Право
ПОНЯТИЕ ПРАВА
Мыслители полагали, что в основе права лежат мера справедливости и добра, мера свободы человека в обществе и в то же время человеческой несвободы.
Право как бы определяет ту границу, за пределы которой не может выходить человек и государство.С зарождением человеческой цивилизации, становлением первых государств происходит осмысление сути и назначения права. Но до сих пор среди ученых идет спор о том, что возникло раньше – государство или право.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРИЗНАКИ ПРАВА. ФУНКЦИИ ПРАВА
1) Нормативность. Право состоит из норм, то есть правил общего характера, адресованных всем людям.
2) Общеобязательность. Правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями.
3) Формальная определенность. Правовые нормы выражены в письменной форме и закреплены в различных источниках права.
4) Системность. Все правовые нормы логически взаимосвязаны, они вытекают одна из другой, образуя целостную систему законодательства.
5) Гарантированность государства. Реализация правовых норм обеспечена принудительной силой государства.
6) Многократность применения. Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.
Функции права.
1) Регулятивная. Право воздействует на поведение человека правовыми средствами.
2) Ограничительная. Право способно охранять основы существующего строя.
3) Гуманистическая. Право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты.
4) Идеологическая. Право способно формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения.
5) Воспитательная. Право развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманности.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Что такое юридическая ответственность?
Юридическая ответственность – это применение мер государственного воздействия, в том числе принуждения, за противоправное деяние.
Юридическая ответственность п р е д п о л а г а е т:
– государственное осуждение;
– меры пресечения государственного принуждения;
– право восстановительные меры, санкции.
В и д ы юридической ответственности:
Уголовная ответственность за преступления.
Административная ответственность за административный проступок.
Дисциплинарная ответственность за дисциплинарный проступок.
Гражданско-правовая ответственность за гражданское правонарушение.
Ответственность:
– материальная;
– финансовая;
– семейная;
– процессуальная.
– Каковы основные принципы юридической ответственности?
(Законность, справедливость, гуманизм, целесообразность, индивидуальность, ответственность только за вину, неотвратимость.)
– Каковы основные отличительные признаки уголовной ответственности от других видов юридической ответственности?
(1. Уголовная ответственность наступает за деяния, предусмотренные УК РФ;
2. Она отличается жесткими санкциями, которые применяются в судебном порядке;
3. Уголовная ответственность – это государственное принуждение к исполнению права.)
2. Что может быть причинами наступления ответственности?
Совершение преступления
Приготовление к преступлению
Покушение на преступление
Соучастие в преступлении
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Уголовная ответственность – это правовое последствие, результат применения норм уголовного права, осуждение от имени государства виновного лица, совершившего преступление.
Таким образом, уголовная ответственность наступает за совершение не любого правонарушения, а только преступления.
Уголовная ответственность как правоотношение возникает между государством и лицом, совершившим преступление.
По своему характеру уголовная ответственность заключается в том, что государство, во-первых, порицает неправомерное поведение человека, совершившего преступление, а во-вторых, наказывает его.
Уголовная ответственность предшествует наказанию. Это означает, что лицо, виновное в совершении преступления, привлекают к уголовной ответственности, а затем суд, рассмотрев уголовное дело, определяет этому лицу наказание.)
Смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Ст. 61, 63 УК.
В законе предусмотрены обстоятельства, при которых, несмотря на внешние признаки совершения преступления, уголовная ответственность не наступает.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния:
– необходимая оборона;
– физическое или психологическое принуждение;
– причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;
– обоснованный риск,
– крайняя необходимость;
– исполнение приказа или распоряжения.
Таким образом, при наличии этих перечисленных в законе обстоятельств уголовная ответственность не наступает, поскольку такие действия направлены на защиту общественных интересов, интересов личности.
Уголовная ответственность несовершеннолетних характеризуется некоторыми особенностями:
a) несовершеннолетнему могут быть назначены не все виды наказания;
б) несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного характера;
в) несовершеннолетний может быть освобожден от наказания с применением к нему принудительных мер воспитательного характера;
г) несовершеннолетний может быть освобожден от наказания и помещен в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.
Вопрос о видах наказания рассматривается коллективно.
В и д ы н а к а з а н и я:
a) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) арест от 1 до 4 месяцев;
д) лишение свободы на срок не выше 10 лет.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
З а д а н и е 1
Из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность.
1) Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. (+)
2) Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружье на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. (+)
3) Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
4) На перемене подросток зашел в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку. (+)
5) Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба. (+)
6) Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. (+)
7) Подростки курили в туалете школы.
8) Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.
З а д а н и е 2
Какая из причин наступления уголовной ответственности описана?
Ситуация 1.
Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело, и Эдуард Вишнев упал, как подкошенный колос, все еще сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой, ожидавшей его неподалеку, слышавшей и грохот рокового залпа, и последний возглас любимого: «Мама!»
Нет, это не умещается в нашем сознании: в наши дни на окраине большого индустриального города обезумевшая от ненависти личность зверски убивает цветущую молодую жизнь... Что это? Случайность? Нелепое стечение обстоятельств? Непоправимая трагическая оплошность?..
(Совершение преступления)
Ситуация 2.
Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из коммерческого киоска партию шоколада. Дело, по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка киоска. Согласие было дано, и они начали подготовку: договорились с малограмотной женщиной-соседкой, что та возьмет у них шоколад и продаст его на рынке; приготовили сумки для выноса краденого; вечером сели напротив киоска и стали ждать, когда он закроется. Но продавец давно обратил внимание на двух подростков, несколько раз покупавших шоколад и при этом внимательно осматривавших все, что находилось внутри киоска. Он обратился к дежурному милиционеру. Тот задержал подростков, при личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки. Опрос соседей показал, что женщина утром ждала «какой-то шоколад на продажу».
(Приготовление к преступлению)
Ситуация 3.
Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер, для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и, обвязав компьютер веревкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти все удалось, но в тот момент, когда компьютер был уже перевязан, в кабинете появились милиционеры. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника – под окнами. Ничего украдено не было, но уголовная ответственность наступила после возбуждения уголовного дела.
(Покушение на преступление)
Ситуация 4.
11 августа в 9 часов вечера я собралась на танцы. Со мной были Люба и Надя Кирилловы, Ира Соколова, мои одноклассницы, Оля Дмитриева, позже присоединилась Лена Коржова. Обе они работают на производстве. В 21 час 30 минут мы за клубом распили три бутылки вина, после чего пришли на танцы. В перерыве мы вышли в парк, где встретили Ольгу Ковалеву. Я начала ее бить кулаками по лицу. После всего этого вернулись на танцы, но никак не могли успокоиться, попросили Олю Дмитриеву вызвать в парк Таню Васильеву. Мы ее избили, нанося удары кулаками по лицу, разорвали ей костюм... По окончании танцев мы встретили на улице Татьяну К., к которой беспричинно придрались и избили.
(Соучастие в преступлении)
З а д а н и е 3
4) Десятиклассник С. шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а потом избили. С. побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих хулиганов и, орудуя палками, нанесли им телесные повреждения. Можно ли считать действия С. (и его друзей) необходимой обороной?
Как он должен был поступить в соответствии с законом?
5) Гражданин Б. напал на прохожего, нанес ему телесные повреждения и, сев на велосипед, попытался уехать. Оказавшийся свидетелем происшедшего Артем П., чтобы помешать Б. скрыться, бросил подвернувшуюся под руку деревянную балку по ходу движения велосипеда. Падая, Б. сломал руку, был поврежден и его велосипед. Подоспевшие милиционеры задержали Б.
