IV Всероссийская научно-практическая конференция
«Передовой опыт подготовки конкурентоспособных квалифицированных рабочих и специалистов среднего профессионального образования в современных образовательных реалиях»,
посвященная 80-летию профессионального образования
Направление
Применение интерактивных методик и технологий при реализации профессиональных образовательных программ в соответствии с современными образовательными реалиями
Тема: «Практика использования интерактивных методик и технологий на занятиях математики в учреждениях СПО»
Преподаватель математики
ГБПОУ «Выксунский металлургический
колледж имени А.А. Козерадского»
Мудренко Г.А.
Практика использования интерактивных методик и технологий на уроках математики в учреждениях СПО
Внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Интерактивное обучение – это форма организации познавательной и коммуникативной деятельности путем двустороннего общения и диалога учителя с учащимися.
Целью данной статьи является представление практического опыта использования интерактивных технологий обучения на занятиях по математике в образовательном учреждении среднего профессионального образования.
Главное достоинство интерактивного обучения на уроках математики заключается в постоянном взаимодействии педагога и учащихся. Такое общение позволяет активно участвовать всем в образовательном процессе, свободно высказывать свое мнение и анализировать свои решения, получать обратную связь не только от преподавателя, но и от студентов, облегчить процесс запоминания новой информации, что немало важно при изучении математики.
Преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности обучающих, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Интерактивные методы могут применяться при организации преподавателем следующей работы с обучающимися:
- организация тематических занятий;
- организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом;
- формирование портфолио обучающегося;
- организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе;
- для создания образовательных ресурсов.
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
- творческие задания;
- работа в малых группах;
- обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);
- использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
- социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения;
- изучение и закрепление нового материала;
- тестирование;
- разминки;
- обратная связь;
- дистанционное обучение.
- разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»);
- тренинги.
Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы. В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса используются различные интерактивные технологии.
Основные цели интерактивного обучения:
- стимулирование учебно-познавательной мотивации;
- развитие самостоятельности и активности;
- воспитание аналитического и критического мышления;
- формирование коммуникативных навыков;
- саморазвитие обучающихся.
Основной дидактической формой интерактивного обучения является форма групповая: работа в парах и малых группах.
На занятиях по математике работа в парах или малых группах может происходить при обсуждении блока теоретического материала и составление опорного конспекта с контрольными вопросами к нему, при поиске модели решения прикладной задачи, при выполнении практических заданий эвристического характера и так далее.
Рассмотрим некоторые примеры работы в парах. Этот вид учебной деятельности можно, например, практиковать непосредственно после изложения педагогом нового учебного материала и объяснения им стандартных схем решения типичных задач. Сначала несколько типичных задач можно решить фронтально, чтобы выяснить уровень понимания обучающимися нового материала, а затем типичные задачи предлагается решить самостоятельно в тетрадях. При этом обучающиеся, сидящие парой за одной партой могут консультироваться друг с другом, обсуждать отдельные аспекты решения. Например, при изучении темы «Простейшие тригонометрические уравнения» каждая пара обучающихся получает задание, состоящее в необходимости найти множество всех решений предложенного конкретного простейшего тригонометрического уравнения. Обсуждение и решение такой типичной задачи производится совместно партнерами, но при этом разные пары между собой не взаимодействуют, так как содержание задания (конкретное уравнение) у них разное. Педагог может консультировать и корректировать деятельность обучающихся в случае необходимости.
Также работу в парах можно практиковать при решении заданий, требующих повышенной внимательности, например, при решении систем трех или четырех линейных алгебраических уравнений методом Гаусса. Применение этого метода требует концентрации внимания обучающихся: при малейшем отвлечении нить решения теряется. Поэтому совместная работа в паре позволяет контролировать все промежуточные этапы решения и не допускать ошибок при расчете коэффициентов.
