«Правописание -ться и -тся в глаголах»
Оценка 4.9

«Правописание -ться и -тся в глаголах»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
30.05.2017
«Правописание -ться и -тся в глаголах»
Цель: 1) Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные). 2) Построить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах и сформировать первичное умение его применять. 3) Закрепить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах (общий случай) через выполнение заданий разных видов.
урок Комина О.И..doc
Урок русского языка учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 9» г.Энгельса Саратовской области Коминой Ольги Ивановны Тема: «Правописание ­ться и ­тся в глаголах» 4класс (УМК «Начальная школа XXI  века») Цель: 1) Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные). 2) Построить алгоритм правописания ­ться и ­тся в глаголах и сформировать первичное умение его применять. 3) Закрепить алгоритм правописания ­ться и ­тся в глаголах (общий случай) через выполнение заданий разных видов.                                                       Ход урока. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент. ­Послушайте легенду. “Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, ­ ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что­нибудь лучше, чем язык? ­ Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире? ­Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо   знать язык, то сможем...»  (лучше понимать прочитанное и друг друга,  правильно говорить, писать без ошибок,  интересно рассказывать) ­ Сегодня  на уроке  нам предстоит сделать важное открытие в области языка. Для этого нужно быть   внимательными   и     активными.  На   уроке   вы   должны     показать   свои   знания,   проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.  ­Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. ­ Какую тему вы изучаете в настоящее время на уроках русского языка? (глагол). ­ Что вы знаете о глаголе?  ­Какие   правила   правописания   глаголов   изучили?    (правописание         приставок,   частицы   не   с глаголом, ь после шипящих) ­Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов?   ­Для чего нужно знать все правила написания глаголов?  ­ Вы готовы к изучению следующей темы?  ­ Каким способом вы будете изучать новую тему?  1)сначала надо понять, что мы не знаем;            2)затем самим построить новый способ действия.  ­Как определить, что вы не знаете?  1) надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания; 2) выполнить пробные действия; 3) определить своё затруднение; 4) подумать и найти причину затруднения. ­Итак, мы  продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания  слов данной части речи. Комина О.И. учитель начальных классов 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 2.1.Минутка чистописания. ­Прочитайте стихотворения М.Бородицкой , записанные  на доске (рубрика «Давай подумаем»): Солнце садится, струится водица, Птица синица в водицу глядится. Чистой водицы синица напьется­ Славно сегодня звенится­поется. Меж грибами мухомор Красотой гордится. Нечего гордиться­ Для супа не годится. ­Назовите выделенные слова. Разделите их на группы.( глаголы, имена существительные) ­Что интересного заметили  в словах данных стихотворений? (на конце слышится [ца]) ­Какие вопросы у вас возникли? (почему сочетание звуков [ца] может быть обозначено по­ разному: на конце существительных­ буквами ца, на конце глаголов –ться или ­тся) ­Кто догадался, какие буквы мы сегодня будем писать на минутке чистописания? ­Составьте  задание для минутки чистописания, используя буквы ц и ь. 2.2. Выполнение пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения. ­Попробуйте определить, когда пишется ца, когда ­тся или ться? ­Какую цель поставите перед собой?( изучить то новое, что мы ещё не знаем). ­Прочитайте вывод Лиды в учебнике «На конце  имен существительных слышится  [ца] и пишется ца. На конце глаголов слышится [ца], а пишется  ­тся или ­ться.» Согласишься ли ты с таким ответом? ­Кто испытывает затруднение в оценке верности данного утверждения? В чем оно заключается? ­ Молодцы, вы смогли зафиксировать своё затруднение. Что вам теперь надо сделать? (подумать и найти причину затруднения). 2. Постановка учебной задачи. ­ Какое правило правописания слов, оканчивающихся на [ца] вы знаете? (правило написания имен существительных­ курица, птица и т.д.). ­ Почему оно не помогло вам при написании глаголов ?   ­ Значит, какого правила написания глаголов мы не знаем? ­ Какую цель вы перед собой поставите? (найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на ­тся или ­ться). ­ Сформулируйте тему нашего урока? (правописание ­тся и ­ться в глаголах). (учитель фиксирует на доске тему урока.) 