Практико-значимый проект Этика в профессиональной культуре педагога «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики »

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 02.07.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Введение …………………………………………………………………… 2 Зарождение и развитие педагогической этики.......................................... 4 Категории педагогической этики............................................................... 5 Нравственное самовоспитание педагога................................................... 7 Основные нормы этического кодекса педагога...................................... 8 Заключение ………………………………………………………………. 11 Список литературы………………………………………………………. 12 Цель исследования: способствовать повышению уровня морально - педагогической подготовки учителя и вооружению его знаниями, пользуясь которыми, предоставляется возможность более эффективного решения противоречий учебно-воспитательного процесса
Иконка файла материала Проект .docx
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  (повышения квалификации)  работников образования Московской области ( ГОУ Педагогическая академия) Практико­значимый   проект Этика в профессиональной культуре педагога «Образование и общество.  Актуальные проблемы психологии и педагогики » Слушатель:  Голубниченко Наталья Ивановна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия №3» Г. Юбилейный группа № 24.1                                                        2013 учебный год Содержание Введение ……………………………………………………………………   2 Зарождение и развитие педагогической этики..........................................    4 Категории педагогической этики...............................................................     5 Нравственное самовоспитание педагога...................................................     7 Основные нормы этического кодекса педагога......................................       8 Заключение ……………………………………………………………….      11     Список литературы……………………………………………………….      122 Введение Смена общественно­политического и экономического строя в России в конце прошлого века вызвала, в свою очередь, смену нравственно­ценностных ориентаций. В настоящее время самой большой ценностью, в соответствии с провозглашенными принципами демократизации и   гуманизма,   признается   свободная,   гармонично   и   всесторонне   развитая   и   образованная личность,   способная   жить   и   творчески   работать   в   современных   условиях   постоянно меняющегося мира. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит одной из основных   задач современной школы ­ "раскрытие способностей каждого ученика, воспитание   порядочного   и   патриотичного   человека,   личности,   готовой   к   жизни   в высокотехнологичном, конкурентном мире».   Невозможно развивать воспитательный потенциал школы, не принимая во внимание профессиональную позицию учителя, его взгляд на воспитание как приоритетное направление профессиональной деятельности. В условиях модернизации российской системы образования всё   более   высокие   требования   предъявляются   не   только   к   знаниям,   умениям   и   навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, психологического самочувствия.  Личность учителя, его профессиональная компетентность, духовное богатство сегодня, как и всегда в истории оказываются наиболее важными условиями эффективности процесса обучения и воспитания, какая бы система ни была положена в его основу. Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности. Очень   важно   особенно   сейчас,   когда   ощущается   дефицит   нравственности,   возложить   на педагогов функцию выработки готовности к противодействию аморальным проявлениям. Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого учителя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении   с   детьми,   оскорбляющий   их   достоинство,   не  может   пользоваться   авторитетом учащихся.   Они,   как   правило,   активно   сопротивляются   воздействию   такого   учителя   даже тогда,   когда   он   бывает   прав.   Настоящий   педагог   –   всегда   гуманист,   он   ориентирован   на отношение к другим людям "не как к средству, а только как к цели” (И. Кант) и учит этому своих   воспитанников   и   подопечных.   Поэтому   он   строг   и   демократичен   одновременно. Разумеется,  даже  самый  лучший  учитель  – живой  человек,  и  у  него могут быть  ошибки,3 промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход,   поступает   бескорыстно,   справедливо   и   благожелательно,   никогда   не   проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.  Он учит этому   по   ходу   дела,   демонстрируя   детям   образцы   того   или   иного   поведения.  Поэтому проблема этичного поведения учителя сегодня актуальна. Цель исследования:  способствовать  повышению уровня морально  ­ педагогической подготовки   учителя   и   вооружению   его   знаниями,   пользуясь   которыми,     предоставляется возможность более эффективного решения противоречий  учебно­воспитательного процесса.  Задачи  исследования: представление сущности  педагогической этики и категорий, её  составляющих; определение роли и места этики в профессиональной культуре педагога; рассмотрение  условий соблюдения этических норм в школе. Объектом исследования является профессиональная культура педагога. Предметом   исследования  является   роль   профессиональной   педагогической   этики      учителя в оптимизации учебно­воспитательного  процесса. Для   реализации   задач   и   достижения   цели   использовали  методы   научно­ педагогического исследования:    изучение и анализ литературы по соответствующему разделу; опрос мнений педагогов и обучающихся МОУ гимназии №3 г. Юбилейного; подбор и систематизация дополнительных  тематических материалов. Практическая   значимость  может   быть   обусловлена   тем,   что   работа   может   быть   широкому   кругу   педагогической   общественности    для   анализа рекомендована   педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками.4 Воспитателем и учителем надо родиться:  им руководит прирожденный такт   И. Дистервег Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности,   соединяющая   в   себе   социальные,   профессиональные   и   сугубо   личностные характеристики. Одной из её составляющих является педагогическая этика. Этика (лат. ethica – наука, искусство нравственности) ­ учение о нравственности и морали.   Этот   термин   введен   Аристотелем,   который   поместил   ее   между   учением   о   душе (психологией) и учением о государстве (политикой). Центральной частью этики он считал учение   о   добродетелях,   как   нравственных   качествах   человека.   Ее   требования   нашли отражение во многих сферах деятельности человека, в том числе и педагогической. Зарождение и развитие педагогической этики Потребность   общества   передавать   свой   опыт   и   знания   подрастающим   поколениям вызвала   к   жизни   систему   школьного   образования   и   породила   особый   вид   общественно необходимой   деятельности   ­   профессиональную   педагогическую   деятельность.   Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по   вопросам   педагогической   этики.   Например,   Демокрит   говорил   о   необходимости сообразовывать воспитание с природой ребёнка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Платон исповедовал   идею   необходимости   подчинения   детей   воле   воспитателя   и   постоянного контроля   за   ними,   высокой   оценки   послушания   и   использования   методов   наказания   при неповиновении; Аристотель считал воспитание делом государственной важности; но только Квинтилиан   впервые   поставил   вопросы   педагогики   на   профессиональном   уровне   ­   его рекомендации   представляли   собой   обобщение   педагогического   опыта,   предостерегали педагога   от   использования   принуждения,   апеллировали   к   здравому   смыслу   и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах.5 В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё   новое   развитие   ­   в   трудах   Монтеня   (обращать   внимание   на   личностные   качества наставника,   учитывать   "душевные   склонности   ребёнка",   не   требовать   беспрекословного принятия   идей   учителя   учеником),   Коменского   (акцент   на   доброжелательном   отношении педагога   к   обучаемым,   критика   формально­показного   выполнения   учительских обязанностей), Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником,   выступал   против   принуждения   и   наказаний,   считал   значимым   пример собственного поведения учителя). Представители   французского   Просвещения   трактовали   задачи   нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал   Руссо,   учитель   должен   быть   лишён   человеческих   пороков   и   в   нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Дистервег, более   глубоко   конкретизировали   требования   к   учителю   и   критиковали   изолированное   от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю (совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.) Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими   революционерами­демократами,   обогатившими   и   углубившими   этические   идеи деятелей   Просвещения.   В   частности,   большое   внимание   вопросам   педагогической   морали уделено   у   Добролюбова   ­   он   доказывает,   что   воспитание   должно   основываться   не   на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей. В   советское   время   разработкой   проблем   профессиональной   этики   занимался   В.   А. Сухомлинский. Он подчёркивал,   что   учение   –   это   прежде всего живые человеческие отношения между педагогом  и  детьми.  Значительный вклад в разработку  теоретических  и практических  вопросов  педагогической морали,  изучение  уровня  нравственного  сознания учителя,     поиск     путей совершенствования нравственных отношений   в   педагогическом коллективе     был   внесён     такими     учёными,     как     Гоноболин,       Кузьмина,       Гришин, Согомонов, Чернокозовы.  Категории педагогической этики Педагогическая   этика   рассматривает   сущность   основных   категорий   педагогической морали   и   моральных   ценностей.   Моральными   ценностями   можно   назвать   систему представлений   о   добре   и   зле,   справедливости   и   чести,   которые   выступают   своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия   отражают   такие   черты   педагогических   воззрений,   деятельности   и   отношений,6 которые   выделяют   педагогическую   этику   в   относительно   самостоятельный   раздел   этики. Среди этих категорий – педагогическая справедливость, профессиональный педагогический долг, педагогическая честь и педагогический авторитет. Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические   черты,   представляя   собой   своеобразное   мерило   объективности   учителя, уровня   его   нравственной   воспитанности   (доброты,   принципиальности,   человечности), проявляющейся   в   его   оценках   поступках   учащихся,   их   отношения   к   учёбе,   общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер   его   воздействия   на   учащихся,   соответствующая   их   реальным   заслугам   перед коллективом.  Профессиональный   педагогический   долг  –   одна   из   важнейших   категорий педагогической   этики.   В   этом   понятии   концентрируются   представления   о   совокупности требований   и   моральных   предписаний,   предъявляемых   обществом   к   личности   учителя,   к выполнению   профессиональных   обязанностей:   осуществлять   определённые   трудовые функции,   преимущественно   интеллектуальные,   правильно   строить   взаимоотношения   с учащимися,   их   родителями,   коллегами   по   работе,   глубоко   осознавать   своё   отношение   к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к   своему   труду,   особая   требовательность   к   себе,   стремление   к   пополнению профессиональных   знаний   и   повышению   педагогического   мастерства,   необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни. Профессиональная   честь   в   педагогике  –   это   понятие,   выражающее   не   только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его   моральных   заслуг   и   качеств.   Честь   учителя   –   общественная   оценка   его   реальных профессиональных   достоинств,   проявляющихся   в   процессе   выполнения   им профессионального долга. Педагогический   авторитет   учителя  –   это   его   моральный   статус   в   коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и   уважаемый   учитель   регулирует   поведение   воспитуемых,   влияет   на   их   убеждения. Педагогический   авторитет  зависит от предшествующей морально­этической и психолого­ педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.  Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога. Сущности и функции педагогической морали. Педагогическая   мораль   –   это   система   нравственных   требований,   предъявляемых   к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам   учебно­воспитательного   процесса.   Она   выступает   одним   из   регуляторов поведения   учителя   в   педагогическом   труде.   Система   требований   педагогической   морали7 является   выражением   профессионального   долга   учителя,   его   нравственных   обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием. Нравственное сознание педагога. Нравственным   сознанием   называется   осознание   норм   своего   поведения,   характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах,   представлениях,   чувствах   и   привычках.   Одним   из   элементов   нравственного сознания учителя является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется   восприятие   этих   ценностей   его   воспитанниками.   Основой   формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности. Требованиям профессиональной педагогической   этики   отвечает   убеждённость,   органически   сочетающаяся   с   подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе. Нравственные отношения педагога. В   основе   нравственных   отношений   лежат   зависимости   между   предписаниями долженствования   и   субъективным   восприятием   этих   предписания   личностью,   между личностными   и   общественными   интересами.   