Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. Педагогические задачи: Создать условия для формирования навыка правописания безударных окончаний имен существительных во всех падежах; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке. Планируемые предметные результаты Научатся правильно писать безударные падежные окончания имен существительных; определять падеж и склонение имен существительных; выделять падежные окончания
Иконка файла материала открытый урок русский 4 класс.docx
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах Тип урока: Обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи: Создать   условия   для   формирования   навыка   правописания   безударных окончаний имен существительных во всех падежах; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке Планируемые предметные результаты самостоятельно   делать   выводы, Научатся   правильно   писать   безударные   падежные   окончания   имен существительных;   определять   падеж   и   склонение   имен   существительных; выделять падежные окончания Метапредметные УУД   перерабатывать Познавательные:  информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей;  Регулятивные:  высказывать   свое   предположение   относительно   способов решения   учебной   задачи;   проговаривать   вслух   последовательность производимых   действий,   составляющих   основу   осваиваемой   деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем   или   одноклассниками   результат   своих   действий,   вносить соответствующие коррективы; Коммуникативные:  участвовать   в   диалоге;   выполняя   различные   роли   в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою   точку   зрения,   соблюдая   правила   речевого   этикета;   аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений Личностные результаты Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия   результатов   требованиям   конкретной   задачи,   на   понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания   для   одноклассников;   пользоваться   формами   самооценивания   и взаимооценивания на урокеI.Организационный момент Ход урока Начинается урок. Пусть пойдут все знанья впрок. Всё, что надо – не лениться И старательно трудиться.  Откройте тетради, запишите дату. ­А вы любите зиму?  ­   Какие   зимние   явления   природы   вам   известны?  (снегопад,   буран,   метель, вьюга). Чем эти слова являются по отношению друг к другу? (синонимы) В этот день было принято наблюдать за погодой. Отсутствие в этот день снега предсказывало хороший урожай хлеба. Холодный день, напротив, сулил голод. Хорошо горящие дрова в печи и пламя, с ревом устремляющееся в трубу, предвещали бурю. Низко плывущие облака говорили о приближении сильной стужи.  Чтобы зима не была к нам слишком сурова, давайте посветим урок ей.  Пришла к нам снежная зима. Порхает беленький снежок. И стала праздничной земля. Смотри, любуйся, мой дружок! Что нам принесла зима? (снежинки) Все наши задания   расположились на снежинках. II. Минутка чистописания. Первая снежинка­ минутка чистописания.   1)­ На первой строке мы пропишем букву З заглавную и строчную. ­ Какие два звука в русском языке на письме обозначаются буквой «зэ»? ­ Дайте им характеристику. ­ Пропишите 4 раза. Над самой красивой поставьте +.­ А писать мы будем под музыку великого итальянского композитора  Антонио Вивальди, который написал цикл музыкальных произведений,  посвящённых каждому времени года. 2)На следующей строке запишите слова под диктовку: зима, зимний, зимушка, зимы, зимовать. ­ Разберите слова по составу. Состав слова: зим — корень,  ова, ть — суффиксы,  нет окончания,  зимова — основа слова. Примечание: ть   является   формообразующим   суффиксом   и   не   входит   в основу слова. ­ Найдите и подчеркните лишнее слово. Объясните свой выбор. ­ Оцените свою работу. III. Актуализация знаний. Вторая  снежинка – сценка. Играют сценку «Наши падежи» Учитель: Петрова, выйди к доске и прочитай небольшой рассказ, который написан на доске. Ученица выходит к доске и читает рассказ: «Папа и мама ругали Вову за плохое   поведение.   Вова   виновато   молчал,   а   потом   дал   обещание исправиться». Учитель: Прекрасно! Подчеркни в этом рассказе все имена существительные. Ученица подчёркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание». Учитель:   Готово?   Определи,   в  каких   падежах   стоят   эти   существительные. Поняла? Ученица: Да! Учитель: Начинай! Ученица: "Папа и мама". Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный. Ругали кого, чего? Вову. "Вова" ­ это имя. Значит, падеж именительный. Ругали   за   что?   За   плохое   поведение.   Видно,   что­то   натворил.   Значит,   у "поведения" падеж творительный. Вова молчал виновато. Значит, здесь у "Вовы" падеж винительный. Ну, а "обещание", конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал ! Вот и всё!Учитель: Да­а, разбор получился оригинальный! Неси­ка дневник, Петрова. Интересно, какую отметку ты предложила бы себе поставить? Ученица: Какую? Конечно, пятёрку! Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвала это слово ­ "пятёрку"? Ученица: В предложном! Учитель:В предложном? Почему же? Ученица: Ну, я же её сама предложила! Спасибо, девочки. Вокруг какого понятия, термина происходили события?  (падежа) Что вам известно о падежах?  В каких падежах существительное бывает в опасности? (Р.п, Д.п, П.п) IV. Формулировани  темы и  цели урока Сформулируйте тему урока. (Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе). Кукую цель поставим перед собой? (Формировать умения правильно писать безударные   падежные   окончания   имён   существительных   в   единственном числе). А еще, 16 декабря ­ День покорения вершин. Это хороший повод для тех, кто сомневается в собственных силах и   пока не достиг результата. Если же что­то не получилось, расстраиваться и переживать не стоит. Такая же дата наступит и в следующем году.  Но, а мне очень хотелось бы, чтобы вы   именно сегодня смогли достичь поставленную     задачу   на   уроке   и   научились   писать   грамотно   падежные окончания.  Какие знания нам будут необходимы сегодня на уроке? V. Словарная работа, проверка домашнего задания.  Третья  снежинка­ проверка д.з.   Дома, вам необходимо было записать 10 слов в Р, Д, П. падежах.   На перемене ребята записали слова на доске. Пока мы проверяем записи ребят, мы продолжим проверять главное умение, которое лежит в основе умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в единственном   числе.   О   каком   умении,   я   говорю?   (умение   определять склонения.) (Дети на 3 ноутбуках определяют склонения существительных).Расскажите, как   вы действовали, что бы записать слова в нужном падеже. (Проговаривают алгоритм написания безударных окончаний). 1.  Определить склонение 2.  Определить падеж. 3. Вспомнить таблицу окончаний в нужном склонении и падеже. 4. Подставить слова­помощники. VI. Отработка умений Приступим к главной цели нашего урока, отработке умения правильно писать безударные   падежные   окончания   имён   существительных   в   единственном числе.  Четвертая  снежинка.  Физминутка.  В воздух,  Пятая снежинка –упражнение со слайда. Запишите   слова,   решите   орфографические   задачи,   объясняя   выбор написания букв.  Спишите первое предложение. Дайте ему характеристику.  На белой скатерт_ снегов видны следы рыс_. От ёлк_ к ёлк_3 прыгает шустрая белка. На берёз_ лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от  такой тяжест_.   Какой разбор скрывается под цифрой 3.  Шестая снежинка ­ запись под диктовку.  Комментированное письмо.  Откройте учебник. Упр. 241. Прочитайте текст.  Найдите однокоренные слова. Разберите их по составу.  Обратите   внимание   на   2   предложение,   на   знаки   препинания.   Запись предложения под диктовку. Объясните правописание падежных окончаний.  VI . Самостоятельная работа. Седьмая снежинка ­ карточкаНу   что   ж,   мы   попытались   еще   раз   отработать   правописание   падежных окончаний.   Сейчас   мы   проверим,   на   какую   вышину   вы   сможете   сегодня подняться.     Выполнив   упражнения.   Вышина   нашей   горы   5   метров.   Что соответствует отметке­ 5.  Склонение  Падеж  На ветк… по тропинк.., в сугроб… на окошк… на ел…   VII. Рефлексия учебной деятельности.  Взаимопроверка. от ветки по тропинке в сугробе на окошке на ели Склонение  1 1 2 2 3 Падеж  Р.п.  Д.п П.п  П.п.  П.п VIII. Подведение итогов урока. Поднимите руки, те, кто смог достичь поставленную цель и получил отметку «5»,…..   «4».   Кому   нужно   еще   потренироваться   для   того   чтобы   получить положительный результат. Повторите алгоритм  написания безударных падежных окончаний.  ­  Кто нам больше всех помог сегодня на уроке, кого мы можем  поблагодарить? – Оцените свою собственную работу. Кто доволен своей работой , покажите   указательный палец, кому было сложно или у него не все получалось, покажите круг.  Обоснуйте свой вывод. IX. Информация о домашнем задании. С. 128 упр. 243