и напротив – не заслужили доверия в их глазах [Приложение 4].  Заключительный   этап   включал   в   себя   обработку   и   сопоставление полученных результатов исследования. 2.3.  Результаты исследования По результатам методики К. Леонгарда были диагностированы следующие типы   акцентуаций   (см.   табл.2).   По   результатам   данных   таблицы   2   следует отметить,   что   у   максимального   количества   респондентов   –   9   человек, наблюдается   Гипертимический   тип   акцентуаций,   что   говорит   о   постоянном повышенном фоне настроения подростков в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью,  предприимчивостью.  Людей с  гипертимическим  типом характеризует   легкость   установления   контактов,   стремление   к   лидерству, жаждой   власти   и   похвалы,   склонность   к   вытеснению,   демонстративностью поведения,   живостью,   подвижностью.   Этот   тип   демонстрирует   высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам.  Типы акцентуаций характера, выявленные у подростков Таблица 2. 22 Тип акцентуации 1. Демонстративный тип 2. Педантичный тип 3. Застревающий тип 4. Возбудимый тип 5. Гипертимический тип 6. Дистимический тип 7. Тревожно­боязливый тип 8. Циклотимический тип 9. Аффективно­экзальтированный тип 10. Эмотивный тип Количество человек 0 2 2 0 9 0 2 2 4 8 Итого: 29 Такие люди раздражают окружающих своей самоуверенностью, высоким уровнем   притязаний.   Систематически   сами   провоцируют   конфликты,   но   при этом   активно   защищаются.   Обвинительны,   артистичны,   обходительны, проявляют неординарность в мышлении и поступках. В подростковом возрасте их главной чертой становится приподнятое настроение: оптимизм в сочетании с кипучей   энергией.   В   компаниях   ­   это   лидеры,   "заводилы".   У   них   есть неудержимый   интерес   ко   всему   новому   ­   людям,   местам,   занятиям.   Но существует и оборотная сторона этих привлекательных качеств. С энтузиазмом включаясь   в   новое   дело,   они   не   доводят   его   до   конца,   постоянно   меняют увлечения,   не   в   состоянии   выполнить   работу,   требующую   тщательности, аккуратности. Легко общаясь с разными людьми, они не разборчивы в выборе знакомств   и могут  попасть  в  асоциальную  группу. Обращаясь  к  протоколам исследования,   можно   определить   испытуемых,   акцентуированных   по   этому типу.  Это  испытуемые  № 2,4,5,6,9,12,13,15  и 16.   Для   объяснения  причины, лежащей   в   основе,   полученных   данных   обратимся   к   анкетным   данным   этих 23 испытуемых. Так, № 2, 6 и 9 воспитываются в неполных семьях. У № 4, 13,15 и 16 часто возникают конфликты со сверстниками и преподавателями. На втором месте у 8 подростков выявлен Эмотивный тип акцентуаций. Данный   тип   акцентуации   характеризует   подростков   как   чувствительных   и впечатлительных людей, отличающихся глубиной переживаний в области тонких эмоций   в   духовной   жизни   человека.   Эти   подростки   с   детства   пугливы, застенчивы и послушны, это ­ "домашние дети". Школа сначала пугает их, но затем, привыкнув к одному классу, они стремятся остаться в нем, даже когда им досаждают   одноклассники.   Учатся   обычно   старательно,   бояться   вызовов   к доске, контрольных и экзаменов.   Основные черты ­ высокая чувствительность и чувство неполноценности. Их "ахиллесова пята" ­ отношение окружающих: крайне   тяжела   ситуация,   в   которой   они   становятся   объектом   насмешек   или подозрений.   У   них   рано   формируется   чувство   долга,   ответственности.   Они усваивают   моральные   нормы   поведения   и   духовные   ценности   старшего поколения.   Предъявляют   высокие   этические   требования   в   окружающим   и, прежде   всего,   к   себе.   В   себе   видят   много   недостатков,   пытаются   с   ними бороться или их маскировать, занимаются самобичеванием.  Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе уровень   благополучия   взаимоотношений   можно   определить   как   низкий,   это означает   неблагополучие   большинства   детей   в   системе   межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. Дети чувствуют   дискомфорт,   эмоциональную   незащищенность.   В   такой   группе затруднено   самовыражение,   дети   замыкаются   в   себе,   проявляют   агрессию   к окружающим. Аффективно­экзальтированный тип акцентуаций характера выявлен у 4 подростков. Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное 24 отчаяние   от   печальных.   Черты   этого   типа   проявляются   особенно   рано.   