Приложение 4.2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Правописание корней – раст – рос -
Учитель русского
языка
и литературы
Бакулина И.А.
Г. Инта
2017-2018 учебный год
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: освоение способа действия при выборе букв о-а в корнях –раст-, -рос-, -ращ-.
Задачи урока:
1. Образовательные:
выявить условия выбора букв о-а в корнях –раст-, -рос-, -ращ- ;
формировать навык написания корней –раст-, -рос-, -ращ-;
развить умение формулировать определение понятий;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
2. Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
o развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
o развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
o развивать умение применять новые знания;
o развитие творческих, речевых способностей учащихся;
o формирование логических умений;
o развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
o развитие умения формулировать проблему;
o развитие умения групповой и парной работы.
3. Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
o создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
o взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Личностные: - уважительное отношение к родному языку;
-стремление к речевому самосовершенствованию;
- пополнение словарного запаса;
-способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные: -овладение изучающим видом чтения;
- умение воспроизводить прочитанный текст;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
- взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные: - развитие творческой самостоятельности;
- владение разными видами речевой деятельности;
- умение воспроизводить прочитанный текст;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
Основные понятия: корень, морфема, фонетика.
Ресурсы: 1) М. Т.Баранов, Т. А.Ладыженская. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. М.: Просвещение, 2012.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор.
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Мотивация к учебной деятельности.
3) Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
4) Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
5) Приобретение новых знаний.
6) Первичное закрепление во внешней речи.
7) Промежуточная рефлексия.
8) Физминутка (пауза релаксации).
9) Самостоятельная работа с самопроверкой.
10)Включение в систему знаний и повторение.
11)Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
12)Информация о домашнем задании (комментирование).
№ п/п |
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
1. |
Организационный этап. |
УУД: коммуникативные,личностные. Цель: учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность. |
-А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё на месте, всё ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? |
Включение в работу |
|||
2. |
Мотивация к учебной деятельности. |
УУД: личностные, коммуникативные. Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Приветственное слово учителя. Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем: «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография». С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? - Что такое орфограмма?
А для чего мы должны изучать орфограммы?
Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? |
Приветствие учащихся. Запись даты в тетрадях.
Орфограмма.
Ошибкоопасное место. Чтобы быть грамотными людьми.
Да, конечно. Безударные проверяемые и непроверяемые гласные. -лаг-, -лож-
|
|||
3. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. |
ЦЕЛЬ: актуализировать знаний детей по теме. УУД: регулятивные, коммуникативные. Создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
1.Проверка домашнего задания упр.450 (Слайд 1)
2. Самостоятельная работа с новым материалом. Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы: С.довник, р.стение, р.сточек, прил.жить, изл.гать, выр.щенный, в.дяной, выр.с. (Слайд 2)
Фронтальная беседа по вопросам: - Сравните. Все согласны с таким делением слов на группы? Дополнения есть? - На какие группы разделили слова? - Что объединяет корни слов первого столбика? - Что объединяет корни слов второго столбика? - Все ли пропущенные буквы в корнях второго столбика вы вставили? |
К доске выходит 1человек: - задача – распределить слова по группам - задача остальных :распределить по группам и записать в тетрадь Проверка работы. |
|||
4. |
Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности. |
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность УУД: познавательные, коммуникативные. |
- Почему вы затруднялись вставлять пропущенные буквы? Может, мы чего-то не знаем? - Итак, какова наша с вами учебная задача? - Какую цель преследуем на уроке? - Что сегодня предстоит нам выяснить? - Сформулируйте тему урока. 1. Выяснить, когда пишется о, а когда а в корнях раст-, -рос-, -ращ- 2. Потренироваться в написании слов с этими корнями. (Слайд 3) |
Дети формулируют тему и цели урока После ответа детей открывается презентация с названием темы урока. Научиться правильно писать слова с корнями –раст-, -рос-, -ращ- Запись темы урока в тетради |
|||
5. |
Приобретение новых знаний. |
ЦЕЛЬ: приобретение новых знаний. УУД: регулятивные, познавательные. |
-Давайте проверим, правы ли вы. Откройте учебники на странице 35. Прочитайте правило. (Слайд 4) |
Учащиеся читают правило, делают выводы. |
|||
6. |
Первичное закрепление во внешней речи. |
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные, познавательные. |
Предлагаю следующее задание выполнить в парах. (Слайд 5) Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании. Растение, вырос, выращивать, росток, растительный, росли, растёт.
Все ли справились с заданием? |
Учащиеся доказывают, в каких словах пишется о, а когда а в корнях раст-, -рос-, -ращ- |
|||
7. |
Промежуточная рефлексия. Работа с алгоритмом. |
ЦЕЛЬ: обобщить, сделать выводы, самооценка. УУД: познавательные, регулятивные. Комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма. |
- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний. -Ребята, перед вами алгоритм, который поможет вам запомнить правило. (Слайд 6)
- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? - Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? - Как бы вы оценили свою работу? |
Ученики проговаривают шаги алгоритма. Выделить корень, подчеркнуть согласную корня: перед «СТ» и «Щ» пишем «А», а перед «С» - «О».
Самооценка |
|||
8. |
Физминутка. |
Цель: пауза релаксации. |
|||||
9. |
Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов. |
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные. Отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия. |
Выполним упражнение №451 на новое правило из учебника. Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Выполнение задания с помощью мультимедийного проектора. (Слайд 7) Оцените свою деятельность:
|
Записи в тетрадях. 1 ученик у доски. Ученики проговаривают условия написания корней- РАСТ-РОС-РАЩ-
Самооценка
|
|||
10. |
Включение в систему знаний и повторение. |
ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания. УУД: познавательные, коммуникативные, Регулятивные. |
- Выполним упражнение№453 по цепочке. - Определите «третий лишний». (Слайд 8) |
Объясняют условия выбора орфограмм. Работают над своей устной речью. Отрабатывают правило. Комментированное письмо. |
|||
11. |
Рефлексия. |
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка. УУД: познавательные, регулятивные. |
- Какую цель мы поставили в начале урока? – Выполнили мы цель? Научились писать слова на это правило? - Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? - Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? - Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)? - Кто доволен своей работой на уроке? (Слайд 10) |
Оценка работы класса. Самооценка. |
|||
12. |
Объяснение домашнего задания. |
По выбору:1. Выполнить упражнение №437 из учебника. 2. Написать небольшой рассказ «На пришкольном участке, употребляя слова и словосочетания с корнями РАСТ-РОС-РАЩ. (Слайд 11, 12) |
Записывают задания в дневники. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.