И ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Практическое занятие № 2
Тема: Права пациентов при оказании ему медицинской помощи. Права лечебных учреждений при оказании медицинской помощи. Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников.
Дисциплина: ОП.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Курс: 1-2
Количество часов: 2
Семестр: 1-2
Ялта
ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема: Права пациентов при оказании ему медицинской помощи. Права лечебных учреждений при оказании медицинской помощи. Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников.
Курс 1-2 Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Количество учебных часов 2 Семестр 1-2_____
Актуальность темы: Изучить права и обязанности медицинских работников. Рассмотреть права граждан при обращении за медицинской помощью. Сформировать понятие о правах отдельных групп населения при оказании им медицинской помощи.
1. Учебные цели:
Студент должен знать:
· Права и обязанности медицинского работника;
· Структуру и содержание основных нормативно правовых источников, регулирующих сферу законодательного обеспечения прав пациентов;
· Основные принципы реализации правовых гарантий прав граждан в сфере здравоохранения;
· Основные способы и варианты осуществления законодательно гарантированных прав пациентов
Студент должен уметь:
· Определять и формулировать цели и задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, руководствуясь нормативно правовой документацией;
· Выбирать возможные варианты взаимодействия медицинских работников и пациентов впределах законодательно обеспеченных прав граждан в сфере здравоохранения.
· Принимать правомочные решения в сфере обеспечения прав пациентов при осуществлении профессиональной деятельности в здравоохранении.
2. Развивающие цели:
– развивать логическое мышление, умение обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике;
– развивать познавательную деятельность обучающихся, развивать умение анализировать происходящие изменения в решении задач;
– развивать познавательный интерес, творческую активность, интеллект;
3. Воспитательные цели:
– воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
– профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности;
– подвести обучающихся к пониманию того, что от знаний, полученных на теории, зависит качество выполняемых работ на практике;
Формируемые компетенции:
ОК:
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Уровень освоения знаний:
Место проведения: кабинет правового обеспечения профессиональной деятельности
Материально-техническое обеспечение:
- типовое оборудование (столы, стулья)
- проектор
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов в подготовке к занятию
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
3. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
План и организационная структура практического занятия
№
|
Основные этапы занятия и их содержание
|
Учеб. цели в уровн.
|
Методы контроля и обучения
|
Материалы метод. обеспечения
|
Время
|
|
I
|
Подготовительный этап. |
|||||
1. Организационный момент. Приветствие.
|
|
Приветствие, формулировка темы и цели урока. |
|
2 -3мин.
|
|
|
II |
Обучающий этап
|
|||||
1. Формирование профессиональных умений и навыков
2. Контроль и коррекция уровня профессиональных умений и навыков |
|
Выдача нового материала
Решение задач + Тестовый контроль |
|
30 мин.
33 мин. |
|
|
III |
Заключительный этап
|
|||||
|
1. Подведение итогов
2. Анализ и оценивание деятельности обучающихся на занятии
3. Домашнее задание |
|
Проверка выполненного задания
Презентация на тему: Права и обязанности пациентов |
|
10 мин.
10 мин.
2 мин. |
|
II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИНСТРУКЦИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГОЗАНЯТИЯ № 2
ТЕМА: Права пациентов при оказании ему медицинской помощи. Права лечебных учреждений при оказании медицинской помощи. Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников.
ОСНАЩЕНИЕ:
– Кабинет правовое обеспечение профессиональной деятельности
– Проектор
ПРАВА ПАЦИЕНТОВ ПРИ ОКАЗАНИИ ЕМУ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. ПРАВА ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ.
ВВЕДЕНИЕ
Охрана здоровья граждан РФ гарантирована Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Ее вторая статья объявляет высшей ценностью государства – человека, его права и свободы, а обязанностью государства – признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека, и гражданина.
Российской Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7.1). В РФ признается и защищается равным образом частная, государственная и муниципальная и иные формы собственности (ст. 82). В РФ гарантируется социальное обеспечение в случае болезни (ст. 39.1) и поощряется добровольное социальное страхование (ст. 39.3).
Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41.2). В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека (ст. 41.2). При этом сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41.3).
Проведение в РФ единой государственной политики в области здравоохранения обеспечивает Правительство РФ (ст. 114.1), которое, совместно с субъектами РФ, координирует вопросы здравоохранения (ст. 72ж) на подведомственной им территории.
Медицинская помощь
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья.
Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями, а также врачами, занимающимися частной медицинской практикой.
К видам медицинской помощи относятся:
1) первичная, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная, медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (в месте вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в том числе на дому при вызове медицинского работника, в дневном стационаре), то есть в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения;
3) стационарно, то есть в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.
По форме оказания медицинская помощь может быть:
1) плановая медицинская помощь - медицинская помощь, оказываемая при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью;
2) неотложная медицинская помощь - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи;
3) экстренная медицинская помощь - медицинская помощь, оказываемая при внезапных, опасных для жизни состояниях, острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, для устранения угрожающих жизни состояний пациента.
Медицинская помощь в Российской Федерации оказывается гражданам в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.
Порядком оказания медицинской помощи является совокупность мероприятий организационного характера, направленных на своевременное обеспечение оказания гражданам медицинской помощи надлежащего качества и в полном объеме.
Порядки оказания медицинской помощи утверждаются по отдельным ее видам и профилям.
Порядок оказания медицинской помощи может включать:
-этапы оказания медицинской помощи;
-положение об организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача данной медицинской организации) в части оказания медицинской помощи;
-стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений для оказания медицинской помощи;
-рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений для оказания медицинской помощи;
-иные положения, исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Стандартом медицинской помощи является унифицированная совокупность медицинских процедур, лекарственных препаратов, медицинских изделий и иных компонентов, применяемых при оказании медицинской помощи гражданину при определенном заболевании (состоянии).
Стандарт медицинской помощи может включать:
-перечень диагностических медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления;
-перечень лечебных медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления;
-перечень используемых лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, с указанием суточных и курсовых доз;
-перечень медицинских изделий;
-перечень компонентов крови и препаратов крови с указанием количества и частоты их предоставления;
-перечень видов диетического и лечебного питания с указанием количества и частоты их предоставления.
Стандарт медицинской помощи разрабатывается с учетом номенклатуры медицинских услуг, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Медицинская организация — самостоятельно хозяйствующий субъект любой формы собственности (в том числе учреждение), оказывающий медицинскую помощь, имеющий на это соответствующую лицензию, аккредитованный в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 73 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации имеют право:
1) участвовать в разработке и утверждении своей организационной структуры, штатов, устанавливать систему оплаты труда работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) вносить учредителю предложения с целью оптимизации оказания гражданам медицинской помощи;
3) участвовать в оказании бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в соответствии с программами обязательного медицинского страхования;
4) выдавать рецепты на лекарственные препараты, а также справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
5) осуществлять научную (научно-исследовательскую) деятельность, включая фундаментальные и прикладные научные исследования.
В соответствии со статьей 20 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации имеют право:
1) получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
2) обжаловать заключения страховой медицинской организации и территориального фонда по оценке объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 74 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации медицинские организации обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан;
2) обеспечивать при обращении граждан оказание им неотложной и экстренной медицинской помощи;
3) осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи, профессиональными стандартами, техническими регламентами по обеспечению качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, санитарного законодательства;
4) применять методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания, дезинфекционные средства и медицинские изделия, разрешенные к применению в Российской Федерации;
5) вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, форме, в сроки и объеме, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
6) соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах;
7) предоставлять гражданам достоверную информацию о предоставляемой медицинской помощи и эффективности методов лечения;
8) информировать население в доступной форме, в том числе с использованием официального сайта в сети Интернет, об осуществляемой медицинской деятельности и медицинских работниках, включая сведения об уровне их образования и квалификации;
9) обеспечивать повышение квалификации сотрудников;
10) информировать органы внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
11) страховать гражданскую ответственность перед пациентами.
