Правописание ё-о после шипящих
Оценка 4.6

Правописание ё-о после шипящих

Оценка 4.6
docx
10.12.2020
Правописание ё-о после шипящих
Ё-о после шипящих.docx

                                                                                                  
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ё-О после шипящих в суффиксах прилагательных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка
и литературы

Бакулина И.А.

 

 

 

 

                                                Г. Инта

                                    2020-2021 учебный год


 

Цели урока:

 Обучающие:

1.     Обучение учащихся образованию прилагательных с помощью суффиксов -ов-, -ев- .

2.     Освоение правила написания букв о-е после шипящих и ц в указанных суффиксах.

Развивающие:

1.     Развитие мышления, логики, умения анализа и систематизации, выделять существенные признаки и свойства, делать общие выводы.

2.     Развитие умения применять знания на практике.

3.     Формирование умения в частично-поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.

4.     Развитие культуры речи.

Воспитывающие:

1.     Воспитывать взаимоуважение.

2.     Воспитывать любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения учащихся.

Тип рока: урок «открытия» нового знания

Вид урока: урок-исследование

Структура урока:

1. Самоопределение деятельности (1-2 мин.)

2. Актуализация знаний (4-5 мин.)

3. Постановка проблемы (4-5 мин.)

4. «Открытие» нового знания (7-8 мин.)

5. Первичное закрепление (4-5 мин.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин.)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.)

8. Итог урока. Рефлексия (2-3 мин.)

Технология: проблемно-диалоговая

Оборудование: проектор, карточки, иллюстративный материал, толковый словарь од ред. С.И.Ожегова.

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

 

1. Прием “удивляй” (Цель: настроить на урок, повысить интерес к уроку):

Вежливый, старательный,
скромный и внимательный,
добрый, умный, справедливый,
и веселый, и счастливый.

Фронтальная работа:

Про кого так можно сказать?
Почему вы так решили?

После ответов учеников:

Я рада за вас, что у вас есть такие друзья (знакомые, родные, учителя и т.п.). Но сегодня это сказано про вас. Мне очень приятно, что на уроке будут присутствовать такие ученики, потому что только такие, как вы, могут прийти на помощь товарищу, учителю, но и, конечно, русскому языку.

2. Прием “яркая цитата”  (цель: развитие любви к русскому языку, любви к прекрасному, воспитание эстетических чувств):

Русский язык, по мнению замечательного писателя Куприна, “в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

Фронтальная работа:

К какой части речи относятся и что обозначают в русском языке такие слова, как вежливый, старательный, умелых, опытных, красив, певуч, гибок, ловок?

Где вам чаще всего, кроме уроков русского языка, приходилось встречать имя прилагательное?

Зачем же они нужны и какую роль играют?

На доске словосочетания (выходят к доске) (цель: активизация мыслительной деятельности, обеспечение высокого уровня умственного развития):

  • Чуж…й город
  • Храбрый петуш…к
  • Высокое крыльц…
  • Ш…лковые локоны
  • В дремуч…м лесу
  • Укрыть плащ…м
  • Сладкий крыж…вник
  • Парч…вая накидка

 

 

 

 

Готовятся к восприятию информации, отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, выходят к доске, объясняют орфограмму, перерабатывают информацию, затрудняются в орфограмме в слове «парчовая». Работают со словарём СИ.Ожегова.

 

Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника

 

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД: меть определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

Уметь находить в словаре нужный материал, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Познавательные УУД: уметь объяснить фразеологизм..

Регулятивные УУД: уметь определять цель учебной деятельности (этапа) и задачи  в сотрудничестве с учителем.

 

Регулятивные УУД: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

 

Познавательные УУД: уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь считаться с мнением товарища.

 

Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

 

Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию.

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

Познавательные УУД: уметь проявлять творческое начало.

 

Регулятивные УУД: уметь оценивать свои возожности.

 

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей)

 

Актуализация знаний, сообщение темы урока, постановка цели

 

  • Сможете ли вы выполнить эту работу – вставить пропущенные буквы? Уверены?
  • Какие знакомые правила вам следует вспомнить и применить, выполняя эту работу? Есть ли незнакомые слова?
  • От чего будет зависеть выбор буквы? (Часть речи и часть слова)Итак, приступайте к работе. Желаю удачи!
  • Какое словосочетание вызвало у вас затруднения? Почему? (Прилагательное, суффикс)
  • Какая накидка называется парчовой? Что такое парча?
  • Хотите узнать об этом? Давайте вместе и поработаем.

