Практическое занятие №1 «Основные идеи мировой философии»
Оценка 4.8

Практическое занятие №1 «Основные идеи мировой философии»

Оценка 4.8
Семинары
doc
обществознание
Взрослым
05.01.2017
Практическое занятие №1 «Основные идеи мировой философии»
Цель работы: Формирование навыка работы с философскими текстами, умения анализировать и делать самостоятельные выводы Обеспеченность занятия: 1.Методические указания для обучающихся по выполнению практических занятий. 2. Хрестоматия по философии 3. Доклады студентов 4. Рабочая тетрадь. Содержание темы: Предмет, метод и структура философского знания 1. Философия и мировоззрение 2. Проблема метода в философии 3. Основной вопрос философии: материалистические и идеалистические его решения. Методологические следствия онтологической презумпции. 4. Выполнение проекта: Заполнить таблицу «Дисциплинарная структура философского знания» Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради для выполнения практических работ.
Практическое занятие 1.doc

Практическое занятие №1 «Основные идеи мировой философии»

Цель работы: Формирование навыка  работы с философскими текстами,  умения анализировать и делать самостоятельные выводы

Обеспеченность занятия:

1.Методические указания для обучающихся  по выполнению практических занятий.

2. Хрестоматия по философии

3. Доклады студентов

4. Рабочая тетрадь.

Содержание темы: Предмет, метод и структура философского знания

1. Философия и мировоззрение

2. Проблема метода в философии

3. Основной вопрос философии: материалистические и идеалистические его решения.     

    Методологические следствия онтологической презумпции.

4. Выполнение проекта: Заполнить  таблицу «Дисциплинарная структура философского знания»

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради для выполнения практических работ.

 

Методические рекомендации

Ход работы:

Задания

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики, фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира – …

2) Совокупность теоретических принципов и практических приёмов для осуществления чего-либо – …

3) Философское учение о бытии – …

4) Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового – …

5) Философское учение о ценностях –

 

З а д а н и е 2. Заполните  Таблицу 1 «Дисциплинарная структура философского знания»

 

Философская дисциплина

Предмет изучения

Круг проблем

История философии

 

 

Онтология

 

 

Гносеология

 

 

4. Аксиология

 

 

5. Этика

 

 

6. Эстетика

 

 

7. Социальная философия

 

 

10. Философия природы

 (натурфилософия)

 

 

 

З а д а н и е 3. Упражнения, комментарии.  Прокомментируйте.

1.Пифагор назвал свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по способности своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом).        Диодор Сицилийский

Ø Объясните, в чём Пифагор видел различие между собой и «семью мудрецами». Назовите «семь мудрецов», о которых говорил Пифагор, и укажите на отличия между их взглядами и видами интеллектуальных практик и деятельностью Пифагора.

Ø Почему, на ваш взгляд, Пифагору потребовалось ввести новый термин, чтобы  обозначить свой род занятий?

Ø В чём, на ваш взгляд, отличие между мудростью и философией?

2. «И теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причём вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звёзд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создаётся на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это, а именно: когда оказалось в наличии почти всё необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живёт ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя».     Аристотель

 Прокомментируйте.

Ø Объясните, что и на каком основании, по мнению Аристотеля, является началом философствования.

Ø Почему Аристотель настаивает на непрактичности философии? Каким образом при непрактичности данного рода интеллектуальной деятельности Аристотель, тем не менее, настаивает на его необходимости?

Ø Поясните сопоставление Аристотелем философа и «любителя мифов». В чем, на взгляд Аристотеля, заключается общность (или сходство) философии и мифа?

 

Задания 4  для проверки уровня компетенций:

1. Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии: «Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…»

А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос: вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии». М. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него».

Вопросы:

а) Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии?

б) Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии?

в) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?

г) Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса?

2. Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии, приведенных ниже? Обоснуйте свой ответ:

а) «Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости»;

б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»;

в) «Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости»;

г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости».

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Укажите, какие из перечисленных ниже дисциплин являются философскими.

а) гносеология    б) математика     в) этика      г) риторика

2. С кем из перечисленных ниже философов связано понятие «метафизика»?

а) Демокрит      б) Бертран Рассел     в) Джон Локк    г) Аристотель

3. Сопоставьте наименования философских дисциплин и их определения.

а) гносеология                           1) учение о деятельности

б) онтология                              2) учение о познании

в) аксиология                             3) учение о бытии

г) праксиология                        4) учение о ценностях

4. К методам философского познания относятся

а) статистический      б) диалектический   в) линейного программирования

г) экспериментальный.

5. Методологический подход, согласно которому опыт является единственным источником достоверного знания, называется

а) фаллибализмом  б) эмпиризмом     в) гностицизмом    г) прагматизмом.

6. Сопоставьте методологические подходы с противоположными им:

а) рационализм         1) метафизика

б) диалектика            2) эмпиризм

в) идеализм               3) материализм

7. Укажите, в каких странах в древности были интеллектуальные практики, которые

обычно соотносят с понятием «философия».

а) Индия       б) Египет      в) Греция       г) Испания

8. Назовите, какие из перечисленных ниже параметров относятся к числу базовых критериев философского знания:

а) рациональный способ аргументации

б) фидеизм        в) системность

г) непротиворечивость

9. Найдите соответствие между разделом философии и основной категорией

а) гносеология              1) прекрасное

б) этика                         2) человек

в) эстетика                    3) истина

г) антропология           4) благо

10. Какие из наименований философских дисциплин в настоящее время обычно не используются?

а) натурфилософия                   б) социальная философия

в) философия права                 г) нравственная философия

Рекомендуемая литература:

 1. Алексеев П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби, Проспект,

2010. – 608 с.

2. Ахутин А. В. Дело философии // Ахутин А. В. Поворотные времена: статьи и наброски. – СПб: Наука, 2005. – С. 22–87.

3. Мамардашвили М. К. Введение в философию / Мамардашвили М. К. Философские чтения. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – С. 5–170.

4. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?  М.: Наука, 1991. – 400 с.

5. Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски / – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – 448 с.

6. Хрестоматия по философии / сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Проспект, 1997.

Интернет-ресурсы:

1.www.alleg.ru/edu/philos1.htm

2.ru.wikipedia.org/wiki/Философия

3.www.diplom-inet.ru/resursfilos


Скачано с www.znanio.ru

Практическое занятие №1 «Основные идеи мировой философии»

Практическое занятие №1 «Основные идеи мировой философии»

Гносеология 4

Гносеология 4

И так же как свободным называем того человека, который живёт ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная,…

И так же как свободным называем того человека, который живёт ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная,…

Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости»; б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается…

Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости»; б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается…

Какие из наименований философских дисциплин в настоящее время обычно не используются? а) натурфилософия б) социальная философия в) философия права г) нравственная философия

Какие из наименований философских дисциплин в настоящее время обычно не используются? а) натурфилософия б) социальная философия в) философия права г) нравственная философия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017