Нравственные   отношения   регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими общественное или групповое   признание   и   усвоенные     личностью   в   процессе   её   коллективной   деятельности. Особенность   нравственных   отношений   в   том,   что   они   имеют   ценностно­регулятивный   и непосредственно­оценочный   характер,   то   есть   в   них   всё   основано   на   моральной   оценке, выполняющей функции регулирования и контроля.   В системе нравственных отношений в педагогической   среде   очень   важную   роль   играет   взаимодействие   учителя   с   ученическим коллективом,   которые   должны   строиться   на   основе   взаимопонимания   и   взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника.  Нравственная деятельность педагога. Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность, обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами деятельности и может реализовываться в различных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание. В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их ознакомление с основными проблемами морали, критериями моральной оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за своё поведение и т.д. Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя. Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества – педагогический такт. Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого   и   менее   болезненного   пути   к   цели.   В   числе   основных   составляющих   элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность,   умение   заинтересованно   слушать   собеседника   и   сопереживать   ему,8 уравновешенность   и   самообладание,   деловой   тон   в   отношениях,   принципиальность   без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д. Нравственное самовоспитание педагога Среди   требований,   предъявляемых   к   педагогической   культуре   учителя,   есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере   педагогического   труда   свои   особенности   и   влияние   имеет   и   моральная   регуляция, неотъемлемым   элементом   которой   является   нравственное   самовоспитание.   Ведь   многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт   оценку,   сам   же   их   корректирует.   Поэтому   моральный   «барометр»   учителя   –   его педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени. Свод   правил,   выполнение   которых   позволит   воздействовать   на   людей,   не оскорбляя и не обижая их и при этом добиться желаемого результата: Правило 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника. Правило 2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно. Правило   3.   Сначала   вспомните   и   поговорите   о   собственных   ошибках,   а   затем критикуйте собеседника. Правило 4. Вместо того чтобы что­то приказывать, задавайте собеседнику вопросы. Правило 5. Предоставляйте людям возможность спасти свой престиж. Правило 6.  Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи, отмечайте каждый их успех, будьте "чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу". Правило 7.  Создавайте людям хорошую репутацию, которую они обязательно будут стараться оправдать. Правило   8.   Чаще   прибегайте   к   поощрению,   создавайте   впечатление,   что   ошибка, которую вы заметили, легко исправима. Делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным. Правило 9. Добивайтесь, чтобы люди с радостью делали то, что вы предлагаете. Основные нормы этического кодекса педагога Основные нормы этического кодекса педагога определяют совокупность нравственных требований,   вытекающих   из   принципов   и   норм  педагогической   морали,   и   регулируют   его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности.  Их основу   справедливость, составляют   следующие   основные   принципы: профессиональность,   демократичность, партнерство и солидарность. ответственность,    человечность,   терпимость,   I. Личность педагога Профессиональная   этика   педагога   требует   призвания,   преданности   своей   работе   и  чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.    Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию.   Для педагога необходимо постоянное обновление.  II. ОтветственностьПедагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической 9  работы ­ воспитания.  духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.  доверенные ресурсы. III. Авторитет, честь, репутация Педагог   несет   ответственность   за   физическую,   интеллектуальную,   эмоциональную   и Педагог   несет   ответственность   за   порученные   ему   администрацией   функции   и Своим   поведением   педагог   поддерживает   и   защищает   исторически   сложившуюся Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные  профессиональную честь педагога.  ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.   В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.  заботиться о своих воспитанниках.   Авторитет   педагога   основывается   на   компетентности,   справедливости,   такте,   умении Педагог дорожит своей репутацией. IV. Взаимоотношения с другими лицами Общение педагога с воспитанниками Требовательность   педагога   по   отношению   к   воспитаннику   позитивна   и   хорошо Педагог   выбирает   подходящий   стиль   общения   с   учениками   или   воспитанниками,  основанный на взаимном уважении.  обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.  Педагог   выбирает   такие   методы   работы,   которые   поощряют   в   его   воспитанниках развитие   положительных   черт   и   взаимоотношений:   самостоятельность,   самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.  При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их   самоуважение   и   веру   в   свои   силы,   показывать   им   возможности   совершенствования, повышать мотивацию обучения.  Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем   своим   ученикам.   Приняв   необоснованно   принижающие   воспитанника   оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.  При   оценке   достижений   учеников   в   баллах   педагог   стремится   к   объективности   и справедливости.   Недопустимо   тенденциозное  занижение   или   завышение   оценочных   баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных экзаменов и контрольных проверок.  быть ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи не должно Общение между педагогами10 Педагоги   избегают   необоснованных   конфликтов   во   взаимоотношениях.   В   случае  Взаимоотношения   между   педагогами   основываются   на   принципах   коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.  возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.  Педагоги   образовательного   учреждения   избегают   конкуренции,   мешающей   их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.  Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Критика,   в   первую   очередь,   должна   быть   внутренней,   т.   е.   