Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Ё-О после шипящих в суффиксах прилагательных
Учитель русского
языка
и литературы
Бакулина И.А.
Г. Инта
2020-2021 учебный год
Цели урока:
Обучающие:
1. Обучение учащихся образованию прилагательных с помощью суффиксов -ов-, -ев- .
2. Освоение правила написания букв о-е после шипящих и ц в указанных суффиксах.
Развивающие:
1. Развитие мышления, логики, умения анализа и систематизации, выделять существенные признаки и свойства, делать общие выводы.
2. Развитие умения применять знания на практике.
3. Формирование умения в частично-поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.
4. Развитие культуры речи.
Воспитывающие:
1. Воспитывать взаимоуважение.
2. Воспитывать любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения учащихся.
Тип рока: урок «открытия» нового знания
Вид урока: урок-исследование
Структура урока:
1. Самоопределение деятельности (1-2 мин.)
2. Актуализация знаний (4-5 мин.)
3. Постановка проблемы (4-5 мин.)
4. «Открытие» нового знания (7-8 мин.)
5. Первичное закрепление (4-5 мин.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин.)
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.)
8. Итог урока. Рефлексия (2-3 мин.)
Технология: проблемно-диалоговая
Оборудование: проектор, карточки, иллюстративный материал, толковый словарь од ред. С.И.Ожегова.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности
|
1. Прием “удивляй” (Цель: настроить на урок, повысить интерес к уроку): Вежливый, старательный, Фронтальная работа: Про кого так можно сказать? После ответов учеников: Я рада за вас, что у вас есть такие друзья (знакомые, родные, учителя и т.п.). Но сегодня это сказано про вас. Мне очень приятно, что на уроке будут присутствовать такие ученики, потому что только такие, как вы, могут прийти на помощь товарищу, учителю, но и, конечно, русскому языку. 2. Прием “яркая цитата” (цель: развитие любви к русскому языку, любви к прекрасному, воспитание эстетических чувств): Русский язык, по мнению замечательного писателя Куприна, “в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”. Фронтальная работа: К какой части речи относятся и что обозначают в русском языке такие слова, как вежливый, старательный, умелых, опытных, красив, певуч, гибок, ловок? Где вам чаще всего, кроме уроков русского языка, приходилось встречать имя прилагательное? Зачем же они нужны и какую роль играют?
|
Готовятся к восприятию информации, отвечают на вопросы учителя.
Слушают учителя, выходят к доске, объясняют орфограмму, перерабатывают информацию, затрудняются в орфограмме в слове «парчовая». Работают со словарём СИ.Ожегова.
|
Коммуникативные УУД: уметь слушать собеседника
|
|||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний, сообщение темы урока, постановка цели
|
|
Объясняют лексическое значение слова «парча». |
Регулятивные УУД: уметь находить в словаре нужный материал, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
|||||||||||||||||||||||||
Постановка проблемы |
-Какова цель нашего урока? (Наша цель – научиться применять правило написания букв О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-, видеть условия его применения). Это тема нашего урока. (Запишите её в тетради. Учитель – на доске: «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ- ) -Какие задачи мы будем решать для достижения этой цели? 1) Познакомимся с правилом правописания О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-. 2) Составим алгоритм работы с орфограммой. Закрепим правило в ходе выполнения заданий. 3) Выработаем навык различения правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи. |
Ученики отвечают на вопросы, работают с таблицей, объясняют, приводят примеры, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему в тетради, определяют задачи урока. |
|
|||||||||||||||||||||||||
Открытие нового знания |
Обратимся к справочному материалу: стр.131 в учебнике. Прочитайте правило, запомните его и воспроизведите с примерами. (Учащиеся говорят правило, на доске в двух словах обозначают орфограмму). На доске слова: Еж..вый ( ), ситц..вый ( ), лиц..вой ( ), торц..вый ( ). |
Обобщают информацию, наизусть передают правило, учатся правильно обозначать орфограмму (на доске и в тетради). Подводят итог: справились с первой задачей урока |
|
|||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление |
|
Работают в парах. Один ученик вызывается к доске. Составляют алгоритм. Работают в парах на плашках, применяя правило. |
Познавательные УУД: уметь выбирать решение, обосновывать выбор.
|
|||||||||||||||||||||||||
Релаксационная пауза |
Учитель: Повернемся лицом друг к другу. Вам необходимо представить, что на вас ситцевая рубашка, проведем по рукаву рубашки соседа, мысленно произнесем ситцевый – ситцевая. Вы ощущаете гладкую прохладную поверхность, а произнесенные слова только усиливают это ощущение. А сейчас представим, что на вашей левой руке замшевая перчатка, попробуем взять руку своего партнера и про себя проговорить замшевый – замшевая. Вы ощущаете тепло, мягкость. Это ощущение тепла плавно переходит на ваши лица, давайте улыбнемся друг другу, пожмем руку товарищу, пожелаем удачи, успеха и с хорошим настроением снова включимся в работу. |
Проводят под руководством учителя релаксационную паузу. |
Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь считаться с мнением товарища. |
|||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой |
1. Продолжая работу над орфограммой №37, (работая в группе), замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.” , Обозначьте орфограмму.(Выдаю иллюстративный материал). Выполнив, прикрепите на доске.
|
Работают в группе с иллюстративным материалом, подбирают синонимичное сочетание с изучаемой орфограммой. Вывешивают на доску результат своей работы. Подводят итог: справились со второй задачей урока. |
Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других. |
|||||||||||||||||||||||||
Включение нового знания в систему знаний и повторение |
1. Работаем индивидуально. “Найдите ошибку” - Какие сочетания написаны верно? Какие написаны с ошибкой? Каким правилом вы пользовались, работая над заданием?
2. На экране текст. В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.
|
Работают индивидуально, находят ошибки на выданных плашках. Выстраивают последовательный ответ, подкреплённый правилом. Отвечает один ученик, класс оценивает по критериям, размещённым на доске. Читают текст. Обдумывают задание. |
|
|||||||||||||||||||||||||
Итог урока. Рефлексия |
1.Что открыли для себя? 2.Чему научились? 3.Какую оценку поставишь себе за работу на уроке? -Составьте синквейн на тему «Урок», вложив в него впечатления прошедшего урока. |
Ученик оценивает свою работу по критериям. Составляют и зачитывают синквейн, дополняя друг друга. |
|
|||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
П.55 (знать правило), упр.314 (по заданию учебника) или «Составить грамматическую сказку «Разговор суффиксов –ов-, -ев» |
Выбирают задание из предложенного. |
Регулятивные УУД: уметь оценивать свои возожности. |
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.