· Учитель: Очирова Татьяна Николаевна
· Образовательное учреждение: МОУ СОШ №49 г. Улан-Удэ, Р. Бурятия
· Предмет: Русский язык
Краткая аннотация урока:
- Класс, профиль: 7 класс
- Тема: Предлоги (Производные и непроизводные предлоги. Морфологический разбор
предлогов)
- Тема урока: Правописание производных предлогов
- Тип урока: Урок объяснения нового материала
- Цели урока:
· Образовательные: систематизировать имеющиеся знания учащихся по теме “Предлог”;
· контроль сформированности орфографических и пунктуационных умений и навыков по пройденным темам;
· обеспечить усвоение учащимися основных правил правописания производных предлогов;
· закрепить знания о производных предлогах, их правописании, уметь отличать производные предлоги от других частей речи;
· развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал.
· Развивающие: продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развитие связной речи учащихся, совершенствовать навыки работы на компьютере.
· Воспитательная: воспитание стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю;
· способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика.
Задачи:
· Использование ЦОР на уроках русского языка позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.
- Приобретаемые навыки детей: умение отличать производные предлоги от сочетаний существительного с предлогом; умение использовать навыки-подсказки в различении производных предлогов; и как итог – правописание производных предлогов.
· Формы организации работы детей: автономная, индивидуальная работа учащихся по заданиям учителя, самостоятельная работа; коллективная; фронтальный опрос.
· Формы организации работы учителя: организация контроля усвоения содержания предыдущего урока с помощью проблемных, развивающих задач; побуждение учащихся на изучение новой темы с помощью использования Интернет–ресурсов ЦОР, средств Microsoft Word.
Технологические особенности
- Технические условия
- Используемое оборудование: Компьютеры с ОС Windows-ХР, Microsoft Office-2003 с подключением к сети Интернет, мультимедийный
проектор, коллекция ЦОР.
- Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: анимация “Роль предлогов в языке» (N 110874), Интерактивная орфограмма "Слитное и раздельное написание предлогов" (N 110243), интерактивная орфограмма "Производные предлоги и существительные с предлогами" (N 110308)), тест "Слитное и раздельное написание предлогов". Вариант 1 (N 110583) или электронное задание "Слитное и раздельное написание предлогов 1". Вариант 2 (N 110648), интерактивная таблица "Производные предлоги" (N 110720) или интерактивный текст с заданием "Найдите предлоги, в которых можно сделать ошибку" (N 110533), материалы из «Телешколы» (http://www.internet-school.ru)
Описание урока в выбранной участником форме (план), включая описание особенностей организации работы с использованием ЦОР.
Дополнительные материалы: презентация PowerPoint.
План урока
Тема урока: Правописание производных предлогов
Тип урока: Объяснение нового материала
Цели урока: (см. выше)
Методические замечания: урок дан в виде плана, в котором учитель хотел бы показать свое видение использования ЦОР на разных этапах урока. В ходе знакомства с коллекцией ЦОР я пришла к выводу, что использовать ресурсы можно применительно ко всем видам учебников. Школа работает по учебнику «Русский язык» под редакцией Баранова М. Т., Ладыженской Л. А. и др. При подготовке к урокам я постоянно использую материал из учебного комплекса под редакцией Бабайцевой В. В. Мне очень нравится универсальность ЦОР: ресурсы можно использовать во всех типах уроков и на всех этапах уроков. Работая над данным планом урока, я не ставила такой цели, как дать подробный план-конспект (это только «голый» план) урока, мне было интересно поделиться тем, как я использую продукты ЦОР, насколько они облегчают труд учителя, делают интересным материал урока. Данный план – это примерный образец использования ЦОР, на основе которого можно составить подробный план-конспект, где будет учтено все.
Ход урока
1. Орг. Момент. Введение в тему урока. Формы работы на уроке.
2. Повторение материала предыдущих уроков «Предлог как часть речи», «Производные и непроизводные предлоги».
- Что называется предлогом?
- Для чего служит предлог?
- Какие отношения выражает?
- Производные предлоги – это…
- Непроизводные предлоги – это…
(см. слайды презентации на повторение из предыдущих уроков)
Замечания учителя: На этом этапе урока уместно и с методической точки правильно, если дети будут работать с индивидуальными папками-помощниками, где собраны учебные материалы предыдущих уроков для попутного повторения. Эти материалы можно использовать как для индивидуальной работы, так и для общего повторения, то есть коллективной работы. Составить такие папки можно на основе коллекции ЦОР. (Например, повторение с использованием интерактивного гипертекстового определения «Предлог» (N 110262) из папки-помощника).
