Конспект открытого урока по русскому языку в 4 «Б» классе
Тема: «Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе»
Цель: освоение первоначальных знаний о склонении имён существительных во множественном числе, правописании безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.
Воспитание интереса к русскому языку, стремление использовать полученные знания в повседневной жизни.
Формирование личности к способной творческой деятельности.
Задачи:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: организовать себя на урок, формирование положительных мотивов учения, мотивировать себя к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Осознание ответственности за общее дело.
Нравственно-этическое оценивание собственной успешности выполнения задания.
Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха- не успеха в учебной деятельности.
Коммуникативые УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать и понимать речь других
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Познавательные УУД:
Анализирование, сравнение, выделение сходства и различия, опираясь на знания и жизненный опыт.
Постановка и формулирование проблемы после предварительного обсуждения. Построение логической цепи рассуждения. Использование знаково-символических средств. Выполнение действий по алгоритму, построение логической цепочки рассуждений. Умение применять новое знание, сравнивать, классифицировать. Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Выполнение действий по алгоритму, перерабатывание полученной информации, делать выводы на основе обобщения знаний.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Использовать волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения. Самостоятельная, адекватная оценка правильности результатов действия, внесения необходимых корректив
Тип урока. Урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, группах, индивидуальная.
Методы: проблемно-деятельностный подход, частично-поисковый, фронтальная беседа
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте!
Ребята, какой у нас сейчас урок? (урок русского языка).
Какое сегодня число?
Какой день недели?
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех,
И каждый из нас ощутит свой успех.
Прежде чем приступить к проверке домашнего задания, давайте вспомним правила поведения на уроке.
· Во время урока веди себя тихо и спокойно;
· не разговаривай с соседями;
· не отвлекайся на посторонние вещи;
· выполняй всё, что говорит учитель;
· подними руку, если хочешь что-то спросить у учителя;
· не кричи с места;
· не перебивай своих одноклассников, если они отвечают.
II. Основная часть
Проверка домашнего задания.
- Какое было домашнее задание? (Страница 134, упражнение 219)
-Правильно. Давайте проверим. Вам нужно было поставить имена существительные в Р.п мн.числа. (Слайд 1). Дети проверяют.
Сторож-сторожей, мышь-мышей, луч-лучей, камыш-камышей, дрожь-дрожей, плющ-плющей, плащ-плащей, нож-ножей, печь-печей, грач-грачей, стриж-стрижей, ложь-лжей, страж-стражей, сушь-сушей, овощ-овощей, обруч-обручей, вещь-вещей. |
Теперь отступите от домашней работы 2 линейки и запишите число, классная работа.
Минутка чистописания.
I. Орфографическая разминка.
II. Чистописание: бб, кк, сс, лл.
Актуализация знаний.
Наш язык таит в себе много секретов, а для незнаек – немало ловушек. Хотите научиться не попадать в них? Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка.
Как вы думаете, чтобы разгадать тайну и узнать что-то новое, с чего надо начать? (с повторения)
На экране (слайд 2) записаны имена существительные с шипящими на конце.
-Назовите шипящие согласные (ж, ш, ч, щ).
Вам нужно самостоятельно записать эти слова в два столбика с Ь и без Ь.
Молодёж., багаж.., вещ., борщ., роскош.., мощ.., луч., ключ.,
Проверка. Слайд 3
Меч, багаж, борщ, луч, ключ,
Молодёжь, роскошь, мощь
- В каких случаях на конце существительных пишется мягкий знак?
-В каких случаях на конце существительных не пишется мягкий знак?
- Какое правило мы повторили?
-А сейчас решите весёлую задачку и определите тему урока
У рыбов нет зубов,
У рыбей нет зубей
Или у рыб нет зуб?
- Как сказать правильно? (У рыб нет зубов.)
- Какова же тема нашего урока? («Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе») Слайд 4
-Сегодня мы продолжим работать по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе». Запись темы на доске.
Давайте вспомним правила (с. 134-135)
Какие окончания имеют имена существительные в И.П. и В.П. множественного числа? (Имена существительные в И. п. и В. п. множественного числа имеют окончания -а, -я, -ы, -и: город а , мор я , стран ы , корабл и , степ и , земл и .)
-Назовите по 1 существительному в В.п. мн. ч. с окончаниями -а, -я, -ы, -и
Какие окончания имеют имена существительные женского рода 1-ого склонения в Р.П. множественного числа? (нулевое окончание). А существительные 3-ого склонения? (окончания ей)
Слайд 5
Задание в учебнике
-Ребята, откройте учебники на с. 135 упр. 220.
- прочитай, что нужно сделать. (Прочитайте стихотворение. Выпишите имена существительные, употребленные в форме множественного числа. Укажите их падеж)
Сочинение
Лесные жители однажды с увлечением
на тему школьную писали сочинение.
Лентяй медведь не захотел трудиться
и всё списал с листка синицы:
«Я вырасти хочу скорей,
порхать и петь среди ветвей,
искать букашек, паучков,
жучков и вкусных червячков...»
А чтобы ясно было всем,
он подписал: «Топтыгин М».
Л. Гаврилов
-Кто нашёл, поднимает руку, называет слово и выходит к доске записывать его и указывает падеж, выделяет окончание. Остальные записывают в тетрадь.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Задание на карточке
Составьте и запишите словосочетания с существительными в родительном падеже множественного числа. У измененных существительных выделите окончания и подпишите склонение. Стволы (дерево), крылья (самолёт), аромат (гриб), ключи от (дверь), |
Проверка
III. Заключительная часть
Рефлексия
-Ребята, назовите тему нашего урока
-Что нового узнали?
-Чему научились?
-Молодцы. Вы сегодня хорошо работали на уроке.
Выставление отметок
Домашнее задание
Упр. 222 с. 136. Вам нужно выписать ряды имен существительных с одинаковыми окончаниями. В каком падеже употреблены все имена существительные?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.