|
3 2016 |
Министерство
образования и науки Российской Федерации |
ХИМИЯ в школе НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ИЗДАЁТСЯ С 1937 ГОДА |
Трибуна члена редколлегии 2 Медведев Ю. Н. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ВЫСШЕГО К НИЗШЕМУ НАУКА И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 6 Мустафин Д. И., Джанинотто Дж. НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА МЕТОДИКА И ОБМЕН ОПЫТОМ 9 Никитина Н. Н., Оржековский П. А. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ НА ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ Федеральные государственные образовательные стандарты 13 Пак М. С., Миренкова Е. В. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕБНИКОМ 16 Порошина Л. А. ИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ СПИРТОВ 21 Белохвостов А. А., Аршанский Е. Я. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА В СОЦСЕТЯХ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ Конкурс «Мой самый удачный урок» 27 Вивюрская А. А. ВЗАИМООБУЧЕНИЕ В ГРУППАХ: УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА |
31 Семенкова Т. Е. О СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 34 Дёмина В. Ф. УРОК ПО ТЕМЕ «СОСТАВ И ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ» Готовимся к изучению химии 35 Шепелев М. В. РАННЕЕ ИЗУЧЕНИЕ ХИМИИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ ИЛИ НАОБОРОТ? |
КОНСУЛЬТАЦИЯ 40 Четверин В. Б. О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ «УГЛЕВОДОРОДЫ» ИЗ ИСТОРИИ химии 48 Ковалёв Е. Г. ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРОЦЕССОВ СОРБЦИИ ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 53 Нелюбина Е. Г. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АГРОХИМИЧЕСКИХ ОПЫТОВ 56 Лыгин С. А., Кабирова Л. Р., Пурина Е. С. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СОСТАВА ПРИРОДНЫХ ВОД Конкурс «Химия после урока» 61 Докшина Н. В. ЗАГАДКА НАНОМИРА |
Журнал входит в перечень ведущих научных журналов и изданий, утверждённый ВАК РФ |
экскурсию с учащимися 10-го класса (бывшего 9-го класса) и с учащимися 9-го класса (бывшего 8-го класса). Необходимо собрать клубни, корнеплоды, растения и снопики с опытных и контрольных делянок для демонстрации их на уроках и занятиях факультатива. Для упрощения работы достаточно выполнить один опыт с калийными удобрениями, чтобы убедиться в необходимости использования калийных удобрений для повышения урожая. Особенность представленных агрохимических опытов заключается в том, что все описанные и подобранные экспериментальные опыты связаны с учебным материалом школьного курса химии, изучаемым в 9-м классе, кроме того, выполнять данный эксперимент можно на школьном участке или (если школа расположена в сельской местности) на поле или в огороде. Универсальность экспериментов заключается в том, что можно выращивать растения в цветочных горшках на подоконнике в квартире и проводить опыты с ними. ■ |
ЛИТЕРАТУРА Американское химическое общество. Химия и общество / Пер. с англ. — М.: Мир, 1995. Американское химическое общество. Химия и общество: Пособие для учителей / Пер. с англ. — М.: Мир, 1995. Нелюбина Е. Г., Самарина Е. С. Научно-исследовательская деятельность школьников по химии: проблемы и перспективы //Самарский научный вестник. — 2013. — № 2 (3). - С. 42-43. Нелюбина Е. Г. Реализация деятельностного подхода в процессе преподавания дисциплин естественнонаучного цикла / В сборнике: Самарский институт индустрии питания и бизнеса в зеркале истории МГУТУ им. К. Г. Разумовского. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Самара, 2013. — С. 82-92. Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. — М.: АКРИ, 1999. Скурлатов Ю. И., Дука Г. Г., Мизити А. Введение в экологическую химию. — М.: Высшая школа, 1994. Шустов С. Б., Шустова Л. В. Химические основы экологии. — М.: Просвещение, 1995. |