► Папка-помощник (№2). Проверка индивидуального домашнего задания с использованием в качестве образца анимации “Роль предлогов в языке» (N 110874) . Подберите аналогичные иллюстрации, составьте, используя их рассказ или презентацию. Смотрите образец работы ученика в презентации к уроку (вопросы к хокку - это доработка учителя, ведь тема о японской поэзии впереди). При наличии времени (а для этого его всегда можно найти на уроке)- 2 минуты – пусть дети подумают о впечатлении, которое произвело на них хокку (домыслить, дочувствовать вместе с автором).
► Ввод в новую тему.
Опасаясь снежных заносов, руководитель отменил восхождение на вершину, находящуюся недалеко от лагеря, до установления хорошей погоды. (Предложение на слайде презентации. Задание: расставить знаки препинания, прокомментировать их; конструирование предложения: ввести в предложение непроизводные и производные предлоги).
3. Новая тема. Можно начать с объяснения того, что предлоги могут писаться слитно, раздельно и через дефис. (Интерактивная орфограмма "Слитное и раздельное написание предлогов" (N 110243)
► Запись темы в тетрадь. «Слитное и раздельное правописание производных предлогов».
► Первичное восприятие орфограмм (№64, 65, 66). Детальное восприятие происходит с помощью ЦОРов.
- Какие предлоги относятся к производным? Назовите их.
- В чем сложность правописания производных предлогов? (Правильно мы можем написать только в том случае, если отличим их от сочетания существительного с предлогом. Для успешной работы с этим материалом урока учитель может выбрать ЦОР по своему усмотрению. Дети приводят примеры).
► На этом этапе уроке уместна работа с интерактивной орфограммой "Производные предлоги и существительные с предлогами" (N 110308)). Орфограмма наглядно показывает различие производных предлогов и существительных с предлогами, иллюстрируя каждый случай примерами.
► Выполнение упражнения № 308 (учебник Баранова М. П. и др…). Выписывают только производные предлоги. Проверить можно быстро, выведя заранее правильный вариант написания (ручки для проверки у детей есть) или посадив за головной компьютер ученика (см. слайд презентации).
► Из опыта работы я знаю, что орфографические трудности возникают при написании предлогов в течение, в продолжение, вследствие, несмотря на и т. д. Здесь я обычно использую либо анимацию "Производный предлог благодаря" (N 110645), анимацию "Производный предлог в течение" (N 110589), либо один из вариантов электронного задания «Слитное и раздельное написание предлогов», используя который можно решить несколько учебных задач: доступно, интересно подать новый материал, провести контроль знаний и одновременно осуществить проверку. В коллекции ЦОР есть несколько вариантов этого задания, то есть учитель может использовать его как для индивидуальной работы, так и для одновременной контрольной проверки знаний всего класса. Интерактивные задания и тесты хороши тем, что их можно использовать многократно на разных этапах урока, их можно включать в свои м/м презентации.
► Тест "Слитное и раздельное написание предлогов". Вариант 1 (N 110583) или электронное задание "Слитное и раздельное написание предлогов 1". Вариант 2 (N 110648). Это можно использовать на усмотрение учителя.
► Обратить внимание на написание слова из рамки впоследствии. Выполнение упражнения №814 (учебник под редакцией В. В. Бабайцевой) или упр. №309 (уч. Баранова)
► Релаксация. Составление синквейна (см. м/м презентацию). Дети уже знают, что это такое.
Детские работы.
ЦОР.
Нужный, красочный.
Учит, помогает, просвещает.
Свет на уроке – путь к пятерке.
Друг.
(Таня М.)
ЦОР.
Компьютерный, современный.
С русским языком на «ты».
Интерес.
(Игорь А.)
4. Закрепление материала. При использовании ЦОР (а это очень удобно) частичное закрепление происходит одновременно с дачей нового материала. Я эффективно использую на этом этапе урока интерактивную таблицу «Производные предлоги», которая поддерживает тему "Правописание производных предлогов", а также задание к тексту: "Найдите в тексте предлог(и), в котором(ых) можно сделать ошибку", кстати, подобраны в этом задании методически правильные предложения, с помощью которых можно попутно повторить уже изученные орфограммы и пунктограммы. В рамках данного урока на усмотрение учителя можно использовать какое-либо одно задание из данных. (см. Интерактивная таблица "Производные предлоги" (N 110720) Интерактивный текст с заданием "Найдите предлоги, в которых можно сделать ошибку" (N 110533).
► Конструирование предложений с производными предлогами на заданную тему.
5. Домашнее задание. - Подготовиться к словарному диктанту по изученной теме, используя слова из учебного словаря "Правописание предлогов" (N 110188); - упр.310, орфограммы № 64, 65, 66. Подобные задания нужны, дети с удовольствием работают с ЦОРами, только их нужно сгруппировать в соответствующую папку для домашней работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.