Медицинские организации, участвующие в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, также обязаны:
1) представлять пациентам бесплатно достоверную информацию о порядке, объеме и условиях оказания бесплатной медицинской помощи, предоставляемой гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
2) обеспечить доступную и качественную бесплатную медицинскую помощь в пределах гарантируемого государством объема в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
3) обеспечить проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и раннее их выявление;
4) проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое образование населения.
В соответствии со статьей 20 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации обязаны:
1) бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования;
2) вести в соответствии с настоящим Федеральным законом персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;
3) предоставлять страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;
4) предоставлять отчетность о деятельности в сфере обязательного медицинского страхования в порядке и по формам, которые установлены Федеральным фондом;
5) использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования;
6) размещать на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи;
7) предоставлять застрахованным лицам, страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, показателях доступности и качества медицинской помощи;
8) выполнять иные обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
ПРИ ОКАЗАНИИ ИМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья регламентируются в главе IV ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Так, граждане обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья, обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной и качественной медицинской помощи.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства определяется законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами.
В соответствии со статьей 18 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи граждане имеют право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
Уважение и гуманность медиков по отношению к пациентам подразумевают под собой уважение пациента как личности, которая в связи с заболеванием претерпевает определенные сложности, а также чувство сострадания и человеколюбия по отношению к отдельно взятому пациенту, позволяющие последнему почувствовать, что причина обращения за медицинской помощью близка и понимаема врачом и что он предпримет все усилия, чтобы помочь пациенту.
2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также на выбор медицинской организации в соответствии законодательством Российской Федерации;
Важность данного права объясняется следующими основными обстоятельствами: предоставляет пациенту право лечиться у специалиста, к которому он относится с большей степенью доверия; свидетельствует о возможности получать медицинскую помощь в лечебном учреждении с лучшей оснащенностью современной аппаратурой.
3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
Указанное право пациента реализуется посредством создания в лечебно-профилактическом учреждении условий, безопасных с позиции санитарных правил и норм, т.е. тех, при которых внешние факторы среды обитания не будут создавать угрозу жизни и здоровью человека.
4) проведение по их просьбе консилиума врачей и консультаций врачей-специалистов;
Помимо реализации права на выбор врача пациент имеет возможность инициировать проведение консилиума либо проведение консультаций других специалистов. Это право в значительной мере расширяет законные возможности человека на качественную диагностику и лечение. Следует заметить, что этому праву пациента корреспондирует обязанность лечащего врача и должностных лиц медицинского учреждения организовать проведение консилиума либо консультаций.
5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
Установленное право пациента предусматривает обязанность медицинского персонала доступными способами и средствами облегчать боль. В то же время следует обратить внимание на проблемы, возникающие при употреблении с целью устранения боли сильных наркотик, содержащих анальгетических лекарственных средств. Очевидно, что наряду с положительным влиянием на болевой центр, такие препараты способны вызвать привыкание к ним, что весьма негативно сказывается на дальнейшем существовании человека, как во время лечения, так и после его выздоровления. В этой связи приняты Методические указания Минздрава РФ и Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена от 19.07.2001года № 2001/129 «Порядок и сроки назначения наркотических анальгетиков», предусматривающие общие для всех болевых синдромов принципы лечения, конкретные схемы лечения наиболее распространенных и наиболее тяжелых вариантов острой и хронической боли, требующих применение наркотических средств.
6) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста пятнадцати лет, и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, - их законным представителям (близким родственникам, опекунам, попечителям, доверенным лицам) лечащим врачом, заведующим отделением ЛПУ или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину помимо его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация. Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны. Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну.
Лицам, которым по закону переданы сведения, составляющие врачебную тайну, несут за ее разглашение дисциплинарную, гражданскую или уголовную ответственность (с учетом причиненного пациенту ущерба) так же, как и врачи.