 

Объясняют лексическое значение слова «парча».

Регулятивные УУД: уметь находить в словаре нужный материал, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Постановка проблемы

  • Как вы понимаете выражения?
  • Есть ли в данных прилагательных суффиксы? Назовём их.
  • Почему, как вы думаете, в них пишутся разные гласные после шипящих и Ц?

-Какова цель нашего урока? (Наша цель – научиться применять правило написания букв О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-, видеть условия его применения).

Это тема нашего урока.

(Запишите её в тетради. Учитель – на доске: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ- )

-Какие задачи мы будем решать для достижения этой цели?

1) Познакомимся с правилом правописания  О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-.

2) Составим алгоритм работы с орфограммой. Закрепим правило в ходе выполнения заданий.

3) Выработаем навык различения правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи.

Ученики отвечают на вопросы, работают с таблицей, объясняют, приводят примеры, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему в тетради, определяют задачи урока.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Познавательные УУД: уметь объяснить фразеологизм..

Регулятивные УУД: уметь определять цель учебной деятельности (этапа) и задачи  в сотрудничестве с учителем.

Открытие нового знания

Обратимся к справочному материалу: стр.131 в учебнике. Прочитайте правило, запомните его и воспроизведите с примерами. (Учащиеся говорят правило, на доске в двух словах обозначают орфограмму).

На доске слова: Еж..вый (       ), ситц..вый (     ), лиц..вой (   ),  торц..вый (  ).

Обобщают информацию, наизусть передают правило, учатся правильно обозначать орфограмму (на доске и в тетради).

Подводят итог: справились с первой задачей урока

Регулятивные УУД: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Первичное закрепление

- Какой была наша первая задача? Справились ли мы с ней?

1. Опираясь, на примеры на доске, составьте алгоритм обозначения орфограммы в тетради и на доске.

-Опираясь на данный алгоритм, в парах выполним задание на карточке. Учащимся выдаются карточки. Работа в парах:

  • ЛИЦ…ВОЙ СЧЁТ
  • КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА
  • БОЙЦ..ВАЯ ПОРОДА
  • ТАНЦ..ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ
  • ЛУЧ…ВАЯ КОСТЬ
  • ТОРЦ…ВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
  • ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ
  • ЕЖ…ВЫЕ РУКАВИЦЫ

-Проверьте себя!

Работают  в парах. Один ученик вызывается к доске.

Составляют алгоритм.

Работают в парах на плашках, применяя правило.

Познавательные УУД: уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

 

Релаксационная пауза

Учитель: Повернемся лицом друг к другу. Вам необходимо представить, что на вас ситцевая рубашка, проведем по рукаву рубашки соседа, мысленно произнесем ситцевый – ситцевая. Вы ощущаете гладкую прохладную поверхность, а произнесенные слова только усиливают это ощущение. А сейчас представим, что на вашей левой руке замшевая перчатка, попробуем взять руку своего партнера и про себя проговорить замшевый – замшевая. Вы ощущаете тепло, мягкость. Это ощущение тепла плавно переходит на ваши лица, давайте улыбнемся друг другу, пожмем руку товарищу, пожелаем удачи, успеха и с хорошим настроением снова включимся в работу.

Проводят под руководством учителя релаксационную паузу.

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь считаться с мнением товарища.

Самостоятельная работа с самопроверкой

1. Продолжая работу над орфограммой №37, (работая в группе), замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.” , Обозначьте орфограмму.(Выдаю иллюстративный материал). Выполнив, прикрепите на доске.

Пишут на иллюстрации

Правило повторить

  • Платье из ситца - …
  • Медведь из плюша - …
  • Вода из ключа - …
  • (Какой “ключ” имеется в виду? что это за явление?)
  • Заросли из камыша - …
  • Клык моржа - …
  • Пуля из свинца - …

Работают в группе с иллюстративным материалом, подбирают синонимичное сочетание с изучаемой орфограммой. Вывешивают на доску результат своей работы. Подводят итог: справились со второй задачей урока.

Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

Включение нового знания в систему знаний и повторение  

1. Работаем индивидуально.  “Найдите ошибку”

- Какие сочетания написаны верно?  Какие написаны с ошибкой? Каким правилом вы пользовались, работая над заданием?

