Тема: Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.
Цели: 1.познакомить с окончаниями имён существительных трёх склонений в дательном падеже.
2.Развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать у учащихся умение осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных.
3.воспитывать аккуратность, терпение, любознательность.
УУД:
Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решений задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение; анализ объектов сцелью выделения их признаков; синтез;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Регулятивные: постановка учебной задлачи; сличение способа действия и его результата сзаданным эталоном; оценивание качествыа и уровня усвоения материала;
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания. Слайд 3,4
Дд Дд Дд до ди де жд
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
Какое слово здесь лишнее? Почему?
3.Самоопределение к деятельности. Запись на доске.
-Прочитайте внимательно слова и скажите, что общего у всех этих слов.
*К мальчику, по лужку, по балкону, к девушке.
-О каком падеже мы сегодня будем говорить?
-Сформулируйте тему урока.
-Придумайте свои существительные в дательном падеже.
- Сегодня у нас в гостях дательный падеж имён существительных.
- Назовите вопросы дательного падежа. (Кому? Чему?)
- Какие предлоги употребляют со словами в дательном падеже?(К , по.)
3. Объяснение нового материала.
- Объяснить новый материал мне помогут мои помощники.
В этой роли выступают ученики класса. Слайд 5
Подходил к вод …
к речк …
к парт …
к дочк …
*На доске висит таблица. По мере объяснения таблица заполняется.
*Объяснение “маленького учителя”( читает запись на таблице)
Подходил к воде, к речке, к парте, к дочке. Слайд 6.
- Это существительные 1 склонения
* подписывает над существительными 1 скл.
- Подходил к чему? к кому?
*вписывает вопросы
- Существительные стоят в дательном падеже.
*подписывает Д.п.
- Подходил к воде- окончание е, это окончание ударное (обозначает знак ударения)
-Мы знаем правило, что существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания. Значит, к речке – пишу окончание е. ..
- Какое окончание имеют существительные 1 склонения в дательном падеже?
*Аналогично проводится работа над словами 2 и 3 склонения
”Идёт к стол …
к кон …
к петушк …
к мор …
- Как вы думаете в каких склонениях при написании окончаний могут возникнуть трудности?1 скл. - Е 3 скл. - И
- Почему?
ФИЗМИНУТКА. Слайд 7
Упр. срт. Слайд 8
-Сегодня мы потренируемся писать окончания дательного падежа у имён существительных в 1 и 3 склонениях, т.к. во 2 склонении написание окончаний не вызывает трудностей.
4. Закрепление нового материала.
*Учитель диктует словосочетания, учащиеся записывают их в тетрадь, объясняя почему выбрал именно это окончание.
Бежал по деревне, писал по тетради
Подарил дочери, скачет по дорожке
Дорога к нефти, гуляла по аллее
Экскурсия по Сибири, плывёт по водице
Пришила к шубе, подошёл к площади
Письмо сестре, вернулся к сирени
Бежал по тропке, учил стойкости
5. Упр. стр.
*проверка
*На полях в тетради ставят отметки в баллах
Вывод:
В 1 скл. у им. сущ. – окончание Е
В 3 скл. у им. сущ. - И
6. Самоконтроль (от лёгкого материала к более сложному)
*Учащиеся должны увидеть свои ошибки сразу же после работы
1 задание – минимум по программе. Обязательно определяется время на работу.
2 задание – связь с другими темами
3 задание – необычное, самое трудное
Оценивается работа в баллах
1 задание Слайд 9
-Спиши словосочетания, вставив пропущенные буквы, подпиши склонение и падеж, выдели окончание. Вам на выполнение этого задания 3 минуты.
Шёл к избушк…, возил по пассажир…, сообщил по связ….
*Проверка. На доске открывается запись Слайд 10
Шёл к избушке- 1, Д.
Возил по пассажиру – 2, Д.
Сообщил по связи – 3, Д.
-Кто выполнил так же? Вы можете поставить себе 5 балла.
*Если у учащихся есть ошибки они баллы себе не ставят.
2 задание Слайд 11
-Составь и запиши словосочетания в дательном падеже, если надо используй подходящие по смыслу предлоги. Подпиши склонение и падеж. На выполнение этого задания 4 минуты.
Помогать (мама) , подлетел (сирень), плыл (поверхность). Слайд
-Проверка. На доске открывается запись Слайд 12
Помогать маме – 1, Д.
Подлетел к сирени – 3, Д.
Плыл по поверхности – 3, Д.
Кто выполнил так же? Вы можете поставить себе 4 балла.
3 задание Слайд 13
-Определи различие в значениях словосочетаний. Запиши вопрос, определи падеж, вставь окончание.
Подарок ( ) бабушк… , подарок ( ) бабушк…, письмо ( ) дедушк…, письмо ( ) дедушк…
*Проверка. На доске открывается запись . Слайд 14
Подарок (кому?) бабушке Д.
Подарок (кого?) бабушки Р.
Письмо (кому?) дедушке Д.
Письмо (кого?) дедушки Р.
-Кто выполнил так же? Вы можете поставить себе 5 баллов.
ФИЗМИНУТКА Слайд 15
7. Итог урока
-Чему учились?
Примерная контрольная работа на дательный падеж имён существительных .
1)Поставь вопрос к существительному.
Определи склонение и падеж.
Вставь окончания. Слайд 16
Бежал по деревн…, писал по линейк…, подарил дочер…., скачет по дорожк…, гуляла по алле…, подошёл к площад…, экскурсия по Сибир…, письмо сестр…, вернулся к сирен… .
Выполните тест. Определите, в каких словосочетаниях существительное употреблено в дательном падеже. Если слово в дательном падеже – обводите букву в столбике. Слайд 17
А |
нырнул в воду |
М |
иду по дороге |
К |
пишу сочинение |
Б |
привез на берег |
О |
бежать к маме |
Ж |
подарок от дочери |
Л |
гулять по парку |
Е |
сидеть под деревом |
Ц |
сижу за партой |
О |
подарить Коле |
М |
читал книгу |
Д |
плыл по реке |
Н |
рассказал о празднике |
Е |
купил другу |
Ц |
подъехал к дому |
Выполните тест. Определите, в каких словосочетаниях существительное употреблено в дательном падеже. Если слово в дательном падеже – обводите букву в столбике. Слайд 18
М |
иду по дороге |
О |
бежать к маме |
Л |
гулять по парку |
О |
подарить Коле |
Д |
плыл по реке |
Е |
купил другу |
Ц |
подъехал к дому |
Подведём итоги: слайд 19,20
Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я смогу сказать.
С предлогом «к» и «по» дружу,
Но и один гулять хожу.
• сегодня на уроке я узнал...
• было трудно…
• я понял, что…
• я научился…
• я смог…
• было интересно узнать, что…
• меня удивило…
Оценивание. Слайд 21
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.