Муниципальная образовательная организация
«Общеобразовательная школа №13 города Енакиево»
Разработка конспекта
по русскому языку на тему:
«Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Слова с непроверяемым написанием: тарелка»
Конспект урока
разработала учитель
начальных классов
Лопушанская Марина Геннадиевна
2017-2018уч.год
Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.
Слова с непроверяемым написанием: тарелка.
Цели: обобщить знания о правописании мягких и твердых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю, Ь; развивать навыки написания слов с сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы; обосновывать написание слов; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу; определять произношение слова по орфоэпическиму словарю.
Ход урока
I. Организационный момент
- Предлагаю вам отправиться в путешествие. А поедем мы в гости в прекрасный город, где живёт самый волшебный человек. Отгадайте, кто? Да, это Дед Мороз! В каком городе он живёт? В Великий Устюг мы поедем на поезде. Я буду вашим проводником. Нас ждут станции, на которых для вас приготовлены интересные задания и игры по теме урока Вы готовы к путешествию? (Да.) Перед посадкой предлагаю вспомнить правила поведения в общественном транспорте и раздаю билеты.
- Отправляемся в путь. Встаньте все и поехали. (Звучит отрывок из песни «Мы едем…»)
- Стоп, первая станция «Узнавайкино».
- А узнаем мы на этой станции, какова тема нашего урока и какие цели перед нами стоят.
- Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
- Тему нашего урока поможет сформулировать стихотворение.
Я грамотно писать хочу,
Все сочетания учу.
ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН.
Тогда все будет без проблем.
- Ребята, о каких орфограммах говорилось в стихотворении? (ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН.)
(-А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание сочетаний ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН)
– Это новая для нас тема? Значит, какую цель перед собой должны поставить? Вам помогут слова-помощники:
Будем повторять…
Будем учиться…
- Верно. Сегодня на уроке мы закрепим правила правописания слов с сочетаниями. Повторим разбор предложений по членам. Познакомимся с новым словарным словом.
-Пора ехать дальше. Встали.
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
– Останавливаемся на станции «Проверяйкино».
Проверяем домашнее задание.
2. Орфографическая минутка
- Следушая станция «Чистописания».
- Ребята, а кто нас встречает на этой станции?
- Ребята, кто ещё рад встрече с вами? (Чайка и щука.)
- Назовите шипящие звуки в этих словах? ([ч,], [щ,].)
- Что вы знаете о звуках [ч,], [щ,]? (Звуки [ч,], [щ,] непарные согласные звуки, всегда мягкие.)
- Какими буквами обозначают звуки [ч,], [щ,]? (Буквами ЧЕ, ЩА.)
- Молодцы, ребята! Вы дали верную характеристику звукам, знаете названия букв.
- Запишите в тетради эти буквы. - Следите за осанкой при письме и пишите красиво.
– Оцените свою работу. Соединения букв, которые, по вашему мнению, написаны лучше, чем все остальные обведите красным карандашом.
- Мне понравилось, как вы выполнили задания на станции «Чистописания».
- Можно отправляться в дальний путь.
Знакомство с новым словом.
Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Называется …
- Дайте определение, что такое тарелка?
- Где найти информацию?
- Один ищет в словаре, другой подходит к гостям и спрашивает.
- Как правильно пишется?
- Вслух произносим слово, записываем в тетрадь, ставим ударение, выделяем орфограмму - безударную гласную.
3.Словарная работа.
- Поезд прибыл на станцию «Словария». Будьте осторожны, двери открываются.
- Расшифруйте, словарное слово? Выполните работу в паре.
Знакомство с новым словом.
Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Называется …
лартаек
- Где найти информацию, что такое тарелка? (Ответы детей)
- Как правильно пишется?
- Вслух произносим слово, записываем в тетрадь (словарик), ставим ударение, выделяем орфограмму - безударную гласную.
III. Физкульминутка
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
-Подберите синоним к этому слову (тарелка), антоним (чашка).Устно.
- Поднимите руку, кто запомнил новое словарное слово. Проговорим его ещё раз по слогам хором.
- А мы едем дальше на поезде.
Пассажиры, усаживайтесь в вагоны. Отправляемся на следующую станцию «Узнавайкино»
IV.Постановка проблемы Наблюдение над языковым материалом.
Ребята, посмотрите на доску. Давайте прочитаем слова, которые написаны.
Тучка, печник, хищник.
Посмотрите на первое слово - тучка
- Какой звук вы слышите в середине слова? [ч]
-Какой буквой обозначается этот звук?
- Что мы знаем о букве Ч?
- А о звуке [ч]?
-Ребята, если звук «ч» всегда мягкий, скажите, будем ли мы в словах, где встречается
буква «ч» писать мягкий знак?
-В слове «тучка», какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»?
-Какое сочетание получается?
-В слове «печник» какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»?
-Какое сочетание получается?
-Будем ли мы писать мягкий знак в словосочетаниях ЧК,ЧН?
Посмотрите на слово - хищник
- Что мы знаем о букве Щ?
- А о звуке [щ]?
-Ребята, если звук «щ» всегда мягкий,будем ли мы в словах, где встречается буква «щ» писать мягкий знак?
В слове «хищник», какая буква стоит по соседству с буквой «щ»?
-Какое сочетание получается?
-Будем ли мы писать мягкий знак в сочетании ЩН?
Сформулируйте правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН.
В учебнике, на с. 5 вам дано правило. Прочитать это правило.
Послушайте стихотворение.
«Ч» и «эн», «ч» и «ка»
Не расстанутся никак.
И не вздумай между ними
Ты поставить мягкий знак.
Печка, свечка и ночной
Речка, солнечный, речной.
Знаем мы наверняка
Где ЧН и где ЧК.
В каких словах вы услышали сочетания чн. чк.
Объясните. почему в них не нужен мягкий знак?
Самоопределение к деятельности
- На какие три группы можно разделить слова?
Бол… кол…цо ноч… ной
лос… кон…ки хищ…ный
ден… пал...то кон…чик
- Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.
- Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные)
- Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)
- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком)
- Во втором столбике? (мягким знаком)
- Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?
(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова)
- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.
- Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные)
- какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем)
- Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется)
V. Физкультминутка
Работа по теме урока Упр. 2(с. 4).
- Прочитайте задания к упражнению.
- На какие группы можно разделить слова?
а) с ЧК, удочка, ласточка, спички, печка;
б) с ЧН, песочница, цветочница, молочный;
в) с ЧТ, мечта, почта, мачта;
г) с ЩН, помощник, хищник, мощный.
- Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко)
- Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется)
- Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммамы)
VI. Рефлексия
(Учащиеся проверяют друг друга в парах на листочках, приготовленных учителем.)
— Правильно ли записал текст ваш сосед
VII. Подведение итогов урока
— Какие орфограммы повторяли на уроке?
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Кто доволен своей работой?
— Где допустили ошибки?
— Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Выполнить упр. 6 (с. 6).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.