7)Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум или лечащий врач. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста пятнадцати лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители, при отсутствии таковых - решает консилиум или лечащий врач. Это должно быть не интуитивное решение, а вывод, полученный на основе предоставленной объективной информации о целях предполагаемого вмешательства, ожидаемых результатах, продолжительности вмешательства, риске для жизни и возможных неблагоприятных последствиях, о наличии альтернативных методов лечения и их эффективности, а также о своих правах в данном лечебном учреждении и способах их защиты. Естественно, что информация должна быть подана в доступном виде.
8)Отказ от медицинского вмешательства.
Гражданин или его законный представитель имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев оказания медицинской помощи лицам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лицам, страдающим тяжелыми психическими расстройствами, или лицам, совершившим общественно-опасное деяние.
При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.
Получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.
Реальное обеспечение данного права в отдельно взятом лечебно-профилактическом учреждении предусматривает необходимость осуществления следующих мероприятий:
1. Подготовка, выпуск и доступность для пациента специальных брошюр или памяток, где на основе действующего законодательства и с учетом специфики данного ЛПУ отображены составляющие правового статуса пациента.
2. Работа лечащих врачей и администрации ЛПУ, направленная на информирование пациента о его правах, состоянии здоровья.
3. Адаптация медицинской документации, где необходимо предусмотреть оформление перечня лиц, которым может быть предана информация о состоянии здоровья пациента.
9) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
При добровольном медицинском страховании страховым случаем является обращение застрахованного в медицинское учреждение из числа предусмотренных договором страхования при остром заболевании, обострении хронического заболевания, травме, отравлении и других несчастных случаях за получением консультативной, профилактической или иной помощи, требующей оказания медицинских услуг в пределах их перечня, предусмотренного договором страхования. Взаимоотношения между страховой медицинской организацией и медицинским учреждением определяются условиями договора на предоставление лечебно-профилактической помощи.
10) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи, в соответствии со статьями 93-95 настоящего Федерального закона;
В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.
11) допуск адвоката или иного законного представителя для защиты своих прав;
12) допуск священнослужителя, а в стационарных условиях на предоставление возможности для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
В соответствии со статьей 25 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации устанавливаются следующие обязанности граждан в сфере охраны здоровья
1. Граждане обязаны соблюдать законодательство об охране здоровья, бережно относиться к своему здоровью, здоровью детей и окружающих лиц.
2. Граждане должны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии своих детей, приучать их к здоровому образу жизни.
3. Граждане обязаны заботиться о своем здоровье и трудовом долголетии, проходить обязательные медицинские осмотры.
4. Граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, обязаны проходить обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
5. Лица находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим и выполнять назначения медицинских работников.
Документом, регламентирующим обязанности пациента при оказании ему медицинской помощи, являются «Правила приема и выписки больных», утверждаемые главным врачом лечебно-профилактического учреждения. С этими правилами пациент знакомится при поступлении и расписывается в истории болезни после ознакомления с ними.
Пациент обязан соблюдать распорядок дня, чистоту и порядок в помещениях, находиться во время врачебных обходов в палате, не курить, не употреблять алкоголь, не играть в азартные игры, не нарушать общественный порядок, соблюдать предписания врача относительно приема лекарственных средств, соблюдать режим, диету, которые рекомендованы пациенту в связи с его заболеванием, являться на профилактические медицинские осмотры в сроки, указанные медицинским работником. В случае нарушения предписанного врачом режима и назначений лечащий врач по согласованию с соответствующими должностными лицами может отказаться от лечения больного.
В соответствии со статьей 16 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Застрахованные лица имеют право на:
1) бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
а) на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
б) на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;
2) выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;
3) замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;
4) выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
7) защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
8) возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.