При изучении темы «Показательная и логарифмическая функции» с целью закрепления и развития предметных умений обучающихся уместным является занятие вида «Круглый стол». Содержанием его может быть решение прикладных задач в контексте названной темы. Обучающиеся объединяются в несколько команд, каждая из которых работает над решением своей задачи. Требуется сначала подобрать адекватную математическую модель, а затем произвести расчеты. Примеры условий задач приведены ниже.
Задача для команды №1. Какую сумму денег получит вкладчик в банке через 5 лет, если он положил на счет 150 000 рублей под 15% годовых и ни разу не будет снимать средства со счета?
Задача для команды №2. Численность населения города возрастает ежегодно на 3%. Спустя сколько лет после начала наблюдений численность населения этого города увеличится в 1,5 раза?
Использование дидактических игр на занятиях по математике дополнительно активизирует мышление обучающихся за счет их интереса к соревновательной стороне деятельности. Интерактивный уровень презентации позволяет использовать данную разработку на этапе устного опроса, актуализации опорных знаний для проведения практического занятия по теме «Исследование функции с помощью производной», в качестве иллюстративного материала при изучении нового материала, так и для самостоятельной работы студента при подготовке к занятию.
Для закрепления и повторения пройденного материала эффективно используются «Интерактивные тренажеры», предназначенные для самостоятельного обучения и контроля знаний учащихся.
Тренажер помогает поднять уровень знаний по математике и сформировать у учащихся интерес к предмету.
Еще одним методом интерактивного обучения является метод проектов, который предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Использование этого метода делает учебный процесс творческим, а ученика - раскованным и целеустремленным. Отбирая учебный материал для проектов, необходимо учитывать его связь с профессиональной деятельностью студентов.
Презентации результатов творческой проектной деятельности применимы при проведении таких мероприятий, как «Математика в моей будущей профессии» «Математика и искусство», «Математика – основа всех наук»
Социальный проект "Краткий справочный материал по математике для студентов 1 курса колледжа (теория и практика)" включает краткий теоретический материал по основным темам математики 1 курса ; примеры решения типовых заданий ; упражнения для самостоятельной работы.
Интерактивные технологии - «дорога» для развития творческих способностей учащихся.
Студенты участвуют в различных конкурсах исследовательских работ, проектов.
Таким образом, в результате интерактивного обучения обучающиеся становятся активными субъектами своего образования. Вышесказанное свидетельствует о том, что метод проектов позволяет не только осуществить эффективное овладение математическими знаниями и умениями, но и способствует развитию компетентностных специалистов.
Использование современных интерактивных технологий на уроках математики позволяет мне:
- сделать урок интересным, увлекательным и ярким, разнообразным по форме;
- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся;
- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у обучающихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы.
Список использованных источников
1. Букатов В. М. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение игровых технологий обучения школьников : пособие для учителей физики, математики, географии, биологии / В. М. Букатов, А. П. Ершова. – Петрозаводск : Verso, 2008. – 187 с.
2. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник / Е.В. Бережнова – М.: Просвещение, 2007. – 98 с.
3. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н.И. Двуличанская// Наука и образование: электронное научно-техническое издание. - 2011. №4 16-17 с.
4. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие / С.С. Кашлев – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 224 с.
5. Паньков Д. В. Организация обучения по интерактивным технологиям : метод. рекомендации для пед. работников / Д. В. Паньков. – Донецк : ДИПО ИПР, 2006. – 48 с.
6. Глазкова М. Г. Использование интерактивных технологий обучения на уроках математики [Электронный ресурс] / М. Г. Глазкова // XIII Южно-Российская межрегиональная науч.-практ. конф.-выставка «Информационные технологии в образовании», 14.11.2013 год. – Режим доступа : http://edu.evnts.pw/materials/126/16015/.
7. Зеленская С. В. Интерактивные методы обучения на уроках математики [Электронный ресурс] / С. В. Зеленская // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/04/09/interaktivnye-metody-obucheniya-na-urokakh-matematiki.
8. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.