Практика использования исследовательской деятельности как условие для успешного обучения в начальной школе
Оценка 4.6

Практика использования исследовательской деятельности как условие для успешного обучения в начальной школе

Оценка 4.6
doc
19.08.2020
Практика использования  исследовательской деятельности  как условие  для успешного обучения  в начальной школе
Практика использования исследовательской деятельности.doc

Практика использования

исследовательской деятельности

как условие

для успешного обучения

в начальной школе

 

Сегодня у общества есть потребность в людях, которые способны быстро адаптироваться в изменяющихся условиях, творчески подходить к решению не только бытовых, но и социальных проблем, иметь активную жизненную позицию. Поэтому серьезно переоценивается образовательное пространство: школа с самых основ идет в сторону формирования у детей общеучебных умений и навыков — исследовательских, рефлексивных, самооценочных. Важнейшей задачей становится обучение учеников основам исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность и исследовательская работа: в чем разница?

Нужно различать исследовательскую деятельность и исследовательскую работу. Если кратко, исследовательская деятельность помогает ученикам самостоятельно открывать новые знания. Реализуется в разных формах — олимпиады, экскурсии, конкурсы, конференции, исследовательские задания на уроках, проекты. С помощью исследовательской деятельности можно достичь почти всех результатов, предусмотренных ФГОС. Ученик тренируется в самостоятельном поиске информации, постановке целей, учится работать в команде, закрепляет знания и открывает новые.
Одна из форм исследовательской деятельности — исследовательская работа. Ученик ищет проблему в окружающем мире, ставит гипотезу о том, как она решается, и пытается эту гипотезу воплотить в жизнь. В начальных классах ученик может вырастить бабочку из гусеницы и зафиксировать процесс.

 

В пользу исследовательской деятельности в начальной школе

Ребёнок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать — черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для процесса саморазвития, именно оно создает благоприятную почву для развития исследовательских навыков в начальной школе.
Цель учителя — помочь ребёнку сориентироваться в огромном потоке информации, спланировать действия для достижения поставленной цели и найти ответ на поставленный вопрос.

"Почему снег весной растаял?", "Что делают рыбы зимой, когда вода замерзает?", "Откуда берется ветер?", "Что такое радуга и откуда она берется?" — эти и многие другие вопросы знакомы учителям начальной школы. Они же могут стать темами исследовательских работ.

 

Условия для реализации исследовательской деятельности

Минимум необходимого материально-технического оснащения для освоения каждого предмета предусмотрен ФГОС. Исследовательская деятельность в области гуманитарных дисциплин, как правило, не требует специального оборудования, кроме стандартной оргтехники, звукозаписывающей аппаратуры и видеотехники. Для естественнонаучных дисциплин также не требуется ничего сверхъестественного: педагог высокой квалификации всегда сможет разработать интересную исследовательскую задачу на самом обыденном объекте с помощью простых подручных средств.
Здесь важно понимать, что качество исследовательской работы (особенно в начальной школе) зависит не от сложности оборудования, а от правильного методологического построения работы.

 

Этапы исследовательской работы

Формулирование темы — актуальной и соответствующей возрасту.

Удачно подобранная и сформулированная тема отражает направление исследования. Затем формулируется проблема исследования. Проблема — это затруднение, сложный вопрос, требующий разъяснения, поиска ответа на него. Данный вопрос, как правило, вызывает трудности у младших школьников.

 

Формулирование цели и задач — чётких, с однозначным ответом.

Цель выражает то, для чего проводится исследование, что должно быть достигнуто в результате работы. Формулировка цели обычно начинается словами изучить, выявить, выяснить, исследовать, определить, обосновать, установить, разработать и т.п.

Далее определяем задачи исследования. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего выполняется работа, что надо будет наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ (как мы будем искать ответ на поставленный в цели вопрос).

 

Ещё древние греки говорили: "Познание начинается с удивления тому, что обыденно". Поэтому, определив цель, начинаем конструировать гипотезу — предположение, выдвигаемое для решения возникшей проблемы, для поиска путей достижения поставленной цели. Чтобы грамотно сформулировать гипотезу чаще используются слова: предположим, возможно, допустим, если, может быть.

 

Теоретические и эмпирические исследования.

Научные методы традиционно делят на две группы.