Застрахованные лица обязаны:
1) предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;
2) подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования;
3) уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;
4) осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ правовых норм, регламентирующих оказание медицинской помощи, позволяет сделать вывод о том, что надлежащая медицинская помощь характеризуется совокупностью следующих признаков:
1. Надлежащая медицинская помощь может оказываться лишь надлежащим медицинским работником. Здесь важно еще раз подчеркнуть, что речь идет не о праве на занятие медицинской деятельностью вообще, а о праве на занятие конкретным ее видом, с учетом конкретного уровня образования и конкретной специальности (специализации) медицинского работника. Каждый медицинский работник обязан знать содержание своей профессиональной компетентности и воздерживаться от совершения действий, выходящих за ее пределы. В противном случае сам факт совершения медицинским работником таких действий позволяет говорить о ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей.
2. Надлежащая медицинская помощь характеризуется своевременностью. Лишь своевременные диагностика и лечение могут способствовать предотвращению неблагоприятных для пациента последствий имеющегося у него заболевания или травмы. При этом понятие своевременности оказания медицинской помощи важно отличать от понятия своевременности обращения пациента за медицинской помощью.
Даже запоздалое обращение пациента за медицинской помощью не освобождает медицинского работника от обязанности проведения показанных пациенту диагностических и лечебных мероприятий в надлежащие сроки. Несвоевременное оказание медицинской помощи следует расценивать как нарушение профессиональных обязанностей.
3. Надлежащая медицинская помощь характеризуется выполнением всех объемов диагностических и лечебных мероприятий, что определяется соответствующими медицинскими показаниями. Так, недостаточный объем обследования пациента может привести к тому, что правильный диагноз установлен не будет, а это повлечет за собой отсутствие лечения либо ненадлежащее лечение. Недостаточный объем лечебных мероприятий, как правило, просто не способен привести к положительному для пациента результату. В то же время проведение завышенного объема диагностических или лечебных мероприятий, осуществляемых при отсутствии соответствующих медицинских показаний, особенно когда такие непоказанные медицинские вмешательства носят инвазивный характер, само по себе способно причинить вред здоровью пациента. Таким образом, не проведение медицинскими работниками показанных пациентам диагностических или лечебных мероприятий следует расценивать как нарушение профессиональных обязанностей.
4. Надлежащая медицинская помощь характеризуется методологически и технически правильным выполнением диагностических и лечебных вмешательств: соблюдением надлежащих способов введения и дозировок лекарственных средств, выполнением необходимых исследований и проб перед их проведением (например, при переливании крови), соблюдением технологии проведения оперативного вмешательства и т.д. Несоблюдение методологии и/или технологии выполнения медицинских вмешательств является свидетельством ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей медицинскими работниками.
5. Надлежащая медицинская помощь характеризуется соблюдением медицинскими работниками правил асептики и антисептики, санитарно-противоэпидемического режима, ухода за пациентами. Нарушение указанных правил дает основания расценивать действия медицинских работников как нарушение профессиональных обязанностей. Таким образом, ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей является антиподом надлежащего исполнения таковых. Под ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей медицинскими работниками (в правовом аспекте) следует понимать действия, совершенные медицинскими работниками в форме действия или бездействия в процессе оказания медицинской услуги пациентам в нарушение нормативно-регламентированных, либо не получивших жесткого нормативного закрепления, но выработанных медицинской практикой общепринятых, общепризнанных и являющихся в силу этого обычными в медицине правилами оказания медицинской помощи, которые повлекли за собой вредные последствия.
III. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний:
1. Правовой статус пациентов при оказании им медицинской помощи.
2. Понятие пациент, его правовой статус.
3. Права пациента.
4. Особенности при оказании медико-социальной помощи отдельным категориям граждан.
5. Правовой статус медицинских работников.
6. Принципы защиты врачей в системе здравоохранения.
7. Основные понятия семейного законодательства.
Текущий контроль.
