Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Дата: 07.04.18
Урок 127
Тема: Правописание окончаний имен прилагательных
Цель: учить работать с таблицей учебника; развивать умение классифицировать слова с буквами «о» и «е» в окончании
Задачи:
1) тренировка в написании падежных окончаний имен прилагательных, знакомство с орфограммой «Буквы о е после
шипящих и ц в окончаниях прилагательных», отработка написания орфограммы.
2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие орфографической
зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать логическое мышление, память, внимание,
расширение кругозора, способствовать обогащению словарного запаса; развивать мелкую моторику кистей рук,
развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя; способность к рациональной организации своего рабочего
места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности, пытливости при
получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки; усидчивости, самостоятельности,
дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Находить
словосочетания по заданному основанию. Понимать информацию, представленную в виде таблицы. Наблюдать за
особенностями написания окончаний после шипящих и ц, обобщать результаты наблюдений. Знакомиться с ор
фограммой «Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных». Сравнивать написание букв о, е после
шипящих и ц в окончаниях имён существительных и прилагательных. Группировать слова по заданному основанию.
Контролировать собственные действия по результату выполнения задания
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе,
построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного
сотрудничества),
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать
тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение
выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать
полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Ал ил ел ом ям ся ля
Утром не встал – потерял день, в детстве не учился – потерял жизнь.
II. Работа над новым материалом.
Данный урок лучше начать с работы в тетради «Пишем грамотно» (№ 2), где подобраны упражнения,
направленные на закрепление материала предыдущего урока по правописанию. Предварительно ученики должны
вспомнить, как проверяются безударные падежные окончаниях имен прилагательных.
1.Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)
Упражнение 1 отработка умения проверять орфограмм подбирать необходимое по смыслу прилагательное,
1ставить его в нужную форму правильно писать окончание. Выполняется письменно в парах.
Упражнение 2 отработка правописания прилагательных с различными типами орфограмм. Выполняется
фронтально письменно. Алгоритм работы: подобрать антоним к заданное слову; определить, какая орфограмма есть
в слове, которое предстоит записывать; вспомнить, как она проверяется; проверить и записать слово; подчеркнуть
орфограммы в записанном слове. В тексте упражнения встретятся словарные слова горячий, огромный,
счастливый. Важно, чтобы учащиеся сами пришли к выводу, что проверить орфограммы в этих словах нельзя, и в
случае затруднения обратились к орфографическому словарику.
Упражнение 3 повторение орфограммы «Безударные проверяемые гласные в корне слова». Выполняется
самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Порядок проверки учащиеся по цепочке называют
проверочное слово, а потом букву, которую вставили. После проверки учитель просит учащихся еще раз прочитать
слова упражнения, а затем предлагает записать эти слова под диктовку.
Упражнение 4 повторение словарных слов. Выполняется самостоятельно с последующей фронтальной
проверкой. После проверки выполнения упражнения можно дать словарный диктант.
Упражнение 5 тренировка в написании окончаний прилагательных среднего рода. В классе выполняется
фронтально. Учитель сообщает перед записью, что в окончаниях прилагательных среднего рода есть непроверяемая
орфограмма последняя буква е.
Упражнение 6 орфографический тренинг написания падежных окончаний имен прилагательных. Выполняется
при продлении дифференцированной работы.
2. Работа по учебнику
Упражнение 1 отработка написания окончаний прилагательных в форме родительного падежа. Выполняется
самостоятельно с последующей проверкой. Учащиеся должны выписать следующие словосочетания: у Чёрного
моря, от светлого платья, без тёплой куртки, для картофельного пюре, без острого карандаша, у зелёной
лягушки, возле коричневого портфеля. После проверен правильности выполнения первой части упражнения учитель
просит ответить на вопрос, данный в конце упражнения. Ответ в обобщенном виде может быть таким: не все буквы в
окончаниях родительного падежа можно проверить вопросом. При этом важно, чтобы учащиеся заметили, что
непроверяемые орфограммы в окончаниях родительного падежа встречаются только у прилагательных мужского и
среднего рода. Учитель просит выделить окончания выписанных прилагательных и подчеркнуть непроверяемые
орфограммы.
В о п р о с ы и з а д а н и я :
– Выпишите словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в форме Р. п.
У Черного моря, к пушистому котёнку, от светлого платья, о чудесном вечере, без теплой куртки, без
острого карандаша, о прекрасной музыке.
– Почему в правописании окончаний имен прилагательных в Р. п. можно ошибиться?
Дополнительное задание. Вспомнить, в каких еще окончаниях прилагательных есть непроверяемые
орфограммы.
Упражнение 2 наблюдение за особенностями написания «окончаний после шипящих и ц. Учащиеся должны
заметить, что выбор буквы о или е зависит от ударения. Если учащиеся затруднятся с ответом, учитель предлагает
сравнить окончания v прилагательных, записанных в одной строке, и сказать, чем они различаются.
Рубрика «Тайны языка» обобщает результаты наблюдений и вводит правило написания букв о е в окончаниях
прилагательных после шипящих и ц.
2Рубрика «Давай подумаем» предлагает учащимся сопоставить признаки выбора буквы после шипящих и
ц в окончаниях существительных и прилагательных. В начале работы с pубрикой учитель может задать вопрос: от
чего зависит выбор букв» о или е после шипящих и ц в окончаниях существительных?
Рубрика «Тайны языка» обобщает наблюдения и вводит новое правило написания букв о, е после шипящих и ц
в окончаниях существительных и прилагательных. После работы с pубрикой учитель задает вопрос: как единое
правило помогает определить написание буквы о, е после шипящих и ц в окончаниях слов? (Ускоряет выбор: не
нужно устанавливать, какой частью речи является слово.)
Упражнение 3 закрепление изученного правила. Выполняется фронтально письменно. Учащиеся по очереди
выходят к доске и обосновывают выбор столбика, в который следует записывать словосочетание.
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, вместе с учителем
выполняют упр. 6 в тетради «Пишем грамотно»: задают вопрос от существительного к прилагательному; определяют
по вопросу окончание; вписывают необходимую букву; если вписали букву е подчеркивают словосочетание. Хорошо
подготовленные учащиеся сначала выполняют задания, записанные на доске, а потом самостоятельно — упр. 6 в
тетради «Пишем грамотно». После завершения работы результаты обсуждаются, затем учащиеся, работавшие
самостоятельно, рассказывают, как они выполняли задания, данные на доске.
Задания на доске.
1. Отметьте окончания имен прилагательных в форме именительного падежа мужского рода.
а) ый, ие, яя; б) ый, ий, ое; в) ый, ей, ее; г) ый, ий, ой.
2. Подчеркните слова, которые нужно вставить в первое и второе предложения.
В_________________лесу легко заблудиться.
а) дремучих; б) дремучем; в) дремучим; г) дремучему.
__________________утром туристы вышли из города.
а) ненастное; б) ненастной; в) ненастным; г) ненастными.
Дополнительная работа. Выполнить упр. 141 в тетради «Учусь писать без ошибок».
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Словарная работа. Записать в словарик слово вокруг. Записать слово в тетрадь и подчеркнуть непроверяемую
орфограмму. Словарный диктант после выполнения упр. 4 тетради «Пишем грамотно».
III. Итог урока.
– Когда пишутся буквы «о» и «е» в окончаниях имен прилагательных после шипящих и «ц»?
Домашнее задание: Списать в тетрадь текст упр. 5 тетради «Пишем грамотно», а затем словосочетания упр. 6
записать в два столбика: в первый с буквой е в окончаниях прилагательного, во второй — с буквой и.
3