Должен ли Артем нести ответственность за вред, причиненный гражданину Б.? Почему?
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
П р и з н а к и г о с у д а р с т в а:
– публичная власть; аппарат управления;система права;суверенитет; гражданство;легальное принуждение; налоги и сборы– нормирование жизни общества; ограниченная территория; политическая деятельность.
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
1. Единая территория, на которой осуществляется власть государства.2. Суверенитет – единство, верховенство государственной власти внутри страны, ее способность принимать самостоятельные решения, а также ее независимость в международных отношениях.
3. Наличие органов власти и управления для решения общих дел.4. Поддержание порядка в стране с помощью законов и специальных органов – армии, полиции, службы безопасности, суда, прокуратуры.5. Право на взимание налогов, которые идут на содержание государственного аппарата и осуществление общественно значимых дел.6. Гражданство, то есть обязательность членства в государстве
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
П о ф о р м е п р а в л е н и я:– монархия (абсолютная, конституционная); республика (парламентская, президентская, смешанная, теократическая)
.П о г о с у д а р с т в е н н о м у у с т р о й с т в у:– унитарное; федерация; конфедерация.П о п о л и т и ч е с к о м у р е ж и м у: демократическая ; авторитарное ;тоталитарное.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВАВ н у т р е н н и е:– консолидация общества; регулирование экономики; защита политической системы; регулирование социальных отношений; – поддержка общественного порядка; создание и реализация законов.
В н е ш н и е: – защита интересов общества на международной арене; оборона страны взаимовыгодное сотрудничество;– участие в решении глобальных проблем; миротворческие акции.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВАСоциальное государство – форма организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия.
Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, социальных, духовных, религиозных и других.
СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
1. Негосударственные социально-экономические отношения и институты.2. Совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей, частных собственников.3. Общественные объединения и организации. 4. Политические партии и движения.5. Сфера воспитания и негосударственного образования. 6. Система негосударственных средств массовой информации.7. Семья. 8. Церковь.
ПРИЗНАКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
1. Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. 2. Самоуправляемость. 3. Конкуренция.4. Свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм. 5. Всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию. 6. Жизнедеятельность базируется на принципе координации. 7. Многоукладность экономики.8. Легитимность власти. 9. Правовое государство. 10. Сильная социальная политика государства.
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Причины возникновения гражданского общества:
1) частная собственность; 2) свободная рыночная экономика; 3) государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан.
Условия возникновения и развития гражданского общества:
1) социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политической дискуссии;2) гласность и высокая информированность граждан.
Условия формирования гражданского общества в Российской Федерации:
1) создание института частных владельцев средств производства, развитие экономической конкуренции;2) ликвидация основ любой безраздельной политической власти;3) укрепление чувства личного достоинства.
ЧТО ТАКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ЧТО ОНО РЕГУЛИРУЕТ?
Что вы делали сегодня с того момента, как проснулись?
Оказывается, практически все ваши действия (включили свет, потом воду, позвонили по телефону, потом поехали на общественном транспорте в школу и т. д.) связаны с приобретением чего-либо, то есть, говоря юридическим языком, вы вступали в имущественные отношения, которые являются составной частью правовых отношений.
Коль скоро мы заговорили об имущественных отношениях, то необходимо дать следующее определение:
Собственник – это лицо, которому принадлежит право собственности на что-либо. Право собственности включает три полномочия: владение, пользование и распоряжение.
Что такое имущество?
Это материальные блага, посредством которых мы удовлетворяем свои духовные и физические потребности. Это пища, одежда, жилище, транспорт, книги и т. д. К материальным благам относится все, что имеет стоимость, цену.
Отношения, возникающие по поводу имущества, регулируются нормами гражданского права, содержащимися прежде всего в Гражданском кодексе.
Гражданские нормы права установили своего рода правила поведения участников таких правовых ситуаций.
Во-первых, все участники таких отношений в правовом отношении равны между собой. С юридической точки зрения любой человек – это физическое лицо, которое имеет правоспособность и дееспособность и соответственно отвечает за свои действия.
Каждая организация есть юридическое лицо, которое имеет определенное имущество и несет ответственность по своим долгам.
Последние определения можно изобразить с х е м о й:
ЧТО ТАКОЕ СДЕЛКА (ДОГОВОР)? КАКИЕ ВИДЫ ДОГОВОРОВ СУЩЕСТВУЮТ?
Большинство гражданских правоотношений возникает в результате сделок.
В гражданском праве есть раздел, называемый обязательственным правом (от слова «обязательство»). Оно регулирует и определяет то, как, на каких основаниях возникают сделки (договоры) и что следует в случае их невыполнения.
Обязательства возникают, если человек, группа людей, предприятие, организация совершают сделку (заключают договор).
Что же такое сделка?
Сделка – это действия лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Возможны односторонние сделки, например, завещание.
Наиболее распространенный вид сделок – договор, то есть двусторонняя или многосторонняя сделка.
Существует множество видов договоров: хранения, дарения, купли-пордажи, страхования, аренды, перевозки, мены, ренты, проката, подряда т.д.
ЧТО ТАКОЕ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ?
Ввиду особой важности правовых отношений в сфере собственности гражданское законодательство устанавливает право собственности, которое регулирует отношения собственности.
Собственность – это отношение собственника к вещи как к своей. Содержание права собственности составляют три правомочия: право владения, право пользования и право распоряжения.
Право владения выражается в фактическом обладании вещью. Право пользования – это использование полезных свойств вещи. Право распоряжения – это определение юридической судьбы вещи: ее продажа, дарение, сдача в аренду и др.
Согласно Конституции РФ в нашей стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Только суд может лишить физическое или юридическое лицо какой-либо собственности.
ПОТРЕБИТЕЛЬ И ЕГО ПРАВА
Потребитель – это гражданин, имеющий намерения заказать, приобрести товары, работы, услуги для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Исполнитель – это организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
О с н о в н ы е п р а в а п о т р е б и т е л язафиксированы в Законе РФ «О защите прав потребителей», Гражданском кодексе и других законах.
Если закон устанавливает права потребителей, значит государство обязано их защищать. Для этого в нашей стране существует Федеральный антимонопольный комитет. Он контролирует соблюдение прав потребителей. Кроме того, существуют органы местного самоуправления, общественные организации – союзы, ассоциации, проводящие экспертизу товаров, защищающие права потребителей. Если этого окажется недостаточно, чтобы защитить и отстоять свои законные права, то надо обращаться в суд
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
З а д а н и е 3
Подумайте:
1. Вы получили учебник в школьной библиотеке.
В каких рамках вы осуществляете в отношении этого учебника право владения, распоряжения?
Проанализируйте эту ситуацию.
2. Ваши родители сняли на лето дачу.
В чем отличие прав вашей семьи по пользованию и распоряжению этой дачей по сравнению с правами соседа по участку, который живет в собственном летнем доме?
З а д а н и е 4
Р е ш и т е з а д а ч и:
1. В связи с угоном автомобиля, которому в период незаконного владения (до возвращения собственнику) был нанесен существенный вред (помят корпус, сломаны тормоза), суд принял решение о сумме возмещения ущерба, которую должен получить законный владелец от виновного в понесенных имущественных потерях.
2. При разводе супругов Н. суд рассмотрел вопрос о разделе имущества, находящегося в общем владении.
