Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»
Оценка 4.8

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
Взрослым
03.10.2017
Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»
Согласно современной теории конфликт считается нормальным и естественным состоянием общества. Однако это совсем не означает, что нужно всегда и всюду конфликтовать, оправдывая свою несдержанность «естественным состоянием». Для перехода конфликта в конструктивное русло необходимо, чтобы члены общества обладали соответствующими навыками, были способны отделить проблему от человека. Научный подход к проблеме конфликтов позволяет утверждать, что они в принципе управляемы, регулируемы, решаемы.
Практико-значимая работа.docx
Практико­значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик» СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………3 Глава1. Особенности конфликтов между учеником и учителем…..4 1.1.   Классификация конфликтов в системе отношений                    «Учитель –      Ученик»………………………………………….4 1.2. Причины и слагаемые возникновения конфликтов……………7 Глава 2. Практика разрешения конфликта в системе отношений          «Учитель – Ученик»…………………………………………………….9 2.1. Приёмы  и техника эффективного поведения учителя                                 в конфликтной ситуации…………………………………………9 2.2. Рекомендации, памятки для педагогов для разрешения         конфликтных ситуаций…………………………………………..14 Заключение……………………………………………………………….18 Список литературы………………………………………………………19 Приложения………………………………………………………………20 ВВЕДЕНИЕ          Конфликт обычно рассматривается как такое качество взаимодействия между   людьми,   которое   выражается   в   противоборстве   сторон   ради достижения   своих   интересов   и   целей.   Такое   понимание   конфликта показывает,  что  столкновение  интересов  является  неизбежной  реальностью нашей   жизни,   просто   потому,   что   все   люди   разные   и   имеют   различные интересы.              Актуальность данной   темы   определяется   значимостью   изучения специфики конфликтных ситуаций в школе. Педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так   как   проблема   взаимодействия   участников   педагогического   процесса приобретает все большую остроту.  Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»  не должен вносить дополнительных, субъективно обусловленных трудностей в процесс обучения и развития личности учащихся.         Объектом исследования является процесс обучения.           Предмет исследования ­  конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик».                 возникновения    Цель:  обоснование   возникновения     конфликта,   причин   его разрешения. способов   и            Задачи:   «Учитель – Ученик».           1.   Рассмотреть   классификацию   конфликтов   в   системе   отношений       2. Выявить причины возникновения конфликтов.             3.   Изучить   приёмы     и   технику   эффективного   поведения   учителя   в конфликтной ситуации.            4. Разработать рекомендации, памятки для педагогов для разрешения конфликтных ситуаций. ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ УЧЕНИКОМ И УЧИТЕЛЕМ 1.1.     Классификация   конфликтов   в   системе   отношений   «Учитель   – Ученик»            Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, — явление обычное.        Конфликт между учителем и учеником, который, например, ведет себя, по мнению учителя, вызывающе, не уважая его статус, относится к  статусно­ ролевому виду.              По направленности этот вид конфликта относится  к вертикальному, возникающему между лицами неравными по социальному статусу.              По временным параметрам конфликты между учителем и учеником подразделяются на:  ­ кратковременные; ­ быстротечные;  ­  длительные.  Особо можно выделить  такие виды педагогических конфликтов:  ­ конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности; ­   конфликты поведения, поступков, возникающие по  поводу нарушения учеником правил поведения в школе, на уроках, вне школы;  ­  конфликты отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений   учащихся   и   учителей,   в   сфере   их   общения   в   процессе педагогической деятельности. Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении.   Это   может   происходить   по   различным   причинам:   утомление, трудность   в   усвоении   учебного   материала,   а   иногда   неудачное   замечание учителя   вместо   конкретной   помощи   ученику.   