Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Что случится, если буквы ь не будет в языке? (Либо не будет смысла, либо другой смысл у слов.) – Приведите примеры из стихотворения, когда не будет смысла у слов. А когда появится другой смысл? – Где пишется мягкий знак для обозначения мягкости согласных? – Сформулируйте тему урока. («Буква ь в конце и в середине слова. Правописание буквы ь в конце и в середине слова».) – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur109.doc
Русский язык ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ Урок 109 (83). Тема: Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Цель:  –  развитие   умений   разграничивать   способы   обозначения  мягкости   согласных   на   письме,   находить   слова,   в   которых мягкость согласных обозначена буквой ь в конце и в середине слова, а также писать слова с этой орфограммой. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3   3  Словарная работа 1. – Прочитайте слова. Мальчик, тетрадь, учитель, учительница, столько, только. – Какие из этих слов вам хорошо знакомы? А какие будут новыми? Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. © ООО «Баласс», 2012 1– Как они называются? – Какая ещё орфограмма есть в каждом слове? (Буква ь для обозначения мягкости согласных.) – Прочитайте ещё раз и запомните слова. Затем все слова закрываются. Ученики пишут по памяти,  подчёркивают в словах орфограммы. – Сколько слов написали? Работа в «Орфографической тетради» со словами сколько на с. 39 и столько на с. 43. 2. – Приведите примеры слов (можно из домашнего задания), в которых буква ь обозначает мягкость согласного в конце слова, в середине слова. – Что изменится, если эту букву в слове не написать? (Слова потеряют смысл.) – Как называется эта орфограмма? 5. Обобщать и классифици­ ровать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.   1  3  3 Учитель читает стихотворение. Мягкий знак, мягкий знак – Без него нельзя никак! Без него не написать Тридцать, двадцать, десять, пять. Вместо шесть получим шест, Вместо есть получим ест. Банька в банку превратится. Вот что может получиться, © ООО «Баласс», 2012 Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 2Если будем забывать Мягкий знак в словах писать. – Что случится, если буквы ь не будет в языке? (Либо не будет смысла, либо другой смысл у слов.) – Приведите примеры из стихотворения, когда не будет смысла у слов. А когда появится другой смысл? – Где пишется мягкий знак для обозначения мягкости согласных? –  Сформулируйте тему урока. («Буква  ь  в конце и в середине слова. Правописание буквы ь в конце и в середине слова».) – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.  1  3  4  3  1     1. Работа по учебнику. Упр. 190  (выборочное списывание) – развивается умение находить в предложениях   слова   с   орфограммой­буквой  ь  для   обозначения мягкости   согласных.   Первый   пример   разбирается   коллективно, затем упражнение ученики выполняют самостоятельно. Упр.   191  –   развивается   умение   находить   в   предложениях   и группировать слова в зависимости от способа обозначения мягкости согласных на письме. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. © ООО «Баласс», 2012 3Выполняют два человека у доски. Первый ученик выписывает слова, где мягкость согласных обозначена буквами гласных, второй – буквой ь. – Какие слова выписали оба ученика? Почему? Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2. Запись под диктовку.  Развитие умения на слух выбирать нужную букву для обозначения мягкости согласных. Как   на   тоненький   ледок   выпал   беленький   снежок.  (Из   народной песни.) – Назовите мягкие согласные. Как обозначена их мягкость на письме? –  В каких словах есть орфограмма­буква  ь  для обозначения мягкости согласных? Где она находится? – В каком слове все согласные звуки мягкие? 3. Работа в «Дидактическом материале».    М Упр.   170  («Дидактический   материал»)   –   развивается   умение подбирать слова, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2012 4– Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. – Запишите два слова, в которых звуков меньше, чем букв. –  Какие это будут слова? (С буквой  ь  в конце или в середине слова между согласными.)   4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. Упр. 173 («Дидактический материал»). Деятельность учеников:   – Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я. © ООО «Баласс», 2012 5

Посмотрите также