Практико-ориентированные задания как способ формирования функциональной грамотности школьников

  • pdf
  • 28.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Функциональная грамотность Тихонова А.А..pdf

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПЕДАГОГОВ ПРИ РАБОТЕ С


ОДАРЕННЫМИ, СПОСОБНЫМИ И

ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ

ДЕТЬМИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХОМЕНКО И.С.

ЛАБОРАТОРИЯ


ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХОМЕНКО И.С.

 ГРАМОТНЫМ РАНЬШЕ СЧИТАЛИ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ УМЕЛ

ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ. НО

СЕЙЧАС ПОНЯТИЕ «ГРАМОТНОСТЬ» УСЛОЖНИЛОСЬ.

 


ПОНЯТИЕ «ГРАМОТНОСТЬ» (УМЕНИЕ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ) БЫЛО ВКЛЮЧЕНО ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В

12 ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЗДОРОВУЮ НАЦИЮ.

ГРАМОТНОСТЬ РАССМАТРИВАЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ МОНИТОРИНГОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, К ЧИСЛУ КОТОРЫХ ОТНОСЯТСЯ PIRLS, PISA  И TIMSS, ПРИОБРЕТАЮТ ВСЕ

БОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, ПОСКОЛЬКУ ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ ВСЕ ЧАЩЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МНОГИХ  СТРАН.

 

РОССИЙСКИЕ ШКОЛЬНИКИ ТАК ЖЕ УЧАСТВУЮТ В ЭТИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.

 


ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ САМЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ МОНИТОРИНГОВЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ, КОТОРЫЕ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В БУДУЩЕМ.

УЧАСТИЕ В  ИССЛЕДОВАНИЯХ ПОМОГАЕТ

ДОСТАТОЧНО ОБЪЕКТИВНО ОЦЕНИТЬ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ И СРАВНИТЬ ЕГО С ДРУГИМИ СТРАНАМИ.

УЧИТЫВАЕМ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДРУГИХ СТРАНАХ.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ КАЧЕСТВА СИСТЕМ

ОБРАЗОВАНИЯ ОПИРАЮТСЯ НА ДАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЙ PIRLS, TIMSS И PISA

                                                                                                                                           PIRLS

Progressing in International Reading Literacy Study

ОСВОЕНИЕ ОСНОВ ЧТЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ приобретения читательского литературного опыта освоения и использования информации

4 класс, 1 раз в 5 лет,

2001, 2006, 2011, 2021, 2026

TIMSS

Trends in Mathematics and Science Study

ОСВОЕНИЕ ОСНОВ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ:

всех общеобразовательных курсов (4,8 классы)

углублённых курсов математики и физики (11 класс)

4,8 и 11 классы, один раз в 4 года

2015, 2019, 2023, 2027

PISA

Programme for International Student Assessment

ОСВОЕНИЕ ОСНОВ МАТЕМАТИКИ И

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ: всех общеобразовательных курсов (4,8 классы)

углублённых курсов математики и физики

(11 класс)

15-летние обучающиеся, один раз в 3 года 2015, 2018, 2022, 2025

КАК ВИДНО ИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РОССИЯ


ЗАНИМАЕМ ЛИДИРУЮЩИЕ МЕСТА ПО PIRLS И TIMSS , НО 32 МЕСТО ПО PISA . ЧТО ЖЕ ПРОВЕРЯЕТ PISA?

PISA  : ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ !

Многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность современного человека.

 

 это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для

передачи такой информации в реальномобщении

(письмо). А. А. Леонтьев

 способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. С.Г. Вершловский, М.Г. Матюшкина  повышаемый по мере развития общества уровень знаний и умений в частности умения читать и писать, необходимый для полноправного и эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития. С.А. Тангян

 способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В.В

Мацкевич и С.А.Крупник

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ГЛОБАЛЬНЫЕ


КОМПЕТЕНЦИИ И ЧТО ОЦЕНИВАЛОСЬ В 2018 ГОДУ?

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

критически

рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального

осознавать, каким образом культурные, религиозные,

политические, расовые и

иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды

вступать в открытое, уважительное

и эффективное взаимодействие с другими

людьми на основе разделяемого

всеми уважения к человеческому

достоинству

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЧТО ОЦЕНИВАЕТСЯ?

«Знание и понимание»

 а) осознание и понимание глобальных проблем

б) осознание и понимание

межкультурных различий, взаимопонимание

 

«Умения»

а) аналитическое мышление


 б) критическое мышление

 

«Отношения»

а) открытость представителям иных культур

б) уважение других культур и культурных отличий

в) широта взглядов,

ответственность

ЧТО ЖДЁТ НАС В 2022 ГОДУ? ЧТО БУДУТ ПРОВЕРЯТЬ?

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и

эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

 

Способность к творческому мышлению — это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей.     

ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ

КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

                                                                           область                          область

художественного разрешения выражения    проблем

область

вербального выражения


МОДЕЛИ ЗАДАНИЙ


ЧТО ЖЕ ДЕЛАЕТ ГОСУДАРСТВО В РАМКАХ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ?

