Практикум по написанию сочинения по тексту А.Алексина "Прости меня, мама..."
Оценка 4.7

Практикум по написанию сочинения по тексту А.Алексина "Прости меня, мама..."

Оценка 4.7
Разработки уроков
rtf
русский язык
10 кл
02.06.2017
Практикум по написанию сочинения по тексту А.Алексина "Прости меня, мама..."
Цели урока: - совершенствовать умения создавать учащимися на основе предложенного текста собственное сочинение, - развитие речи учащихся; - воспитание уважительного и трепетного чувства к самому дорогому человеку на свете - маме; воспитание любви и чуткого отношения к родному языку. Тип: развитие речи. Методы: эвристический, частично-поисковый. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.
Практикум.rtf
Павлова Татьяна Ивановна, учитель русского языка , Республика Татарстан ,город Лениногорск, МОУ СОШ  6. Практикум по написанию сочинения по тексту А.Алексина "Прости меня, мама..." Цели урока: ­ совершенствовать умения создавать на основе предложенного текста  собственное сочинение,      ­ развитие речи учащихся;  ­ воспитание нравственных качеств у выпускников. Тип: развитие речи. Методы: эвристический, частично­поисковый. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор. Ход урока. I Слово учителя. Умение писать задание сочинения ­ это умение сформулировать и  прокомментировать одну из проблем, поднятых автором текста; сформулировать  позицию автора;  объяснить почему согласны или не согласны вы с автором данного текста;  свой ответ  аргументировать, опираясь на читательский или жизненный опыт. Сегодня мы будем совершенствовать на уроке эти умения. II Сообщение учащегося. Анатолий Алексин родился в семье революционера ­ участника революционных  событий на  Дальнем Востоке и Сибири. Детство писателя прошло в Москве, на даче в Серебряном бору. Во время войны семнадцатилетний Алексин становится редактором заводской  многотиражки. Закончил один из самых престижных вузов страны ­ Московский институт  востоковедения. Печататься начал рано, в 1945 году. Мир его произведений о детстве и юности в связи с миром взрослых. III Чтение текста А.Алексина "Прости меня, мама..." (1)Мамы давно уже нет... (2) А я все еще мысленно говорю: (3)«Прости меня, мама...». (4)Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы люди ко  мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (5)Я и в самом деле старался спасти ее от болезней, от  житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. (6)А слов, которыми сейчас до тою  поздало, когда  переполнен,   что   они   подступают   к   горлу,   не   высказал.   (7)Многое   мы,   увы,   осознаем   за­ исправить   уже   ничего   нельзя.   (8)Случалось,   забывал   позвонить   в   назначенный   час. (9)«Я понимаю, как  ты занят!» (10)Иногда раздражался по пустякам... (11)«Я понимаю, как ты устал!» понять, исходя из интересов сына, которые были для нее подчас выше истины. (12)Она все стремилась  (13)Если бы можно было  сейчас позвонить, прибежать, высказать! (14)Поздно. (15)«Берегите матерей!» — провозгласил в поэме один маститый поэт. (16)Хорошо было бы  добавить: (17)«Берегите матерей так, как они берегут нас!» (18)Этот призыв выглядел бы красивым, нереальным:  то, что может мать, может только она. (19)Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж  но  бездумно принимаем жертвы матерей своих. (20)Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе (21)«Не отдает ли нам мать последнее? (22)Не отдает ли то, без чего не может выжить на вопрос:  земле человек?» (23)Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша  готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот. (24)«В муках мы мать вспоминаем», — писал Н.