1 2 3 4 3 1
1. Задание «Узнай слово».
На доске слова записаны звуками: [падй'эст], [сй'ожылс'а], [аб'й'ас'н'ил].
– Прочтите и запишите буквами. (Подъезд, съёжился, объяснил.)
– Подчеркните орфограммы в словах. Сколько их?
– Когда мы пишем разделительный ъ, а когда – разделительный ь?
2. Работа по учебнику.
Упр. 209 – развивается умение писать слова с разделительным ъ, объяснять выбор разделительного ъ или отсутствие его, совершенствовать навыки работы над лексическим значением слов. Можно выполнять устно, а записать только слова с разделительным ъ.
Упр. 210 – развивается умение писать слова с приставками и предлогами, а также разделительный ъ после приставок, объясняя выбор или отсутствие ъ после приставок.
3. Работа в Рабочей тетради.
Задание № 10, тема 14.
Коллективно определяется вид «работы» ь и ъ, затем самостоятельно ученики выписывают слова из текста и проверяют по ключам (ответам) в «Приложении». Учитель может представить ответы на слайде для экономии времени.
4. Игра «ь и ъ».
Не путай нас,
Пиши, что надо,
Оценка будет вам
Наградой.
Учитель читает стихотворение.
Задание.
– Если услышите слова, в которых пишется ъ или ь, то напишите одну нужную букву: ъ или ь, а всё слово не пишите.
Всё вокруг объято страхом.
Разъярённый людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Всё зверьё уносит ноги.
Разъярённый людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
– Сверьте написанное с образцом: ъ, ъ, ъ, ъ, ъ, ь, ъ, ъ, ь, ъ.
Примечание. Слово сверхъестественный является сложным для детей, так как приставки сверх- они ещё не знают, поэтому его можно пропустить, не считать за ошибку.
Учитель ещё раз читает стихотворение (оно может быть представлено и на слайде), чтобы дети услышали или увидели слова с ъ и ь. Победителям вручаются жетоны «Друзья мягкого и твёрдого знаков».
М
Упр. 203 («Дидактический материал»). Выборочный диктант.
Учитель читает стихотворные отрывки, а дети только выписывают слова с разделительными ъ или ь.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ
Урок 119 (90).
Тема: Правописание слов с разделительным ъ.
Цель: развитие умения писать слова с разделительным ъ, обозначать орфограмму и различать написания с
разделительным ъ и разделительным ь.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4
Взаимодиктант.
Работа в парах. Сначала один ученик диктует слова, подготовленные
дома,
Затем меняются ролями.
Взаимопроверка.
а другой записывает.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифициро
© ООО «Баласс», 2012
1II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
1 3 3
– Было «сели», стало «съели».
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
(Все: твёрдый знак!)
– Сформулируйте тему и цель урока самостоятельно. (Разделительный
ъ. Будем учиться писать слова с разделительным ъ.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
вать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
1 2 3 4 3 1
1. Задание «Узнай слово».
На доске слова записаны звуками: [падй'эст], [сй'ожылс'а],
[аб'й'ас'н'ил].
– Прочтите и запишите буквами. (Подъезд, съёжился, объяснил.)
– Подчеркните орфограммы в словах. Сколько их?
– Когда мы пишем разделительный ъ, а когда – разделительный ь?
2. Работа по учебнику.
Упр. 209 – развивается умение писать слова с разделительным ъ,
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2012
2Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
объяснять выбор разделительного ъ или отсутствие его,
совершенствовать навыки работы над лексическим значением слов.
Можно выполнять устно, а записать только слова с разделительным
ъ.
Упр. 210 – развивается умение писать слова с приставками и
предлогами, а также разделительный ъ после приставок, объясняя
выбор или отсутствие ъ после приставок.
3. Работа в Рабочей тетради.
Задание № 10, тема 14.
Коллективно определяется вид «работы» ь и ъ, затем
самостоятельно ученики выписывают слова из текста и проверяют
по ключам (ответам) в «Приложении». Учитель может
представить ответы на слайде для экономии времени.
4. Игра «ь и ъ».
Не путай нас,
Пиши, что надо,
Оценка будет вам
Наградой.
Учитель читает стихотворение.
Задание.
– Если услышите слова, в которых пишется ъ или ь, то напишите одну
нужную букву: ъ или ь, а всё слово не пишите.
Всё вокруг объято страхом.
Разъярённый людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
© ООО «Баласс», 2012
3Всё зверьё уносит ноги.
Разъярённый людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
– Сверьте написанное с образцом: ъ, ъ, ъ, ъ, ъ, ь, ъ, ъ, ь, ъ.
Примечание. Слово сверхъестественный является сложным для
детей, так как приставки сверх они ещё не знают, поэтому его
можно пропустить, не считать за ошибку.
Учитель ещё раз читает стихотворение (оно может быть
представлено и на слайде), чтобы дети услышали или увидели слова с
ъ и ь. Победителям вручаются жетоны «Друзья мягкого и твёрдого
знаков».
М
Упр. 203 («Дидактический материал»). Выборочный диктант.
Учитель читает стихотворные отрывки, а дети только выписывают
слова с разделительными ъ или ь.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
© ООО «Баласс», 2012
4– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Вспомните, какую цель ставили на уроке? (Находить и писать слова с
разделительным ъ.)
– А какие ещё задачи решали? (Находили слова с ь, определяли роль ь,
различали слова с ъ и ь.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Задание № 6, тема 14 в Рабочей тетради.
2. Упр. 201 («Дидактический материал»).
Деятельность учеников:
– Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.
© ООО «Баласс», 2012
5