С детства   ребенка   отличает   холодность,   избегание   сверстников,   игры   в одиночестве.   В   половом   возрасте   выступают   такие   черты,   как   замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать эмоциональные контакты. Внутренний мир подростков богат только при высоком интеллекте, но в любом   случае   он   полон   фантазий   и   увлечений,   тщательно   скрываемых   от посторонних. Духовное одиночество их не тяготит, неспособность к общению связана с недостатком интуиции ("любят меня или ненавидят?") и отсутствием сопереживания другим.  Недоступность их внутреннего мира, сдержанность в проявлении чувств делают их поступки неожиданными и непотными для окружающих. Наличие в выборке   испытуемых   четырех   подростков   данного   типа   акцентуации   может говорить   о   том,   что,   несмотря   на   то,     что   уровень   успеваемости   в   школе достаточной высокий у данных подростков, социальная сфера совершенно не развита.   Они   тяжело   идут   на   контакт   со   сверстниками,   замыкаются   в   себе, акцентируя свое внимание на учебе и   отказываясь от полноценного общения, переключают   свое   внимание   на   личные   переживания.   Подростки   с   данным видом   акцентуаций   характера   предпочитают   духовную   жизнь   в   мечтаниях   и представлениях живому общению со сверстниками. Огромное   значение   в   плане   дисгармонизации   характера   подростков   в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают: реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка; характер отношений между родителями и детьми в целом; уровень семейной гармонии   или   дисгармонии;   характер   отношений   с   родными   братьями   и сестрами. Педантичный   тип   акцентуаций,   выявленный   у   двух   подростков свидетельствует   о   том,   что   в   классе   есть   подростки,   у   которых   можно 25 наблюдать   проявление   ригидности,   инертности   психических   процессов,   о долгом переживании травмирующих событий.  Застревающий тип акцентуаций характера, выявленный у 2х подростков, свидетельствует   о   том,   что   в   классе   есть   подростки,   у   которых,   возможно преобладание чрезмерной стойкости аффекта со склонностью к формированию сверхценных   идей.   Таким   подросткам   свойственны   глубокие   чувства   и привязанности. Они отзывчивы   и  ценят доброе  к себе отношение, участие  и заботу.   С   любящими   родственниками   их   связывает   эмоциональная   близость, несмотря на мимолетные ссоры. Они становятся преданными друзьями для тех, кто способен им сопереживать. У двух подростков, с выраженным тревожно­боязливым типом возможно наблюдение   отклонений,   так   как   основная   черта   характера   ­   склонность   к страхам,   повышенная   робость   и   пугливость,   высокий   уровень   тревожности. Такие подростки ­ продукт своей микросреды. В благополучном окружении им несвойственны нарушения поведения. Попав в другую среду, они первоначально тяжело   к   ней   адаптируются,   но   затем   усваивают   все   ее   обычаи,   привычки, манеру   поведения.   Они   дорожат   своим   местом   и   стабильностью   в   группе сверстников.   Одна   из   самых   тяжелых   ситуаций   ­   изгнание   из   подростковой компании. Подростки с дисгармонизациями характера, выявленные 4 человека из   класса,   имеют   высокий   уровень   личной   тревожности   и   агрессивности; неадекватную самооценку, чаще низкую; чувствуют себя отверженными; три и более акцентуаций характера. Огромное   значение   в   плане   дисгармонизации   характера   подростков   в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают: реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка; характер отношений между родителями и детьми в целом; уровень семейной гармонии   или   дисгармонии;   характер   отношений   с   родными   братьями   и сестрами. Результаты исследования акцентуаций характера также представлены   в 26 1 Педантичный Застревающий Возбудимый Дистимический Тревожно­боязливый  Циклотимический 28% 31% 6.80%6.80%   0 13.80% 6.80%6.80% 0 0 виде диаграммы (рис. 1).  Демонтсративный количество респондентов Гипертимический 0.35 0.3 0.25 0.2 0.15 0.1 0.05 Аффективно­экзальтированный  Эмотивный  0 тип акцентуаций характера Рис. 1. Результаты исследования акцентуации характера подростков Полученные   данные   позволяют   сделать   следующие   результаты исследования акцентуаций: ­  большое количество учеников, у которых выявлен гипертимический тип акцентуации характера – 31%; ­ эмотивный тип акцентуации ­ 28%; ­ аффективно­экзальтированный тип характера замечен у 13,8%; ­   эмотивный   –   6,8%;   педантичный   –   6,8%,   застревающий   6,8%   и циклотимический тип наблюдаются у 6,8%; ­   остальные   виды   акцентуации   характера,   такие   как   возбудимый, тревожно­боязливый  не диагностированы.  