«Практика использования интерактивных методик и технологий на занятиях математики в учреждениях СПО»
Оценка 4.6

«Практика использования интерактивных методик и технологий на занятиях математики в учреждениях СПО»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
математика
10 кл
18.12.2020
«Практика использования интерактивных методик и технологий на занятиях математики в учреждениях СПО»
Внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Mudrenko.docx

 

IV Всероссийская научно-практическая конференция

«Передовой опыт подготовки конкурентоспособных квалифицированных рабочих и специалистов среднего профессионального образования в современных образовательных реалиях»,

посвященная 80-летию профессионального образования

 

 

 

 

 

Направление

 

 

Применение интерактивных методик и технологий при реализации профессиональных образовательных программ в соответствии с современными образовательными реалиями

 

 

 

Тема: «Практика использования интерактивных методик и технологий на занятиях математики в учреждениях СПО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель математики

ГБПОУ «Выксунский металлургический

 колледж имени А.А. Козерадского»

Мудренко Г.А.

 

 

 

 

 

Практика использования интерактивных методик и технологий на уроках математики в учреждениях СПО

 

Внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Интерактивное обучение – это форма организации познавательной и коммуникативной деятельности путем двустороннего общения и диалога учителя с учащимися.

Целью данной статьи является представление практического опыта использования интерактивных технологий обучения на занятиях по математике в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Главное достоинство интерактивного обучения на уроках математики заключается в постоянном взаимодействии педагога и учащихся. Такое общение позволяет активно участвовать всем в образовательном процессе, свободно высказывать свое мнение и анализировать свои решения, получать обратную связь не только от преподавателя, но и от студентов, облегчить процесс запоминания новой информации, что немало важно при изучении математики.

Преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности обучающих, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Интерактивные методы могут применяться при организации преподавателем  следующей работы с обучающимися:

- организация тематических занятий;

- организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом;

- формирование портфолио обучающегося;

- организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе;

- для создания образовательных ресурсов.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

- творческие задания;

- работа в малых группах;

- обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);

- использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

- социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения;

- изучение и закрепление нового материала;

- тестирование;

- разминки;

- обратная связь;

- дистанционное обучение.  

- разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»);

- тренинги.

Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы. В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса используются различные интерактивные технологии.

Основные цели интерактивного обучения:

- стимулирование учебно-познавательной мотивации;

- развитие самостоятельности и активности;

- воспитание аналитического и критического мышления;

- формирование коммуникативных навыков;

- саморазвитие обучающихся.

Основной дидактической формой интерактивного обучения является форма групповая: работа в парах и малых группах. 

На занятиях по математике работа в парах или малых группах может происходить при обсуждении блока теоретического материала и составление опорного конспекта с контрольными вопросами к нему, при поиске модели решения прикладной задачи, при выполнении практических заданий эвристического характера и так далее.

Рассмотрим некоторые примеры работы в парах. Этот вид учебной деятельности можно, например, практиковать непосредственно после изложения педагогом нового учебного материала и объяснения им стандартных схем решения типичных задач. Сначала несколько типичных задач можно решить фронтально, чтобы выяснить уровень понимания обучающимися нового материала, а затем типичные задачи предлагается решить самостоятельно в тетрадях. При этом обучающиеся, сидящие парой за одной партой могут консультироваться друг с другом, обсуждать отдельные аспекты решения. Например, при изучении темы «Простейшие тригонометрические уравнения» каждая пара обучающихся получает задание, состоящее в необходимости найти множество всех решений предложенного конкретного простейшего тригонометрического уравнения. Обсуждение и решение такой типичной задачи производится совместно партнерами, но при этом разные пары между собой не взаимодействуют, так как содержание задания (конкретное уравнение) у них разное. Педагог может консультировать и корректировать деятельность обучающихся в случае необходимости.

Также работу в парах можно практиковать при решении заданий, требующих повышенной внимательности, например, при решении систем трех или четырех линейных алгебраических уравнений методом Гаусса. Применение этого метода требует концентрации внимания обучающихся: при малейшем отвлечении нить решения теряется. Поэтому совместная работа в паре позволяет контролировать все промежуточные этапы решения и не допускать ошибок при расчете коэффициентов.

При изучении темы «Показательная и логарифмическая функции»  с целью закрепления и развития предметных умений обучающихся уместным является занятие вида «Круглый стол». Содержанием его может быть решение прикладных  задач в контексте названной темы. Обучающиеся объединяются в несколько команд, каждая из которых работает над решением своей задачи. Требуется сначала подобрать адекватную математическую модель, а затем произвести расчеты. Примеры условий задач приведены ниже.

Задача для команды №1. Какую сумму денег получит вкладчик в банке через 5 лет, если он положил на счет 150 000 рублей под 15% годовых и ни разу не будет снимать средства со счета?

Задача для команды №2. Численность населения города возрастает ежегодно на 3%. Спустя сколько лет после начала наблюдений численность населения этого города увеличится в 1,5 раза?