Подобные   конфликты   часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподает в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов   меньше   на   уроках   у   классных   руководителей   и   в   начальных классах,   когда общение на   уроке   определяется   характером   сложившихся отношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из­за того, что учитель часто предъявляет завышенные   требования   к   учащимся,   а   отметки   использует   как   средство наказания   для   тех,   кто   нарушает   дисциплину.   Эти   ситуации   нередко становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.             Конфликты   поступков.   Педагогическая   ситуация   может   привести   к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы, или сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать   поведение   учеников,   порой   оценивая   их   поступки   при недостаточной   информации   о   причинах,   их   вызвавших.   Иногда   он   лишь догадывается о мотивах поступков, не вникает в отношения между детьми. В таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.             Конфликты   отношений   часто   возникают   в   результате   неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер.   Эти   конфликты   приобретают   личностную   окраску,   порождают длительную   неприязнь   ученика   к   учителю,   надолго   нарушают   их взаимодействие.       Понимание специфики различных конфликтов является важным, так как это   во   многом   определяет   способ   их   разрешения.   Однако,   анализируя различные   виды   конфликтов,   следует   учитывать   некоторую   условность   их разделения,   так   как   одни   и   те   же   причины   могут   порождать   разные конфликты.  Например,  отказ  учащегося  выполнить   задание  учителя  может стать   основой   для   возникновения   конфликта   деятельности,   который впоследствии   может   стать   конфликтом   отношений   или   конфликтом поступков. Вот как это может произойти в школе.         Урок   английского   языка.  Класс   делится   на   подгруппы.   В   одной   из подгрупп поменялся учитель.             При проверке домашнего задания новый преподаватель, не познакомив учащихся со своими требованиями, попросила ответить тему наизусть. Одна из учениц сказала, что раньше им разрешали пересказывать текст свободно, а не   наизусть.   За   пересказ   она   получила   «3»,   что   вызвало   ее   негативное отношение к учителю.        На следующий урок девочка пришла без выполненного домашнего задания, хотя была прилежной ученицей. Учитель после опроса поставила ей «2».             Следующее   занятие   девочка   попыталась   сорвать,   подговорив одноклассников прогулять урок. По просьбе учителя дети вернулись в класс, но отказались выполнять задания.        После уроков ученица обратилась к классному руководителю с просьбой перевести ее в другую подгруппу. На этом примере мы видим, что конфликт деятельности (разногласия по поводу критериев выполнения задания) приводит к возникновению конфликта поведения (отказ выполнять задания педагога, попытка сорвать урок), что, в свою   очередь,   приводит   к   возникновению   конфликта   отношений   (просьба ученицы перевести ее в группу к другому педагогу).   1.2. Причины и слагаемые возникновения конфликтов Характеризуя   педагогические   конфликты,   М.М.   Рыбакова   отмечает следующие их особенности:   ­ профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации, ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;   ­ участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;  ­ разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождает  разную степень ответственности  за ошибки при его решении;  ­ различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя»   и   «глазами   ученика»   видится   по­разному),   поэтому   учителю   не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;  ­   присутствие   других   учеников   при   конфликте   делает   их   из   свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю; ­ профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;  ­   всякая   ошибка   учителя   при   разрешении   конфликта   порождает   новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;  ­конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.             Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной особенностью педагогических   конфликтов   является   ответственность   учителя   за   их разрешение.   Умение   педагога   предотвращать   и   разрешать   конфликтные ситуации может служить для учеников примером эффективного поведения и будет   способствовать   созданию   более   благоприятной   психологической атмосферы в школьном коллективе. ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗРЕШЕНИЯ  КОНФЛИКТА  В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ  «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК» 2.1. Приёмы  и техника эффективного поведения учителя в конфликтной ситуации      Попадая в конфликтную ситуацию, мы можем выбирать различные способы поведения.   