Таким образом, в исследуемой группе учащихся 5 класса, преобладают гипертимический и эмотивный типы характера. Заключение 27 Усугубляющаяся   тенденция   к   увеличению   количества   школьников имеющих   отклонения   в   поведении,   преступность   несовершеннолетних, заставляет задуматься, о том, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает   свой   досуг.   Именно   от   того,   как   и   с   кем   проводит   время подросток   зависит   дальнейшее   формирование   его   личностных   качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе. Особенности   характера   —   это   крайние   варианты   нормы,   при   которых   вследствие   чего отдельные   черты   характера   чрезмерно   усилeны, обнаруживается   избирательная   уязвимость   в   отношении   определенного   рода психогенных воздействий.  Одной   из   особенностей   подросткового   периода   является   завершение формирования   характера   с   заострением   некоторых   черт   и   последующих   их сглаживанием.   Именно   в   подростковом   возрасте   чаще   всего   проявляются особенности характера, представляющие собой крайние варианты нормального характера.  В   подростковом   возрасте   наиболее   частыми   нарушениями   на   фоне особенностей   характера   бывают   так   называемые   транзиторные непсихологические   девиации   –   делинквентность,   алкоголизация,   наркомания, бродяжничество, суицидальное поведение. Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе уровень   благополучия   взаимоотношений   можно   определить   как   низкий,   это означает   неблагополучие   большинства   детей   в   системе   межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. Дети чувствуют   дискомфорт,   эмоциональную   незащищенность.   В   такой   группе затруднено   самовыражение,   дети   замыкаются   в   себе,   проявляют   агрессию   к окружающим. 28 Список использованной литературы 1. Беличева, С.А. Основы перевнтивной психологии/ С.А. Беличева. – М.: РИЦК Социальное здоровье России, 2014. – 221 с. 2. Бобнева,   М.И.   Социальные   нормы   и   регуляция   поведения/   М.И. Бобнева. – М.: Наука, 2007. – 309 с. 3. Волков Б.С. Психология подростка/ Б.С. Волков. – М.: Академический проект, 2005. – 208 с. 4. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.­ метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 240 с. 5. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский// Собр. соч.: В 6 т. М., 2014. Т. 4. – 432с. 6.   Гарбузов,   В.И.   Нервные   дети:   Советы   врача/   В.И.   Гарбузов.   –   Л.: Медицина, 2010. – 176 с. 7. Гилинский,   Я.И.   Девиантное   поведение   подростков:   состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень защиты прав ребенка. – СПб.: Питер, 2014. – С. 7­12. 8. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс. – 2011. ­ № 4. – С. 76­80. 9. Девиантное   поведение   детей   и   подростков:   проблемы   и   пути   их решения / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 2016. – 147 с. 10. Зюбин, Л.М. Учебно­воспитательная работа с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин. – М.: Высш. Школа, 2012. – 191 с. 29 11. Иовчук,   И.М.,   Северный,   А.А.   Депрессии   у   детей   и   подростков/ И.М. Иовчук, А.А. Северный. – М.: Школа – Пресс, 2019. – 80 с. 12. Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отклонения/ Ю.А. Клейберг. – 2­е изд. – М.: Вита­Пресс, 2015. – 140 с. 13. Клейберг,   Ю.А.   Психология   девиантного   поведения/   Ю.А. Клейберг. // Вопросы психологии. – 2013. ­ № 5. – С. 141­145. 17. Кондрашенко,   В.П.   Девиантное   поведение   у подростка/В.П,Конрашенко. – Минск: Беларусь, 2014. – 204 с. 18. Краткий словарь социального педагога / Сост. Р.С. Димухаметова, Р.А. Литвак. – Кустанай: КНИСП и П, 2013. – 72 с. 19. Краткий словарь  по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М.: Политиздат, 2013. – 479 с. 21.   Кулагина,   И.Ю.   Возрастная   психология   (Развитие   ребенка   от рождения до 17 лет)/И.Ю. Кулагина: Учебное пособие. – М.: Изд­во РОУ, 2016. – 180 с. 22. Кулагина,   И.Ю.   Личность   школьника   от   задержки   психического развития   до   одаренности. преподавателей/И.Ю.Кулагина. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с.   Учебное   пособие   для   студентов   и 23. Леонгард, К. Акцентуированные личности/К.