Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3 3 Проверка домашнего задания. 1. Блицопрос. – Закончите предложение. – В слове актёр есть мягкий согласный ... ([т']) – В слове липа мягкость согласного обозначена буквой ... (и) – В слове день мягкость согласного [н'] обозначена буквой ___, а денёк – буквой __. – В слове льдина есть орфограмма-буква (ь для обозначения мягкости согласного). – В словах мел и мель твёрдый и мягкий согласный в конце слова различают слова _______ (по смыслу). 2. – Приведите подобные примеры слов (из домашнего упр. 174 «Дидактический материал») и определите, что они обозначают. (Ель – предмет (дерево), ел – действие; брат – человек, брать – действие, цель – предмет, цел (целый) – признак.)
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur111.doc
Русский язык ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ Урок 111 (85). Тема: Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь. Цель: развитие умений отличать буквосочетания, в которых для обозначения мягкости согласных пишется ь и не пишется ь, писать слова с орфограммой­буквой ь для обозначения мягкости и орфограммой­отсутствием ь в буквосочетаниях чк, чн, чт, щн. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3   3  Проверка домашнего задания. 1. Блицопрос. – Закончите предложение. – В слове актёр есть мягкий согласный ... ([т']) – В слове липа мягкость согласного обозначена буквой ... (и) Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. © ООО «Баласс», 2012 1II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.   – В слове день мягкость согласного [н'] обозначена буквой ___, а денёк – буквой __. –  В слове  льдина  есть орфограмма­буква (ь  для обозначения мягкости согласного). –  В   словах  мел  и  мель  твёрдый   и   мягкий   согласный   в   конце   слова различают слова _______ (по смыслу). 2.   –   Приведите   подобные   примеры   слов   (из   домашнего  упр.   174 «Дидактический материал») и определите, что они обозначают. (Ель  – предмет (дерево), ел – действие; брат – человек, брать – действие, цель – предмет, цел (целый) – признак.) 5. Обобщать и классифици­ ровать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. 1  3  3 На доске записаны слова: горько, речка – Назовите мягкие согласные в этих словах. Перед какими звуками они находятся? (Перед согласным [к].) – Как обозначена их мягкость в 1­м слове, а во 2­м? –  Сформулируйте   проблемный   вопрос.   (Почему   для   обозначения мягкости не пишется буква ь?) – Сравните ещё два слова: больной   овощной –  Назовите мягкие согласные. Перед какими звуками они находятся? (Перед согласным [н].) –  В  чём различие  между словами? (В  одном пишется, а в  другом  не пишется буква ь.) – Уточните проблемный вопрос. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2012 2ΙΙI. Открытие  новых знаний. – В каких случаях ь не пишется для обозначения мягкости? – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) Наблюдение над словами, в которых мягкость согласных на письме не обозначается. 1.  Упр.   194  –   развивается   умение   устанавливать   звуки,   мягкость которых не зависит от буквы гласного [е]. Ученики произносят слова, выполняют их звуко­буквенный анализ и находят мягкие звуки. –  У каких звуков мягкость не обозначена буквой гласного  [е]? (Звуки [ч']  и  [щ'].)   Почему?   (Они   всегда   мягкие,   независимо   от   характера гласного звука.) 2. Упр. 195 – развивается умение находить буквосочетания с ч и щ в словах и делать выводы. – Что общего у записанных слов? –  Какие звуки встречаются в сочетаниях в середине этих слов? ([ч'], [щ']) –  Сделайте предположение, почему после букв  ч  и  щ  не пишется  ь? (Звуки  [ч'],  [щ']  всегда   мягкие,   обозначать   мягкость   этих   звуков   на письме не нужно.) – Сравните свои предположения с выводами в рамке после упражнения. © ООО «Баласс», 2012 3ΙV. Развитие  умений –  применение  знания.  3. Чтение правила в рамке. –  Является   ли   отсутствие  ь  в   буквосочетаниях  чк,   чн,   нщ,   чт орфограммой? – Приведите свои примеры слов. 1  3  4  3  1     1.  Письмо под диктовку с заданием: в 1­й столбик написать слова, которые   называют   одушевлённые   предметы,   а   во   2­й   столбик   – слова,   которые   называют   неодушевлённые   предметы,   орфограмму подчеркнуть. кто? что? Очки,   бочка,   Жучка,   бабочка,   колючка,   гречка,   сестричка,   овечка, водичка, внучка. 2. Письмо по памяти. Я ручку куплю у волшебника лично такую, что пишет диктант на «отлично». (М. Пляцковский.) – Найдите слова с изученной орфограммой, подчеркните её. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2012 4V. Итог урока. Выполнение задания № 3, тема 14 в Рабочей тетради. – Почему в остальных случаях ь не пишется?    4   3 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? VΙ. Домашнее  задание. Упр. 179 («Дидактический материал»). Деятельность учеников:  – соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я. © ООО «Баласс», 2012 5

Посмотрите также