Впервые   классификацию   стилей   поведения   в   конфликтах предложили   Р.Блейк   и   Дж.Мутон   (1964),   выделив   пять   типов   поведения: принуждение,   уход,   сглаживание,   компромисс   и   решение   проблем. Впоследствии   эта   схема   была   модернизирована   К.Томасом,   а  в   1985   году М.Рахим предложил классификацию стилей разрешения конфликта, которая считается классической в психологической литературе.         «Ориентация   на   себя»   означает   степень   стремления   человека   к   удовлетворению собственных интересов и потребностей. «Ориентация   на   других»   означает   степень   стремления   или   предрасположенности   удовлетворять   потребности   и   ожидания   других. Комбинация   этих   параметров   и   позволяет   получить   следующие   стили разрешения конфликта:   1.   Сотрудничество   —   высокая   ориентация   на   себя   и   других.   Включает открытость,   обмен   информацией,   выяснение   и   проверку   различий   для достижения эффективного решения, приемлемого для обеих сторон.  2. Уступчивость (сглаживание) — низкая ориентация на себя и высокая — на других. Включает попытки преуменьшить важность различий и подчеркнуть внимание   к   общности,   совпадениям,   чтобы   удовлетворить   потребности других, пренебрегая своими собственными интересами.  3. Доминирование (конфронтация) — высокая ориентация на себя и низкая — на других. Предполагает ориентацию на «силовой» метод решения проблем.   4. Избегание — низкая ориентация на себя и других. Предполагает уход в сторону,   удаление   себя   (психологически   или   физически)   из   ситуации конфликта. 5. Компромисс — средняя ориентация на себя и других. Включает тактику типа «ты мне — я тебе», т.е. обе стороны что­ то теряют, чтобы достичь взаимоприемлемого решения.         Зависимость   выбора   стиля   поведения   от   ситуации   конфликта   была установлена в исследовании, которое проводилось с учащимися 9­х классов. Было установлено, что в случае конфликтного общения в школе подростки активно   применяют   (примерно одинаково часто).    соперничество   (доминирование)   и   сотрудничество Выявленные особенности поведения характерны и для взрослых. В случае конфликта   с   учеником   чаще   выбирается   стратегия   сотрудничество   или компромисс (Приложение №1).             Диагностика   уровня   конфликтности   педагогов   показала,   что   из   22 протестированных: 3 человека имеют уровень конфликтности выше среднего, 5 « ближе к среднему», 9 человек – «ниже среднего»,   5 чел. – «низкий» (Приложение №2).       Стиль сотрудничества предполагает доверительное, позитивное отношение к   другим,   стремление   услышать   их   точку   зрения,   а   не   только   отстаивать собственную.             Сотрудничество   предполагает   активное   взаимодействие,  обсуждение возможных вариантов решений, что предполагает более частое и интенсивное общение: «Давай поговорим, обсудим возникшее противоречие».        На мой взгляд, использование стиля сотрудничества является наиболее конструктивным при разрешении возникших противоречий.        Принятие на себя ответственности за решение конфликта, в свою очередь, предполагает   проявление   определенной   активности   учителя   в   данном направлении. Можно обозначить некоторые техники и приемы, которые могут быть   эффективны   при   разрешении   возникших   противоречий.  Если   одна   из техник     не   срабатывает,   можно   попробовать   другую,   которая   в   большей степени   подходит   для   данной   ситуации.   Подготовленные   техники   могут носить как активный характер и быть направлены на отстаивание собственных интересов   (ущерба   интересам   другой   стороны),   так   и   пассивный   —   быть преимущественно   ориентированы   на   выяснение   позиции   противоположной стороны. Активные реакции Уточните собственные потребности.  Возникновение конфликтной   внутреннего ситуации   сопровождается   ощущением   напряжения, дискомфорта: «Что­то идет так?». На этом этапе важно понять, какие ваши потребности ущемляются и как можно исправить данное положение дел. Для этого нужно задать себе следующие вопросы и по­ лучить на них ответы: ­ Что меня именно не устраивает? — Меня беспокоит… .  ­Что в данной ситуации мне необходимо? — Необходимо… .   ­Чего бы мне хотелось? — Я хочу … . Сообщите о том, что Вам нужно. Сообщение о ваших потребностях должно быть максимально конкретным, то есть   должно   быть   связано   с   конкретными   действиями,   а  не   отношениями. Подробно опишите поступки и действия, которые бы вы хотели видеть со стороны оппонента. Приступайте   к   переговорам.   