Леонгард. – Киев: изд­ во Логос, 2011. – 439 с. 24. Личко, А.Е. Психопатия и особенности характера у подростков/А.Е. Личко. – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд­во ЭКСМО­Пресс, 2013. – 416 с. 25. Патаки,   Ф.   Некоторые   проблемы   отклоняющегося   (девиантного) поведения/Ф.Патаки // Психологический журнал. – Том 8. – 2013. ­ № 4. – С. 92­ 102. 26. Почивалова, Ж.Г. Подготовка будущего учителя к взаимодействию со   школьниками   с   девиантным   поведением   в   условиях   образовательного процесса. – Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2010. – 165 с. 30 27. Профилактика   и   преодоление   отклонений   от   норм   поведения   у подростков / Сост. Е.Д. Дедков, Е.Г. Диденкус. – Челябинск: изд­во «Речь», 2015. – 34 с. 28. Пятунин, В.А. Психолого­педагогические особенности девиантного поведения:   Учеб.   пособие.   Ч.I.   Основные   формы   девиантного   поведения.   – Магнитогорск: МГПИ, 2013. – 110 с. 29. Пятунин, В.А. Психолого­педагогические особенности девиантного поведения: Учеб. пособие. Ч.II. Факторы формирования девиантного поведения. – Магнитогорск: МГПИ, 2013. – 142 с. 30. Реан,   А.А.   Практическая   психодиагностика   личности:   Учеб. пособие. – СПб.: Изд­во С.­Петерб. ун­та, 2011. – 224 с. 31. Реан,   А.А.   Характерологические   особенности   подростков   – деликвентов/ А.А.Реан. // Вопросы психологии. – 2011. ­ № 4. – С. 139­144. 32. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридич. лит., 2013. – 213 с. 33. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей   и   родителей.   –   2­е   из.,   стереотип.   –   М.:   Издательский   центр «Академия», 2013. – 320 с. 35.   Фельдштейн,   Д.И.   Возрастная   и   педагогическая   психология. Избранные   психологические   труды/Д.И.Фельдштейн.   –   М.:   Издательство Московского психолого­социального института, 2012. – 432 с. 36.   Хрестоматия   по   возрастной   психологии.   Учебное   пособие   для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Издание 2­е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 2013. – 304 с. 37. Шторк   Й.   Психическое   развитие   маленького   ребенка   с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. М., 2011. С.134­201. 38. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. академия РАН Осипова Г.В. – М.: издательский центр «Академия», 2015. – 939 с. 39. Эриксон   Э.   Идентичность:   юность   и   кризис/   Э.Эриксон.   М.: Прогресс, 2016. ­ 338 с. 31 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Вопросы анкеты Полная Только мать *Только отец     *Другое Брат старший    *Брат младший    *Сестра старшая    *Сестра младшая  *Другое Никогда Время от времени Часто Не посещаю совсем Посещаю, но не употребляю Время от времени Часто 1. Состав семьи:   2. Есть ли у вас родные братья и сестры?  3. Случалось ли так, что вы пропускали школу не по уважительной причине?    4. Часто ли вы посещаете вечеринки, где употребляют спиртные напитки?     5. Ваше отношение к табакокурению?    6. Пробовали ли вы когда­нибудь наркотические препараты?     7. Часто ли вы конфликтуете с родителями?  Никогда, у меня полное взаимопонимание с родителями Не курю Пробовал Курю регулярно Да, один раз Да, изредка Нет, никогда Другое 32 Никогда Случалось Регулярно Случалось Регулярно, мои родители меня не понимают   8. Случаются ли у вас ссоры с друзьями?    9. Допускаете ли вы конфликты с учителями?  Не допускаю, я у всех «на хорошем счету»  Случается, но редко  Постоянно, они сами меня вынуждают 10. Относите ли вы себя к тем людям, которые считают, что должны попробовать в этой жизни всё? _________________________________________________________________ Имя, отчество Возраст (полных лет) 33 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Характерологический опросник К. Леонгарда Этот тест предназначен для выявления типа особенности характера, т.е. определенного   направления   характера.   Особенности   рассматриваются   как крайний вариант нормы, в  чем состоит  их  главное  отличие от  психопатий  ­ патологических расстройств личности. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10   шкал,   соответствующих   определенным   акцентуациям   характера.   Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает   возбудимую   акцентуацию.   Третья   шкала   говорит   о   глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму.   Пятая   шкала   выявляет   повышенную   тревожность,   шестая   –   седьмая   шкала   говорит   о склонность   к   перепадам   настроения, демонстративности поведения испытуемого, восьмая – о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования.  