Практикум
«Проектирование культурных практик дошкольников
в образовательном процессе детского сада»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в проектировании культурных практик в образовательном процессе в рамках реализации ГОС ДО.
Задачи:
1. Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации культурных практик;
2. Способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах проектирования культурных практик в образовательном процессе;
3. Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через организацию культурных практик
4. Развивать профессиональные навыки и умения воспитателей в проектировании культурных практик в образовательной среде.
Безусловно, особого внимания заслуживают культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада.
Давайте уточним понятие «практика».
-Что же такое практика?
2. Упражнение «Асоциации» (упражнение проводится с мячом)
- усилия, прилагаемые человеком к разрешению выдвигаемых жизнью задач;
- источник опытности, умения;
- …в основе практики лежат знания и способности человека;
- деятельность человека, способ создания материальной и духовной
культуры;
-… в чем особенности практики дошкольника?
3. Практическое задание - работа с таблицей
(таблица на слайде)
Что же такое практика?
|
В чем особенности практики дошкольника? |
усилия, прилагаемые человеком к разрешению выдвигаемых жизнью задач |
Ребенок решает задачи (проблемы), связанные с содержанием образовательной деятельности |
источник опытности, умения |
Ребенок осваивает новый социокультурный опыт |
в основе практики лежат знания и способности человека |
Решение задач основано на имеющемся опыте, склонностях ребенка |
деятельность человека, способ создания материальной и духовной культуры |
Практика включает в себя творчество |
Что делает практику культурной?
В Примерной основной образовательной программе дошкольного образования дано определение процесса овладения культурных практик.
4. Работа с определением - заполнение пробелов
Предлагаю заполнить недостающие пробелы в определении и выделить ключевые понятия, которые помогут вам в проектировании нового содержания образования.
Процесс …приобретения культурных …(умений) при взаимодействии со взрослыми и в …(самостоятельной) деятельности в …(предметной) среде.
Итак, первое ключевое понятие, выделенное в определении – культурные умения, это значит, что новое содержание образования ориентировано на развитие универсальных культурных умений.
По определению, культурное умение – умение, соответствующее культурным образцам человеческой деятельности; готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
В чем заключаются культурные умения?
5. «Блиц – опрос» (варианты ответов на экране)
• содержание, качество и направленность его действий и поступков;
• индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
• умение выполнять инструкции взрослого;
• проявление интереса;
• принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
• принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.
Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они свидетельствуют о готовности и способности ребенка действовать в обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
Универсальные культурные умения формируются на основе разнообразных культурных практик, специфичных для детей разного возраста.
Где на ваш взгляд формируются культурные умения?
Внимание на экран. Вашему вниманию представлены варианты ответов. Выберите правильные.
6. «Выбери правильный ответ»
варианты ответов:
ü собственные пробы,
ü поиск,
ü выбор действий и поступков,
ü конструирование,
ü беседа,
ü наблюдение,
ü продуктивная деятельность,
ü творчество,
ü исследование.
Таким образом, культурные умения, проявляются в тех сферах активности, в ходе которых можно совершать самостоятельные действия.
Зачем дошкольнику нужна культурная практика?
По определению Крыловой, культурная практика необходима ребенку для:
- Самоопределения – (которое выражается) в потребности делать что-то важное, осуществление разнообразных выборов…
- Самореализации ребенка – (которое выражается) в приобретении опыта успешной творческой деятельности, переживание удовольствия…
- Саморазвития – (которое выражается) в способности к самостоятельному решению задач…
7. Объясните смысл заложенной цитаты
«Ребенок должен попасть в культуру, творить и развиваться в ней!»
(теория Л.С. Выготского)
8. Мини - лекция:
-При каких условиях возможно приобретение культурных практик?
«Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка».
(Примерная основная образовательная программа дошкольного образования)
-Почему ГОС ДО ориентирует на проектирование культурных практик?
-Потому, что культурные практики наполняют деятельность определенным смыслом, в процессе которых дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок.
Исключительная особенность культурных практик - создание образовательной среды происходит на основе системы принципов деятельностного обучения:
— психологической комфортности,
— деятельности,
— минимакса,
— целостности,
— вариативности,
— творчества,
— непрерывности.
Каждый из этих принципов уникален, но все они действуют как целостная система, позволяющая создать единое развивающее образовательное пространство.