Основная   цель   переговоров   —   вовлечение своего   оппонента   в   решение   проблемы.   Переговоры   включают   в   себя   не только   информирование   оппонента   о   собственных   интересах,   но   и внимательное слушание, желание понять точку зрения другого. Первым шагом к   переговорам   является   предложение   к   противоположной   стороне представить свое решение проблемы:  ­ Какие у Вас есть предложения по решению проблемы?  ­Что Вы предлагаете в данной ситуации?  ­Что мы можем сделать, чтобы решить проблему? На этом этапе важно соблюдать следующие правила слушания: ­Больше слушайте, меньше говорите сами. ­Настройтесь на слушание. ­Демонстрируйте интерес к мнению оппонента. ­ Держите паузу. Примеры компромиссных решений — Давайте в этот раз поступим так, как предлагаю я, а в следующий раз поступим так, как хотите вы.  — Если задание буду выполнять я, то я поступлю по­своему, а если вы — то по­вашему.   —   Если   вы   согласитесь   пойти   мне   навстречу,   то   я   сделаю...   (описание возможного поведения).  — Мне действительно очень нужно то­то и то­то. Это для меня очень важно. Что вы хотите от меня взамен, чтобы всё было именно так?        В случае невозможности компромиссного решения конфликта мы можем использовать  ультиматум.   Ультиматум   используется   в   том   случае,   если переговоры   не   принесли   ожидаемого   результата   и   были   отвергнуты   все предложенные вами решения. Цель ультиматума — дать противоположной стороне понять: если ваши предложения по совместному решению проблемы не   найдут   понимания,   вы   будете   решать   ее   сами,   руководствуясь   только собственными интересами.  — Если так и дальше пойдет, мне придется... (предполагаемые действия).  — Если мы не сможем договориться, то я буду вынужден... (предполагаемые действия).  Важно   подчеркнуть,  что   предполагаемые   действия   не   являются местью или наказанием, но необходимы для соблюдения ваших интересов. Но лучше искать взаимовыгодные решения без ультиматумов. Пассивные реакции Сбор информации. Для успешного разрешения конфликта необходимо выяснить, какие потребности / чувства противоположной стороны остаются неудовлетворенными. Для этого используется техника постановки вопросов, которая позволяет лучше понять точку зрения другого.  Техника постановки вопросов  — Чего бы вы хотели в данной ситуации?  — Что вас беспокоит?  — Что вам конкретно не нравится?       Вопросы «Кто? Что?» чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов.        Вопросы «Как? Зачем?» в большей мере ориентированы на человека, его поведение,   внутренний   мир.   Вопросы   «Почему?»   содержат   обвинительный контекст   и   нередко   провоцируют   защитные   реакции,   поэтому   их   следует избегать   в   ситуации   конфликта.   Сравните:   Почему   ты   сегодня   не   выучил урок? или Что тебе помешало подготовиться к уроку?            Избегайте постановки одновременно нескольких вопросов. Например, «Какой выход вы предлагаете? Не думаете ли вы, что я должен отказаться от своей   точки   зрения?»   В   такой   ситуации   человек   может   испытывать затруднение, на какой вопрос ему следует отвечать.        Не опережайте вопросом ответ оппонента: «Что ты можешь предложить? Понятно, тебе нечего сказать».              Выражаем понимание.  Используется для предотвращения эскалации конфликта и содержит информацию о том, что проблемы противоположной стороны вам понятны. Сообщая о том, как вы понимаете потребности другого, используйте следующие выражения: — Так значит, вам нужно…;  — Вас беспокоит…;  — Вам не нравится…       Старайтесь излагать свое понимание позиции другой стороны нейтральным и   необидным   тоном.   Утверждения   не   должны   быть   сочувственными,   они должны быть только точными.                Отход   (или   тайм­аут).  Если   обстановка   продолжает   накаляться, несмотря на все усилия ее разрядить, можно предложить сделать перерыв. —   Похоже,   мы   начинаем   горячиться.   Не   лучше   ли   сделать   перерыв   и поостыть? 2.2. Рекомендации, памятки для педагогов для разрешения конфликтных ситуаций          Разрешить конфликт — это значит перевести отношения его участников на   уровень   взаимоприемлемых   для   обеих   сторон,  переключить   внимание   с аффективно­напряженных отношений   в  сферу  деловых  отношений  учебной работы. А.С.   Чернышев   в   книге   «Практикум   по   решению   конфликтных педагогических   ситуаций»   считает   целесообразно   соблюдать   следующие правила педагогического общения.  «Не   пытайтесь   за   каждым   отрицательным   поступком Правило   1. школьника видеть только отрицательные мотивы».  