  • Плюшевый мишка
  • песцовый воротник
  • кумачевая рубаха
  • ситцевая занавеска
  • свинцовая пуля
  • моржовый клык
  • ландышовый запах
  • камышовые заросли
  • глянцовая бумага

2. На экране текст.

В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

-  Найдите и выпишите из текста слова, с правилами написания которых мы сегодня работали.  ? Каким правилом вы пользовались, работая над заданием?

(Ученики сверяются с записью на интерактивной доске, делая обозначения.)

3. - Какой была наша третья  задача? Справились ли мы с ней?

-Какова цель нашего урока? (Наша цель – научиться применять правило написания О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-, видеть условия его применения). (Слайд 11)

-Достигли ли мы цели?

4. Учитель: А теперь мы станем программистами. Нам необходимо зашифровать словосочетания  гласными вместо точек (цель: активизация мыслительной деятельности, контроль полученных знаний). Для этого еще раз вспомним правило.

Раздаточный материал (карточка-тест) :

1)Глянц…вая бумага,  2)оранж…вая люстра ,3)саранч…вый набег, 4)беж…вый цвет, 5)вещ…вой рынок, 6)ландыш…вый аромат, 7)пунц…вые розы, 8)бахч…вая культура. 9)кварц…вые часы, 10)замш…вый перчатки, 11)ключ…вая вода, 12)куч…вые облака, 13)ерш…вая уха. Слайд к нему.

Проверка закрытого теста (взаимопроверка).

5. Сообщите результат-балл:

13 баллов –«5»

10-12 баллов – «4»

6-9 баллов –«3»

0-8 баллов – «2»

Ответ:1)Е,  2)Е,   3)О,  4)Е, 5)Е,  6)Е, 7)О,  8)Е,  9)Е,  10)Е,  11)Е, 12)Е, 13)О.  (Слайд 13)

Проверка закрытого теста (взаимопроверка).(Слайд 14)

5. Сообщите результат-балл:

13 баллов –«5»

10-12 баллов – «4»

6-9 баллов –«3»

0-8 баллов – «2»

Работают индивидуально, находят ошибки на выданных плашках.

Выстраивают последовательный ответ, подкреплённый правилом. Отвечает один ученик, класс оценивает по критериям, размещённым на доске.

Читают текст. Обдумывают задание.

Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию.

Итог урока. Рефлексия

1.Что открыли для себя?

2.Чему научились?

3.Какую оценку поставишь себе за работу на уроке?

-Составьте синквейн на тему «Урок», вложив в него впечатления прошедшего урока.

Ученик оценивает свою работу по критериям.

Составляют и зачитывают синквейн, дополняя друг друга.

Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

Познавательные УУД: уметь проявлять творческое начало.

Домашнее задание

П.55 (знать правило), упр.314 (по заданию учебника)

или «Составить грамматическую сказку «Разговор суффиксов –ов-, -ев»

Выбирают задание из предложенного.

Регулятивные УУД: уметь оценивать свои возожности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» Ё-О после шипящих в суффиксах прилагательных

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» Ё-О после шипящих в суффиксах прилагательных

Цели урока: Обучающие: 1

Цели урока: Обучающие: 1

Технология: проблемно-диалоговая

Технология: проблемно-диалоговая

Русский язык, по мнению замечательного писателя

Русский язык, по мнению замечательного писателя

Парч…вая накидка

Парч…вая накидка

Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других

Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других

Сможете ли вы выполнить эту работу – вставить пропущенные буквы?

Сможете ли вы выполнить эту работу – вставить пропущенные буквы?

Запишите её в тетради. Учитель – на доске: «Буквы

Запишите её в тетради. Учитель – на доске: «Буквы

Опираясь, на примеры на доске, составьте алгоритм обозначения орфограммы в тетради и на доске

Опираясь, на примеры на доске, составьте алгоритм обозначения орфограммы в тетради и на доске

Проводят под руководством учителя релаксационную паузу

Проводят под руководством учителя релаксационную паузу

Работаем индивидуально. “Найдите ошибку” -

Работаем индивидуально. “Найдите ошибку” -

Справились ли мы с ней? -Какова цель нашего урока? (Наша цель – научиться применять правило написания

Справились ли мы с ней? -Какова цель нашего урока? (Наша цель – научиться применять правило написания

Найдите и выпишите из текста слова, с правилами написания которых мы сегодня работали

Найдите и выпишите из текста слова, с правилами написания которых мы сегодня работали

Разговор суффиксов –ов-, -ев»

Разговор суффиксов –ов-, -ев»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2020