Принцип психологической комфортности является основополагающим, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Данный принцип предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса. Общение строится на основе доброжелательности, уважения человеческого достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности. Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача – развивать и поддерживать в детях любознательность, живой интерес, инициативу, самостоятельность, ощущение значимости каждого в больших и малых делах группы. Ошибки и неудачи не должны вызывать у детей чувство страха, ограничивать их активность и инициативу. Воспитатель внимательно выслушивает все ответы, идеи и предложения детей. В ситуациях, когда предложенный ребенком ответ, идея или решение проблемы «не подходят», старается подвести его к тому, чтобы он сам в этом убедился. Принципиально важно при организации образовательного процесса опираться на личностные мотивы (стремление к общению, к самореализации и самоутверждению, получению удовлетворения от процесса и результата деятельности), эмоциональную сферу и познавательный интерес детей. Никакая деятельность не должна навязываться детям, они должны видеть (понимать и принимать) свою («детскую») цель в любой деятельности.
По, мнению Н.А. Коротковой без смысловых контекстов, наполняющих
деятельность ребенка смыслом и содержанием, она становится чередой скучных упражнений.
Кроме того, культурная практика отвечает на вопрос:
• зачем ребенку осваивать ту, или иную тему, знания и умения?
Поэтому, ребенку рекомендуется включаться в деятельность, обладающей в жизни человека различными смыслами их выполнения: изготавливать сувениры, использовать продукты деятельности как подарки, создавать коллекции, галереи, готовить макеты, проводить экскурсии и т.д.
Каковы же признаки культурных практик?
1. В культурной практике тема образовательной деятельности раскладывается на задачи для решения (проблемы). (Для чего необходимо беречь воду? Как можно беречь воду? Что мы для этого будем делать? Как можно пополнить запасы пресной воды?)
2. Практика мотивирована для детей (культурно-смысловые контексты) (Если люди перестанут беречь воду, количество пресной воды приведет к исчезновению многих растений, животных и т.д., пострадают люди, как этого избежать?).
3. Задачи для решения связаны с текущими (в зоне актуального развития- дети знакомы со свойствами воды, умеют устанавливать зависимости) или перспективными (в зоне ближайшего развития: как человек связан с природой (с водой, какие экологические проблемы могут возникнуть…- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды)) интересами детей.
4. Решение проблем опирается на опыт, который уже есть у детей.
5. Решение проблем приводит к появлению нового опыта и его фиксации.
6. Культурная практика реализуется посредством разных видов деятельности и взаимодействия детей и взрослых.
7. В культурной практике реализуется творческий потенциал участников.
Откуда берутся проблемы для решения в культурных практиках?
9.Диалог с аудиторией
• Вопросы детей
• Детские догадки
• Детские разговоры
• Обсуждения во время сбора группы в круг
• Случайные замечания, происшествия
Неслучайно в ГОС говорится «…сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»
• Вопросы и проблемы, которые ставятся взрослыми:
- как нарисовать…, сделать…, узнать…, что на что влияет?
- что, во что превращается? что, чем может быть?...
Таким образом, культурные практики ребенка охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада.
По мнению Н.Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально - ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним.
В связи с этим, различаю несколько видов культурных практик по направленности:
-Познавательно – исследовательские,
-продуктивные,
-игровые,
-социально – ориентированные.
Как вы думаете, в чем они похожи между собой? (во всех происходит коммуникация)
Где в образовательном пространстве можно использовать культурные практики?
-совместная игра воспитателя и детей;
-ситуация общения и накопления социально положительного опыта;
-творческая мастерская;
-музыкальная и литературная гостиная (детская студия);
-сенсорный и интеллектуальный тренинг;
-коллективная и индивидуальная трудовая деятельность;
-все режимные моменты.
ü В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, предполагающая совместную игру педагога с детьми, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. Совместная игра
воспитателя с детьми предполагает такие формы как,
-Сюжетно-ролевую игру,
- Режиссерскую игру,
-Игры-инсценировки;
-Игры – драматизации;
- Игры-экспериментирование;
-Театрализованные игры;
-Строительно- конструктивные игры.
ü Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений.
Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.
ü Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)
Это форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
ü Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
ü Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Формы проведения: 1. Хозяйственно-бытовой труд 2. Труд в природе
ü Организация проектной деятельности
Это особый вид познавательной, творческой деятельности организуемой взрослыми.
