ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ
Класс |
3 «Г» |
Предмет |
Русский язык |
Автор УМК |
Канакина В.П., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России») |
Тема |
Правописание слов с удвоенными согласными |
Педагогические |
Создать условия для актуализации знаний о написании двойных согласных в словах |
Тип урока |
Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые |
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры; знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с этой орфо-граммой |
Личностные |
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на
мир в его органичном единстве и разнообразии |
Универсальные
учебные действия |
Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их, самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий. Регулятивные: принимают и сохраняют цель и
учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строят новые учебные задачи;
планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с
поставленной Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей
беседе; ориентируются на позицию партнера в общении |
Основное
содержание темы, понятия |
Орфограмма и орфографическое правило «Правописание удвоенных согласных в корне слова»; орфограмма, орфографический словарь, толковый словарь, орфоэпический словарь |
Окончание табл.
Образовательные |
1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Волина В. В. Сказка «Про девочку Аллочку» // Веселая грамматика. М.: Знание, 1995. С. 119. 3. Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов. Удвоенные согласные в корне слова. 4. Разноуровневые карточки, сигнальные карточки, таблица самооценки 5. Нетбуки, проектор, компьютер |
Межпредметные связи |
Литературное чтение, математика |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приемы |
||||||||||||||||
осуществляемые |
формируемые умения |
|||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||||||||||||
I. Мотивирование к учебной 1 мин. |
Фронтальный. Словесный. Слово учителя
1 слайд |
Приветствует учащихся. – Ребята, сегодня урок будет особенным. Я желаю вам быть внимательными, активными, аккуратными. Давайте проверим, как вы сидите: Руки! На месте, Ноги! На месте, Локти! У края. Спинка! Прямая! Рассказать секреты слова Я для вас всегда
готова. – Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место,
проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
|
Л
– проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость |
|
|||||||||||||||
II. Чистописание 3 мин. |
Фронтальная, индивиду-альная. Практический. Письмо |
Записываем число, классная работа. - Что вы можете рассказать о слове «ЧУВСТВО»? Сколько слогов в данном слове, букв, звуков? Почему меньше звуков, чем букв? – Выполните по образцу письмо слова «чувство». |
Слушают учителя, участвуют в диалоге. Проводят звуко-буквенный анализ слова. Выполняют письмо по образцу |
Пр.
– вырабатывают Р. - выполнение пробного учебного действия |
Правильное напи- |
|||||||||||||||
III. Создание проблемной Постановка учебной задачи
2 мин |
Фронтальная. Словесный. Беседа. Монологические ответы
Целеполагание
2 слайд
Проблемный вопрос
|
– Молодцы, все отнеслись к минутке чистописания с чувством ответственности, поэтому и слово в тетрадях получилось аккуратным. Оцените свою работу на листе оценивания.
- Ребята, посмотрите внимательно на доску. В словах есть орфограммы, с которыми мы уже работали, а какую орфограмму мы ещё не разбирали? - Догадались ли вы, какая тема нашего урока? - Что вы сегодня хотите узнать о словах с удвоенными согласными? - А для чего нам нужны все эти знания? Где мы их можем применить? На каком уроке встречаются такие слова? - Сегодня мы
отправимся в город, который называется «Удвоенные согласные».
Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями. Какие орфограммы корня мы знаем? –Есть ли правило
правописания безударной гласной в корне слова? Как проверить написание слов с удвоенной согласной? – Как же мы
определим, является ли слово жителем города Удвоенные согласные? – А какие цели мы должны перед собой поставить? |
Слушают учителя, Высказывают свои
Отвечают на вопросы.