3. Орган опеки и попечительства обратился в суд, выразив протест против продажи матерью несовершеннолетнего приватизированной ею квартиры, так как в результате этого ее несовершеннолетний сын оказался лишенным жилой площади. Суд объявил сделку недействительной.
4. Районное жилищное управление обратилось в суд с иском к гражданину П., требуя освободить самовольно занятую им квартиру. Суд удовлетворил иск, одновременно возложив на гражданина П. обязанность возместить судебные издержки истца.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЕЕ ПРИЗНАКИ
При нарушении права, то есть если совершено правонарушение, для правонарушителя наступает юридическая ответственность. Слово «юридический» в переводе с латинского означает «судебный», иначе «правовой».
Юридическая, или правовая ответственность представляет собой совокупность неблагоприятных последствий, возникающих у тех, кто нарушил право.
Основные признаки юридической ответственнсти: во-первых, юридическая ответственность наступает после совершения вполне конкретного правонарушения; во-вторых, она связана с принуждением со стороны государства; в-третьих, юридическая ответственность устанавливается в особом порядке, указанном в законе.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Преступление является наиболее опасным видом правонарушения. Ст. 14 Уголовного кодекса РФ дает следующее определение: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».
Преступления могут совершаться как в форме действия, так и бездействия.
Уголовный кодекс – это свод законов о наиболее опасных деяниях. Он определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает наказание за совершенное преступление.
П р е с т у п л е н и е о т п р о с т у п к а о т л и ч а ю т три признака:
1) совершенное должно быть очень опасным, вредным для человека, общества и государства;2) деяние должно быть противоправным, то есть нарушающим уголовные нормы права, в Уголовном кодексе РФ должно быть указано такое деяние; 3) человек должен быть виновен в совершенном. Без вины нет преступления.
Законом определены следующие основные видыпреступл е н и й:
• государственные (преступления против государства): диверсия, террористический акт, пропаганда войны, национальной розни, шпионаж, бандитизм (организация вооруженных банд с целью нападения на объекты, людей и т. д.), массовые беспорядки и т. д.;
• против личности: убийство, телесные повреждения, изнасилование, оскорбление, клевета и т. д.;
• против собственности: хищение, вымогательство, разбой, мошенничество и т. д.;
• хозяйственные: незаконные охота и рыбная ловля, занятия запрещенным промыслом и т. д.;
• должностные: получение взятки, дача взятки, злоупотребление служебным положением и т. д.;
• против правосудия: заведомо ложный донос, заведомо незаконный арест или задержание и т. п.;
• против порядка управления: сопротивление представителю власти, оскорбление работника правоохранительных органов и т. п.;
• против общественной безопасности, общественного порядка: угон транспортного средства, хищение оружия и боеприпасов и т. д.;
• воинские: дезертирство, мародерство, неповиновение и т. д.;
Что касается п р а в о н а р у ш е н и й, то их разделяют на следующие:
• гражданские – это нарушение норм гражданского права: причинение вреда личности, имуществу, нарушение договора и т. п. (эти правонарушения регулируются Гражданским кодексом – ГК РФ);
• административные – это нарушения норм административного права.
Источником административного права является Кодекс об административных правонарушениях. К ним относится, например, мелкое хулиганство: оскорбление граждан, нарушение общественного порядка.
Таким образом, административный проступок – это еще не преступление. Привлечение к административной ответственности – одно из средств предупреждения преступлений.
НАКАЗАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ЦЕЛЬ
Цель наказания – исправление человека, предупреждение правонарушений. При этом важна не степень суровости и жестокости наказания, а неотвратимость его.
КоАП устанавливает следующие в и д ы административных взысканий: – предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставляемого гражданину (водительских прав, права охоты, рыбной ловли и т. д.);исправительные работы (на срок от 15 дней до двух месяцев); административный арест (на срок до 15 суток).
Особо необходимо н а п о м н и т ь об ответственности несовершеннолетних. Лица, не достигшие 18 лет, могут быть привлечены к административной ответственности. Административная ответственность наступает с 16 лет. С несовершеннолетними работают специальные комиссии по делам несовершеннолетних. Они решают вопросы о мере взыскания за административные правонарушения, на них возлагается организация борьбы с безнадзорностью, правонарушениями несовершеннолетних и координация деятельности всех государственных органов и общественных организаций в этой сфере, а также профилактика, предупреждение преступности несовершеннолетних.
К числу мер, применяемых комиссиями по делам несовершеннолетних, относятся: объявление предупреждения; штраф; возложение обязанности загладить причиненный вред – например, принесение публично или в иной форме извинений потерпевшему; выговор, строгий выговор; передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, под наблюдение трудового коллектива либо общественной организации и т. д.
О с н о в н ы е н а к а з а н и я: обязательные работы, исправительные работы, ограничения по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.
Д о п о л н и т е л ь н ы е н а к а з а н и я: лишение специального, воинского или почетного звания, государственных наград, конфискация имущества.
Н а к а з а н и я, п р и м е н я е м ы е в к а ч е с т в е о с н о в н ы х и дополнительных: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Таким образом, наказание, согласно ст. 43 УК РФ, – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.
Наказание, согласно той же статье, имеет с л е д у ю щ и е ц е л и: восстановление социальной справедливости; исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений осужденным; предупреждение совершения преступлений со стороны других лиц.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Кроме административной и уголовной ответственности существует дисциплинарная ответственность (третий вид юридической ответственности).
Дисциплинарная ответственность – это ответственность за нарушение правил службы, трудовой дисциплины.
В Трудовом кодексе РФ, принятом Госдумой 21 декабря 2001 года (ст. 192), указаны виды дисциплинарных взысканий:
– замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
Ст. 193 Трудового кодекса РФ определяет порядок применения дисциплинарных взысканий. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, а также пребывания его в отпуске. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в госинспекции труда или органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Ст. 144 ТК РФ определяет порядок снятия дисциплинарного взыскания. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Сведения о дисциплинарных взысканиях работникам нельзя заносить в их трудовую книжку, кроме случаев увольнения по соответствующей статье за определенные дисциплинарные проступки.
Дисциплинарные взыскания можно обжаловать в суде
СУЩНОСТЬ МГП
МГП является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.
Международное гуманитарное право:
а) защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных); б) предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях (гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу); в) защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям;
г) запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами, наносят серьезный ущерб природной среде.
Таким образом, МГП устанавливает определенные правила поведения сторон, участвующих в вооруженном конфликте, ограничивает насилие и обеспечивает защиту жертв войны. Оно определяет конкретные категории людей, на которых распространяется правовая защита в условиях вооруженного конфликта: это раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население).
ИСТОЧНИКИ МГП
Основными источниками МГП являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.:
● Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (I Женевская конвенция);
● Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция);
● Конвенция об обращении с военнопленными (III Женевская конвенция);
● Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Женевская конвенция).
Женевские конвенции были дополнены двумя Протоколами от 8 июня 1977 г.:
● Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г, касающийся защиты жертв международных конфликтов (Протокол I);
● Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II).
МГП признает 2 категории вооруженных конфликтов:
1. Международный вооруженный конфликт – это вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами.
2. Немеждународный вооруженный конфликт – это вооруженное противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами.