А. Некрасов. (25)И за спасением от детских недугов  мама. (28)И бо тоже обращаемся к ней. (26)«Ничего страшного: я с тобой. (27)Все пройдет...» — шепчет лезнь отступает, потому что рядом Она. (29)«Ах, если б навеки так было!» (30)Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31)То в реальности, а то  мысленно... (32) сделать для них  Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и  все доброе, что можем сделать. (ЗЗ)Прости меня, мама... IV Беседа. ­ Какова тема текста? ­ А основная мысль? ­ Определите стиль текста. ­ Докажите, что это текст публицистического стиля. ­ Какова проблема данного текста? (Проблема материнской любви и нашего  отношения к  матерям). ­ Назовите позицию автора. (1­ жертвенность материнского чувства естественна; 2­ часто мы бываем невнимательны к своим матерям; 3­ мы должны попросить  очень  прощения у матерей  при их жизни, а не после их смерти) V Работ над композицией сочинения. ­ Начало сочинения должно быть ярким, красивым. Вступления к этому сочинению: 1) С размышления на тему, которая затрагивается в тексте: Грустная тональность и тема эссе Анатолия Алексина никого не может оставить  равнодушным. Печальный мысленный диалог писателя со своей матерью заканчивается  словами  раскаяния о том, как невнимательны мы бываем к нашим матерям. 2) С цепочки вопросительных предложений, призванных фиксировать внимание на  ключевых  понятиях текста: Что такое материнская любовь? Как мы относимся к нашим матерям? Всегда ли мы,  встав  взрослыми, помним о них, окружаем их заботой? 3) С цитаты: Мать уйдет, в душе оставив рану. Мать уйдет ­ и боли не унять... В.Бойченко 4) С лирического вступления: Что может быть на свете священнее имени матери! Человек, еще не сделавший ни шагу на земле и только­только начинающий  "лопотать",  неуверенно и старательно складывает по слогам слово "мама" и, почувствовав свою удачу,  смеется, счастливый... 5) С риторического вопроса: Можешь  Что значит для тебя материнская любовь? Когда­нибудь ты задумывался об этом?  ли ты привести примеры жертвенности материнского чувства? 6) С вопросно­ответного единства: Что такое материнская любовь? На этот вопрос ни один человек не может ответить однозначно. О том, что такое материнская любовь и как мы относимся к матерям  говорится в  эссе Анатолия Алексина. 7) Назывное предложение в начале или имя человека, о котором рассказывается в  тексте: Мама. Это самое прекрасное слово на земле. У мамы самое доброе и ласковое  самые добрые и ласковые руки.  А в верном и чутком сердце мамы никогда не  оно ни к чему не остается равнодушным, подобно непрочитанной книге, на  всегда мы найдем слова поддержки и решение сложнейших жизненных сердце,  гаснет любовь,  страницах которых  ситуаций. 8) В вступлении дается краткая справка о писателе, являющимся автором данного текста: Анатолий Алексин ­ мастер отечественной прозы. Его творчество широко известно  и за рубежом. Он затрагивает абсолютные величины, определяющие жизнь  в России  каждого человека,  такие как: совесть и долг. 9) Суказанием проблемы, ее актуальности: В предложенном тексте раскрывается проблема взаимоотношений родителей и детей. Я  каждого  считаю, что это вечная общечеловеческая проблема, так как она актуальна для  конкретного человека, в том числе и для меня. ­ Какие доказательства из вашего читательского опыта вы будете использовать?  (М.Горький  "Мать", А.Фадеев "Молодая гвардия") VI Слово учителя. ­ Этот материал поможет вам создать собственную работу по тексту А.Алексина. Но при работе помните слова М.Горького: "Прежде чем начать писать, я задаю  вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать". себе три  VII Работа над сочинением. VIII Анализ работ. Сочинение Гайнутдиновой Гузели: Много ли внимания мы уделяем своим матерям? Всегда ли мы понимаем своих  матерей?  Об этих проблемах заставляет нас задуматься автор статьи А.Алексин. Начиная разговор на эту тему, автор буквально наступает на больную мозоль.  