Практикум по проведению фонетических зарядок в начальных классах
Оценка 5

Практикум по проведению фонетических зарядок в начальных классах

Оценка 5
docx
27.12.2022
Практикум по проведению фонетических зарядок в начальных классах
рекомендации для фонетич. зарядки.docx

Практикум по проведению фонетических зарядок в начальных классах

 

В свете реформ современного языкового образования одним из приоритетных направлений считается обучение произношению. Обучение произношению имеет большое значение, так как его эффективностью в значительной мере определяется успех в овладении устной речью. Известно, что большие отклонения от норм произношения ведут к непониманию речи собеседника, вызывают нарушения процесса устного обмена мыслями. Одним из важнейших условий общения является развитие слухо-произносительных навыков, то есть способность правильно ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значением и продуцировать звуки, соответствующие определенным значениям.

Не возникает вопросов в том, что обучение произношению в целом подчинено развитию речевой деятельности. Но методистам не всегда было понятно, стоит ли сконцентрировать работу над произношением на начальном этапе или постепенно совершенствовать навыки в течение всего периода обучения.

В настоящее время методисты считают, что работа над совершенствованием произношения должна проводиться в течение всего срока обучения, хотя роль этой работы и ее характер меняются на различных этапах.

Начальный этап. На начальном этапе происходит становление слухо-произносительных навыков, которое включает в себя: ознакомление со звуками, тренировку учащихся в их произношении для формирования навыков, применение приобретенных навыков в устной речи и при громком чтении.

Громкое чтение - типичное для этого этапа - создает дополнительные возможности для развития слухо-произносительных навыков. Письмо также часто сопровождается проговариванием вслух, в процессе чего слухо-произносительным навыкам уделяется необходимое внимание.

В настоящее время вся работа над произношением подчинена развитию речевой деятельности и проводится в связи с речевыми образцами. Такой подход к обучению и произношению свойственен целому ряду учебников и пособий, изданных в последнее время. При работе над произношением в рамках речевых образцов, возможно два пути:

Если в образце содержится трудный звук, он выделяется из образца после того, как образец произнесен учителем и осмыслен учащимися. Выделенный трудный звук интенсивно отрабатывается на основе анализа, правил артикуляции и имитации, сочетается с другими звуками. Затем он включается снова в образец, и дальнейшая его обработка происходит в образце. При этом центр тяжести переносится на интонацию, в частности на отработку фразового ударения, пауз, мелодии.

Подход к овладению произношением в рамках речевого образца является наиболее эффективным, поскольку он вполне соответствует той роли, какую играет произношение в речевой деятельности. Учащиеся понимают, что нужно уметь произносить звуки для того, чтобы правильно говорить и понимать речь других людей.

Овладение слухо-произносительными навыками является важным условием и при обучении чтению. К громкому чтению (учебный вид чтения) предъявляются те же требования, что и к говорению. Нарушение фонематической правильности в процессе чтения ведет к тем же последствиям, что и в процессе говорения: слушающий перестает понимать читающего. Если при громком чтении связь между уровнем развития слухо-произносительных навыков очевидна, то при тихом чтении, которое является целью обучения, эта связь более сложная. Из психологии известно, что процесс чтения про себя связан с внутренней речью, основу которой составляет устная речь.

Для того чтобы речь была ясной, разборчивой и понятной, неоценимую помощь оказывает работа со скороговорками. Они являются лучшим средством достижения чёткости речи при любом темпе, так как не может быть темпа более быстрого, чем скороговорка.

Использование скороговорок на уроке помогает в непринуждённой игровой форме отработать произношение отдельных звуков. Для совершенствования или коррекции произношения мы предлагаем следующие этапы работы со скороговорками, которые проводились почти на каждом занятии.

Первый этап – демонстрация или презентация скороговорки.

Вначале скороговорка должна звучать в быстром темпе, т.е. так, как её следует произносить. И лишь только затем медленно, по слогам.

Второй этап – работа над содержанием скороговорки.

Очень важно не механически проговаривать скороговорку, а произносить осмысленно. Учащимся необходимо знать то, что они произносят.

Третий этап – работа над произношением.

Необходимо отработать изолированно каждый звук, затем слово, содержащее этот звук, словосочетания и, наконец, всю скороговорку. Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится несколько раз беззвучно с подчёркнуто чёткой артикуляцией, потом медленно шёпотом, тихо, громче. Затем скороговорка произносится вслух, слитно, но ещё достаточно медленно и, наконец, громко и быстро.