Большинство норм МГП применяется в период вооруженного конфликта, так как они регулируют отношения между противоборствующими странами в конфликте.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МГП
1. Лица, прекратившие принимать участие в военных действиях, а также лица, не принимающие в них непосредственного участия, имеют право на уважение их жизни, а также психической и физической неприкосновенности. При всех обстоятельствах должно быть гуманным обращение с ними.2. Вести боевые действия разрешается только против вооруженных сил противника. Нельзя нападать на гражданское население и гражданские объекты.3. Сдающегося противника запрещается убивать или наносить ему ранения. С военнопленными следует обращаться гуманно.4. С уважением следует относиться к лицам, использующим эмблемы Красного Креста, Красного Полумесяца или другие защитные знаки, и объектам, обозначенным такими же эмблемами.
5. Участники военных действий ограничены в праве выбора средств и методов нанесения ущерба неприятелю.
Вывод. Стороны в конфликте должны вести себя исходя из принципов гуманности и уважения прав. МГП не допускает в условиях вооруженного конфликта руководствоваться девизом: «На войне как на войне». Оно накладывает ограничения и запреты, устанавливает права и обязанности воюющих сторон, четко предписывает каждому вовлеченному в конфликт, что он должен и что не должен делать.
ТРУДОВОЕ ПРАВО
Трудовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности. Эти нормы регулируются законодательными актами и прежде всего Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 года.
Согласно ст. 1 Трудового кодекса ц е л я м и трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными з а д а ч а м и трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений:
– по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства; разрешению трудовых споров.
Основные принципы правового регулирования трудовых отношений.
Ст. 37 Конституции РФ гласит о том, что труд в РФ свободен. Каждый имеет:
– право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (принудительный труд в нашей стране запрещен);право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также на защиту от безработицы;
право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием законных способов их разрешения, включая и забастовку;
право на отдых, оплачиваемый ежегодный отпуск;право на гарантированное социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности; право на соблюдение трудовой дисциплины и внутреннего распорядка; право на содействие развитию личности работника (совмещение труда с обучением, поощрение творческой активности и т. д.).
Основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка, куда вносятся данные о работе, сведения о поощрениях и наградах.
Работодатель и работник заключают трудовой контракт, в котором работник обязуется выполнять определенную работу по специальности (должности) и правила внутреннего распорядка, а работодатель обязуется выплачивать своевременно заработную плату и создавать необходимые условия труда. Трудовой контракт (договор) заключается в письменной форме на определенный срок (до 5 лет) или бессрочно.
Ст. 69 и 70 Трудового кодекса РФ регулируют порядок медицинского освидетельствования при заключении трудового контракта (договора), а также порядок испытания при приеме на работу.
Трудовой контракт (договор) может быть прекращен вследствие соглашения сторон, в связи со смертью работника, истечения срока трудового договора, вступления в силу приговора суда, которым работник осужден, призыва на военную службу, а также расторжения трудового договора по инициативе администрации в следующих случаях:
– в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; за прогул без уважительных причин; за неявку на работу в течение четырех месяцев из-за временной нетрудоспособности; из-за несоответствия занимаемой должности, либо по состоянию здоровья, либо вследствие недостаточной квалификации; за систематическое неисполнение трудовых обязанностей; за появление на работе нетрезвым, в состоянии наркотического или токсического опьянения; в связи с совершением хищения на работе.
Трудовой кодекс также регулирует особенности труда отдельных категорий работников (несовершеннолетних, женщин и т. д.).
Таким образом, каждый гражданин России имеет право на труд. Это значит, что вы можете свободно выбирать профессию, место работы.
В трудовых правоотношениях все равны: и работник, и работодатель. Закон регулирует их поведение и защищает права работников. Если гражданин считает, что его права нарушены, можно обратиться в суд за их защитой.
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Основополагающим нормативным материалом по семейному праву являются: Конституция РФ и Семейный кодекс РФ.
Все отношения, которые возникают в семье и браке, регулируются Семейным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 1996 года.
В ст. 1 Семейного кодекса установлены основные начала семейного права в Российской Федерации.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения; недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с п р и н ц и п а м и:
– добровольности брачного союза мужчины и женщины (брак – это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи); равенства прав супругов в семье; разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии; обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Кроме того, Семейный кодекс РФ:
– устанавливает условия и порядок вступления в брак, условия прекращения брака и признания его недействительным;
– регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, а также между другими родственниками и лицами;
– определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Семейное право относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
З а д а н и е 2
П о д у м а й т е:
Если вы решили во время каникул поработать, куда вы обратитесь? Какие документы подготовите для приема на работу?
Какие условия должны быть соблюдены при приеме на работу учащихся общеобразовательных школ?
Должен ли гражданин, впервые ищущий работу и не имеющий профессии, представить в службу занятости следующие документы:
а) паспорт;
б) трудовую книжку;
в) справку о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы;
г) документ об образовании;
д) справку о состоянии здоровья.
Согласны ли вы с этим перечнем документов? Если нужно, внесите свои коррективы.
Кому из перечисленных лиц не устанавливается испытательный срок при приеме на работу?
а) Валентину 17 лет;
б) библиотекарю Елене Семеновне с высшим образованием и пятилетним стажем работы;
в) Сергею, демобилизованному из армии.
З а д а н и е 3
Р е ш и т е з а д а ч и:
1. За нарушение дисциплины в общественном месте группа молодых людей в возрасте 17–18 лет была привлечена к административной ответственности. На заседании административной комиссии было установлено, что никто из них не работает и не учится. Один из членов комиссии предложил включить в решение комиссии требование, обязывающее их в течение двух-трех недель поступить на работу или учебу, в противном случае они будут привлечены к работе в принудительном порядке.
Правомерно ли требование о привлечении людей к труду в принудительном порядке?
2. Научно-производственное объединение опубликовало объявление с приглашением на работу нескольких специалистов. При этом были указаны требования к желающим поступить на работу.
Среди них были:– возраст – не старше 30–40 лет;– пол – мужской;– образование – высшее;– национальность – русский;– не принадлежащий к каким-либо партиям.
Законны ли условия, выдвинутые объединением? Свой ответ обоснуйте.
5. Прокомментируйте ситуацию:
Дед Андрея Степан Петрович обожает розыгрыши. Вчера, например, Степан Петрович, собираясь на работу в автохозяйство, попросил внука поискать его трудовую книжку, которую он якобы потерял дома.
В чем заключается розыгрыш?
З а д а н и е 4
Р а с с м о т р и т е с л е д у ю щ и е с и т у а ц и и:
1. В трехкомнатной квартире жили Наталья Васильевна, Виктор Петрович и их дочь – студентка Даша. Недавно Даша вышла замуж и привела в дом мужа – Олега. Молодым выделили комнату. Даша попросила мать по-прежнему вести домашнее хозяйство при условии, что она и Олег будут вносить свою долю денег.
2. Через некоторое время Даша попросила у матери выделить ей место в холодильнике и на полках в кухне, сказав, что хочет сама вести их с мужем хозяйство.
3. Через год после вступления в брак Даша и Олег сумели купить квартиру и переехали от Дашиных родителей. К этому времени у них родился сын Алексей.
Применительно к каждой ситуации определите, о каком количестве семей идет речь.
4. Бабушка воспитывает внука – сына умершей дочери.
5. Одинокая женщина удочерила девочку из детского дома.
Являются ли эти объединения семьями? Свой ответ обоснуйте.
В о п р о с ы и з а д а н и е:
1. Перечислите обстоятельства, являющиеся основанием для лишения родительских прав.