она   должна   высказываться   в образовательном учреждении, а не за его пределами.   Критика,   направленная   на   работу,   решения,   взгляды   и   поступки   коллег   или администрации,   не   должна   унижать   подвергаемое   критике   лицо.   Она   должна   быть обоснованной,   конструктивной,   тактичной,   доброжелательной.   Важнейшие   проблемы   и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях. Взаимоотношения с администрацией Отношения   администрации   с   каждым   из   педагогов   основываются   на   принципе  равноправия.  Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.  беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.   принципов открытости и общего участия. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе Оценки   и   решения   директора   образовательного   учреждения   должны   быть Отношения с родителями (опекунами, попечителями) учеников Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями (опекунами,  попечителями) учеников.   детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.  влияния на оценку личности и достижений обучающихся. Педагог   консультирует  родителей  (опекунов,  попечителей)  по  проблемам   воспитания Отношения педагогов с родителями (опекунами, попечителями) не должны оказывать V. Взаимоотношения с обществом Педагог   является   не   только   учителем     и   воспитателем   детей,   но   и   общественным  просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным и образованным человеком.  Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной   жизни   педагог   избегает   конфликтов.   Он   более   других   готов   предвидеть   и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.  Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.11 Заключение Профессионально­педагогическая   этика   ­   сложная   система   моральных   связей   и отношений, нравственно­педагогических требований, принципов и норм, которые вытекают из специфики   профессиональной   деятельности   и   определяют   морально­педагогические убеждения специалиста, его взгляды, установки и чувства в области решения стоящих перед ним профессиональных задач. Все это позволяет ему регулировать свое отношение к учебно­ воспитательному труду, своей профессии, окружающим людям и самому себе. Проявляются нравственно­педагогические   требования   и   нормы   в   его   моральном   выборе,   конкретных действиях и поступках, в реальных качественных характеристиках, высокий уровень развития которых   позволяет   ему   эффективно   решать   профессиональные   задачи.   Проблема формирования   профессиональной   культуры   в   настоящее   время   очень   актуальна,   т.к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего учителя. «Школьное обучение должно быть построено   так,   чтобы   выпускники   могли   самостоятельно   ставить   и   достигать   серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).   Раскрыть   учащимся   красоту   человеческих   поступков,   научить   отличать   добро   от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания12 теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя. Педагогическая   этика   должна   обратить   особое   внимание   на   сущность   и   специфику индивидуального   нравственного   сознания   учителя.   Учитель   участвует   в   процессе воспроизводства   нравственного   сознания   личности   не   только   индивидуально,   но   и   через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. Нравственность учителя,   моральные   нормы,   которыми   он   руководствуется   в   своей   профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.   Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет   собой   всегда   главный   для   обучающихся   пример   нравственного   и   гражданского личностного   поведения”   ("Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания личности гражданина России”) Список использованной литературы 1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», сайт ­ mon.gov.ru 2. А.Я.Данилюк,   A.   М.   Кондаков,   B.   А.   Тишков.   Концепция   духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение», 2011. 3. Ю.  Азаров. Искусство воспитывать. М, 1978. 4. Я. Котигер, В. Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1984. 5. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1986.13 И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988. Существуют как общие  требования морали труда в обществе, так и требования для той или иной профессии. Эти  специфические нравственные требования, нормы связаны с пониманием профессиональной  чести, с чувством гордости за свой труд. Педагогическая этика Содержание Нормативная часть 1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики. 2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога. 3. Нравственное воспитание педагога. Творческая часть “Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся” 1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках педагогического процесса 2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся 3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов с родителями учащихся Заключение Список литературы14 Нормативная часть. Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики. Предмет и задачи педагогической этики. Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием. Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д. Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики в изучении состоянии нравственного сознания педагога. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного мнения в области педагогической этики направлены на выяснение ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. Можно назвать в числе методов исследования педагогической этики: метод «частотных словарей», метод этического практикума, контент- анализ, метод общественной аттестации и др. Среди задач курса педагогической этики поднять уровень морально-педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками. Зарождение и развитие педагогической этики. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например, Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребёнка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении; Аристотель считал воспитание делом государственной важности; но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах. В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие в трудах Монтеня (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать “душевные склонности ребёнка”, не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Коменского (акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения учительских обязанностей), Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя). Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишён15 человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю (совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.) Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей. В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим у Сухомлинского. Им неоднократно подчёркивалось, что учение это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической морали, изучение уровня нравственного сознания учителя, поиск путей совершенствования нравственных отношений в педагогическом коллективе был внесён такими учёными, как Гоноболин, Кузьмина, Гришин, Согомонов, Чернокозовы и др. Категории педагогической этики. Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет. Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками. Профессиональный педагогический долг одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни. Профессиональная честь в педагогике это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга. Наконец, педагогический авторитет учителя это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение16 воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д. Раздел 2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога. Сущности и функции педагогической морали. Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того, чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое. Педагогическая мораль это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием. Общая норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее широкое требование в отношении учителя к педагогическому труду, учащимся и их родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме. Нравственное сознание педагога. Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления; в индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует. Нравственные взгляды учителя характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним из элементов нравственного сознания учителя является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности. Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника. Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе. В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности, характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя можно условно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к свое профессии, выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии; наконец, особую группу составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического процесса. Нравственные отношения педагога. В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, между личностными и общественными интересами. Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими общественное или групповое признание и усвоенные личностью в процессе её коллективной деятельности. Особенность нравственных отношений в том, что они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля. В педагогической среде выделяются17 сферы, в которых нравственные отношения имеют определённые особенности сферу учебного труда, различного рода общественной деятельности педагогов и учащихся, сферу внешкольных контактов, общего досуга, сферу педагогических контактов учителей и др. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и т.д. Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети. Нравственная деятельность педагога. Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность, обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами деятельности и может реализовываться в различных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание. В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их ознакомление с основными проблемами морали, критериями моральной оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за своё поведение и т.д. Процесс нравственного самовоспитания представляет собой не только формирование недостающих привычек, но и ломку ранее сформированных негативных установок. Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя. Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой. Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д. Раздел 3. Нравственное воспитание педагога. Нравственное самовоспитание педагога. Кодекс профессиональной этики педагога. Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя его педагогическая совесть должен быть чувствительным в высокой степени. Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам и т.д. Творческая часть “Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся” Далее в реферате я постараюсь раскрыть требования кодекса профессиональной этики по отношению к родителям учащихся с целью установления плодотворного педагогического18 сотрудничества с ними. 1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках педагогического процесса Итак, одна из значимых профессиональных обязанностей учителя это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В систему отношений “учитель родители учащихся” учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления педагогического процесса. Эта система отношений способна функционировать и без непосредственного контакта её частников, потому что их связывает учащийся как объект взаимного влияния. Отношения “учитель родители учащихся” являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся. Осуществление ведущей роли учителя в сотрудничестве с родителями учащихся представляет значительную трудность. Морально-педагогический фактор в формировании этих отношений играет важную роль. Ещё одно важное обстоятельство, которое должно приниматься во внимание при изучении нравственных отношений школы и семьи: школа или развивает нравственные качества ребёнка, заложенные в семье, или вынуждена его перевоспитывать. В обоих случаях педагог должен знать семейную нравственную ситуацию, а родители знать нравственно-педагогические требования учителя. 2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся Между тем, далеко не всегда учителю удаётся осуществлять ведущую роль в сотрудничестве с родителями учащихся, по той причине, что учитель не располагает никакой властью помимо своего морального авторитета, а также потому, что ему приходится налаживать целесообразные контакты с любыми родителями. Среди других причин могут быть названы разобщённость между учителем и родителями учащихся или их недоброжелательные отношения. Разобщённость возникает вследствие отсутствия контактов, неопределённости представления учителя о родителях ученика и тех, в свою очередь, об учителе. Противоречия между учителем и родителями учащихся возникают по разным причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей, которые предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к ребёнку; различный уровень педагогической квалификации. Постараюсь конкретизировать эти аспекты ниже. Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются сторонами в самой общей форме без учёта возможностей и обстановки, в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует об особом статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него. Различие типов отношений к ребёнку вытекает из различия институтов школы и семьи они представляют собой разные социально-психологические группы с многообразными функциями и отношениями. Представители различных групп начинают взаимодействовать между собой, сохраняя в отношении ученика установившиеся и привычные (для своей группы) связи и стереотипы. Эти противоречия усиливаются в том случае, когда учитель формалист и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с учащимися лишь деловые отношения. Родители и близкие же проявляют человеческий подход к ребёнку, внимание и забота о нём это нравственная потребность. Родители учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю же эти претензии и переживания родителей покажутся чрезмерными. Из-за разной природы подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения родителей за судьбу своего ребёнка. Иному учителю бывает сложно встать на место родителей и осознать, что приглашение в школу может вызвать в семье целый переполох, волнение родителей и т.