Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Оценка 4.6
Разработки уроков
ppt
русский язык
1 кл
18.06.2019
Этапы урока Ход урока
I.Самоопределение к деятельности
ΙI. Актуализация знаний.
- Вот и прозвенел звонок!
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
На доске высказывание: «Грамоте учиться- всегда пригодится!»
- Прочитайте предложение на слайде. Что это? (Пословица)
- Как вы понимаете ее?
- Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке.
- Как вы думаете, все ли секреты русского языка мы уже раскрыли?
- Хотите ли вы дальше открывать тайны языка?
- Тогда пожелайте друг другу удачи и начнем!
1. Чистописание.
На доске: ж, ш, ч, щ
- Какие буквы прописаны на доске? (строчные)
- Как их назвать одним словом? (шипящие согласные)
- Разделите их на две группы. ( всегда мягкие- ч, щ и всегда твердые- ж,ш)
- Наша минутка каллиграфии посвящена одной из них. Отгадайте, какой.
Загадка.
Никого часы не ждут,
С громким тиканьем идут:
Тик- так, тик- так!
Не обгонишь их никак.
Бьют часы на каланче,
Превращаясь в букву… (ч)
- Приготовьтесь прописывать заглавную и строчную букву Чч в воздухе под счет вместе со мной.
- Пропишите 3 пары заглавной и строчной буквы Чч.
2. Блицопрос.
– Закончите предложение.
– В слове актёр есть мягкий согласный ... ([т'])
– В слове липа мягкость согласного обозначена буквой ... (и)
– В слове день мягкость согласного [н'] обозначена буквой … , а денёк – буквой … .
– В слове льдина есть орфограмма-буква (ь для обозначения мягкости согласного).
– В словах мел и мель твёрдый и мягкий согласный в конце слова различают слова … (по смыслу).
– Какими буквами на письме обозначается мягкость согласных?
III. Формулирование проблемы
и темы урока
На доске записаны слова:
горько, речка
– Назовите мягкие согласные в этих словах. Перед какими звуками они находятся? (Перед согласным [к].)
– Как обозначена их мягкость в 1-м слове, а во 2-м?
– Сформулируйте проблемный вопрос. (Почему для обозначения мягкости не пишется буква ь?)
- Какова же тема нашего урока? (слова с буквосочетаниями чк, чн)
IV. Открытие нового знания.
IV. Первичное закрепление.
1. Наблюдение над словами, в которых мягкость согласных на письме не обозначается.
Развивается умение устанавливать звуки, мягкость которых не зависит от буквы гласного.
- Предлагаю вам отгадать загадку.
На носу сидим,
На мир глядим,
За ушки держимся. (Очки)
- Запишите отгадку на новой строке с большой буквы.
Выполним краткий фонетический разбор этого слова. Дети выясняют, какой звук не требует на письме обозначения мягкости.
– У какого звука мягкость не обозначена буквой гласного или мягким знаком? (у звука [ч']) Почему? (Он всегда мягкий, независимо от следующей буквы)
- У какой же еще всегда мягкого еще всегда мягкой буквы мягкость не будем обозначать буквой мягкого или мягким знаком?
2. Вывод по итогам наблюдения.
– Сделайте предположение- вывод, почему после букв ч и щ не пишется ь? (Звуки [ч'], [щ'] всегда мягкие, обозначать мягкость этих звуков на письме не нужно.)
– Сравните свои предположения с выводами в рамке
на с.60
- Совпали ваши выводы с правилом?
- Молодцы, ребята. А обозначается эта орфограмма следующим образом. (Выставляется бумажный эталон)
Упр. 107 – развивается умение образовывать слова с буквосочетаниями чк - чн, записывать их и правильно обозначать орфограмму, делать выводы.
1. - А теперь, ребята, предлагаю закрепить новое знание на ряде упражнений. На с. 60 найдите упр.107. Прочитайте задание. Что же нужно сделать? Работаем по образцу с выходом к доске.
2. – Что общего у образованных слов?
– Как же пишутся слова с буквосочетаниями чк-чн?
V. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
VI. Включение в систему знаний.
- А сейчас предлагаю проверить, как вы самостоятельно можете справиться с подобными заданиями.
-Вставить пропущенные буквы в карточке и обозначить орфограмму:
Пал(?)чик, боч(?)ка, точ(?)но, гор(?)ко.
- Положите ручки. Проверьте с помощью карандаша правильность выполнения.
- У кого ошибка? В чем? Что нужно сделать, чтобы ошибок больше не было?
Работа в паре или фронтально.
Письмо под диктовку с заданием (или карточки с заданием): в 1-й столбик написать слова, которые называют одушевлённые предметы, а во 2-й столбик – слова, которые называют неодушевлённые предметы, орфограмму подчеркнуть.
кто? что?
Точка, Жучка, гречка, внучка.
VII. Рефлексия.
– Ребята, наш урок подходит к концу.
– Что сегодня нового узнали на нем?
– Что у вас получалось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Оцените свою работу с помощью карточек- смайлов.
VΙ. Домашнее задание.
С.107. Правило. Придумать и нарисовать 4 предмета, в которых содержатся бкувосочетания чк-чн
ПРЕЗ ЧК-ЧН.ppt
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Начинаем
наш урок! ))
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Грамоте учиться
всегда пригодится!
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Вперед к открытиям!
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
ч ш щ ж
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
ч щ ш ж
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Чистописан
ие
.
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Вспоминаем то,
что знаем
актёр
липа
день и денёк
льдина
мел и мель
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Мягкость
согласных звуков
на письме
обозначают буквы
е, и, ё, ю, я
и буква ь.
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Проблемный
вопрос
горько, речка
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Проблемный
вопрос
горько, реч(?)ка
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
•
Определяем
тему урока
Правописание слов с
буквосочетаниями
чк, чн
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Очки
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Очки
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
«ь» для
обозначения мягкости
звуков [ч'], [щ']
не нужен
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Развиваем
умения
Упр. 107, с. 60
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Образец
река – речка
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
свечка
тучка
птичка
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Самостоятельная
работа
Вставь, если нужно, букву «ь»
Пал(?)чик, боч(?)ка, гор(?)ко,
точ(?)но.
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Проверяем
себя
Пальчик, бочка, горько,
точно.
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Повторение
Точка, Жучка, гречка,
внучка.
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
С.107. Правило.
нарисовать 4
предмета, в
которых
содержатся
чк чн
Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.