Правило 2. «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета ». «Школьники   склонны   охотнее   выполнять   распоряжения Правило   3. учителей при опосредованном способе воздействия».  Правило   4.  «Школьника   можно   изменить   к   лучшему   с   помощью специальных приемов оценки его личности».  Правило  5.  «Совместная   деятельность   сближает   людей   и   повышает   их авторитет» (если она хорошо организована).  Правило   6.  «Предусмотрительность   и   корректность   поведения   учителя снижают напряжение в общении».  Алгоритм действий учителя в конфликтной ситуации. Когда   мотивы   конфликта   неизвестны   или   руководитель   в   них сомневается, важно выдержать алгоритм действий. 1.Выслушать всех участников конфликта или представителей группы. 2.Ни одному участнику конфликта не давать оценки, не поддакивать, не записывать. 3.Не делать выводов о сути конфликта на основании информации только одного участника: не доверяйте никому на слово, не доверяйте эмоциям и   мотивы   конфликта. проявлениям чувств. 4.Вести разговор только о сущности конфликта. 5.Постараться   выявить   суть, инсценировать конфликт в группе. Памятка   учителю   по   предупреждению   образования   конфликтных ситуаций 1.Подавление   собеседника   выдержкой   и   спокойствием.   Если   в разговоре с вами ученик начинает нервничать и повышать голос, то первой вашей   реакцией   будет   раздражение   и   повышение   голоса.   Постарайтесь   Возможно, подавить эту реакцию, отвечайте на бурные атаки собеседника ровным, спокойным,   уверенным,   а   главное,   доброжелательным   тоном   (иногда   с легкой иронией), и вы скоро увидите, как ваш собеседник перейдет на спокойный тон. 2.Насилие   над   собственным   мнением.  Заставьте   себя   в   ученике, которого вы терпеть не можете или недолюбливаете, найти какие­нибудь положительные  качества. Постарайтесь убедить себя, что вы до сих пор имели ошибочное представление о нем, даже если для этого у вас были все основа Это будет сделать нелегко, но вы попытайтесь убедить себя, что ваш ученик не  так уж и плох, что он, скорее всего, расположен к вам. После   этого   обращайтесь   с   ним   так,   чтобы   он   не   сомневался,   что   вы предполагали   в   нем   эти   качества,   апеллируйте   к   ним   и   высоко   их оценивайте. Если  вы будете это делать постоянно, ненавязчиво, уместно, то   вскоре   убедитесь,     что   ваш   ученик   действительно   обладает   этими качествами, поскольку каждый  человек страстно желает быть ценимым. 3.Неожиданное   решение.  Чего   обычно   ждут   от   своего   руководителя провинившиеся?   Наказания.   Это   относится   и   к   учащимся.   А   как относится педагог к недобросовестному, неисполнительному, отстающему ученику? Конечно, с неприязнью и недоверием. Очевидно, для всех вас эти ответы являются   аксиомами. Откажитесь от них! Особенно тогда, когда вы чувствуете, знаете, понимаете, что ученик смирился со своим положением и не ждёт от вас доброго слова, не говоря уже о доверии. Окажите   ему   предпочтение   перед   другими,   дайте   ему   ответственное поручение.   Делайте   это   гласно,   высказывая     уверенность,   что   он   его выполнит.   Большой   воспитательный   заряд   несут   эти   решения.     Они окрыляют ученика. Но делать это надо тогда, когда сумеете затронуть душу   человека   своим   доверием,   которое   превосходит   страх   риска. Используйте оружие великодушия. Не бойтесь применять неожиданные для ученика решения. Не бойтесь рисковать. 4.Авансированная   похвала.   Дав   кому­нибудь   задание   и   не   будучи уверенным в его своевременном и качественном выполнении, похвалите его, сказав, что никому другому не можете поручить столь ответственное дело. Вы  убедитесь,  что ваша  похвала  в аванс  оправдала  себя: ученик будет старателен.               Итак,   согласно   современной   теории  конфликт   считается ЗАКЛЮЧЕНИЕ   нормальным и естественным состоянием общества. Однако это совсем не   означает,   что   нужно   всегда   и   всюду   конфликтовать,   оправдывая   свою несдержанность   «естественным   состоянием».   Для   перехода   конфликта   в конструктивное   русло   необходимо,   чтобы   члены   общества   обладали соответствующими навыками, были способны отделить проблему от человека. Научный подход к проблеме конфликтов позволяет утверждать, что они в принципе управляемы, регулируемы, решаемы.          Таким образом, цель работы по обоснованию возникновения  конфликта в   системе   отношений   «Учитель   –   Ученик»,   причин   его   возникновения   и способов разрешения была выполнена.         В процессе работы были решены следующие задачи:           1.   Рассмотрена   классификация   конфликтов   в   системе   отношений   «Учитель – Ученик».       