Тема : Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Упражнение в письме слов и предложений
Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в конце слова разными способами; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово; писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце слов
Метапредметные результаты:
Познавательные умения: различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосновывать свое мнение;
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; использовать алгоритм проверки парных согласных в конце слова; выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания; исправлять ошибки в учебном тексте.
Коммуникативные умения: формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение;
Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы;
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
- А девизом сегодняшнего урока я бы предложила такие слова:
И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому – активным будь!
II. Актуализация знаний
- Ребята, посмотрите, сколько писем принёс нам почтальон. Все эти письма пришли на наш адрес. Как вы думаете от кого они? Интересно узнать? Давайте по очереди будем вскрывать эти письма и читать.
1 письмо
Бабушка девочку очень любила,
Красную шапочку ей подарила
Девочка имя забыла своё
А, ну подскажи имя её? Красная Шапочка
- Что же она нам пишет?
Я прислала Вам задание
Вы с закрытыми глазами
Угадайте букву сами.
А потом скорей проверьте,
Ведь они лежат в конверте.
(У учителя в руках большой конверт. Ученика по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами, достают буквы, узнают их.)
- Итак, это буквы Б, П, З. С. Н
- Что объединяет эти буквы? На какие группы можно разделить эти буквы?
- Скажите, пожалуйста, какую лишнюю букву прислала Красная Шапочка и почему?
- То есть, на какие ещё группы можно разделить эти буквы.
- Какие согласные самые опасные?
- Могут ли эти буквы подсказать вам тему сегодняшнего урока?
- Какая тема нашего урока? ( Правописание парных согласных на конце слова).
- Чем будем заниматься на уроке? ( Распознавать парные согласные и проверять их написание)
В нашем русском языке
Ходят «хитрые подружки»
Как узнать писать какую –
Эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят
Но у нас не детский сад?
Мы решим проблему эту?
И расскажем всему свету?
Предстоит сегодня нам
Все расставить по местам
· Пальчиковая гимнастика.
· Минутка чистописания.
- Вспомним правильное написание букв.
Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Дети прописывают в тетради по чистописанию: б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с.
- Ребята, а по какому признаку я написала в соединении эти буквы. (Они составляют пару). А почему именно они составляют пару? (При произношении встречают одинаковую преграду)
- Давайте вспомним все парные согласные
- Поиграем в игру. «Звонкий, глухой»
Бочка – почка маК – маГ Жил – шил
Веник – феник пруД – пруТ леЗ – леС
III. Работа по теме урока
2 конверт прислал
Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …
Незнайка
- Что же он нам пишет?
- Парные согласные на письме опасные
Как похоже их звучанье-
Это просто наказанье!
-
Ребята,
поможем Незнайке различить согласные ?
Чтобы их нам
различать,
Надо ум тренировать!
- На доске записаны слова
……. - са (д, т) , …. - эта(ж,ш), ё(ж, ш) арбу (З,с) моро ( з, с)
- Что же нужно делать, чтобы в этих ошибкоопасных местах не «выросли» ошибки?
- Повторяем правило.
Если слышишь парный звук, будь внимателен мой друг!
Парный сразу проверяй. Рядом гласный подставляй.
- Запись слов с комментированием у доски
3 письмо
- Кто же нам его прислал?
На сметане я мешён, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок, покатился ….. Колобок
- Сегодня на уроке познакомимся с новым словарным словом
- Что такое сапоги? Чем они отличаются от другой обуви? Из чего шьют сапоги? Какие бывают сапоги?
- Знакомство со словом сапоги.
- Запись слова 2 раза. Постановка ударения. Устно составьте с этим словом предложение.
- Ребята, а это слово не зря нам отправил Колобок.
- Оно подходит к теме нашего урока.
- Почему? Является проверочным к слову сапог
Физкультминутка. (Буратино)
4 письмо
- А теперь мы переходим к следующему письму.
- Оно пришло к нам от другого сказочного друга.
- Что же он нам пишет? Сейчас прочитаем.
Я – весёлый человечек, деревянный
мальчуган.
Посылаю я словечки и даю заданье вам:
Вы подумайте сначала с большим-большим вниманьем
И подберите проверочные слова без опозданья.
- Ещё раз напомним правило проверки парного согласного звука. (Схема согл- гласн)
- Подбери проверочное слово и зачеркни лишнюю букву.
- Ребята это задание очень трудное с ловушкой. Поэтому вы работаете в группах. Здесь вам понадобятся дружба, взаимовыручка, взаимопомощь. Постарайтесь, подумайте.
- Проверка. Ещё раз повторить правило.
- А теперь постарайтесь сами справится с похожим заданием.
- Запишите слово в тетрадь, вставляя парную согласную, а рядом выпишите проверочные слова
1 вариант – голу__ь – голубок голуби голубка
Гла__ – глазок, глазки, глазик,
2 вариант - заво__ – заводы, заводик, заводской
Гри__ – грибы, грибки, грибок,
- Молодцы вам взаимовыручка помогла.
IV. Рефлексия. Итог урока.
- Наш урок подошёл к концу.
- Над какой темой работали?
- Как проверить парный согласный?
- Какое задание вам больше понравилось, какое вызвало затруднение?
- Что вы новое для себя открыли?
- Вы сегодня замечательно потрудились.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй!
Зуб – на зубы, лед – на льды –
Будешь грамотным и ты!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.