ü Восприятие художественной литературы и фольклора;
ü Сенсорные и интеллектуальные тренинги. Это система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания, восприятия. Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности .
Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям.
Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.
В планах воспитательно – образовательной работы выделена графа «создание условий для самостоятельной детской деятельности» как одна из основных моделей организации образовательного процесса. Эта модель предполагает создание разнообразной игровой среды (речь идёт о предметно-развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер.
Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др.
На самостоятельную деятельность детей в режиме дня отводится три-четыре часа в день (в зависимости от возраста детей).
10. Практическое задание (в помощь предлагается таблица с описанием культурных практик)
Перечислите виды самостоятельной детской деятельности с учетом темы недели:
1-я подгр.- неделя музыки, младший возраст;
2-я подгр.- неделя, посвященная правам детей, старший возраст.
Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов.
11. Практическое задание
Перечислите виды культурных практик, инициируемые и организуемые взрослым с учетом темы недели:
1-я подгр.- неделя музыки, младший возраст;
2-я подгр.- неделя, посвященная правам детей, старший возраст
Примерные виды и формы культурных практик
Приложение №1
Возраст детей |
Культурная практика |
Виды и формы работы |
Младший дошкольный возраст |
Совместная игра воспитателя с детьми |
— Сюжетно-ролевая игра — Режиссерская игра — Игра-инсценировка; игра – драматизация; — Игра-экспериментирование |
Старший дошкольный возраст |
Совместная игра воспитателя с детьми |
В старшем дошкольном возрасте добавляются: Игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно- ролевую игру. Театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.) |
Младший дошкольный возраст |
Творческая мастерская |
проектная деятельность — мини-коллекционирование — образовательные ситуации с единым названием «Веселая ярмарка» |
Старший дошкольный возраст |
В старшем дошкольном возрасте добавляются: — студийная, кружковая работа — творческие проекты — коллекционирование -образовательные ситуации с единым название «Город мастеров» (проведение ежемесячных проектов «От ложки до матрешки», «Игрушечных дел мастера» и т.д. В подготовительных группах образовательная ситуация «Школа дизайна» серия дизайн проектов в форме арт-салонов «Друг детства» (дизайн игрушек), «Золотой ключик» (театральный дизайн), «Золушка» (дизайн одежды) и т.д.Все |
|
Все группы |
Досуги |
«Песенные посиделки» — пение в кругу знакомых песен; театрализованное обыгрывание песен. «Сам себе костюмер» (ряженье) — примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги. «Мы играем и поем» – игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!). Аттракционы; «Танцевальное «ассорти» свободное движение детей под музыку, образно- танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры; «Кукольный театр» – всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам; «Кинофестиваль» – просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам и т.д. |
Старший дошкольный возраст |
Чтение художественной литературы |
— группировка произведений по темам — длительное чтение — циклы рассказов — чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами) |
Как показывают наблюдения, педагоги часто путают практики с непосредственно образовательной деятельностью. Не видят разницы между НОД и практикой. Давайте с эти разберемся. В чём отличие?
12. Работа с таблицей
НОД |
Культурная практика |
Инвариантное содержание образовательных областей – «минимум» |
Содержание, которое определяется на основе интересов и выбора детей |
Базовые знания и умения, интерес |
Развитие самостоятельности, интересов, творчества, инициативы |
Как происходит включение культурных практик в образовательный процесс?
По мнению Н.А.Коротковой необходимо сократить количество занятий, заменив их на культурные практики. Комплексно – тематический принцип планирования, обеспечивающий социально – личностную ориентированность и мотивацию всех видов деятельности в ходе подготовки к праздникам и событиям помогает наполнить культурно – смысловыми контекстами организации деятельности дошкольников. Без смысловых контекстов деятельность становится чередой скучных упражнений.
Для продуктивной практической деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный дизайн, архитектура и др.) Н.А. Короткова предлагает использовать такие смысловые контексты, как изготовление различных предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности; создание произведений для собственной художественной выставки или галереи; создание коллекций; создание макетов; изготовление украшений сувениров, которые могут в дальнейшем служить подарками; создание книги; изготовление предметов (кукол, костюмов и т.д.) для собственного театра и др.