2. Какие вопросы должен рассматривать суд одновременно с решением о лишении родительских прав?
3. Какие обязанности в отношении ребенка остаются у родителей, по лишению родительских прав?
4. На что нацелено лишение родительских прав? Гуманны ли эти нормы?
5. Какие чувства вызывает у вас рассмотрение вопроса о лишении родительских прав?
З а д а н и е 5
Р е ш и т е з а д а ч и, используя статьи Семейного кодекса.
1. При расторжении брака между супругами возник спор о разделе имущества, которое они нажили за 25 лет совместной жизни. За время совместного проживания муж приобрел большую научную библиотеку по специальности, а для жены был приобретен рояль. Муж претендовал на библиотеку и жилой дом жены, который был ею получен по наследству до вступления в брак.
Каким будет решение суда по разделу имущества?
2. Гражданин Гаврилов обратился в суд с иском к жене о передаче ему на воспитание двух его детей и о лишении родительских прав жены. В исковом заявлении указано, что ответчица систематически пьет, ведет аморальный образ жизни, не работает, бьет детей. За детьми ухаживает он сам и его престарелая мать.
Какие последствия влечет за собой лишение родительских прав?
3. За плохое воспитание детей гражданин Лукин был лишен родительских прав, а дети (сын и дочь) переданы на воспитание бабушке. Бабушка предъявила иск Лукину о взыскании алиментов на детей.
Правомерно ли требование уплаты алиментов с лица, лишенного родительских прав?
4. Гражданин Дуров обратился в суд с иском об освобождении его от уплаты алиментов на содержание дочери от первого брака. Дочери 15 лет, она учится в училище, материально обеспечена. Он же, Дуров, содержит жену и тещу преклонного возраста, а ежемесячный его заработок составляет 2 тысячи 500 рублей.
Обоснованна ли просьба Дурова?
КОНСТИТУЦИЯ
КАК ДОКУМЕНТ.
ПРЕАМБУЛА
Главное место в системе законодательства государства занимает конституция.
Конституция (лат. сonstitutio) – установление, учреждение, устройство.
Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.
Так как конституция государства – это юридический, политический и идеологический по своему характеру документ, то ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие конституции.
В отличие от остальных законов к о н с т и т у ц и я:
а) закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;
б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;
в) обладает высшей юридической силой;
г) отличается стабильностью;
д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.
Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).
Учащиеся путешествуют по разделам Конституции, объясняя значение принятия основного закона, содержание основных прав и свобод человека и гражданина, назначение ветвей власти, основополагающие принципы организации местного самоуправления и порядок изменения Конституции.
Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ЧАСТИ КОНСТИТУЦИИ
Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.
Глава 1. «Основы конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России).
Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет ее основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод).
Глава 3. «Федеративное устройство» (определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).
Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы российского государства).
Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и законодательный орган в стране).
Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган).
Глава 7. «Судебная власть» (устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры).
Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления).
Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяется порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пересмотр).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
КОНСТИТУЦИИ. СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ
Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.
Сущность Конституции, ее задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для нее известных правовых пределов, которые она преступить не имеет права.
Ограниченность государственной власти:
1) В обществе существуют высшие социально-нравственные ценности, которые признаются государством в качестве всеобщих и правовых принципов.
2) За личностью признаются присущие ей от рождения неотъемлемые права и свободы.
Отдельные сферы жизнедеятельности людей ограждены от прямого вмешательства со стороны государственных органов, куда государство имеет право вторгаться только на основе закона.
Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
З а д а н и е 1
Заполните таблицу:
Основы конституционного строя |
Статьи Конституции |
Содержание |
1. Народовластие |
Ст. 1, ч. 1, ст. 3 |
|
2. Федерализм |
Ст.1, ч. 1, ст. 5 |
|
3. Правовое государство |
Ст. 1, ч. 1 |
|
4. Разделение властей |
Ст. 10 |
|
5. Приоритет прав человека |
Ст. 2 |
|
6. РФ – социальное государство |
Ст. 7 |
|
7. Суверенитет |
Ст. 4 |
|
8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности |
Ст. 8, ст. 9, ч. 2 |
|
9. Политическое многообразие |
Ст. 13, ч. 3–5 |
|
10. Идеологический плюрализм |
Ст. 13, ч. 1–2 |
|
11. Светский характер государства |
Ст. 14 |
|
З а д а н и е 2
Допишите. Заполните пропуски.
Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, _____________________________ государство с __________________ формой правления. Признание, соблюдение и защита _____________ ___________ – обязанность государства. РФ состоит из республик, краев, городов федерального значения, ____________, ____________ – равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми __________________ и несет ________________________________, предусмотренные ___________________________. В РФ признаются и _______________ равным образом частная, ______________ и иные _________________.
Объясните положения.
1. Ст. 3 Конституции РФ. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления».
2. Что нужно сделать для того, чтобы все обладали равными правами и свободами, закрепленными в Конституции?
Продолжите суждения.
1. Все равны _____________________.
2. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе _____________.
3. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства ____________________________.
4. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным ___________________________.
З а д а н и е 3
Ответьте «да» или «нет».
1. РФ – демократическое федеративное государство.
2. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную и исполнительную власти.
3. Суверенитет распространяется на всю территорию РФ.
4. Религиозные объединения не отделены от государства и равны перед законом.
5. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности.
З а д а н и е 4
Определите, каким главам Конституции соответствуют приведенные положения.
Конституция РФ – главный закон для всей страны. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Соблюдать ее обязаны все граждане России независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языка.
Граждане РФ имеют право участвовать в упавлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.
Все равны перед законом и судом.
Правосудие в РФ осуществляется только судом. Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ.
Общественные объединения равны перед законом. Каждый имеет право на объединение.
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ.
Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя РФ. Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
З а д а н и е 5
Дайте определения понятий:
а) права человека;б) конституция;в) правовое государство;г) федерация;д) президент;е) Федеральное Собрание;ж) правительство;з) суд;и) референдум;к) закон.
Найдите ошибки в тексте.
1. Президент РФ является главой государства.
2. Президент РФ – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
3. Президент избирается на 5 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного избирательного права.
4. Президентом РФ может быть любой гражданин моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 5 лет.
5. Президент издает указы и распоряжения.
Духовная сфера
НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, ЭТИКА
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
Нравственность – это сама жизнь, то есть та часть жизни, которая связана с делами человека, его практическим поведением, реальными действиями.
Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми.
Мораль – результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей.
Этика – философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Этика – совокупность норм поведения.
Человечность – отзывчивость, гуманность.
Человечность – моральное качество, выражающее принципы гуманизма применительно к повседневным отношениям людей.
Слово «мораль» пришло к нам из французского языка (morale – нравственность), а во Францию это слово пришло из Древнего Рима (лат. mоralis – нравственный), но само понятие о морали, то есть определенные правила поведения человека среди людей, существовало задолго до появления слова «мораль». Мораль определяется еще как общепринятое понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Нравы общества и понятия о нравственном поведении формируются в каждом обществе по-своему.
НОРМЫ МОРАЛИ
Мораль – это система нравственных норм, основанная на принципах добра и справедливости. Моральные нормы регулируют поведение и управляют сознанием человека во всех сферах общественной жизни – в экономике и политике, в науке и образовании, в семье и в отношениях между индивидами. Принципы морали имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей, составляя ценностную основу общества, культуру межчеловеческих отношений.