д. Иногда противоречия подобного рода возникают из-за различной информированности о ребёнке: родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю же более известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще. Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя также может вызывать противоречия. Разный уровень компетентности в понимании целей, задач и методов воспитания и обучения порождает расхождение во взглядах, создаёт у учителя неоправданное стремление доминировать в вопросах обучения и воспитания, неуважительно относиться к мнению другой стороны, что затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся, способные помешать установлению педагогически целесообразных контактов, содержат факторы, которые часто могут быть смягчены. 3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов с родителями учащихся Педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к личности учителя, которые являются педагогически целесообразными и необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся. Среди них выделяются: · Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания. · Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого19 сотрудничества. Уже подчёркивалось, что родители учащихся и учитель это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учёте её в работе учителя, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты учителя с родителями учащихся должны носить постоянный характер. Причины нежелания учителя устанавливать контакты с родителями учащихся могут лежать в области высокой самоуверенности в своих педагогических возможностях, равнодушии, отсутствии чувства сознания и ответственности. · Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим родителям, которые чутко реагируют на это. Учитель обязан давать ученикам только объективную характеристику. Когда классный руководитель осведомлён о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он говорит о ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников в обучении и воспитании. · Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём педагогическая целесообразность этого велика учитель приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут. Иногда учителю, правда, приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Учитель, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет. · Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает, что родители могут в чём-то ошибаться, совершать непедагогические действия, в чём-то пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям и учитель из соображений сотрудничества и создания благоприятных условий для педагогического процесса должен помочь развивать педагогическую культуру родителей, объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к их ребёнку. Однако при этом учитель не должен пытаться переложить свои обязанности на родителей, так как этим он расписывается в собственном педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ученика. · Анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к учителю. Педагогическая мораль требует от учителя доброжелательного отношения к замечаниям родителей в его адрес. Хотя психологически учителю далеко не всегда приятно бывает слышать критические замечания, так как многие их высказывающие мало осведомлены в педагогике вообще. Критика от родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер, когда учитель сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему необходимо знать их мнение о том, правильно ли его понимают ученики и родители, имеются ли промахи в организации педагогического процесса. Требовательный к себе учитель с развитой самокритикой всегда найдёт в замечаниях родителей нечто полезное. Тем более, что при отсутствии критики недовольство родителей сохраняется, приводя к взаимному непониманию и недоверию к авторитету учителя. В конечном итоге родители должны оценивать и положительные качества педагога. Заключение Выделение в системе нравственных отношений подсистему «учитель родители учащихся» исходит из того, что семья является бесспорно важнейшим источником формирования нравственных позиций ребёнка, закрепления его нравственно-психологических установок. В семье у ребёнка формируются начальные представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен знать, какие нравственные представления сформированы у ребёнка, в каких условиях происходило это формирование. Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса). Список литературы 1. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1986 2. И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988 3. В. Чернокозова, И. Чернокозов. Этика учителя. Киев, 1973 4. Ю.Азаров. Искусство воспитывать. М, 1978 5. Э. Гришин. Книга для учителя. Владимир, 1976 6. Я.Котигер, В.Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.20 Познавательная функция не просто дает знания, но еще и ориентирует в мире ценностей. Она же содержит и прогностический момент, то есть позволяет моделирование нравственных идеалов. Чистота, возвышенность мотивов – непременное условие и элемент нравственного поведения личности. Мораль несет в себе функции нормативного целеполагания в повседневной поведенческой практике. И конечно же, мораль выступает особой формой общения людей, которое несет в себе ценностное отношение к социуму, к себе, к другой личности. В общении, разумеется, присутствует переживание, сопереживание, взаимопонимание, интуиция, оценки, воображение и др., т. е. пласт духовного мира человека. Таким образом, мораль обеспечивает регуляцию поведения, моральное долженствование, оценку, ценностную ориентацию, мотивацию, гуманность в общении. Будучи одной из форм общественного сознания, нравственность выступает и как аспект деятельности человека, в которой объективируются моральные цели, ориентации, нормы, поступки, действия.21 В этической литературе в нравственности различают: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание. Нравственная деятельность и нравственные отношения составляют объективированную сторону морали о поведении людей. Субъективную же сторону представляет моральное сознание. В нравственной деятельности проявляется диалектическое единство объективного и субъективного, т. е. происходит реализация субъектно-объектных отношений. Нравственные отношения – это особые, объективные и субъективные отношения, потому что отражают интересы, побуждения, представления как самой личности, так и окружающих ее людей. Нравственные отношения характеризуются системой моральных ценностей. Другой характерной особенностью их выступает нравственная