Иными словами ребенку рекомендуется не просто выполнять работы как задания или упражнения, предложенные воспитателям: лепить, рисовать, делать модели, сажать растения, -а включаться в деятельность как в культурные практики, обладающие в жизни человека различными смыслами их выполнения: изготавливать сувениры, использовать продукты деятельности как подарки, создавать коллекции, галереи, готовить макеты, проводить экскурсиии т.д.
Для познавательно - исследовательской, как особой деятельности предлагаются смысловые контексты из числа доступных для дошкольников методов проведения исследований: это экспериментирование, постановка опытов, проведение и фиксирование результатов наблюдений, коллекционирование (как упорядочение и систематизация)и др.).Благодаря этим смысловым контекстам ребенок будет вводиться в мир человеческой культуры, осваивать содержание, формы и методы, присущие различным культурным практикам.
Данный подход позволяет также отойти от планирования формальных мероприятий (праздников, бесед, прогулок, экскурсий) и перейти к планированию образовательный деятельности развивающего характера.
Это и есть инновационный способ проектирования содержания образовательной деятельности!
«То, что дети выучивают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной деятельности как следствие их активности и ресурсов взрослых»
Л. Малагуцци, итальянский педагог
Предлагаю составить алгоритм проектирования культурной практики, помня о том, что в её основе положена познавательно – исследовательская технология.
11. Рассматривание алгоритма культурной практики
Для того, чтобы деятельность наполнить культурно – смысловым контекстом, необходимо правильно обозначить проблему, сформулированную как вопрос, который побуждает не к прямому ответу, а к поиску деятельности.
Прежде чем составить алгоритм организации культурной практики, предлагаю рассмотреть схему, которая поможет понять, как происходит выбор деятельности на основе выявления проблемы.
|
|
|
|
Давайте придумаем вопросы по теме «Зима»
Практика показывает, что педагоги испытываю затруднения в проектировании культурно – смысловых контекстов деятельности и типы работ выполняемых детьми.
На примере темы «Осень» предлагаю продолжить составление алгоритма проектирования культурных практик.
Тема образовательной деятельности |
|
Реальный и возможный круг детских интересов по теме - проблемы |
Пример: «Осень» |
|
Текущие интересы детей: Почему осенние листики не тонут в воде? Почему осенью я замерзаю? Почему улетают некоторые птицы? Почему некоторые животные впадают в спячку? |
Предполагаемы результат решения проблемы |
|
Ребенок устанавливает элементарные причинно-следственные связи между строением объекта и его свойствами. Проявляет интерес к экспериментированию и коллекционированию |
Способ решения проблемы |
|
1. Организация экспериментирования с листиками, вырезанными из разных видов бумаги и ткани – тонут или нет? 2. Организация элементарного опыта – рассматривание разных объектов в микроскоп, формулирование предположения о том, что защищает лист от воды. 3. Экспериментирование с закрашиванием поверхности материалов восковыми мелками – формулирование вывода. |
Культурно-смысловой контекст |
|
Составление коллекции предметов и материалов, у которых есть защита от воды. |
Формулирование перспективной (в зоне ближайшего развития ребенка) проблемы по теме |
|
Перспективный интерес (проблема, поставленная взрослым): Как нарисовать рисунок листочка (сетку)? Бывают ли у листьев одинаковые рисунки? |
Предполагаемый результат решения проблемы |
|
Ребенок способен всматриваться в объекты окружающего мира, находить различия. Изображает результаты сравнения, используя конец кисти. Придумывает собственный вариант рисунка на осеннем листике. |
Культурно-смысловой контекст |
|
Украшение силуэта волшебницы-осени при помощи волшебных листьев, нарисованных детьми. |
Формулирование перспективной (в зоне ближайшего развития ребенка) проблемы по теме |
|
…… |
Таким образом, культурные практики возникаю в результате решения проблем, возникающих в образовательной деятельности, в основе которых находится поисково – исследовательская технология.
Предлагаю рассмотреть алгоритм технологии организации культурых практик.
1 шаг. Постановка проблемы и создание проблемной ситуации («знание о незнании») в виде:
• Проблемного вопроса ребенка или взрослого
• Задания
• Демонстрации опыта
• Рассказа о каком-либо необычном факте
2 шаг. Выдвижение гипотез на основе привлечения имеющегося
у детей опыта:
3 шаг. Решение проблемы.