Мораль как регулятивная система появилась в первобытном обществе и в процессе развития не только приобрела исторически конкретный, но и сохранила общечеловеческий характер. Нормы морали формируются в рамках человеческого общежития и воспроизводятся ежедневно. Принуждает к исполнению моральных норм «совокупное давление окружающих», то есть сила общественного мнения.
Нормы морали довольно стабильны и объективно выражаются в общих представлениях. Люди приобретают знания о нормах нравственности в результате воспитания, общения, чтения лучших образцов научной и художественной литературы. Таким образом:
1. Нормы морали, передаваемые из поколения в поколение, не санкционируются государством и не фиксируются в законах и других документах юридического характера.
2. Моральные нормы выражают общественное мнение.
3. Моральные нормы не обязательны для исполнения. Их выполнение обеспечивается не силой государственного принуждения, а внутренним мотивом – совестью. Критерием нравственного поведения служит его оценка с точки зрения общественного мнения.
4. Моральные нормы распространяют свое влияние на более широкую сферу общественных отношений. Здесь на первый план выходят такие этические категории, как добро, зло, справедливость.
5. Моральные нормы более расплывчаты и неопределенны по содержанию и дают широкий простор для их интерпретации
ДОЛГ И СОВЕСТЬ
Долг – это обязанность, помноженная на ответственность.
1. Долг связывает человека с другими людьми, с обществом.
2. В долге различают две стороны:
а) долг общественный;
б) долг моральный.
3. Общественный долг – это все объективные обязанности, которые необходимо в жизни выполнять.
4. Моральный долг не сводится к выполнению обязанностей, это высокоразвитое сознание, обеспечивающее добровольное исполнение долга, по внутреннему нравственному побуждению, из стремления сделать людям добро.
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Французский философ XVI в. Монтень так писал о совести: «Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием».
Раскройте смысл этих слов. В каких случаях и почему совесть преисполняет человека страхом? В чем причина страха? Когда совесть дает человеку уверенность и душевное спокойствие?
Есть философы, которые считают, что человеком движет стремление к счастью, а счастье составляют любовь, красота и чистая совесть. Как вы понимаете, что такое “чистая совесть”? Почему она так высоко оценивается философами?
Некоторые ученые считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. А каково ваше мнение? Обоснуйте его.
Вывод:
1. Совесть – это чувство ответственности за свое поведение.
2. Руководствуясь совестью, человек судит о добром и злом.
ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ, ВИДЫ РЕЛИГИИ
Религия– одна из древнейших форм культуры, важная составная часть духовной сферы.
Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок тысяч лет назад.
На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей одного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.
Большое значение религия имеет и в наше время.
Учебник трактует слово «религия» в двух значениях. Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.
Согласно другому толкованию, религия – это «набожность, святыня, предмет культа».
Число научных определений понятия «религия» так же велико, как и понятий «культура».
Таким образом, само определение понятия «религия» – это уже предмет для дискуссии.
Все религии подразделяются на:
1) архаичные политеистические (многобожие) религии – тотемизм, фетишизм, анимизм;
2) мировые монотеистические (единобожие) религии – буддизм, христианство, ислам.
Архаичные религии.
Архаичные религии– это древние верования, основанные на мифах.
Миф – это фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем человека и общества.
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
Элитарная культура является, безусловно, сложной и трудной для восприятия неподготовленным человеком. Это так называемое высокое искусство. Его девиз – «искусство для искусства». Главная цель тех, кто создает эту культуру, самовыражение.
Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг разбирающихся в искусстве людей.
Коммерческая выгода не является главной целью для создателей элитарной культуры. Элитарная культура способствует появлению уникальных произведений искусства. Это, например, фильмы Феллини, Тарковского, Копполы; картины Пикассо, Сальвадора Дали, музыкальные произведения Шнитке, Дюваля и т. д.
В отличие от элитарной народная культура создается, можно сказать, самим народом, часто неизвестными авторами. Это народные песни, народные танцы, былины, легенды, народные сказки, сказания, эпос и т. д. и т. п.
Устное народное творчество, к которому можно отнести народные частушки, пословицы, поговорки, загадки и т. д., называется фольклором
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, видео- и компьютерная техника, а также современные средства связи способствуют ее распространению.
В западной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая.
Как и в любом другом виде коммерции, неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Телевидение, радио, кинематограф и др. существуют в основном за счет рекламы.
Ярчайшим примером массовой культуры является продукция Голливуда. В настоящее время американский кинематограф заполонил весь мир.
Подобной коммерциализации подверглись также книгопечатание, пресса, музыка, фотография, живопись.
Массовая культура оказывает большое и своеобразное влияние на человека, в том числе психическое. Существует даже такой термин, как «внушение и заражение». В результате такого воздействия массовой культуры человек становится как бы зомбированным, зараженным «бациллами» коллективного настроения массовой культуры. Массовая культура через масс-медиа навязывает человеку своих кумиров, образ мыслей и образ жизни. Поэтому к концу ХХ века массовая культура во многом дискредитировала себя.
В наше время термин «массовая культура» заменен понятием «поп-культура», или «популярная культура». Эта культура, можно сказать, демократична. Она обращена ко всем социальным слоям. И сегодня благодаря современным средствам массовой информации и коммуникации самым широким слоям населения стали доступны многие произведения искусства, в том числе и имеющие высокую художественную ценность.
ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРЫ». ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ КУЛЬТУРЫ
Основой духовной сферы общества является культура (в переводе с лат. – «возделывание, воспитание, образование, развитие»).
Под культурой понимают исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
С точки зрения исторической науки культура – это, по сути дела, все, что создается руками, умом и талантом народа.
Культуру изучают многие науки: культурология, история, археология, эстетика и др. Каждая из них дает свое определение культуры. Этих определений насчитывается до пятисот.
Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Культура народа – это его образ жизни, одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.
В понятие «культура» входят также социально-бытовые правила, принятые в обществе жесты вежливости, этикет, гигиенические привычки
Таким образом, культура – это сложная многоуровневая система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира.
Движущие силы развития культуры – это:
1) противоречие между социализацией и индивидуализацией личности, то есть с одной стороны человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой – стремится сохранить индивидуальность своей личности;
2) противоречие между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку, то есть норма и свобода – два полюса, два борющихся начала;
3) противоречие между традиционностью культуры и ее обновлением.
Все эти противоречия характеризуют культуру и являются источниками ее развития
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
Мы уже отметили, что культура – это многоуровневая система. Так, выделяют мировую и национальную культуры. Кроме того, различают материальную культуру – это культура труда и материального производства, культура быта, культура отношения к собственному телу, физическая культура, и духовную.
Собственнодуховнаякультура выступает многослойным «пирогом» и включает в себя познавательную и интеллектуальную, а также философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную культуру.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Главная задача культуры – всестороннее развитие человека. Отсюда главной ф у н к ц и е й к у л ь т у р ы является человекотворческая, или гуманистическая. Все другие функции связаны с ней.
Информационная функция. Культура передает социальный и исторический опыт человечества, является как бы памятью человечества.
С информационной непосредственно связана познавательная функция культуры.
Следующая функция культуры – нормативная. Эта функция опирается на мораль и право и регулирует поведение людей в обществе.
Ценностная функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура формирует определенные ценностные потребности и ориентации.
Таким образом, стержнем культуры выступают ценности. Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Ценности для разных людей и социальных групп могут быть различными, но среди них есть фундаментальные, общечеловеческие – Добро, Любовь, Справедливость. Эти ценности понятны всем людям, всем народам.