Ключевые слова: агрохимия, научно-исследовательская работа, эксперимент, химия, методика агрохимического экспериментирования. Key words: agricultural chemistry, scientific research, experiment, chemistry, agro-chemical methods of experimentation. |
С. А. Лыгин, Л. P. Кабирова, E. С. Пурина Бирский филиал Башкирского государственного университета |
ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ по исследованию состава природных вод |
В |
ода — великий
дар природы, непремен- составляющая для большинства
производ- |
многогидрообъектных районов республики — Караидельский район, по территории которого протекают такие реки, как Караи- дель (Уфа), Бердяш, Урюш, Юрюзань, Байки и др. Проблема чистоты этих рек волнует |
56 |
жителей всей Республики Башкортостан (и Караидельского района в частности) как одних из значимых водных ресурсов. В связи с этим мы считаем важным аспектом рассмотрение учащимися некоторых химических показателей качества воды. Они проводят исследование воды в несколько этапов. 1. Теоретическая часть. Проблемы обеспечения чистоты рек и озёр, основные загрязняющие водоёмы вещества. 2. Практическая часть. Химические показатели качества воды реки Уфа и её притока реки Байки. 3. Анализ результатов проведённого эксперимента. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Увеличение антропогенной нагрузки на водные экосистемы влияет на химический состав поверхностных вод, вызывая увеличение содержания тяжёлых металлов, продуктов нефтепереработки и нефтехимии, и тем самым приводит к нарушению экологического состояния водотоков. Отходов, загрязняющих окружающую среду и воду в частности, будет тем меньше, чем лучше их будут использовать в качестве сырья для другого производства. Человечество почти полностью зависит от поверхностных вод суши — рек и озёр, которые подвергаются наиболее интенсивному воздействию. Вода рек и озёр покрывает потребности человечества в питьевой воде, её используют для орошения в сельском хозяйстве (на это уходит более 70% всей пресной воды), в промышленности—для охлаждения атомных и тепловых электростанций. Потребление воды постоянно растёт, и одна из опасностей заключается в том, что её запасы не безграничны. Основные неорганические (минеральные) загрязнители пресных и морских вод — разнообразные химические соединения, ток |
сичные для обитателей водной среды. Это соединения свинца, кадмия, ртути, хрома, меди, фтора. Большинство из них попадает в воду в результате человеческой деятельности. Тяжёлые металлы поглощает фитопланктон, а затем они переходят по пищевой цепи к организмам. Среди основных источников загрязнения гидросферы минеральными веществами и биогенными элементами следует упоминать предприятия пищевой промышленности и сельского хозяйства. Источники загрязнения и засорения водоёмов — недостаточно очищенные сточные воды промышленных и коммунальных предприятий, крупных животноводческих комплексов, отходы производства при разработке рудных ископаемых, лесоматериалов, сбросы водного и железнодорожного транспорта, пестициды и т. д. [1]. Кислотность К опасным загрязнениям водной среды можно отнести неорганические кислоты и основания, обусловливающие широкий диапазон pH промышленных стоков (1,0 -г- 11,0) и способные изменить pH водной среды до значений ниже 4,0 или выше 9,0, которые могут иметь природные воды [2, 3]. Жёсткость воды Жёсткость воды может быть временной или постоянной. Временная жёсткость обусловлена присутствием в воде гидрокарбонатов кальция и магния, которые при длительном кипячении воды разлагаются с выделением диоксида углерода и выпадающих в осадок карбонатов кальция и магния, жёсткость воды при этом уменьшается. Постоянная жёсткость остаётся после кипячения воды в течение 1 ч. В естественных условиях ионы кальция и магния поступают в воду в результате взаимодействия |
57 |