• Использование аналогий
• Сообщение детям дополнительной информации
• Организация деятельности (опыт, эксперимент, пробующие
действия) и оценка результатов деятельности (что получилось?)
4 шаг. Формулирование вывода, установление связи с известным.
5 шаг. Решение творческой задачи на основе вывода (создать,
придумать, изобрести…).
13. Практическое задание – составление алгоритма культурной практик
1-я подгр.- тема «Овощи»
2-я подгр.-тема «Инструменты- помощники людей»
Очень важным моментом в проектировании культурных практик является позиция взрослого. Для того, чтобы это понять, предлагаю сравнить позицию педагога при проведении НОД и сравнить её с позицией в культурной практике.
14. Определение позиции педагога
Предлагаю заполнить таблицу, выбрав правильные варианты ответов
Заполнение таблицы
Приложение №2
Проверяем, что у вас получилось, внимание на экран
Педагог – организатор НОД |
Педагог - организатор культурных практик |
Ставит перед детьми задачу |
-Изучает текущие и перспективные интересы детей |
Вызывает желание решить задачу |
Предлагает проблемы для решения, побуждает к выбору |
Дает образец деятельности и вызывает подражание |
Побуждает к самостоятельному поиску решения и пробам, осуществляет индивидуальную поддержку |
Помогает решить задачу и осуществляет индивидуальную поддержку |
-Восполняет недостающую информацию; - Участвует в реализации творческого замысла; - Организует рефлексивную оценку решения задач |
Организует рефлексивную оценку решения задачи |
Помогает сформулировать выводы и поставить новые проблемы |
Как соотносятся непрерывная образовательная деятельность, культурные практики и самостоятельная деятельность детей?
15. Рассматривание схемы «Соотнесение НОД, культурных практик и самостоятельной деятельности.
Итак, при проектировании культурной практики необходима мотивация, которую обеспечивает комплексно – тематический принцип планирования в ходе подготовки к праздникам и событиям. Освоение культурных средств детьми должно происходить в ходе деятельности, наполненной смысловыми контекстами (как изготовление различных предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности; создание произведений для собственной художественной выставки или галереи).
Благодаря этим смысловым контекстам ребенок будет вводиться в мир человеческой культуры, осваивать содержание, формы и методы, присущие различным культурным практикам. Данный подход позволяет также отойти от планирования формальных мероприятий (праздников, бесед, прогулок, экскурсий) и перейти к планированию образовательный деятельности развивающего характера.
Для познавательно-исследовательской, как особой деятельности предлагаются смысловые контексты из числа доступных для дошкольников методов проведения исследований: это экспериментирование, постановка опытов, проведение и фиксирование результатов наблюдений, коллекционирование (как упорядочение и систематизация)и др.).
Освоению нового содержания и обеспечению познавательной активности, а также возможность действовать самостоятельно или во взаимодействии со сверстниками, способствует самостоятельная деятельность, которую обеспечивает предметно – пространственная среда.
Сложным моментом для воспитателя является планирование самостоятельной деятельности детей.
В данном разделе плана обычно встречаются такие фразы: «Игры (рисование, лепка) по желанию детей» или «Внести игру...». Нередко переписывается название оборудования или игрового материала, который, возможно, будут использовать дети для самостоятельной деятельности. В основе этих неверных вариантов лежит непонимание природы самостоятельной деятельности ребенка.
В самостоятельной деятельности ребенок выступает как субъект, его уже не нужно учить, он хочет делать то, что ему интересно, в этот момент важно лишь обеспечить условия для реализации или возникновения новых замыслов. Предугадать его самостоятельную деятельность мы не можем, поэтому инициативу, идущую от детей, планировать нельзя. Однако можно планировать действия воспитателя по стимулированию активности и самостоятельности детей в организации той или иной деятельности, поскольку план является проектом деятельности педагога по организации деятельности детей. Поэтому планируя самостоятельную деятельность детей, педагог указывает не деятельность детей, а свою деятельность, то, что он будет делать, чтобы у воспитанников возникло желание действовать самостоятельно.
Таким образом, культурные практики включают обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка, включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
Кроме того, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.
Оцените важность темы сегодняшнего семинара
Буду использовать сама в своей практике.
Посоветую коллегам культурные практики.
Не заинтересовала тема.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.