Тема урока: Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Цель: развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе орфографической зоркости; формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, внимание, память;
воспитывать положительное отношение к учёбе.
Ход урока: 1.Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я первая снежинка. А прилетела я с первым снегом и моим другом снеговичком. Мы прилетели к вам из далёких стран, где всегда очень много снега.
-А вы знаете ,где бывает много снега?
-А какие бывают стороны горизонта? Правильно, ребята, мы прилетели к вам из севера. Скоро наступает новогодний праздник . И мы полетели с моими подружками рассказать всем, что приближается волшебный праздник.
-А можно мы у вас немного погостим и отдохнём перед дальней дорогой? Я очень спешила, чтобы успеть к вам на урок. Ведь учиться так интересно. Я тоже учусь, только в школе для снежинок.
Хорошо. Оставайся с нами. Посмотри, как учатся дети.
Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране "Орфография". Орфография - это правила и нормы письменной речи. Вам нужно с ней подружиться, чтобы не допускать на письме ошибок.
Чистописние: ж ш ч щ ж ш ч щ.
Посмотрите на доску.
- Какие буквы вы видите?
- Какими звуками на письме они обозначаются?Д айте характеристику этих звуков.
(Шипящие, звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые, звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие).
- Какие знаете сочетания с данными буквами?
-Запишите красиво буквы в тетрадь.
Знакомство с новыми словарными словами: Познакомимся еще с одним словом из словаря. Отгадай, что это за слово, прослушав загадку:
«Вертится, стрекочет,
весь день хлопочет». (Сорока)
Прочитаем хором.
Что обозначает это слово? (Птица семейства вороновых, с белыми перьями на крыльях, издающая характерный крик - стрекотание).
Запишите в словари новое слово.
Посмотрите, как сорока выглядит.
Когда так говорят?
Сорока на хвосте принесла - об известии, сведениях, неизвестно откуда полученных, взятых.
Трещит как сорока - говорит быстро, громко.
4) - Ребята, Снежинка принесла нам задания от своих подруг - снежинок. Они на карточках-снежинках. Рассмотрите внимательно снежинки.
) Картинный диктант (с чётким проговариванием).
- С красной строки, с большой буквы, через запятую пишем…
- Подчёркиваем сочетания жи, ши. (Шило, мыши, лыжи, карандаши, пружина, чижи)
6) Игра (распознавание звуков [ч'] и[щ']).
Чайки, щавель, пища, чудесный, чайник, трещать, дача, каша, чаща. (Ребята встают 1 вариант, если слышат звук [ч'], 2 вариант, если слышат звук [щ'] ) Слово каша – ловушка.
Запишем слова в 2 столбика.
Сейчас мы с вами посоревнуемся. (Цепочкой)
Записываем сочетания жи, ши, ча, ша, чу, щу так, чтобы конец и начало слов совпадали. 1 ряд 2 ряд 3 ряд
лу… …знь све… …сы сту… …гун
гара… …лет ку… …й кри… …лки
малы… …ло ро… …вель у Са… …шки
зада… …сто лы… …знь ута… …ка
Проверяем хором (если правильно, хлопаем в ладоши).
Физминутка
Если назову слово с сочетанием ча или ща поднимите руки вверх, если с сочетанием чу или щу - руки в стороны, если с сочетание жи или ши надо сесть на корточки.
Слова: чайка, чудо, жизнь, щука, роща, широкий, час, чужой, животное, часто.
4.Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации.
- Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!
Индивидуальная работа по карточкам с проверкой по уровням.
1 - й уровень Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму. Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к.
2 - й уровень
Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.
Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные
(лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша).
3 - й уровень
Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.
Пушистые, кружились, снежинки.
Веры, у, новые, лыжи.
Мороза, не боятся, и, стужи, дети.
Остановка " Думай-ка".
- А теперь мы поиграем. Игра называется «Найди ошибки»
5. Подведение итогов и формулирование выводов.
Остановка " Конечная".
- На этой остановке мы подведём итоги урока.
- Понравился ли вам урок? - Что нового вы узнали?
- Слова, с какой орфограммой нам встречались?
Скажи нам, Снежинка, понравилось тебе на уроке?
Очень понравилось.
Придешь к нам еще?
Конечно приду. Ведь скоро зима. А сейчас мне пора уходить, а то растаю. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.