Теоретические

Эмпирические

Предполагают поиск, анализ и осмысление теоретического материала

Предполагают проверку гипотезы посредством наблюдения, экспериментов, опытов

 

Желательно указать методы, которые будут использоваться в процессе исследования.

 

Анализ и оформление научных исследований — максимально структурно.

 

На этапе анализа и оформления научных исследований необходимо структурировать полученный материал, сделать соответствующие выводы. Важно уже на подготовительном этапе в ходе выполнения практических заданий научить детей смотреть на объект исследования с разных сторон, чтобы увидеть то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается.

На этом этапе поможет план работы. В обобщенном виде он включает следующее (по Савенкову А.И.)

1. Сбор материала:

·      Подумать самостоятельно

·      Прочитать книги, посмотреть фильмы о том, что исследуешь

·      Обратиться к компьютеру

·      Спросить у другого человека

·      Понаблюдать

·      Провести эксперимент

·      Сделать математические расчеты


2. Обобщение полученных данных. Этап предполагает анализ, систематизацию результатов исследования, подведение итогов, умозаключения, выводы по проделанной работе.

3.Подготовка к защите.

 

В первом и втором классах работы чаще имеют коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в команде. В третьем и четвёртом классах ученики могут сами выбрать тему исследования. Задача учителя — "подтолкнуть" их к правильному выбору.

Публичное представление работы как маленький праздник.

Для защиты хорошо использовать презентацию как иллюстрацию к выступлению. На слайдах должно содержаться минимум текста: тема, цель работы, выводы, ключевые понятия по теме, схемы, фото и др.

В выступлении важно отразить:

·           актуальность темы, обоснование выбора темы

·           краткая характеристика изученной литературы и краткое содержание работы

·           выводы по теме исследования с изложением своей точки зрения


Автору работы по окончании представления исследования будут заданы вопросы по теме работы.

Если хорошо оговорить правила выступления, регламент, пригласить родителей послушать темы детей, настроить самих детей, награждать каждого грамотами и поощрительными призами, то публичное представление работы может стать хорошей традицией для вашего класса.

Роль родителей

Любое учебное исследование детей младшего школьного возраста должно осуществляться при помощи и поддержке взрослых: педагогов и родителей. Задачей педагога — научного руководителя является не только руководство исследованием младшего школьника, но и сотрудничество с родителями ребенка, разъяснение, в чем может заключаться их помощь, снять опасения (например, что слишком рано). Такие вопросы решаются в рамках консультаций.

Чем родители могут помочь?

Быть в курсе. Родитель должен быть в курсе исследовательской работы ребенка — особенно, если ребенок учится в начальной школе. Если родитель знает тему, этапы исследования, понимает требования учителя, то сможет помочь ребенку выполнить это.

Контролировать, но не вмешиваться. Быть в курсе не значит вмешиваться в процесс. Ребенок имеет право на самостоятельность — именно для этого и нужна исследовательская работа. Можно проверять, как ребенок справляется со сроками, следует ли он инструкциям учителя, особенно это нужно в начальной школе.

Поддерживать на всех этапах морально и материально. Если ребенку понадобилось
оборудование, поход в музей или встреча с интересным экспертом, родителю стоит помочь. Не обязательно покупать телескоп, но можно поискать людей, у которых он есть.

Быть внимательным читателем и слушателем. Помощь может понадобиться и при оформлении работы: помогать готовить макеты, внести стилистические и грамматические правки при возможности.

Заинтересованность родителей — это одним важных мотивирующих факторов исследовательской деятельности обучающихся начальной школы.

Подготовить к защите проектов и болеть. Помочь ребенку снять стресс перед выступлением: тысячу раз репетировать, прийти и поболеть за него на защите, не приходить, если того просит сам ребенок.


Скачано с www.znanio.ru

Практика использования исследовательской деятельности как условие для успешного обучения в начальной школе

Практика использования исследовательской деятельности как условие для успешного обучения в начальной школе

Они же могут стать темами исследовательских работ

Они же могут стать темами исследовательских работ

Теоретические и эмпирические исследования

Теоретические и эмпирические исследования

Подготовка к защите. В первом и втором классах работы чаще имеют коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу,…

Подготовка к защите. В первом и втором классах работы чаще имеют коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу,…

Контролировать, но не вмешиваться

Контролировать, но не вмешиваться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2020