ГБПОУ «Самарское хореографическое училище (колледж)»
Конспект внеклассного мероприятия на тему:
«Правильное питание – залог здоровья».
Выполнила: Иванова З.И.
Воспитатель
Самара, 2024 г.
. Цели и задачи:
· ознакомление учащихся о необходимости:
· полноценного питания в подростковом возрасте;
· употребления в пищу доступных и разнообразных продуктов;
· соблюдения режима питания;
· горячих школьных завтраков и обедов.
Форма проведения: беседа с учащимися; групповая работа.
І. Вступительное слово.
Воспитатель: Какое пожелание мы всегда адресуем своим родственникам, близким, друзьям?
Конечно же, здоровья! «Богатство и слава – это ерунда, если нет здоровья». О том, что здоровье – самая большая ценность, всякий из нас начинает задумываться, когда его теряет.
Важнейшими факторами сохранения здоровья является правильно организованное питание и здоровый образ жизни.
Воспитатель: «Для чего человеку нужна еда?». Учащиеся дают ответ.
.
Мы неоднократно говорили с
вами о том, насколько важную роль играет правильное питание в жизни человека.
Детское же питание – вдвойне важный вопрос. Правильно сбалансированное питание
должно сопровождать ребенка с младенческого возраста. Сегодняшний наш разговор
о питании подростков.
Здоровье подрастающего поколения волнует не только их родителей, но и
правительственные круги. Не так давно по приказу Президента была проведена
всеобщая диспансеризация школьников, результатами которой стали неутешительные
показатели состояния здоровья детей.
Так, выяснилось, что количество хронических заболеваний у всех детей школьного
возраста – 290 на одну тысячу человек. При этом, чем младше дети, тем меньше
болезней, а на одного выпускника средних школ приходится уже 2,2 хронических
заболеваний.
Среди заболеваний подростков на первом месте – болезни опорно-двигательного
аппарата, на втором – желудочно-кишечного тракта, на третьем – обмена веществ.
Многие дети страдают анемией. И надо отметить, что большинство заболеваний
непосредственно связано с проблемой питания.
Как это ни печально, в наше время есть дети, которые за неделю не получают даже
100 г фруктов, не говоря уже о недополученном количестве мясных и молочных
продуктов. Многие дети не дополучают и другие жизненно необходимые продукты.
Подростковый возраст, который иначе называется пубертатным возрастом, пубертатным
периодом или старшим школьным возрастом, - период жизни, продолжающийся в
среднем от 10-12 до 15-16 лет у девочек и от 12-14 до 17-18 лет у мальчиков. В
это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим
и психосоциальным развитием, перестройкой функции всех органов и систем.
Принято считать, что подростковый возраст продолжается около 5 лет и
заканчивается с прекращением бурного роста.
Питание играет важную роль в
течении физиологических процессов организма подростка, повышении его сопротивляемости
воздействию болезнетворных факторов. С пищей подросток должен получать белки,
жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, воду. В норме соотношение между
белками, жирами и углеводами должно составлять 1:1:4.
Какое питание необходимо подросткам?
Рацион питания подростков должен быть здоровым и сбалансированным. Он должен
удовлетворять потребности детей в энергии. В рацион должны входить фрукты,
овощи и крахмальные продукты, а также умеренное количество продуктов, богатых
белком, молоко и молочные продукты. Продукты с высоким содержанием
жиров, особенно насыщенных жиров, сахара и соли рекомендуется употреблять лишь
в небольших количествах.
В силу активного роста и гормональной перестройки подростки испытывают
повышенную потребность в белках. Предпочтительнее белки животного
происхождения, которые содержатся в мясе, птице, рыбе. Вегетарианство,
о котором можно говорить во взрослом возрасте, подросткам категорически
противопоказано – следствием может стать железодефицитная анемия.
Нередко подростки испытывают недостаток кальция, что приводит к заболеваниям
опорно-двигательного аппарата: сколиозу и другим нарушениям осанки у
школьников, остеохондрозу и остеопорозу – в более старшем возрасте. Основным
источником кальция являются молоко, кисломолочные продукты, особенно творог.
Удельный вес животного белка в рационе детей и подростков
школьного возраста должен быть не менее 60% от общего количества белка. Жиры
растительного происхождения должны составлять в рационе не менее 30%
от общего количества жиров. В рацион включается молочный жир в виде сливочного
масла (30-40 г/сутки), сметаны (5-10 г).
Легкоусвояемые углеводы (сахара) должны составлять около 20-30% от
общего количества углеводов. Рацион должен
содержать достаточное количество пищевых волокон - не менее
15-20 г/сутки. Оптимальное соотношение в рационе питания детей и
подростков солей кальция и фосфора - не ниже 1,2:1.
В идеале для подростков сохраняется четырехразовое питание.
Завтрак детей должен обеспечивать 25%, обед - 35-40%, полдник - 15%, ужин -
20-25% от суточной потребности детей в пищевых
веществах и энергии.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего
напитка. В качестве закуски на завтрак подаются сыр, салат, порционные овощи,
фрукты, салаты из свежих овощей и фруктов, колбасные изделия (в небольшом
количестве) и т.п.