растворённого в ней диоксида углерода с карбонатными минералами и при других процессах растворения и химического выветривания горных пород. Источниками этих ионов могут быть микробиальные процессы, протекающие в почвах, донных отложениях, а также сточные воды различных промышленных предприятий, стоки с сельскохозяйственных угодий. Вода, жёсткость которой менее 4 мг/л, характеризуется как мягкая, от 4,0 до 8,0 — средней жёсткости, от 8,0 до 12,0 — жёсткая, более 12,0 — очень жёсткая [2, 3]. Нефтепродукты Нефть и нефтепродукты относятся к числу наиболее распространённых в глобальном масштабе и опасных токсичных веществ, вызывающих тяжёлые экологические последствия при загрязнении ими водных объектов. Нефтепродукты относятся к загрязнителям антропогенного влияния на водные объекты, поступают в них со сточными водами предприятий нефтеперерабатывающей, нефтедобывающей, химической промышленности, с автотрасс, стоянок, а также при авариях водного транспорта [3]. Фенолы Фенолы могут образовываться в природных водах в результате естественных процессов метаболизма водных организмов, при биохимическом распаде и трансформации органических веществ. Основные источники антропогенного поступления фенолов в водные объекты — сточные воды многих отраслей промышленности: химической, коксо- и нефтехимической, текстильной, целлюлозно-бумажной и др. Фенолы в водах могут находиться в растворённом состоянии в виде фенолят-ионов и свободных фенолов. Содержание фенолов в незагрязнённых природных водах, как правило, не превышает десятых долей микро |
грамма в литре, редко повышается до единиц микрограммов в литре, например, при дефиците там кислорода. Повышенное содержание фенолов свидетельствует о загрязнении водного объекта [4, 5, 6]. Металлы в исследуемой водной среде Попадая в водную среду, ионы тяжёлых металлов вступают во взаимодействие с другими её компонентами, образуя гидратированные ионы, оксигидраты, ионные пары, комплексные неорганические и органические соединения. Конкретная форма существования металлов зависит от их природы, от pH среды, температуры. В результате проведённого исследования в пробах воды из рек Уфа и Байки были обнаружены ионы железа, меди, кадмия, цинка, свинца и ртути. Железо. В речных водах концентрация железа общего в большинстве случаев находится в пределах 0,01 ч-1,0 мг/л. Она подвержена сезонным изменениям, обусловленным участием этого металла в физико-химических и биологических процессах, активно протекающих в водной среде особенно в летний период. Основные природные источники поступления железа в поверхностные воды — процессы химического выветривания горных пород. Значительная часть железа поступает с подземным стоком. Антропогенное загрязнение водных объектов соединениями железа обусловлено их выносом со сточными водами предприятий горнодобывающей, металлургической и химической промышленности [3, 7]. Содержание меди в природной пресной воде колеблется от 2 до 30 мкг/л, в морской — от 0,5 до 3,5 мкг/л. Повышенные концентрации ионов меди (до нескольких граммов в литре) характерны для кислотных рудничных вод. Основные источники поступления меди в природные воды — сточные воды предприятий химической и металлур- |
58 |
гической промышленности, шахтовые воды, альдегидные реагенты, используемые для уничтожения водорослей. Медь относится к числу активных микроэлементов, участвующих в процессе фотосинтеза и влияющих на усвоение азота растениями. Недостаточное содержание меди в почвах отрицательно влияет на синтез белков, жиров и витаминов и способствует бесплодию растительных организмов. Вместе с тем избыточное содержание в них меди оказывает неблагоприятное воздействие на растительные и животные организмы [3, 8]. Цинк попадает в природные воды в результате протекающих в природе процессов разрушения и растворения горных пород и минералов (сфалерит, цинкит, госларит, смитсонит, каламин), а также со сточными водами рудообогатительных фабрик и гальванических цехов, производств пергаментной