Правописание окончаний имен прилагательных

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 127.docx
Дата: 07.04.18 Урок  127 Тема:                                               Правописание окончаний имен прилагательных Цель: учить работать с таблицей учебника; развивать умение классифицировать слова с буквами «о» и «е» в окончании Задачи:  1) тренировка в написании падежных окончаний имен прилагательных, знакомство с орфограммой «Буквы о ­ е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных», отработка написания орфограммы. 2) развивать  устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие орфографической зоркости,   расширение кругозора; способность к   самоконтролю; развивать логическое мышление, память, внимание, расширение   кругозора,   способствовать     обогащению   словарного   запаса;   развивать   мелкую   моторику   кистей   рук, развивать умение выполнять вербальные  инструкции учителя; способность к рациональной организации своего рабочего места;   3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности, пытливости при получении   новых   знаний,   воспитывать   чувство   взаимоуважения,   взаимовыручки;   усидчивости,   самостоятельности, дисциплинированности. Характеристика деятельности учащихся: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Находить словосочетания   по   заданному   основанию.   Понимать   информацию,   представленную   в   виде   таблицы.   Наблюдать   за особенностями   написания   окончаний   после   шипящих   и  ц,   обобщать   результаты   наблюдений.   Знакомиться   с   ор­ фограммой «Буквы  о  и  е  после шипящих и  ц  в окончаниях прилагательных». Сравнивать написание букв  о,  е  после шипящих  и  ц  в  окончаниях имён существительных и прилагательных. Группировать слова по заданному основанию. Контролировать собственные действия по результату выполнения задания Универсальные учебные действия (метапредметные): Коммуникативные  (умение   принимать   ответственное   решение   при   совместной   деятельности   в   микрогруппе, построение   речевых   высказываний,     лидерство   и   согласованность   действий   с   партнерами,   планирование   учебного сотрудничества),  Личностные (умение соблюдать установленные правила). Регулятивные  (самоконтроль,   самооценка,  целеполагание,   планирование,   прогнозирование,  умение   формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).  Познавательные  (умения   анализировать   текст,  классифицировать,   ставить   проблему,  работать   с   текстом,   умение выделять   существенное,    наблюдать,   обобщать,  строить   речевые   высказывания,   делать   выводы  и   использовать полученные знания в практической деятельности). Формы   и   методы   обучения:  фронтальная,   индивидуальная,   коллективная,   групповая;   словесный,   наглядный, практический. Оборудование:   запись на доске. Х о д   у р о к а I. Чистописание. Ал  ил  ел  ом  ям  ся  ля Утром не встал – потерял день, в детстве не учился – потерял жизнь. II. Работа над новым материалом. Данный   урок   лучше   начать   с   работы   в   тетради   «Пишем   грамотно»   (№   2),   где   подобраны   упражнения, направленные на закрепление материала предыдущего урока по правописанию. Предварительно ученики должны вспомнить, как проверяются безударные падежные окончаниях имен прилагательных. 1.Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) Упражнение  1  ­ отработка умения проверять орфограмм подбирать необходимое по смыслу прилагательное, 1ставить его в нужную форму правильно писать окончание. Выполняется письменно в парах. Упражнение  2  ­   отработка   правописания   прилагательных   с   различными   типами   орфограмм.   Выполняется фронтально письменно. Алгоритм работы: подобрать антоним к заданное слову; определить, какая орфограмма есть в слове, которое предстоит записывать; вспомнить, как она проверяется; проверить и записать слово; подчеркнуть орфограммы   в   записанном   слове.   В   тексте   упражнения   встретятся   словарные   слова   ­  горячий,   огромный, счастливый. Важно, чтобы учащиеся сами пришли к выводу, что проверить орфограммы в этих словах нельзя, и в случае затруднения обратились к орфографическому словарику. Упражнение  3  ­   повторение   орфограммы   «Безударные   проверяемые   гласные   в   корне   слова».   Выполняется самостоятельно   с   последующей   фронтальной   проверкой.   Порядок   проверки   учащиеся   по   цепочке   называют проверочное слово, а потом букву, которую вставили. После проверки учитель просит учащихся еще раз прочитать слова упражнения, а затем предлагает записать эти слова под диктовку. Упражнение  4  ­  повторение  словарных   слов.   Выполняется   самостоятельно   с   последующей   фронтальной проверкой. После проверки выполнения упражнения можно дать словарный диктант. Упражнение  5  ­   тренировка   в   написании   окончаний   прилагательных   среднего   рода.   