Завтрак обязательно должен содержать горячее блюдо - мясное,
рыбное, творожное, яичное, крупяное (молочно-крупяное). В завтрак широко используются
молочные каши, в том числе с овощами и фруктами, разнообразные пудинги и
запеканки. Каши можно чередовать с овощными блюдами (овощным рагу, тушеной
капустой, свеклой, морковью в молочном соусе, овощной икрой). Можно готовить
смешанные крупяно-овощные блюда (овощные голубцы с рисом, морковные,
картофельные, капустные котлеты с соусом, запеканки). В качестве основного
горячего блюда может использоваться рыба (припущенная или отварная), отварная
детская вареная колбаса и сосиски (колбаски детские), мясные, мясоовощные,
мясокрупяные, мясосоевые рубленые кулинарные изделия.
В качестве горячих напитков на завтрак используются чай, чай с
молоком, кофейные напитки (без содержания кофе и кофеина), горячие
витаминизированные кисели, горячие компоты из свежих и сухих плодов (фруктов),
молоко, какао-напиток с молоком, чаи из различных видов растительного сырья,
напиток из шиповника и т.п. Если в составе завтрака было горячее блюдо, то в
качестве напитка можно использовать соки, а также витаминизированные напитки.
Обед, как правило, состоит из закуски, первого, второго и третьего блюда
(напитка). В обед обязательно горячее первое блюдо (суп), мясное или рыбное
блюдо с гарниром (крупяным, овощным, комбинированным). На третье обязательно
давать напиток (соки, кисели, компоты из свежих или сухих фруктов),
целесообразно в обед предлагать детям свежие фрукты.
В обед в качестве первых блюд используются самые разнообразные
супы, кроме острых. Можно использовать бульоны - куриный, мясной, рыбный -
готовить из них супы, заправленные овощами, крупами, клецками, фрикадельками. В
питании школьников широко используются вегетарианские и молочные супы.
В качестве вторых блюд используют припущенную
или отварную рыбу, тушеное и отварное мясо, гуляш, мясо по-строгановски
(бефстроганов), тушеные овощи с мясом, запеканки. Широко используются мясные,
мясоовощные, мясокрупяные, мясосоевые рубленые кулинарные изделия. На гарнир
дают тушеные овощи, рагу, а также крупяные гарниры. При приготовлении крупяных
гарниров следует использовать
разнообразные крупы, в том числе овсяную, гречневую, пшенную, ячневую,
перловую, рисовую, которые являются важным источником многих пищевых веществ
(особенно гречневая, овсяная, пшенная).
В рационе питания детей и подростков должны присутствовать молочно-крупяные
блюда (каши). Наряду с крупяными гарнирами в питании используются овощные, в
том числе сложные овощные гарниры, картофель. Нецелесообразно давать в день
более одного крупяного блюда. Поэтому, если, скажем, каша была на завтрак, на
обед и ужин подайте что-нибудь другое.
Полдник состоит из двух блюд - молочного напитка и хлебобулочного
или мучного кондитерского изделия (выпечки), а также, желательно, третьего
блюда - свежих фруктов или ягод.
Ужин обычно состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и
яичных блюд - запеканки, пудинги и т.п.
Непосредственно перед сном можно дать ребенку стакан кисломолочного напитка
(кефира, простокваши, йогурта и т.п.) или молока с хлебом, булочкой, яблоком и
т.п.
Учитывая эти нехитрые грамотные рекомендации, родители смогут помочь своему
взрослеющему ребенку сделать правильный выбор в питании и остановиться на тех
продуктах и блюдах, которые необходимы ему для дальнейшего развития организма.
Подводя итог, учитель читает стихотворение
«Человеку нужно есть».
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Подведем теперь итог:
Чтоб расти – нужен белок.
Для защиты и тепла
Жир природа создала.
Как будильник без завода
Не пойдет ни тик, ни так,
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
Витамины – просто чудо!
Сколько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед нами отвернут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие.
Учитель: «А что значит, по-вашему, правильно питаться?»
Учащиеся дают ответ.
2. Игра «Меню для школьника».
Класс делится на группы.
Воспитатель: Каждая группа должна составить меню, включающее завтрак, обед, полдник и ужин. Помните о том, что это должно быть меню для школьника, включающее в себя разнообразные продукты питания.
Каждая группа составляет меню и вывешивает его на доску.
Медсестра: дает оценку работам групп.
В целом меню составлены правильно. А это значит, что мы поработали сегодня не зря.
ІІІ. Подведение итогов.
Воспитатель: Я вижу, что вы теперь хорошо знаете, как правильно и с пользой для здоровья питаться. Сегодня вы научились составлять рацион питания школьника, следуя которому можно сохранить на долгие годы свое здоровье. Чтобы ваш организм был красивым и здоровым, мы предлагаем всем попить фруктовый сок, богатый витаминами и полезными веществами.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.