Использование дидактических игр на занятиях по математике дополнительно активизирует мышление обучающихся за счет их интереса к соревновательной стороне деятельности. Интерактивный уровень  презентации  позволяет использовать данную разработку на этапе устного опроса, актуализации опорных знаний для проведения практического занятия по теме «Исследование функции с помощью производной», в качестве иллюстративного материала при изучении нового материала,  так и для самостоятельной работы студента при подготовке к занятию.  

Преподаватель Мудренко Г.А.Для закрепления и повторения пройденного материала эффективно используются «Интерактивные тренажеры», предназначенные для самостоятельного обучения  и контроля знаний учащихся.

 Тренажер помогает поднять уровень знаний по математике и сформировать у учащихся интерес к предмету.

Еще одним методом интерактивного обучения является метод проектов, который  предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Использование этого метода делает учебный процесс творческим, а ученика - раскованным и целеустремленным. Отбирая учебный материал для проектов, необходимо учитывать его связь с профессиональной деятельностью студентов.

Презентации результатов творческой проектной деятельности применимы при проведении таких мероприятий, как «Математика в моей будущей профессии» «Математика и искусство»,  «Математика – основа всех наук»

Социальный проект "Краткий справочный материал по математике для студентов 1 курса колледжа (теория и практика)" включает краткий теоретический материал по основным темам математики 1 курса ; примеры решения типовых заданий ; упражнения для самостоятельной работы.

Интерактивные технологии - «дорога» для развития творческих способностей учащихся. 

Студенты участвуют в различных конкурсах исследовательских работ, проектов.

Таким образом, в результате интерактивного обучения обучающиеся становятся активными субъектами своего образования. Вышесказанное свидетельствует о том, что метод проектов позволяет не только осуществить эффективное овладение математическими знаниями и умениями, но и способствует развитию компетентностных специалистов.

Использование современных интерактивных технологий на уроках математики позволяет мне:

- сделать урок интересным, увлекательным и ярким, разнообразным по форме;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся;

- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у обучающихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы.

 

Список использованных источников

 

1.                 Букатов В. М. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение игровых технологий обучения школьников : пособие для учителей физики, математики, географии, биологии / В. М. Букатов, А. П. Ершова. – Петрозаводск : Verso, 2008. – 187 с.

2.                 Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник / Е.В. Бережнова – М.: Просвещение, 2007. – 98 с.

3.                 Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н.И. Двуличанская// Наука и образование: электронное научно-техническое издание. - 2011.  №4 16-17 с.

4.                 Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие / С.С. Кашлев – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 224 с.

5.                 Паньков Д.  В. Организация обучения по интерактивным технологиям : метод. рекомендации для пед. работников / Д. В. Паньков. – Донецк : ДИПО ИПР, 2006. – 48 с.

6.             Глазкова М. Г. Использование интерактивных технологий обучения на уроках математики [Электронный ресурс] / М. Г. Глазкова // XIII Южно-Российская межрегиональная науч.-практ. конф.-выставка «Информационные технологии в образовании», 14.11.2013 год. – Режим доступа : http://edu.evnts.pw/materials/126/16015/.

7.                 Зеленская С. В. Интерактивные методы обучения на уроках математики [Электронный ресурс] / С. В. Зеленская // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/04/09/interaktivnye-metody-obucheniya-na-urokakh-matematiki.


 

8.                 Скачано с www.znanio.ru

IV Всероссийская научно-практическая конференция «Передовой опыт подготовки конкурентоспособных квалифицированных рабочих и специалистов среднего профессионального образования в современных образовательных реалиях», посвященная 80-летию профессионального образования

IV Всероссийская научно-практическая конференция «Передовой опыт подготовки конкурентоспособных квалифицированных рабочих и специалистов среднего профессионального образования в современных образовательных реалиях», посвященная 80-летию профессионального образования

Практика использования интерактивных методик и технологий на уроках математики в учреждениях

Практика использования интерактивных методик и технологий на уроках математики в учреждениях

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: - творческие задания; - работа в малых группах; - обучающие игры (ролевые игры,…

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: - творческие задания; - работа в малых группах; - обучающие игры (ролевые игры,…

Основной дидактической формой интерактивного обучения является форма групповая: работа в парах и малых группах

Основной дидактической формой интерактивного обучения является форма групповая: работа в парах и малых группах

Также работу в парах можно практиковать при решении заданий, требующих повышенной внимательности, например, при решении систем трех или четырех линейных алгебраических уравнений методом

Также работу в парах можно практиковать при решении заданий, требующих повышенной внимательности, например, при решении систем трех или четырех линейных алгебраических уравнений методом

Исследование функции с помощью производной», в качестве иллюстративного материала при изучении нового материала, так и для самостоятельной работы студента при подготовке к занятию

Исследование функции с помощью производной», в качестве иллюстративного материала при изучении нового материала, так и для самостоятельной работы студента при подготовке к занятию

Социальный проект "Краткий справочный материал по математике для студентов 1 курса колледжа (теория и практика)" включает краткий теоретический материал по основным темам математики 1 курса…

Социальный проект "Краткий справочный материал по математике для студентов 1 курса колледжа (теория и практика)" включает краткий теоретический материал по основным темам математики 1 курса…

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Скачать файл