бумаги, минеральных красок, вискозного волокна и др. В воде цинк существует главным образом в виде ионов или его минеральных и органических комплексов. Иногда он встречается в нерастворимых формах: в виде гидроксида, карбоната, сульфида и др. Цинк относится к числу активных микроэлементов, влияющих на рост и нормальное развитие организмов. В то же время многие его соединения токсичны, это прежде всего сульфат и хлорид [3, 8]. Кадмий в природные воды поступает при выщелачивании почв, полиметаллических и медных руд, в результате разложения водных организмов, способных его накапливать. Соединения кадмия попадают в поверхностные воды со сточными водами свинцово-цинковых заводов, рудообогатительных фабрик, ряда химических предприятий, гальванического производства, а также с шахтными водами. Понижение концентрации растворённых соединений кадмия происходит за счёт процессов сорбции, выпаде |
ния в осадок гидроксида и карбоната кадмия и потребления их водными организмами. Растворённые формы кадмия в природных водах представляют собой минеральные комплексы. Основная взвешенная в воде форма кадмия — его сорбированные соединения. Значительная часть кадмия может мигрировать в составе клеток гидробионтов. В речных незагрязнённых и слабозагрязнённых водах кадмий содержится в субмикрограм- мовых концентрациях Соединения кадмия играют важную роль в процессе жизнедеятельности организмов животных и человека. В повышенных концентрациях он токсичен, особенно в сочетании с другими токсичными веществами [3, 8, 9]. Источники поступления в поверхностные воды свинца — процессы растворения минералов. Существенные факторы понижения его концентрации в воде — адсорбция его взвешенными частицами и осаждение с ними в донные отложения. В числе других металлов он накапливается в гидробионтах. Свинец находится в природных водах в растворённом и взвешенном состоянии. В речных водах содержание свинца колеблется от десятых долей до единиц микрограммов в 1 л. Он содержится в выбросах предприятий металлургии, металлообработки, электротехники, нефтехимии и автотранспорта [8-10]. Соединения ртути могут поступать в поверхностные воды в результате выщелачивания пород в районе ртутных месторождений, в процессе разложения водных организмов, накапливающих ртуть. Значительные её количества поступают в водные объекты со сточными водами предприятий, производящих красители, пестициды, фармацевтические препараты, некоторые взрывчатые вещества [8, 9]. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Оценку качества воды учащиеся проводили по химическим показателям, для чего бы |
59 |
ли выбраны две точки отбора проб на р. Байки (Т1) и р. Уфа (Т2). Воду набирали в полиэтиленовые бутыли, предварительно ополоснув их этой водой. Объём пробы — не менее 100 мл. Анализ воды учащиеся проводили в гидрохимической лаборатории с. Караидель Федерального государственного учреждения по мониторингу водохозяйственных объектов бассейнов рек Белая и Урал. Гидрохимическая лаборатория в своей работе использует следующие методы: • фотометрический; • инверсионно-амперометрический; • хроматографический; • спектрометрический. При анализе воды учащиеся использовали соответствующие методики и приборы: а) атомно-абсорбционный спектрометр «Квант-г.ЭТА»; б) анализатор вольтамперометрический ТА-4»; в) pH-метр «Анион-4152»; г) анализатор жидкости «Флюорат- 02-5М»; д) хроматограф «Кристаллюкс-4000 М». Результаты проведённого исследования Данные, полученные в ходе исследования, представлены в таблице и на графике как результат усреднения основных показателей за месяц. По данным таблицы, показатель кислотности рек и содержание нефтепродуктов соответствуют норме. Повышенное содержание фенолов свидетельствует о загрязнении водного объекта. Как видно из данных таблицы, в реках Уфа и Байки фенолы находятся ниже предела обнаружения, что свидетельствует о незагрязнённости их фенолят-ионами и свободным фенолом, дефицита кислорода не наблюдается. Проведённые анализы показывают, что вода в реках жёсткая. Это связано с большим |