Перед   проведением   опроса   дается   инструкция.   Время   ответов   не ограничивается.   Инструкция:   "Вам   будут   предложены   утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак "+" (да), если нет – знак "­" (нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет".  При   подсчете   баллов   на   каждой   шкале   опросника   Леонгарда   для стандартизации   результатов   значение   каждой   шкалы   умножается   на определенное   число.   Это   указано   в   ключе   к   методике.   Акцентуированные личности   не   являются   патологическими.   Они   характеризуются   выделением ярких черт характера. 34 ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 2 Ключ 1. Г­1 Гипертимые хЗ (умножить значение на 3) + 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77, ­: нет  2. Г­2 Возбудимые х2 + : 2,15,24,34,37,56,68,78,81, ­: 12,46, 59  3. Г­3 Эмотивные х3 + : 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79, ­: 25  4. Г­4 Педантичные х2+:4,14,17,26,39,48,58,61,70,80,83,­ :36  5. Г­5 Тревожные х3 +: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82, ­: 5  6. Г­6 Циклотивные х3 + : 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84, ­: нет  7. Г­7 Демонстративные х2 + : 7, 19, 22, 29,41,44, 63, 66, 73, 85, 88,­: 51  8. Г­8 Неуравновешенные х3 +: 8,20,30,42,52,64,74,86, ­: нет  9. Г­9 Дистимные х3 + : 9, 21, 43, 75, 87, ­ : 31, 53, 65  10. Г­10 Экзальтированные х6 + : 10, 32, 54, 76, ­: нет  ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (опросник К. Леонгарда) Бланк тестируемого ________________ 1. У Вас чаще ­веселое и беззаботное настроение?  2. Вы чувствительны к оскорблениям?  3. Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.?  4. Сделав что­то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?  5. В детстве Вы были так же смелы, как и Ваши сверстники?  6.  Часто   ли   у   Вас   резко  меняется   настроение   от  состояния   безграничного   ликования  до отвращения к жизни, к себе?  7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании?  8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?  9. Вы серьезный человек?  10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем­то? 35 11. Предприимчивы ли Вы?  12. Вы быстро забываете, если Вас кто­то обидел?  13. Мягкосердечны ли Вы?  ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 2 14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, Что письмо полностью упало в него?  15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?  16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте)?  17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?  18. Зависит ли Ваше настроение от внешних факторов?  19. Любят ли Вас Ваши знакомые?  20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?  21. У Вас часто несколько подавленное настроение?  22. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?  23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?  24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?  25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?  26. Раздражает ли  Вас, если дома  занавес или  скатерть висят неровно, или Вы  сразу же стараетесь поправить их?  27. Вы в детстве боялись оставаться один в доме?  28. Часто ли у Вас бывают колебания настроения?  29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?  30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?  31. Можете ли Вы быть абсолютно, беззаботно веселым?  32. Бывает ли так, что ощущение безграничного счастья буквально пронизывает Вас?  33. Как вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле?  34.   Вы   обычно   высказываете   свое   мнение   людям   достаточно   откровенно,   прямо   и недвусмысленно?  35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятных ощущений?  36. Вы любите работу с высокой личной ответственностью? 36 37.   Склонны   ли   Вы   выступать   в   защиту   лиц,   по   отношению   к   которым   поступили несправедливо?  38. В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться?  39.   Предпочитаете   ли   Вы   работу   такой,   где   действовать   надо   быстро,   но   требования   к качеству выполнения невысоки?  ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 2 40. Общительны ли Вы?  41. В школе Вы охотно декламировали стихи?  42. Убегали ли Вы в детстве из дома?  43. Кажется ли Вам жизнь трудной?  44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось невыносимым?  