Учитывая возрастные особенности, чтобы ученики не забыли выученные скороговорки, можно использовать различные задания. Например, учащиеся отгадывают скороговорку по одному названному слову. Можно показать рисунки, иллюстрирующие скороговорки. Дети, увидев рисунок, произносят ту скороговорку, иллюстрацией которой он является. Можно раздать рисунки детям (которые они рисовали на прежних уроках при работе над каждой скороговоркой) и называть скороговорка, а дети показывают подходящий рисунок. Ученикам можно предложить из данных слогов или слов составить знакомую скороговорку и так далее.

Скороговорки можно использовать как в начале урока, так и в середине и конце урока. Заучивание скороговорок не только развивает память учащихся, но и позволяет научиться адекватно отбирать лексические единицы и развивает эмоциональную выразительность речи.

При проведении фонетической зарядки применяются различные виды работ. Как правило, это подражание на основе слухового или слухо-зрительного восприятия, чтение слогов, слов (целиком и по частям), словосочетаний, фраз, называние картинок, ответы на вопросы, решение примеров.

На одной фонетической зарядке необходима смена не менее двух видов речевой деятельности: от менее самостоятельных к более самостоятельными (подражание при сопряженном с педагогом воспроизведении речевого материала и при отраженном его повторении – чтении – рядовая речь (числительные, дни недели, падежи и т. д.) самостоятельное называние – ответы на вопросы и выполнение заданий).

Смена видов речевой деятельности:

·        воспроизведение речевого материала по подражанию и чтение;

·        воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение и рядовая речь;

·        воспроизведение речевого материала по подражанию и самостоятельное называние;

·        рядовая речь и ответы на вопросы, выполнение заданий;

·        воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий.

Виды работ

·        Восприятие на слух слогов, слов, написанных на доске и их воспроизведение

·        Восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки и их воспроизведение (урожай, богатый урожай)

·        Чтение слов, словосочетаний с последующим восприятием на слух

·        Чтение предложений с наращиванием (Будем писать. Будем писать рассказ. Будем писать большой рассказ.)

·        Чтение словосочетаний с последующим составлением предложения (в садах, в лесах – поспели ягоды, поют птицы)

·        Чтение слов, словосочетаний, предложений с пропущенными звуками.

·        Подбор слов и словосочетаний по образцу. (одна тетрадь, две тетради, волк-волчонок, лиса - лисенок)

·        Составление по образцу и их чтение (У волка – логово. У лисы - )

·        Подбор слов, противоположных по значению.

·        Составление предложения по опорным словам

·        Составление словосочетаний (ягоды …, цветы …)

·        Ответы на вопросы

·        Выполнение поручений (Решите пример. Назовите осенние месяцы)

При работе над слухо-произносительными навыками нужно своевременно проводить коррекцию деятельности учащихся. Это можно делать следующим образом:

·        замечания общего характера типа: «Ты сказал неправильно, повтори хорошо»;

·        замечания, подкрепленные образцом правильного произношения: «Ты сказал неправильно, послушай, как надо сказать, повтори правильно»;

·        с показом правильной артикуляции: «Ты сказал неправильно, убери кончик языка вниз, повтори правильно»;

·        с использованием слухового восприятия и тактильно-вибрационного контроля;

·        использование элементов фонетической ритмики и т.д.

Итак, достаточный уровень развития слухо-произносительных навыков у учащихся является непременным условием успешного формирования разных видов речевой деятельности: устной речи (говорение и понимание на слух), чтения (вслух и про себя).

Произношение усваивается младшими школьниками в основном в ходе имитации произношения учителя. Основным материалом для этого служат считалки, рифмовки, в которых вычленяются отдельные звуки, звукосочетания, целые предложения и отрабатываются путем многократных повторений. В отдельных случаях учителем даются пояснения касающиеся артикуляции некоторых звуков, а также ударений и мелодий

 

 


Практикум по проведению фонетических зарядок в начальных классах

Практикум по проведению фонетических зарядок в начальных классах

Использование скороговорок на уроке помогает в непринуждённой игровой форме отработать произношение отдельных звуков

Использование скороговорок на уроке помогает в непринуждённой игровой форме отработать произношение отдельных звуков

Чтение слов, словосочетаний с последующим восприятием на слух ·

Чтение слов, словосочетаний с последующим восприятием на слух ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2022