В   классе   выполняется фронтально. Учитель сообщает перед записью, что в окончаниях прилагательных среднего рода есть непроверяемая орфограмма ­ последняя буква е. Упражнение 6 ­ орфографический тренинг написания падежных окончаний имен прилагательных. Выполняется при продлении дифференцированной работы. 2. Работа по учебнику Упражнение  1  ­ отработка написания окончаний прилагательных в форме родительного падежа. Выполняется самостоятельно   с   последующей   проверкой.   Учащиеся   должны   выписать  следующие  словосочетания:  у   Чёрного моря, от светлого платья, без тёплой куртки, для картофельного пюре, без острого карандаша,  у  зелёной лягушки, возле коричневого портфеля. После проверен правильности выполнения первой части упражнения учитель просит ответить на вопрос, данный в конце упражнения. Ответ в обобщенном виде может быть таким: не все буквы в окончаниях   родительного   падежа   можно   проверить   вопросом.   При   этом   важно,   чтобы   учащиеся   заметили,   что непроверяемые орфограммы в окончаниях родительного падежа встречаются только у прилагательных мужского и среднего   рода.   Учитель  просит  выделить   окончания   выписанных   прилагательных   и  подчеркнуть   непроверяемые орфограммы. В о п р о с ы   и   з а д а н и я :   – Выпишите словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в форме Р. п. У Черного моря, к пушистому котёнку, от светлого платья, о чудесном  вечере,  без  теплой  куртки,  без острого карандаша, о прекрасной музыке. – Почему в правописании окончаний имен прилагательных в Р. п. можно ошибиться? Дополнительное   задание.  Вспомнить,   в   каких   еще   окончаниях   прилагательных   есть   непроверяемые орфограммы. Упражнение  2  ­ наблюдение за особенностями написания «окончаний после шипящих и  ц.  Учащиеся должны заметить, что выбор буквы о или е зависит от ударения. Если учащиеся затруднятся с ответом, учитель предлагает сравнить окончания v прилагательных, записанных в одной строке, и сказать, чем они различаются. Рубрика «Тайны языка» обобщает результаты наблюдений и вводит правило написания букв о ­ е в окончаниях прилагательных после шипящих и ц. 2Рубрика «Давай подумаем» предлагает учащимся сопоставить признаки выбора буквы после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных. В начале работы с pубрикой учитель может задать вопрос: от чего зависит выбор букв» о или е после шипящих и ц в окончаниях существительных? Рубрика «Тайны языка» обобщает наблюдения и вводит новое правило написания букв о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных. После работы с  pубрикой учитель задает вопрос: как единое правило помогает определить написание буквы  о, е  после шипящих и  ц  в окончаниях слов? (Ускоряет выбор: не нужно устанавливать, какой частью речи является слово.) Упражнение  3  ­ закрепление изученного правила. Выполняется фронтально письменно. Учащиеся по очереди выходят к доске и обосновывают выбор столбика, в который следует записывать словосочетание. Дифференцированная   работа.  Учащиеся,   нуждающиеся   в   педагогической   поддержке,   вместе   с   учителем выполняют упр. 6 в тетради «Пишем грамотно»: задают вопрос от существительного к прилагательному; определяют по вопросу окончание; вписывают необходимую букву; если вписали букву е подчеркивают словосочетание. Хорошо подготовленные учащиеся сначала выполняют задания, записанные на доске, а потом самостоятельно — упр. 6 в тетради   «Пишем   грамотно».   После   завершения   работы   результаты   обсуждаются,   затем   учащиеся,   работавшие самостоятельно, рассказывают, как они выполняли задания, данные на доске. Задания на доске. 1. Отметьте окончания имен прилагательных в форме именительного падежа мужского рода.             а) ­ый, ­ие, ­яя;        б) ­ый, ­ий, ­ое;            в) ­ый, ­ей, ­ее;         г) ­ый, ­ий, ­ой. 2. Подчеркните слова, которые нужно вставить в первое и второе предложения. В_________________лесу легко заблудиться. а) дремучих; б) дремучем; в) дремучим; г) дремучему. __________________утром туристы вышли из города. а) ненастное; б) ненастной; в) ненастным; г) ненастными. Дополнительная работа. Выполнить упр. 141 в тетради «Учусь писать без ошибок». Ф и з к у л ь т м и н у т к а Словарная работа.  Записать в словарик слово вокруг.  Записать слово в тетрадь и подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Словарный диктант после выполнения упр. 4 тетради «Пишем грамотно». III. Итог урока. – Когда пишутся буквы «о» и «е» в окончаниях имен прилагательных после шипящих и «ц»? Домашнее задание:  Списать в тетрадь текст упр. 5 тетради «Пишем грамотно», а затем словосочетания упр. 6 записать в два столбика: в первый ­ с буквой е в окончаниях прилагательного, во второй — с буквой и. 3

Посмотрите также