Из государственной программы Российской

Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642

"Развитие образования" (2018-2025 годы) сохранение лидирующих позиций Российской

Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а

также в международном исследовании качества математического и естественно-научного

образования (TIMSS); повышение позиций

Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

  Из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской

Федерации на период до 2024 года»     При разработке национального проекта в сфере

образования Правительству РФ необходимо обеспечить:    • глобальную

конкурентоспособность российского

образования;     • вхождение Российской

Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

                                                                    Указ «О национальных целях развития

Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХОМЕНКО И.С.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАЕТ ГОСУДАРСТВО В РАМКАХ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ?

 

                                                                                 Приказ № 219 Министерства просвещения

Российской Федерации, приказ № 590

Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 06.05.2019

                                                                                     Указ «О национальных целях развития

Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020

Послание Президента Российской Федерации В. В.

Путина Федеральному собранию 16.01.2020

Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

     Федеральный государственный образовательный стандарт (всех ступеней образования)

а)изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход;

б)характер обучения и взаимодействия участников

образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход;

в)доминирующий компонент организации образовательного процесса —

практикоориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на

проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХОМЕНКО И.С.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ?

АДМИНИСТРАТИВНАЯ    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ:

 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ: ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СИСТЕМА ОЦЕНКИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ.

 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: КОРРЕКТИРОВКА ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ КУРСОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ.

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ: ВКЛЮЧЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ

КУРСОВ В ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА, ФОРМИРУЕМУЮ

УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, В ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ВКЛЮЧЕНИЕ В ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЕРИИ СЕМИНАРОВ-

ПРАКТИКУМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ

ВСЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.

ПРОВЕДЕНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА СФОРМИРОВАННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С 5 ПО 9 КЛАСС.


ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ?

 

УРОЧНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ?

                                                                  ВНЕУРОЧНАЯ     

 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВКЛЮЧЕНИЕ В ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

КУРСОВ

 

ВКЛЮЧЕНИЕ В ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ

ВСЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ (МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ НЕДЕЛИ,

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ, МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ МАРАФОНЫ И Т. Д.).

 

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ОБУЧАЮЩИХСЯ С АКТИВНЫМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ.

ВЫ КОНЕЧНО МОЖЕТЕ ВЗЯТЬ ЗАДАНИЯ ИЗ

РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ.  И СМЕЛО ИХ

ИСПОЛЬЗОВАТЬ У СЕБЯ НА УРОКАХ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.

НО Я РЕШИЛА ПОЙТИ ДРУГИМ ПУТЁМ И НЕ

БРАТЬ ГОТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. Я ПРЕДЛОЖИТЬ ДЕТЯМ ИХ СОЧИНИТЬ. 

Я ОБЪЯСНИЛА РЕБЯТАМ ЧТО ТАКОЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, ПРИВЕЛА ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ И ПОПРОСИЛА ИХ ДОМА

ПРИДУМАТЬ ЗАДАЧУ, НА ТУ ТЕМУ КОТОРУЮ МЫ ПРОХОДИМ.


В ФИЗИКЕ ЧАЩЕ ВСЕГО  ЗАДАЧИ

«ОБЕЗЛИЧЕННЫЕ».  КАКОЕ ТО ТЕЛО, КУДА ТО ПАДАЕТ, СКОЛЬЗИТ, ДВИЖЕТСЯ. ЗАЧЕМ?

ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО РЕШАТЬ ЭТИ ЗАДАЧИ?

ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ, УЧАЩИЕСЯ КАК

ПРАВИЛО НЕ ЗАДУМЫВАЮТСЯ О ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАЧЕНИЯХ, НЕ СОПОСТАВЛЯЮТ ИХ С РЕАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ. 

ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СВОИХ ЗАДАЧ, А В

ПОСЛЕДСТВИИ ПРИ РАЗБОРЕ ИХ В КЛАССЕ МЫ КОРРЕКТИРУЕМ, ДОПОЛНЯЕМ, ШЛИФУЕМ И

СОВЕРШЕНСТВУЕМ ИСХОДНУЮ ЗАДАЧУ,

КОТОРУЮ СМЕЛО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ И В ДРУГИХ КЛАССАХ



ЧТО ЖЕ В ИТОГЕ МЫ ПОЛУЧАЕМ?


 

ПРИМЕРЫ

                       БЫЛО        

СТАЛО

СБОРНИКИ ЗАДАНИЙ


 ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

СБОРНИКИ ЗАДАНИЙ


 ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ


СБОРНИКИ ЗАДАНИЙ

 ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ


 

МЕЖДУНАРОДНАЯ

ПРОГРАММА PISA.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО

ЧТЕНИЮ, МАТЕМАТИКЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХОМЕНКО И.С.

ЗАДАНИЕ

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ

ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ

ОЗНАКОМИТЬСЯ С САЙТОМ

/HTTPS://LEARNINGAPPS.ORG И С ПОМОЩЬЮ ЕГО

ИНСТРУМЕНТОВ СОЗДАТЬ

ЗАДАНИЯ ФОРМИРУЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ

ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ:

-ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД!

- СВЯЗЬ С ЖИЗНЕННЫМИ СИТУАЦИЯМИ!

Ссылку с готовыми заданиями необходимо присласть на электронную почту________________ В теме письма указать: ФИО, функциональная грамотность

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХОМЕНКО И.С.