Общество
СТРАНА, ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО
Страна |
Государство |
Общество |
Часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом |
Политическая организация страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру управления (правительство, парламент) |
Социальная организация страны, основой которой является социальная структура |
ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматривая общество как систему, мы неизменно приходим к выделению его основных элементов и подсистем. К числу последних относятся сферы общества. Выделяются четыре основные сферы:экономическая, социальная, политическая и духовная. Каждая из них охватывает свой круг общественных отношений и институтов.
Дискуссионным остается вопрос о соотношении этих сфер и выделении одной – приоритетной.
Сторонники этой точки зрения считают, что мысли человека, идеи, представления предшествуют его практическим действиям. Прежде чем совершить реальный поступок, человек ставит себе цель, выбирает лучший путь ее достижения, прогнозирует возможный результат. В глобальном масштабе крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям.
|
Это наиболее компромиссный из трех подходов. Сторонники этой точки зрения считают, что каждая сфера общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития. |
ОТЛИЧИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ОТ ПОВЕДЕНИЯ ДРУГИХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ
Человек |
Другие живые существа |
1) Приспособление и преобразование природной среды (производящий характер труда) |
1) Приспособление к природным условиям |
2) Исторически сложившаяся программа действий, сама определяет свою цель – целеполагание |
2) Основа поведения – инстинкты, биологическая программа поведения. Целесообразное поведение |
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДВА КРАЙНИХ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Как правило, человек критически оценивает результаты своей деятельности. Здесь возможны два крайних результата (успех и неудача) и два варианта подхода к ним.
Результат представляет собой:
успех Чувство радости, удовлетворения, |
неудачу Чувство огорчения,
неудовлетворения, несчастья. Появление отрицательной |
ДВА КРАЙНИХ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ДВА КРАЙНИХ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ДВА КРАЙНИХ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Как правило, человек критически оценивает результаты своей деятельности. Здесь возможны два крайних результата (успех и неудача) и два варианта подхода к ним. |
В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Как правило, человек критически оценивает результаты своей деятельности. Здесь возможны два крайних результата (успех и неудача) и два варианта подхода к ним. |
В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Как правило, человек критически оценивает результаты своей деятельности. Здесь возможны два крайних результата (успех и неудача) и два варианта подхода к ним. |
|
|
|
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
ДВА КРАЙНИХ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ДВА КРАЙНИХ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ДВА КРАЙНИХ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Как правило, человек критически оценивает результаты своей деятельности. Здесь возможны два крайних результата (успех и неудача) и два варианта подхода к ним. |
В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Как правило, человек критически оценивает результаты своей деятельности. Здесь возможны два крайних результата (успех и неудача) и два варианта подхода к ним. |
В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Как правило, человек критически оценивает результаты своей деятельности. Здесь возможны два крайних результата (успех и неудача) и два варианта подхода к ним. |
|
|
|
Результат представляет собой: |
Результат представляет собой: |
Результат представляет собой: |
|
|
|
Социальная структура
ФОРМЫ ОРГАНИЗОВАННОГО ПРОТЕСТА
Формы организованного протеста |
|
Открытый пассивный протест |
Митинги, демонстрации, забастовки, стачки |
Скрытый пассивный протест |
Террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота |
Открытый активный протест |
Невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу |
Скрытый активный протест |
Подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей |
СОВРЕМЕННАЯ
СТРАТИФИКАЦИЯ
РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Общество считается тем благополучнее и развитее, чем большую часть его составляет средний класс (Швеция, Норвегия, Германия) по сравнению с другими классами.
Этническая структура (народы, нации).
Демографическая структура (возраст, пол).
Классовая структура (слои общества).
Профессиональная структура (профессии) и т. д.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
1-я фаза Социальная адаптация |
|
2-я фаза Интериоризация |
Приспособление: – к социально-экономическим условиям; – ролевым функциям и социальным нормам, социальным группам и организациям, выступающим в качестве среды жизнедеятельности |
личность активность и автономность индивидуальное сознание |
Процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных ценностей и норм во внутреннее «Я» обусловлен структурой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом |
ГРАЖДАНСКИЙ БРАК: «ЗА» И «ПРОТИВ»
Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников) |
Отрицательные стороны гражданского брака |
– Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни. |
– Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений. |
– Гражданский брак может стать временной формой личной жизни. – Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5–7 лет распадаются |
Они лишены определенного социального статуса. – Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов. – Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети. – В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права супругов и детей |
Экономика
КОМАНДНАЯ (ПЛАНОВАЯ) ЭКОНОМИКА
Положительные стороны |
Негативные стороны |
1) Устойчивое развитие без экономических кризисов. |
1) Отсутствие экономических мотивов к трудовой деятельности (зарплата не служит стимулом к труду). |
2) Низкие цены. |
2) Постоянный дефицит товаров. |
3) Отсутствие безработицы. |
3) Низкое качество продукции. |
4) Гарантированная зарплата |
4) Расточительное отношение к ресурсам. |
|
5) Формирование психологии социального иждивенчества у значительной части населения |
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
Положительные стороны |
Негативные стороны |
1) Направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров. |
1) Подвержена нестабильному развитию со спадами и инфляционными процессами. |
2) Способно повышать качество товаров и услуг |
2) Несет в себе опасность безработицы. |
|
3) Может усилить имущественную дифференциацию |
МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ
1. Традиционная экономическая система: земля и капитал находятся в общинной собственности. Ресурсы распределяются в соответствии с традициями. Традиционные занятия. Основные экономические вопросы не стоят. Экономическая система неэффективна.
2. Рыночная экономическая система: земля и капитал находятся в частной собственности. Ресурсы распределяются рыночными механизмами. Главные вопросы решает сам производитель, действуя по законам рынка.
Преимуществами этой системы являются: частная хозяйственная инициатива, предприимчивость, основанные на праве частной собственности и на рыночной организации распределения органических ресурсов.
3. Командная, или плановая, экономика – такая экономика, при которой земля, капитал, средства производства находятся в собственности государства, ограниченные ресурсы распределяются государством в соответствии с планами. Главные вопросы экономики решает также государство, а именно определенные государственные организации, органы управления.
В плановой системе люди социально более защищены. Здесь стабильные цены. Однако тут же: дефицит товаров, уравниловка в оплате труда, низкие предприимчивость и инициатива производителей. Все, что дает государство, оно сначала забирает.
Командная экономическая система была внедрена и в период ее расцвета распространилась более чем на третью часть всего населения Земли.
4. Смешанная экономика. В этой системе одновременно действуют и «невидимый» рыночный механизм регулирования, и государственное регулирование.
Смешанная экономическая система появилась не случайно. Она как бы призвана нивелировать недостатки рынка и командной экономики.Как правило, современное государство вмешивается в экономику по двум основным п р и ч и н а м:
во-первых, не все потребности общества рынок может удовлетворить лучше, чем государство (например, оборона страны, крупные научные, образовательные и другие проекты);
во-вторых, государственное регулирование необходимо для того, чтобы смягчить негативные последствия рынка (безработица, проблема бедности, ущерб окружающей среде и т. д.).
В смешанной экономике превалирует частная собственность, но вместе с тем существует и значительный государственный сектор (в него входят предприятия, которые полностью или частично принадлежат государству), однако деятельность этих госпредприятий в командной экономике, а именно в смешанной экономике госпредприятия, характеризуется следующим:
– не получают от государства планов;
– работают по рыночным законам;
– вынуждены на равных конкурировать с частными предприятиями.
