Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. 2 класс

  • docx
  • 20.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский язык.docx

Муниципальная образовательная организация

«Общеобразовательная школа №13 города Енакиево»

 

 

 

Разработка конспекта

по русскому языку на тему:

«Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.  Слова с непроверяемым написанием: тарелка»

http://3.bp.blogspot.com/-pMt7Q8oDnx8/TwgrDDQcQLI/AAAAAAAAAAw/Eklg0q_exoY/s1600/kartochka_chn_chk.jpg

 

 

Конспект  урока

разработала учитель

начальных классов

Лопушанская Марина Геннадиевна

 

 

 

 

 

 

2017-2018уч.год

 

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Слова с непроверяемым написанием: тарелка.

Цели: обобщить знания о правописании мягких и твердых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю, Ь; развивать навыки написания слов с сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы; обосновывать написание слов; находить в чужой и собственной работе орфографиче­ские ошибки; заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу; определять произношение слова по орфоэпическиму словарю.

                                                      Ход урока

I.                  Организационный момент

- Предлагаю вам отправиться в путешествие. А поедем мы в гости в прекрасный город, где живёт самый волшебный человек. Отгадайте, кто? Да, это Дед Мороз! В каком городе он живёт? В Великий Устюг мы поедем на поезде. Я буду вашим проводником. Нас ждут станции, на которых для вас приготовлены интересные задания и игры по теме урока Вы готовы к путешествию? (Да.) Перед посадкой предлагаю вспомнить правила поведения в общественном транспорте и раздаю билеты.

- Отправляемся в путь. Встаньте все и поехали. (Звучит отрывок из песни «Мы едем…»)

- Стоп, первая станция «Узнавайкино».

- А узнаем мы на этой станции, какова тема нашего урока и какие цели перед нами стоят.

- Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

- Тему нашего урока поможет сформулировать стихотворение.

Я грамотно писать хочу,

Все сочетания учу.

ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН.

Тогда все будет без проблем.

- Ребята, о каких орфограммах говорилось в стихотворении? (ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН.)

(-А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание сочетаний ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН)

– Это новая для нас тема? Значит, какую цель перед собой должны поставить? Вам помогут слова-помощники:

Будем повторять…

Будем учиться…

- Верно. Сегодня на уроке мы закрепим правила правописания слов с сочетания­ми. Повторим разбор предложений по членам. Познакомимся с новым словарным словом.

-Пора ехать дальше. Встали.

II. Актуализация знаний

1.      Проверка домашнего задания

– Останавливаемся на станции «Проверяйкино».

Проверяем домашнее задание.

2.      Орфографическая минутка

- Следушая станция «Чистописания».

- Ребята, а кто нас встречает на этой станции?

- Ребята, кто ещё рад встрече с вами? (Чайка и щука.)

- Назовите шипящие звуки в этих словах? ([ч,], [щ,].)

- Что вы знаете о звуках [ч,], [щ,]? (Звуки [ч,], [щ,] непарные согласные звуки, всегда мягкие.)

- Какими буквами обозначают звуки [ч,], [щ,]? (Буквами ЧЕ, ЩА.)

- Молодцы, ребята! Вы дали верную характеристику звукам, знаете названия букв.

- Запишите в тетради эти буквы. - Следите за осанкой при письме и пишите красиво.

– Оцените свою работу. Соединения букв, которые, по вашему мнению, написаны лучше, чем все остальные обведите красным карандашом.

- Мне понравилось, как вы выполнили задания на станции «Чистописания».

- Можно отправляться в дальний путь.

Знакомство с новым словом.

Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Называется …

- Дайте определение, что такое тарелка?

- Где найти информацию?

- Один ищет в словаре, другой подходит к гостям и спрашивает.

- Как правильно пишется?

- Вслух произносим слово, записываем в тетрадь, ставим ударение, выделяем орфограмму - безударную гласную.

3.Словарная работа.