Слова с удвоенными согласными.
|
Пр. – узнают слова с изу-ченными орфограммами, понимают недостаточность имеющихся знаний. П
– находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществляют анализ, Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи. К – участвуют в диалоге, общей беседе. Л
– проявляют интерес
|
Фронтальный. Ответы на вопросы
Заполнение листа самоконтроля |
|||||||||||||||
IV. Усвоение 1. Работа с тео-ретическим материалом (учебник, с. 121 Рабочая тетрадь стр.67) |
Коллективная. Словесный. Чтение. Беседа
Проблемный вопрос
3 слайд
4 слайд
|
Прочитайте предложения – Назовите слова, сходные по звучанию. – В чем их различие? – Выпишите слова с удвоенными согласными. – Прочитайте предложение Каким образом мы на слух определяем написание удвоенных согласных? – Всегда ли двойные согласные произносятся долго? А как же тогда найти выход из ситуации? – Есть ли орфографическое правило, которым надо руководствоваться при написании слов с удвоенной согласной? На данном этапе урока воз- |
Читают предложенный в учебнике теоретический материал. Слушают вопросы учителя и формулируют свои ответы, опираясь на прочитанный текст
|
Пр.
– знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий
при работе П – самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий. Р – овладевают способами решения учебной задачи планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
|
Фронтальный. Ответы |
|||||||||||||||
2. Работа |
Работа в парах Чтение. Беседа.
5 слайд
|
– Откройте в электронном приложении раздел 7, тему «Удвоенные согласные», найдите упражнение1 и выполните его в паре. Оцените свою работу. |
Читают слова, выясняют их лексические значения. При необходимости пользуются толковым словарем.
|
П
– овладевают общими способами решения конкретных лингвистических К
– участвуют в диалоге, общей беседе; ориентируются на позицию партнера |
Фронтальный. Ответы на вопросы. Правильное произношение Заполнение листа самоконтроля |
|||||||||||||||
Физминутка |
Коллективная. Практический Игра "Поймай слово".
|
- Давайте немножко поиграем. Встаньте, выпрямите спинки. - Я буду называть слова. Если в них встречается двойная согласная, то вы хлопаете в ладоши, а если одна согласная, то приседаете. Слова: упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.
|
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Л
– осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни,
придерживаются здорового режима дня, активно участвуют |
Правильное выполнение движений, развитие внимания |
|||||||||||||||
3. Словарно- |
Коллективная. Словесный, практический. Беседа, письмо
6 слайд
7 слайд
|
Знакомит с написанием новых слов. Рассказывает об
этимологии слов «коллекция» и «коллектив» (оба эти слова когда-то
образовались от существующего в латинском языке слова «колло», имеющего
значение «соединяю», «объединяю», это объясняет Запись слов в тетрадях – А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка. АНТЕННА из греческого языка, а БАЛЛ и ВАННА из немецкого. – Есть еще один интересный факт УДАРЕНИЕ во французских словах. Почти во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог. Но есть и исключения из правил. |
Читают, объясняют значения слов. Составляют и записывают предложение. Запоминают право-писание слов. Работают с толковым и орфоэпическим словарями. Записывают новые слова с непроверя-емым написанием |
Пр.
– объясняют лексическое значение слов; знают правило написания слов П
– овладевают общими способами решения конкретных лингвистических К – участвуют в диалоге, общей беседе; умеют слушать собеседника; владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Л
– проявляют интерес |
Фронтальный. Письмо (пра-вильная |
|||||||||||||||
4. |
Работа в группах
8 слайд
8 слайд
|
Приём «Кубик» Класс разбивается на 6 групп. Выбрасывая кубик, каждая группа получает одно из заданий, номера которых записаны на сторонах кубика. - Какой группе было трудно разделить слова? -Почему вы затруднились? - Значит, что нам нужно узнать? Сформулируйте цель урока. Итак, цель работы поставили, а теперь давайте искать способ решения задачи. - Каждой группе я даю по одному слову. Обсудите дружно и разделите вертикальной чертой слово на 2 части так, как, по вашему мнению, можно его перенести с одной строки на другую. перрон бассейн хоккей касса аллея ванна Вывод: при переносе слов с удвоенными согласными, одна согласная остаётся на строке, а другая переносится. - Молодцы, ребята, я вас поздравляю с открытием нового знания. Оцените свою работу в группе. |
Разбиваются на группы, записывают слова, деля их для переноса (черточками)
Отвечают на вопросы Узнать, как переносить слова с удвоенными согласными
|
П - учатся наблюдать за написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса с удвоенными согласными; Р - воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. К - обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных точек зрения.