позиция личности или социальной группы в моральном выборе. Нравственная позиция личности, с одной стороны, есть объективный фактор, в котором сочетаются интересы общественные и индивидуальные, с другой – субъективный фактор моральной регуляции, выражающий моральную ориентацию, нравственную активность и ответственность за выбор моральной позиции. Система же нравственных отношений, существующая в обществе, обусловливает характер нравственного сознания. Обратимся к своеобразию функционирования нравственного сознания. Нравственное сознание – это осознание личностью норм нравственности, взаимоотношений в обществе, идей, представлений, идеалов, функционирующих в обществе. Это совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств, потребностей. Целостность нравственного сознания обеспечивается нравственными принципами и нормами, а также за счет функциональных механизмов, важнейшим из которых является ценностная ориентация. Под ценностной ориентацией подразумевают способность нравственного сознания в самых различных жизненных ситуациях направлять действия личности. Ценностная ориентация обеспечивает единство сознания и поведения, целенаправленность в моральном выборе, регулирует действия личности. Она проявляется как в отдельных поступках, мотивах личности, так и во всей линии поведения. Ценностные ориентации личности обеспечивают моральную надежность, которая, в свою очередь, зависит от моральной мотивации, оценки и самооценки. Моральная мотивация – это система взаимосвязанных мировоззренческих мотивов, означающих предпочтение или выбор тех или иных ценностей, целей в моральном выборе, определенной линии поведения. Моральная оценка определяет ценностное значение действия, поступка, поведения личности, их соответствия общественным нормам морали. Самооценка – это определение личностью ценности своего поведения, поступков, мотивов. Таким образом, резюмируя вышеизложенное, очевидным является следующий факт. Мораль выступает как сложное общественное явление, являясь одновременно формой общественного сознания и видом социальных отношений, выполняет основную функцию регулирования поведения людей и отношений между социальными группами посредством норм, принципов, которые поддерживаются воспитанием, общественным мнением. Итак, мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни. Обратимся к регулятивной функции морали в нравственных отношениях в труде. В трудовой сфере нравственные отношения определяют содержание морали труда.22 Имеются профессии, предметом труда которых является личность. Это медицинская,  педагогическая, культурно­просветительная деятельность и др. Наличие качественно  специфических нравственных характеристик для таких профессий, как врач, учитель,  журналист и других, рассматривается как важный аспект профессиональной пригодности.  Такие особенности трудовой морали связаны с профессиональной этикой. Профессиональная этика – это вид трудовой морали, выступающий в виде норм, правил  поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, объектом труда  которых является личность или социальные группы. Термин «этика» (древнегреч. «ethos» – «нрав», «обычай») был введен еще Аристотелем в IV в. до н. э. как учение о нравственности, морали. Первые нормативы профессиональной этики  можно отнести к Гиппократу, сформулировавшему нормативы медицинской этики. Исторически понятия «этика» и «профессиональная этика» сложились давно, поэтому термин «профессиональная этика» употребляется как медицинская, судебная, научная, театральная и др. Разумеется, возникновение профессиональной этики было обусловлено общественным  разделением труда, возникновением различных видов деятельности, профессий. Конкретные  профессии основаны на конкретных моральных принципах, или профессиональных  нравственных нормативах. К примеру, врач – на гуманном, чутком отношении к больному, педагог – на любви к ребенку  и осознании ответственности за воспитание, юрист – на справедливости и честности  осуществления правосудия и т. д. Каждый вид профессиональной этики имеет свои  специфические черты и особенности, обусловленные профессиональной деятельностью,  историческими традициями. Специфика профессиональной этики педагога заключается в следующем: 1) объект труда – человек; 2) педагог всегда несет моральную ответственность за будущее человека; 3) труд педагога психологически и организационно сложен; 4) педагог – пример в нравственном воспитании личности, человек высоких моральных  идеалов. Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий профессионализм и научно­ педагогическая подготовленность, умение найти эффективные воспитательные воздействия  на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и  внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной этики педагога. Каковы же социальные функции профессиональной этики? Прежде всего одной из основных  выступает регулятивная функция. Не менее важной является и такая социальная функция,  как содействие успешному решению задач профессии.23 Поскольку интересы общества выступают в профессиональной этике в форме  долженствования, профессиональная этика выполняет функцию посредника в интересах  общества и личности, т. е. служит связующим звеном в профессиональных моральных  ценностях прошлого, настоящего и будущего общества. Профессиональная этика как совокупность социально обусловленных моральных норм  поведения влияет на мотивы поведения человека, побуждает действовать определенным  образом. При этом она выполняет еще и ценностно­ориентирующую функцию. Итак, основное назначение и сущность профессиональной этики – содействие успешному  исполнению профессиональных обязанностей, активизация способности личности к  самостоятельной ориентации в поведении, выборе средств и методов достижения  профессиональных целей. Слагаемыми компонентами профессиональной этики выступают  профессиональный такт как своеобразный психологический аспект поведения личности и  этикет. Понимание такта и этикета связано с характеристикой правильности выбора тех или иных  форм культурного поведения. Профессиональный такт связан с умением осуществления в  конкретных условиях профессиональной деятельности, сообразуясь с индивидуальными  качествами объекта труда и выбором наиболее целесообразных приемов и средств  воздействия на личность. Такт и профессиональный этикет являются слагаемыми  компонентами профессионального мастерства. Общечеловеческая ценность профессиональных нравственных норм, или профессиональной этики, состоит в том, что она создает моральный микроклимат в коллективе, обеспечивает нравственное здоровье личности, благоприятствует моральной атмосфере в обществе. Моральный микроклимат в трудовом коллективе обеспечивается за счет моральных норм, всегда несущих оценочную нагрузку в определенном ракурсе – в категориях добра и зла. Норма – это и образец, и одновременно побудитель как к самоограничению, так и к активному действию. Соблюдение норм нравственности обязательно для каждого индивида в любом трудовом коллективе, что свидетельствует о культуре не только отдельных личностей, но и о культурном уровне всего