Действительно, кто из нас когда­нибудь задавал себе вопрос о том, внимательны ли мы к  матерям, всегда ли мы их понимаем. Мне кажется, что об этом задумывались лишь  своим   единицы. Я  полностью согласна с автором в том, что мы должны беречь своих матерей,  должны дарить им  все свое тепло и нежность. Мы должны ценить своих матерей и говорить им добрые слова, пока они живы,  потом будет  поздно. К сожалению, на своем опыте убедилась в этом моя подруга. Она  рассказывала, что часто обижалась на свою мать, потому что мама ее очень сильно опекала.  После смерти своей  подстерегающих нас на каждом  слова: "Береги свою маму!" матери она поняла, что мама ее просто оберегала от всех бед,  шагу. В конце нашего разговора она сказала мне всего три Мать готова отдать последнее, только бы ребенок был жив и здоров. Мои слова  подтверждаются повестью М.Горького "Мать". Главная героиня была готова на все,  только бы  сын был на свободе. Я думаю, что мы должны относиться к своим матерям внимательнее, должны  беречь их,  ведь их сердца хрупкие, как ­ хрусталь. Я хочу закончить свое сочинение словами  А.Алексина: "Берегите матерей так, как они берегут нас!" Сочинение Галимовой Лилии: другом?  Лучшим другом человека должен быть человек. А кто же для нас является лучшим  Ответ прост ­ мама. Ведь о матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые,  слова,  мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали их  сколько подвигов совершено их отважными сердцами! В своем произведении "Прости меня, мама..." А.Алексин поднимает проблему  материнской  естественна, но мы  просить у них прощение при  автора. В этом произведении А.Алексин  любви и нашего отношения к матери. Жертвенность материнского чувства  часто бываем невнимательны к своим матерям, поэтому мы должны  их жизни, а не после их смерти. По­моему, такова позиция  с такой любовью и нежностью говорит о женщине­ матери. Молодые люди, сами того не понимая,  ходить не нужно, такова и я. Порой, когда мне  то не принимаю эту помощь... Я лишь бездушно  что этим причиняю ей боль, ведь она все ой чувствует. Ведь я ­ это она, просто нас двое.  Подхожу к ней, обнимаю ее, прошу прощения.  мамы боль остается, просто она уже не придает  виду случившемуся. А.Алексин учит, как  беречь самое святое в нашей жизни ­ мать. много горя приносят своим матерям... Далеко  плохо, мама пытается мне помочь. А я почему­ говорю ей, что все у меня хорошо. Я понимаю, Забывается совершенно все... Но на сердце у  Многие авторы в своем творчестве обращаются к этой теме. Например, "Молодая  гвардия"  А.Фадеева ­ книга о юных. Но мы понимаем, что никогда не стали бы героями Олег  Кошевой и  озорной Сережа Тюленин, и тысячи других, если бы за ними не стояли их матери... гордиться ими,  чувствует все, оно,  Мы с великим уважением должны относиться к своим матерям, мы должны  не причинять им боли, даже самой незначительной, ведь материнское срдце  словно дуршлаг, пропускает через себя совершенно все... IX Беседа. ­ Ваше мнение о работах? ­ Какие недостатки вы заметили? ­ А достоинства? X Совершенствование написанного. XI Итоги.

Практикум по написанию сочинения по тексту А.Алексина "Прости меня, мама..."

Практикум по написанию сочинения по тексту А.Алексина "Прости меня, мама..."

Практикум по написанию сочинения по тексту А.Алексина "Прости меня, мама..."

Практикум по написанию сочинения по тексту А.Алексина "Прости меня, мама..."

Практикум по написанию сочинения по тексту А.Алексина "Прости меня, мама..."

Практикум по написанию сочинения по тексту А.Алексина "Прости меня, мама..."

Практикум по написанию сочинения по тексту А.Алексина "Прости меня, мама..."

Практикум по написанию сочинения по тексту А.Алексина "Прости меня, мама..."

Практикум по написанию сочинения по тексту А.Алексина "Прости меня, мама..."

Практикум по написанию сочинения по тексту А.Алексина "Прости меня, мама..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017