2. Выявлены причины возникновения конфликтов.             3.  Изучены   приёмы     и   техника   эффективного   поведения   учителя   в конфликтной ситуации.            4. Разработаны рекомендации, памятки для педагогов для разрешения ситуаций. конфликтных         Реализация данного проекта, поможет педагогу более успешно управлять   собой, находить правильный стиль в отношениях с окружающими и в решении непростых   проблем,   которых   так   много   в   современной   школе,   а   значит, сможет повысить свою профессиональную компетентность. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Рыбакова   М.   М.   Конфликт   и   взаимодействие   в   педагогическом процессе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 2. Стюхина   Г.А.   Приемы   конструктивного   разрешения   конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения. Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2011. 3. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических с итуаций. ­ Москва ­ Ростов­н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. ­ с. 192 http://asa.my1.ru/publ/ankety_oprosniki/diagnostika_nalichija_ehmpatii_ped   agoga/3­1­0­40                                                     Приложение 1  Определите привычный для Вас способ поведения. Для   этого   внимательно   прочтите   предлагаемые   пословицы.   По пятибалльной шкале определите свое личное отношение к каждой пословице и ее   использованию   в   своем   обычном   поведении:   5   баллов   —   типично   для поведения, 4 — часто, 3 — иногда, 2 — редко, 1 — совсем нетипично,  0 — не понял смысла пословицы. Результат занесите в бланк.   Полученные   оценки   суммируйте   по   столбцам.   Наибольшая   сумма указывает на индивидуальные особенности поведения. Список пословиц  1.  Худой мир лучше доброй ссоры.  2.   Если   вы   можете   заставить   другого   думать   так,   как   вы   хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.  3.  Мягко стелет, да жестко спать.  4.  Рука руку моет.  5.  Один ум хорошо, а два — лучше.  6.  Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит. 7.  Кто сильнее, тот и правее.  8.  Не подмажешь — не поедешь.  9.  С паршивой овцы — хоть шерсти клок. 10.  Правда — то, что мудрый знает, а не то, о чём все болтают. 11.  Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день. 12.  Слово «победа» четко написано только на спинах врагов. 13.  Убивай врагов своих добротой. 14.  Честная сделка не вызывает ссоры. 15 . Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить. 16.  Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой. 17.  Сражение выигрывает тот, кто верит в победу. 18.  Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого. 19.  Ты мне — я тебе. 20.   Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие. 21.  Кто спорит — гроша не стоит. 22.  Кто не отступает, тот обращает в бегство. 23.  Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый — ни одной. Вопросы и задания для размышления 24. Кто дарит, друзей наживает. 25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет. 26. Лучший способ решать конфликты —  избегать их. 27. Семь раз отмерь, один раз отрежь. 28. Кротость торжествует над гневом. 29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках. 30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы. 31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора. 32. В этом мире есть две породы людей: победители  и побежденные. 33. Если в тебя швырнули камень — брось в ответ кусок ваты. 34. Взаимные уступки прекрасно решают дела. 35. Копай и копай, без устали: докопаешь до истины.  Бланк для ответов Номер пословицы 1 2 3 4 5 Оценка в баллах Номер пословицы 6 7 8 9 10 Оценка в баллах Номер пословицы 11 12 13 14 15 Оценка в баллах Номер пословицы 16 17 18 19 20 Оценка в баллах Номер пословицы 21 22 23 24 25 Оценка в баллах Номер пословицы 26 27 28 29 30 Оценка в баллах Номер пословицы 31 32 33 34 35 Оценка в баллах Сумма баллов Тип I II III IV V Интерпретация значений По   мнению   Э.Фромма,   у   каждого   человека   жизненная   стратегия сосредоточена   на   решении   двух   основных   вопросов:   достижения   своих личных   целей   —   материальных,   духовных,   престижных   и   т.д.   