Примеры ситуационных задач
Ситуационная задача № 1
Условие задачи:
В крупной городской больнице прооперирован больной Н., 60 лет, по поводу аденомы предстательной железы II стадии. Последние годы гражданин Н. страдал также ИБС II стадии, фиброзом левого легкого, церебральным склерозом, глаукомой. После операции он был помещен в реанимацию. Через 2 дня, когда его состояние резко ухудшилось, его жена обратилась к лечащему врачу, а затем к заведующему отделением с просьбой отменить ряд сильнодействующих препаратов, которые, как показал многолетний опыт лечения, плохо переносит больной. В связи с категорическим отказом и угрозой перевести больного из реанимации, она пыталась рассказать врачам, какие из лекарств обычно помогают мужу, просила проинформировать о состоянии его здоровья и методах лечения. Во всем этом ей было грубо отказано.
Вопросы к задаче:
1. Какие права пациента, гарантированные законодательством Российской Федерации, были нарушены?
2. К какому должностному лицу имеет право обратиться пациент или его родственники в случае нарушения данных прав?
Ситуационная задача № 2
Условие задачи:
В связи с юбилеем одной из больниц районного центра готовился сюжет об успехах данной клиники для местной печати и телевидения. Журналистами проводились беседы с медицинским персоналом, больными. Фиксировались на видеопленку отдельные медицинс-кие манипуляции и оборудование. Через месяц вышла газета, а также сюжет на местном телевидении, где рассказывалось о достижениях, проблемах и перспективах клиники, в том числе информация о здоровье подростка, страдавшего тяжелым недугом с неблагоприятным прогнозом для излечения. Возникшие случаи психологического давления со стороны сверстников, которым стала известна данная информации, привели подростка к попытке самоубийства.
Вопросы к задаче:
1. Можно ли расценивать данный случай как пример нарушения прав пациента?
2. Есть ли основания для возникновения юридической ответственности в связи с разглашением врачебной тайны?
3. К кому могут быть применены меры юридической ответственности?
Ситуационная задача № 3
Условие задачи:
Больная М., 15 лет, была доставлена из летнего лагеря машиной «скорой помощи» в приемное отделение районной больницы с диагнозом «острый энтероколит». Больна в течение четырех дней. В приемном отделении был установлен диагноз «аппендикулярный абсцесс», и девочка была оперирована в срочном порядке. Согласие девочки на операцию было получено. Прибывший через 3 часа отец девочки подал жалобу на действия дежурного хирурга, так как операция была выполнена без согласия родителей лица, не достигшего совершеннолетнего возраста.
Вопрос: Справедливы ли претензии отца девочки?
Ситуационная задача № 4
Условие задачи:
В детскую городскую больницу родителями был доставлен 7-летний ребенок с диагнозом «анемия». Требовалось срочное переливание крови. Родители от этой процедуры отказались, сославшись на то, что это им не позволяют религиозные убеждения. Врачи не стали делать данную процедуру. Ребенок умер от того, что ему своевременно не перелили кровь.
Вопрос: Подлежит ли ответственности медперсонал?
Тестовый контроль
Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется:
1. лечащим врачом;
2. заведующим отделением лечебнопрофилактического учреждения;
3. специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.
В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает:
1. заведующий отделением;
2. консилиум;
3. при невозможности собрать консилиум непосредственно лечащий (дежурный) врач.
В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан в случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой:
1. к лечащему врачу;
2. непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения;
3. в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации;
4. в органы управления здравоохранением;
5. в суд.
При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право:
1. на оказание медицинской помощи без согласия родителей или законных представителей;
2. обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.
Сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть предоставлены третьим лицам:
1. в целях обследования и лечения гражданина, не способного изза своего состояния выразить свою волю;
2. при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3. по запросу органов дознания, следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
4. в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
5. при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
6. по запросу родственников пациента, обеспокоенных состоянием его здоровья.
Граждане имеют право на добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от него?
а) только в случаях, предусмотренных законодательством
б) в любом случае
в) только по решению суда
г) только по решению врачебной комиссии
Пациент имеет право на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения соответственно договорам ОМС?
а) да в случаях, предусмотренных законодательством
б) нет
в) только по решению ЛПУ
г) только по указанию страховой медицинской организации
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.