Главные экономические вопросы в смешанной модели экономики решаются производителями по рыночным законам. Экономические ресурсы распределяются по рыночным законам. Однако часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
№ п/п |
Командная экономика |
Рыночная экономика |
|
1 |
2 |
1. |
Государственная собственность на все или почти все материальные ресурсы, предприятия |
Различные формы собственности, включая частную |
2. |
Централизованное планирование. Государственные органы управляют экономикой через разработку и реализацию планов |
Свобода предпринимательства. Ограниченная роль государства |
3. |
Прямое распределение экономических ресурсов, финансов, продукции |
Предприниматели самостоятельно решают вопросы снабжения, производства и сбыта продукции |
4. |
Экономический порядок обеспечивается путем введения жестких административных и уголовных мер. Принуждение к труду |
Личный интерес как главный мотив экономического поведения |
5. |
Фиксированные цены и унифицированная зарплата |
Цены и зарплата определяются на основе рыночной конкуренции |
ЧТО ДАЕТ КОНКУРЕНЦИЯ?
«+» |
«–» |
– Ограничивает возможность возникновения монополий, которые могут взвинчивать цены; – создает возможность выбора для потребителя; – заставляет экономику гибко реагировать на изменения обстановки; – способствует внедрению технических изобретений в производство, улучшению качества продукции |
– Постоянное разорение мелких производителей; – отвлечение больших средств на рекламу; – использование нечестных методов борьбы (подкуп работников, промышленный шпионаж) |
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
Снижение издержек |
Рост доходов |
Снизить цену |
Улучшить качество и повысить за счет этого цену |
Снизить сопутствующие расходы (доставка, установка) |
Наладить выпуск новой продукции |
Снизить риск изготовления некачественного продукта |
Увеличить количество продаваемых товаров |
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Достоинства |
Недостатки |
1 |
2 |
– В рыночной экономике широко распространен кредит (предоставление ссуд, займов), который может понадобиться, например, предпринимателю, испытывающему нужду в деньгах. Кредит должен быть возвращен с процентами. Банковский процент для банкира является источником дохода. |
– Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. – Не стимулирует крупные проекты, не дающие быстрой выгоды |
– Направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров. – Поощряет рациональную и эффективную хозяйственную деятельность. – Быстро откликается на потребности в новых товарах. – Оптимально использует результаты научно-технической революции. – Способна удовлетворять разнообразные потребности, повышать качество товаров |
– Не обеспечивает фундаментальные исследования в науке. – Нестабильное развитие со спадами и инфляционными процессами. – Несет в себе опасность безработицы. – Может значительно усилить имущественную дифференциацию |
Политика и право
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
(наиболее важные направления
деятельности)
Функции государства – главное направление деятельности по осуществлению стоящих перед государством задач развития гражданского общества и взаимоотношений с мировым сообществом.
ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА
Существуя
на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием
всего общества, будучи неразрывно связанным
с ним.
Основания для классификации |
Типы государства |
1. Форма правления |
Монархия: а) абсолютная б) конституционная. Республика: а) президентская б) парламентская в) полупрезидентская. |
2. Приоритетные функции |
Военное (полицейское) Правовое Социальное |
3. Административно-территориальное устройство |
Унитарное Федерация |
4. Социально-экономическая, классовая природа |
Рабовладельческая Феодальная Буржуазная Социалистическая |
5. Устойчивость политической жизни |
Стабильное Неустойчивое |
6. Политический режим |
Тоталитарное Авторитарное Демократическое |
ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Виды |
Характеристики |
Примеры |
1 |
2 |
3 |
Демократические |
– Выборность высших должностных лиц; – равенство граждан перед законом; – справедливый суд; – защита прав человека; – признание народа высшим источником власти; – подчинение меньшинства большинству с учетом интересов первых; – законопослушность; – защита частной собственности; – контроль гражданами действий государственных органов; – взаимная ответственность за принимаемые решения; – терпимое отношение к различным взглядам; – поиск компромиссов в конфликтных ситуациях; – идеологическая свобода; – все незапрещенное – позволено; – наличие гражданского общества |
ФРГ, США, РОССИЯ |
Тоталитарные |
– идеологизация и политизация жизни общества; – полный контроль над гражданами; – все непредписанное – запрещено; – ликвидация частной собственности; – отсутствие реальных гарантий прав человека; – административно-командная система управления; – распределительная система; – милитаризация экономики; – постоянный поиск внешних и внутренних врагов; – разветвленная репрессивная система; – обожествление политических лидеров; – большое влияние массовых настроений; – создание и культивирование обстановки страха |
Режим Гитлера, Сталина, Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена… |
Авторитарные |
– формирование властных структур путем назначения; – замкнутость и закрытость правящей элиты; – бесконтрольность власти; – разветвленная система привилегий; – преследование личной инициативы; – запрещение оппозиции; – нарушение прав человека; – сохранение рыночных механизмов и частной собственности; – господство одной идеологии; – настороженное отношение к любым переменам и реформам; – преобладание обязанностей над правами |
Режим Франка, Пиночета, абсолютные монархии в средние века |
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Российское государство имеет свои отличительные черты. Они перечислены в первой главе Конституции РФ. (Работа с документом.)
1. Демократическое, федеративное, правовое с республиканской формой правления.
2. РФ признает наивысшей ценностью права и свободы человека, а их защиту – своей обязанностью.
3. Носителем суверенитета и единственным источником власти является народ.
4. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.
5. Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
6. Под защитой государства находятся все формы собственности.
7. Государственная власть осуществляется на основе разделения властей.
8. Россия – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
9. Символами Российского государства являются:
– бело-сине-красный флаг;
– герб: красный четырехугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена; на щите – золотой двуглавый орел с поднятыми вверх и расправленными крыльями, головы орла увенчаны коронами, в центре над ними большая корона, короны соединены лентами; в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава; на груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, под ногами коня – опрокинутый на спину черный дракон. В руке всадника – серебряное копье, которым он поражает дракона;
– гимн (слова С. В. Михалкова, музыка А. В. Александрова
ЧЕТЫРЕ ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА «ПРАВО»
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ПРАВЕ
СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ ПРАВА
ПРИЗНАКИ ПРАВА
ОТЛИЧИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ
ОТ ИНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Социальные нормы |
Правовые нормы |
1. Регулируют разные отношения |
1. Правовую норму устанавливает государство |
2. Адресованы разным людям |
2. Адресована всем членам общества |
3. По-разному создаются и доводятся до сведения |
3. Должна иметь письменную форму и содержать законы, то есть нормативно-правовые акты |
4. Заставить исполнять эти нормы можно по-разному |
4. Охраняется и защищается государством |
ИСТОЧНИКИ ПРАВА
Источник (форма) права – это внешний способ его выражения, придания ему общеобязательного юридического значения.
Виды источников права разнообразны.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть с х е м у:
СИСТЕМА И ОТРАСЛИ ПРАВА
Учащимся необходимо пояснить, что право имеет сложную структуру. Для наглядности можно использовать схему, объясняющую суть понятий.
СИСТЕМА И ОТРАСЛИ ПРАВА
Учащимся необходимо пояснить, что право имеет сложную структуру. Для наглядности можно использовать схему, объясняющую суть понятий.
ИЕРАРХИЯ
(СОПОДЧИНЕНИЕ)
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.