коллектива, а также о степени и многообразии моральной жизни общества. Кроме общих, уже названных, функций педагогическая мораль имеет свои специфические функции. Это функция педагогического корректирования; диагностическая и прогнозирующая функции; функция воспроизводства моральных знаний; функция выработки готовности к противодействию аморальным проявлениям; функция моральной самозащиты. Так, педагогическое корректирование нравственных отношений может осуществляться с помощью таких методов, как словесное внушение, коллективный анализ последствий, моральная оценка и побуждение к самооценке. Педагогическая мораль требует от учителя в корректировании собственного поведения обращения к методам самовнушения, самоубеждения, самоустановки, самоконтроля и другим средствам и приемам самовоспитания. Очень важно особенно сегодня, когда ощущается дефицит нравственности, возложить на педагогическую мораль функцию выработки готовности к противодействию аморальным проявлениям.24 Педагогическая мораль оказывает формирующее и воспитательное воздействие в обществе, ибо каждый человек испытывает в своей жизни влияние педагогической среды и педагогической деятельности. Эта среда воздействует на формирование мировоззрения человека, его нравственного сознания, жизненных позиций. Воспитательная, формирующая и дидактическая функции педагогического труда – основа общественного разделения труда. Следовательно, педагогическая мораль требует от учителя высокого нравственного уровня воспитанности. Поведение, деятельность педагога должны оказывать благотворное воздействие на поведение и деятельность воспитуемых. Поэтому манеры поведения, привычки, принципы деятельности, которые аккумулируются в педагогической среде, должны оказывать воспитывающее воздействие на самого учителя. Педагогическая мораль предъявляет основные требования учителю, которые неоднократно выдвигали классики педагогической мысли: воспитатель должен быть прежде всего воспитан сам. Это, пожалуй, есть кредо всей педагогической морали. Педагогическая мораль, выполняя регулятивную, ценностно-ориентирующую, воспитательную функции, требует от учителя постоянного самоусовершенствования, без которого невозможно управлять процессом нравственного воспитания личности, целенаправленности, великодушия, гуманности, добросовестности и других морально-волевых качеств, на которые педагог обязан ориентировать себя, коллег, учащихся, их родителей и других участников педагогического процесса. Профессиональная педагогическая мораль обязывает учителя создавать такую систему взаимоотношений, в которой действуют законы и принципы оптимального сочетания требовательности и уважения, взыскательности и доброты, принципиальности и доверия, контроля и взаимопомощи, гуманизма и коллективизма, ответственности и чуткости. В сфере педагогического труда моральная регуляция и саморегуляция имеют свои особенности. Их контролер – совесть учителя, ибо свои действия, поступки педагог оценивает сам, сам же их корректирует. Он передает свой нравственный опыт и опыт, накопленный человечеством, подрастающим поколениям, те, в свою очередь, передают его в наследие другим. В этом специфическая особенность педагогической морали, в которой заключено действие законов диалектики о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Закономерным является следующий факт. В процессе педагогической деятельности воспитанники являются не только объектами, но и субъектами, соучастниками творческой деятельности учителя, поэтому чем активнее роль учащихся в процессе постижения духовного наследия общества, тем плодотворнее осуществляется воспитательный процесс становления личности. Оригинальность и неповторимость педагогического труда и педагогической морали, регулирующей труд, – в создании основы для духовного производства в обществе, в подготовке высоконравственных, духовно богатых людей для различных сфер социальной деятельности, в обеспечении воспроизводства интеллектуального потенциала общества. Итак, педагогическая мораль как совокупность нравственных норм и предписаний, регулирующих моральную деятельность и нравственные отношения в педагогической среде, обусловлена общественной потребностью передачи от поколения к поколению нравственного опыта и является сегодня25 объективной необходимостью. Велика ее роль в решении социальных задач. Чтобы овладеть педагогическим мастерством, учителю необходимо не только хорошо знать свой предмет, но и владеть этикой межличностного общения, культурой педагогического труда. Культура (лат. «cultura» – «возделывание», «воспитание») – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обстоятельств, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни; в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (результаты познания), а также человеческие силы и способности, реализуется в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Профессия преподавателя – это профессия, включающая в себя элементы профессии врача, психотерапевта, психолога, актера, инженера, скульптора, художника, артиста. В культуре педагогического труда выделяют следующие его компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический. Их содержательное наполнение трактуется следующим образом. Конструктивный 1. Проектирование содержания будущей деятельности. 2. Отбор и проектирование системы и последовательности предстоящих действий преподавателя. 3. Проектирование системы и последовательности действий обучаемых. 4. Отбор и композиция учебно-воспитательного материала. Организаторский 1. Организация изложения материала. 2. Организация поведения преподавателя. 3. Организация деятельности обучаемых и педагогического сотрудничества преподавателя с ними. Коммуникативный 1. Установление педагогически целесообразных взаимоотношений с обучаемыми. 2. Создание благоприятного микроклимата в отношениях с преподавателями.26 3. Проявление способности и склонности к нравственному воздействию на обучаемых. Гностический 1. Систематическое изучение литературы. 2. Использование и апробирование в своей работе новейших достижений науки и передового педагогического опыта. 3. Постоянное совершенствование своего педагогического мастерства. 4. Поиск и творческое использование новых методов и приемов работы. Если проанализировать содержание компонентов педагогического труда, то можно сделать вывод о том, что культура педагогического труда связана как с психологическими аспектами занятия, так и с его дидактикой и воспитательной стороной, а также со способностями и личностными качествами преподавателя. Культура педагогического труда включает не только непосредственно те элементы, которые обнаруживаются в педагогическом труде, но и элементы общечеловеческой культуры. В научной литературе понятие «культура педагогического труда» еще не приобрело статуса научного термина. К наиболее существенным признакам профессионально-педагогической культуры как сложного качества личности преподавателя относятся следующие: – ясно выраженная, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей; – гармоническое умственное, нравственное и эстетическое развитие;

Посмотрите также