и   создания хороших взаимоотношений с другими людьми. Между   этими   полюсами   возможны   разные   сочетания   с преимущественной ориентацией в ту или иную сторону. Они и составляют предлагаемую ниже типологию. Тип I «Черепаха» — уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия   во   взаимоотношениях   с   другими   участниками,   один   из   вариантов самодостаточности (избегание). Тип   II   «Акула»  —   силовая   стратегия   цели,   конфликт   решается выигрышем только для себя (доминирование). Тип III «Медвежонок» — сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость). Тип IV «Лиса»  — стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс). Тип   V   «Сова»  —   мудрая   птица,   ценит   и   цели,   и   взаимоотношения, открыто   определяет   позиции   и   пути   выхода   в   совместной   работе   по достижению   целей,   стремится   найти   решения,   удовлетворяющие   всех участников (сотрудничество). Типичный   для   Вас   стиль   поведения   определяется   по   максимальному количеству   баллов,   набранных   Вами   по   одной   из   указанных   стратегий поведения.  В случае, если сумма баллов равна по нескольким типам, можно говорить об использовании нескольких стратегий взаимодействия с людьми. ОПРОСНИК "ДИАГНОСТИКА НАЛИЧИЯ ЭМПАТИИ ПЕДАГОГА" Приложение 2 Материал разработан специалистами КГОУ ДПО «ХК ИРО»: Грозной Л.И., гл.методистом   Центра   социально­психологической   работы;   Гарник   Е.А., гл.методистом   Центра   общего   образования;   Калугиной   Н.А.,   заведующей кафедрой   педагогики   и   психологии,   к.п.н.;   Кибиревым   А.А.,   директором   гл. Центра   социально­психологической   работы;   Петруниной   Т.А., методистом отдела экспертизы деятельности работников образования. Опросник   «Диагностика   наличия   эмпатии, конфликтности педагога»    толерантности, (для членов педагогического коллектива) (модифицированная методика на выявление уровней эмпатии, толерантности, конфликтности учителя авторов В.В. Бойко, И.М.Юсупова) Цель: выявить уровень проявления профессионально значимых черт личности учителя   (эмпатии,   толерантности   и   конфликтности)   в   условиях образовательного   процесса   участниками   образовательного   процесса (коллегами). Инструкция: ответьте, пожалуйста, на предложенные суждения относительно поведенческих   проявлений   вашего   коллеги.   При   ответе   важна   первая реакция.   Помните,   что   нет   плохих   или   хороших   ответов.   Отвечать   надо, долго не раздумывая. Поставьте свой ответ в соответствующей колонке. верно          верно в некоторой степени совсем не верно 1 2   3 4 5 6 7 8 1. Ваш   коллега   в   условиях   профессиональной деятельности направлен на дело.  2. Имеет адекватную самооценку  3. Умеет почувствовать настроение другого.  4. Внимательно относится к проблемам других коллег. 5. Прислушивается к мнению других  6. Выдерживает корректный тон в споре, тактичен  7. Считает, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции  8. Не раздражается при виде суетливых и непоседливых или медлительных людей 9 9. Спокойно относится к шумным детским играм  10.  Спокоен, даже если дважды обращаешься к нему по 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 одному и тому же вопросу 11. Легко идет на уступки коллегам  12.  Детям   нравится,   когда   ваш   коллега   предлагает   им свою идею, дело и охотно приступают к совместной деятельности  13. Ваш коллега не пройдет мимо расстроенного ученика  14. Ваш коллега считает, что человеку станет легче, если внимательно отнестись к его проблеме  15.  Считает, что родители должны относиться к своим детям справедливо  1 5 Ключ:          Для анализа результатов каждый ответ оценивается: «верно» ­ 3 балла; «верно в некоторой степени» ­ 2 балла; «совсем не верно» ­ 1 балл. Интерпретация результатов основывается на средней статической оценке по шкалам. Конфликтность – вопросы 2, 4, 5, 6, 7. Количество баллов делится 5. Толерантность – вопросы 1, 8, 9, 10, 11. Количество баллов делится на 5. Эмпатийность – вопросы 3, 12, 13, 14, 15. Количество баллов делится на 5.           Уровень   проявления   толерантности   и   эмпатийности   личности определяется   на   основе   среднестатической   оценки   (при   необходимости провести  округление результатов): 1 балл – низкий уровень; 2 балла – средний уровень; 3 балла – высокий уровень. Уровень проявления конфликтности личности определяется на основе среднестатической   оценки   (при   необходимости   провести   округление результатов): 1 балл – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 3 балла – низкий уровень.       конфликтности   Для   определения   уровня   проявлений   толерантности,   эмпатии   и коллектива результатам   диагностики   по     вычисляется среднестатистическое   значение   по   формуле:   сумма   баллов, выставленных каждым участником опроса, делится на количество участников опроса (при необходимости провести  округление результатов).

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»

Практико-значимая работа по теме  «Конфликт в системе отношений «Учитель – Ученик»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2017