45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?  46. Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если Вас кто­то обидел?  47. Вы очень любите животных?  48. Возвращаетесь ли Вы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?  49.   Преследует   ли   Вас   иногда   неясная   мысль,   что   с   Вами   и   Вашими   близкими   может случиться что­то страшное?  50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?  51. Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?  52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?  53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?  54. Вы относитесь к тем, кто при каких­либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?  55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?  56.   Настойчиво   ли   Вы   добиваетесь   намеченной   цели,   если   на   пути   к   ней   приходится преодолевать массу препятствий?  57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?  58.   Часто   ли   бывает   Вам   трудно   уснуть   из­за   того,   что   проблемы   прожитого   дня   или будущего все время крутятся в Ваших мыслях?  59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?   60. Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище? 61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была всегда на одном и том же месте?  62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день 37 встаете в подавленном, длящемся несколько часов?  63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?  64. Бывают ли у Вас головные боли?  65. Вы часто смеетесь?  66. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете?  ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 2 67. Вы подвижный человек?  68. Вы очень переживаете из­за несправедливости?  69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом?  70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?  71. Вы очень боязливы?  72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?  73. В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности?  74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?  75. Часто ли Вас тянет путешествовать?  76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным?  77. Легко ли Вам поднять настроение друзей в компании?  78. Долго ли Вы переживаете обиду?  79. Долго ли Вы переживаете горести других людей?  80.   Часто   ли,   будучи   школьником.   Вы   переписывали   страницу   в   Вашей   тетради,   если случайно оставили в ней кляксу?  81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?   82. Часто ли Вы видите страшные сны?  83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?  84. В веселой компании Вы обычно веселы? 85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?  86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь?  87. В беседе Вы скудны на слова?  88. Если бы Вам необходимо играть на сцене. Вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра? 38 Сводная таблица сырых баллов по результатам методики опросника К. Леонгарда ПРИЛОЖЕНИЕ 3 №  п/п респондент а 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Г­1 Г­2 Г­3 Г­4 Г­5 Г­6 Г­7 Г­8 Г­9 Г­10 Количество баллов 15 24 18 21 21 21 18 18 21 12 18 24 24 9 18 21 24 24 18 21 18 21 18 18 21 24 12 18 14 16 16 16 14 14 18 14 14 16 18 14 8 18 18 14 12 16 14 16 16 14 16 18 12 18 24 12 15 12 24 21 9 9 24 15 18 12 21 9 18 21 12 12 24 12 18 24 18 18 16 14 20 20 18 20 20 18 14 8 20 18 14 16 12 14 14 20 20 20 20 20 14 20 6 14 21 18 15 12 21 12 15 12 3 24 15 9 18 3 3 3 18 18 18 12 15 12 12 15 12 18 18 9 21 15 6 15 21 18 15 12 21 15 9 15 15 15 9 24 18 15 21 15 18 21 18 9 10 16 22 12 14 12 22 16 18 18 22 18 16 10 16 18 16 20 12 12 22 12 16 22 20 16 21 3 18 15 12 15 18 15 14 15 18 18 3 6 12 14 3 15 15 15 18 15 15 18 15 3 18 15 15 12 12 12 15 12 15 9 15 3 15 9 6 15 15 9 18 12 15 12 12 15 6 15 18 18 9 12 12 12 9 18 18 12 9 24 18 ­ 18 18 18 24 18 12 9 12 18 9 12 18 27 28 29 21 18 21 12 14 18 18 24 9 8 20 14 12 15 3 18 21 15 16 22 18 24 18 14 15 15 15 6 9 18 39 Социометрический опросник ПРИЛОЖЕНИЕ 4 1.  Кого из своего класса ты бы пригласил к себе на День рождения? 2. Кого из своего класса ты бы не пригласил к себе на День рождения? 3. Кого из своего класса ты позвал бы в помощники для организации праздника? 4. Кого из своего класса ты точно не  позвал бы в помощники для организации праздника? 40

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе

Практическое исследование характера подростков и его связи с социальным статусом ребенка в классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017