- Поезд прибыл на станцию «Словария». Будьте осторожны, двери открываются.

- Расшифруйте,  словарное слово? Выполните работу в паре.

Знакомство с новым словом.

Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Называется …

лартаек

- Где найти информацию, что такое тарелка? (Ответы детей)

- Как правильно пишется?

- Вслух произносим слово, записываем в тетрадь (словарик), ставим ударение, выделяем орфограмму - безударную гласную.

III.  Физкульминутка

А теперь всем детям встать,
  Руки медленно поднять,
  Пальцы сжать, потом разжать,
  Руки вниз и так стоять.
  Отдохнули все немножко
  И отправились в дорожку.

-Подберите синоним к этому слову (тарелка), антоним (чашка).Устно.

- Поднимите руку, кто запомнил новое словарное слово. Проговорим его ещё раз по слогам хором.

- А мы едем дальше на поезде.

 Пассажиры, усаживайтесь в вагоны. Отправляемся на следующую станцию «Узнавайкино»

IV.Постановка проблемы Наблюдение над языковым материалом.

Ребята, посмотрите на доску. Давайте прочитаем слова, которые написаны.

Тучка, печник, хищник.

Посмотрите на первое слово - тучка

- Какой звук вы слышите в середине слова? [ч]

-Какой буквой обозначается этот звук?

- Что мы знаем о букве Ч?

-  А о звуке [ч]?

-Ребята, если звук «ч» всегда мягкий, скажите, будем ли мы в словах, где встречается

буква «ч» писать мягкий знак?

-В слове «тучка», какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»?

-Какое сочетание получается?

-В слове «печник» какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»?

-Какое сочетание получается?

-Будем ли мы писать мягкий знак в словосочетаниях ЧК,ЧН?

Посмотрите на слово - хищник

- Что мы знаем о букве Щ?

-  А о звуке [щ]?

-Ребята, если звук «щ» всегда мягкий,будем ли мы в словах, где встречается буква «щ» писать мягкий знак?

В слове «хищник», какая буква стоит по соседству с буквой «щ»?

-Какое сочетание получается?

-Будем ли мы писать мягкий знак в сочетании ЩН?

Сформулируйте правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН.

В учебнике, на с. 5 вам дано правило. Прочитать это правило.

Послушайте стихотворение.

«Ч» и «эн», «ч» и «ка»

Не расстанутся никак.

И не вздумай между ними

Ты поставить мягкий знак.

Печка, свечка и ночной

Речка, солнечный, речной.

Знаем мы наверняка

Где ЧН и где ЧК.

В каких словах вы услышали сочетания чн. чк.

Объясните. почему в них не нужен мягкий знак?

Самоопределение к деятельности

- На какие три группы можно разделить слова?

Бол…                          кол…цо                          ноч… ной

лос…                          кон…ки                          хищ…ный

ден…                          пал...то                            кон…чик

- Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

- Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные)

- Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком) 

- Во втором столбике? (мягким знаком) 

- Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова)

- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

- Что вы можете сказать о них?  (это тоже мягкие согласные)

- какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем)

- Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется)

V. Физкультминутка

Работа по теме урока Упр. 2(с. 4).

- Прочитайте задания к упражнению.

- На какие группы можно разделить слова?

а) с ЧК,  удочка, ласточка, спички, печка;

б) с ЧН, песочница, цветочница, молочный;

в) с ЧТ, мечта, почта, мачта;

г) с ЩН, помощник, хищник, мощный.

- Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко)

- Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется)

- Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммамы)

VI. Рефлексия

 

 (Учащиеся проверяют друг друга в парах на листочках, приготовленных учителем.)

— Правильно ли записал текст ваш сосед

VII. Подведение итогов урока

— Какие орфограммы повторяли на уроке?

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Кто доволен своей работой?

— Где допустили ошибки?

— Кому нужна помощь учителя или товарищей?

 

Домашнее задание

Выполнить упр. 6 (с. 6).