содержанием известняков, в состав которых входят ионы кальция и магния, обусловливающие общую жёсткость. |
Химические показатели воды |
Показатели |
пдк, |
Результаты анализа, мг/л |
|
качества воды |
мг/л |
Т1 |
Т2 |
pH |
6-9 |
8,72 + 1,04 |
8,93 + 0,8 |
Общая жёсткость |
7,00 |
8,20 |
7,59 |
Железо общее |
0,1 |
0,23 ± 0,01 |
0,17 + 0,04 |
Нефтепродукты |
0,1 |
<0,005 |
<0,005 |
Фенолы |
0,25 |
<0,005 |
<0,005 |
Показатели содержания кадмия, свинца и цинка укладываются в значения ПДК 0,0005 мг/л, 0,01 мг/л, 0,05 мг/л соответственно, а показатель меди немного превышает в связи с тем, что территория Башкортостана богата залежами медных руд. В исследуемых пробах ртуть не обнаружена. Эти данные указывают на то, что вода исследуемой р. Уфа и её притока р. Байки не представляет токсической угрозы для местных жителей. На территории Караи- дельского района нет ни одного промышленного предприятия, которое наносило бы экологический ущерб окружающей среде. Это один из самых экологически чистых |
|
Содержание тяжёлых металлов в водах рек Уфа и Байки |
60 |
и красивых уголков республики. Природная красота, широта лесного и водного пространства, обилие рыбных запасов данного края привлекают многочисленных туристов и любителей-рыболовов не только из Республики Башкортостан, но и из других регионов страны. К сожалению, объём загрязнений, поступающих в водоёмы, с каждым годом увеличивается во много раз. Но человек, понимая всю важность водных ресурсов в его жизнедеятельности, всё равно продолжает их загрязнять. Наши учащиеся сделали вывод о необходимости бережного отношения к окружающей среде. ■ ЛИТЕРАТУРА 1. Туровский И. С. Обработка осадочных сточных вод. — М.: Стройиздат, 1984. 2. Косов В. И., Иванов В. Н. Охрана и рациональное использование водных ресурсов. — 4.1. Охрана поверх |
ностных вод: Учебное пособие. — Тверь: Твер. гос. техн. ун-т, 1995. 3. Руководство по химическому анализу поверхностных вод суши / Под ред. А. Д. Семёнова. — Л.: Гидроме- теоиздат, 1977. 4. Берне Ф-, Кордонье Ж. Водоочистка. Очистка сточных вод нефтепереработки. Подготовка водных си- ' t* стем охлаждения. — М.: Химия, 1997. 5. Зенин А. А., Белоусова Н. В. Гидрохимический словарь. — Л.: Гидрометеоиздат, 1988. 6. Новиков Ю. И. Методы исследования качества воды водоёмов. — М.: Медицина, 1990. 7. Вредные химические вещества. Неорганические соединения V—VIII групп: Справ, изд. / Под ред. В. А. Фи- лова и др. — Л.: Химия, 1989. 8. Вредные химические вещества. Неорганические соединения I—IV групп: Справ, изд. / Под ред. В. А. Филова и др. — Л.: Химия, 1988. 9. Эйхлер В. Яды в нашей пище. — М.: Мир, 1993. 10. Сборник санитарно-гигиенических нормативов и методов контроля вредных веществ в объектах окружающей среды. — М., 1991. |
Ключевые слова: загрязнение вод, pH, жёсткость воды, нефтепродукты, тяжёлые металлы, приборы, экология. Key words: water pollution, pH, water hardness, petroleum products, heavy metals, appliances, ecology. |
КОНКУРС «ХИМИЯ ПОСЛЕ УРОКА» |
Н. В. Докшина СШ№ 17, Пенза ЗАГАДКА НАНОМИРА |
Д |
вадцать первый
век называют веком на- комить учащихся с основами
нанонауки и на- В журнале была опубликована статья В. Ф. Торосян и Е. С. Торосян «Конкуренция и автокатализ в колебательных химических реакциях» (Химия в школе. — 2013. — |
№ 10. — С. 57-61). В ней авторы приводят примеры колебательных реакций и процессы самоорганизации. Нас очень заинтересовала эта тема, и мы стали изучать процессы самоорганизации в наномире. Результатом нашей работы стал проект по теме «Загадка наномира. Исследование процесса самоорганизации в наномире на примере колец Лизеганга». В природе мы часто встречаемся с процессами, протекающими периодически: обра- |
61 |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.