|
Работа по карточкам в группах
Устные ответы
Заполнение листа самоконтроля |
|||||||||||||||
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа по карточкам |
Фронтальная, индивидуальная. Письмо
9 слайд
10 слайд
11 слайд
|
- Чтобы каждый из вас проверил себя, как научился переносить слова с удвоенными согласными, сейчас самостоятельно выполните задание по вашему выбору. 1 задание - спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса, предлагаю вам на желтых карточках. Масса, группа, сумма. 2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя. Это задание предлагаю вам на зеленых карточках. Суббота, грипп, Россия, кросс, класс. - Каждый из вас выбирает только одно задание и выполняет. Проверьте по образцу и оцените работу по критериям смайликами. – Прочитайте стихотворение |
Читают, вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора написания |
Пр. – знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с этой орфограммой. Р – принимают и сохраняют учебную задачу
|
Индивидуальный (правильная
Заполнение листа самоконтроля |
|||||||||||||||
Физминутка |
Коллективная
12 слайд |
-Я предлагаю вам понаблюдать за солнышком. |
Снимается глазное и психологическое напряжение. Происходит эмоциональная разрядка.
|
|
|
|||||||||||||||
VI. Диагностика достижения планируемых результатов |
Работа по уровням (задания на карточках разного цвета: красный- низкий, желтый – средний, зеленый - высокий)
|
(красная карточка ) Вставьте пропущенные буквы. Спортивная семья Мы любим спорт. Папа любит хо___ей, мама играет в те___ис. В су___оту мы вместе идем в ба___ейн. Поэтому мы не болеем гри___ом. (желтая карточка ) т или тт? О..трубил сухую ветку дерева. с или сс? Ра..смешил публику. д или дд? По..держал друга в беде. с или сс? Ра..судить спор. т или тт? О..тереть краску. (зеленая карточка) Ответьте словом с двойной согласной. Популярная игра на льду. Что за комната такая: очень светлая, большая, Парты ровными рядами, а за партами мы сами? Место, где продают билеты? День недели Так зовут мальчика в нашем классе. Оцените свою работу. |
Читают, выполняют задания. |
П -воспринимают смысл читаемого. Л - готовность к сотрудничеству, оценивание усваиваемого содержания Р - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
|
Индивидуальный
Заполнение листа самоконтроля |
|||||||||||||||
|
Работа в парах
13 слайд |
«Помоги Незнайке». - Какие правила должен вспомнить Незнайка, чтобы правильно написать слова с удвоенной согласной?
Оцените свою работу в паре |
Отвечают на вопросы |
П- видеть в словах «опасные места». Р -воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
|
Фронтальная Заполнение листа самоконтроля |
|||||||||||||||
VII.
Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная. Словесный. Беседа
14 слайд 15 слайд |
– Что нового узнали на уроке? – О чем хотели бы узнать – Как вы чувствовали себя Оцените свою деятельность. (лесенка) |
Отвечают на вопросы |
Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Беседа |
|||||||||||||||
Домашнее |
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя 16 слайд 17 слайд 18 слайд |
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие |
Р
– принимают учебное |
|
|||||||||||||||
Приложение
ПРО ДЕВОЧКУ АЛЛОЧКУ
Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе.
Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила «двойку».
Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущенно кричали:
– Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать свое имя...
А когда на уроке русского языка дети стали писать имя «Алла», девочка не смогла этого сделать и заплакала.
– Почему ты плачешь? – спросила учительница.
– Я не знаю, как пишется мое имя.
Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала:
– Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это еще не поздно сделать. Выучи их, и твое имя вернется к тебе.
Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется ее имя, а заодно и такие слова, как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить. Давайте выучим эти слова и мы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.