3. Построение проекта выхода из затруднения. ­ Вспомните, как вы находили новые правила написания слов на предыдущих уроках и составьте план своих действий: 1) Работа с моделями слов. 2) Запись слов по группам. 3) Составление эталона. 4) Формулировка правила. Комина О.И. учитель начальных классов ­Какие гипотезы вы можете выдвинуть? (1.задать вопросы к глаголам и понаблюдать, есть ли связь между глаголом и вопросом;  2.обратить внимание на форму, в которой стоит глагол), (для менее подготовленных  в учебнике имеется рубрика «Подсказка») ­Какая из них приведет к положительному результату? 1) Исследование №1. (проверка  гипотез: работа  в группе­  для более подготовленных детей,  для менее подготовленных – подводящий диалог ) ­  Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый – без ь, а во второй ­  с  ь. ­Поставьте вопросы к словам первого столбика, второго столбика. Запишем вопросы на первой  строке.  садится (что делает?)                                 гордиться (что делать?) струится  глядится напьется звенится поется гордится не годится ­Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод можно сделать?  ВЫВОД 1: ЕСЛИ В ВОПРОСЕ ЕСТЬ Ь, ЗНАЧИТ,  И  ГЛАГОЛ  ПИШЕМ  С  Ь, ЕСЛИ  Ь   ОТСУТСТВУЕТ В ВОПРОСЕ, ЗНАЧИТ,  И ГЛАГОЛ ПИШЕМ БЕЗ Ь. 2) Исследование №2.                ­Составьте предложения  со словами: гордится­ гордиться. Мама гордится сыном. Мама будет  гордиться успехами сына. ­ Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите лицо глаголов. ­ В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? Почему? Что мы знаем про  глаголы, которые стоят в неопределённой форме?  ­Проведите аналогичную работу с остальными глаголами стихотворений. ­Что заметили? В какой форме пишется ь, а в какой не пишется? Комина О.И. учитель начальных классов ­Подведём итог, когда в глаголах пишется ь, а когда не пишется? ВЫВОД 2: Ь ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ 3 ЛИЦА И НЕ ПИШЕТСЯ У ГЛАГ ОЛОВ  НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ. ­Составьте алгоритм  написания глаголов на ­тся, ­ться: 1.Найдите глагол. 2.Задайте  вопрос к глаголу. 3.Если   глагол     употреблен   в   начальной   форме   и   отвечает   на   вопросы   что   делать?   что сделать?, то на конце пишется ­ться. 4.Если   глагол   употреблен   в   форме     3   лица,   единственного   или   множественного   числа   и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется ­тся. ­Так как же можно определить, когда на конце глаголов пишется ­тся или  ­ться? (задать вопрос к глаголу и определить его форму) ­Прочитайте правило в рубрике «Тайна русского языка»  и сравните свои выводы с имеющимися в учебнике. ФИЗМИНУТКА          5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.  комментированием у доски в громкой речи ( запиши   5.1Выполнение упражнения № 1 стр.101 с  слова   в   3   столбика:   1)имена   существительные;   2)глаголы   в   начальной   форме;3)глаголы   в форме 3 лица) умница           учиться        учится столица       светиться    светится курица          виться          клубится… ­К каким словам  можно применить ранее составленный алгоритм? Докажите. ­Сделайте вывод о написании  ­тся или ­ться у глаголов.  по рядам    ). 5.2.Игра –соревнование «Мудрые советы» (   ­Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах нашего богатого русского языка. Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся. Всякий человек на деле познает?ся. Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся. ­Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор. 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.   6.1.Выполнение упр.№ 2 ( запиши слова в 2 столбика в соответствии с темой урока (­тся, ­ться).  работа в парах, фронтальная проверка): сделай буквенную запись слов, любит учиться (что делать?)                         удивляется (что делает?) нужно торопиться (что делать?)                   улыбается (что делает?) удивляться (что делать?)                               случается (что делает?) улыбаться (что делать?)                                давно готовится (что делает?) Комина О.И. учитель начальных классов может случиться (что сделать?) начинает готовиться (что делать?) 6.2Работа с рубрикой «Давай подумаем»:  ребятам предложили записать слово тепли[ца]. Сережа написал теплица, Женя написала теплится, а Юра написал теплиться. Как ты думаешь, кто из ребят прав? Аргументируй свой ответ. ­Объясните значение слов теплица, теплится, теплиться (омонимия слов). (теплица­ теплое, с покрытием из прозрачного материала помещение для выращивания ранних овощей   ,   цветов,   теплолюбивых   растений;   теплиться,   теплится­   гореть   слабым,   неярким пламенем; быть чуть теплым; быть едва заметным) ­Составьте устно предложения с каждым из слов и понаблюдайте за глаголами. (В конце участка стояла огромная теплица. Надежда все еще теплится в них. Огонь костра будет теплиться всю ночь.) ­Сделайте вывод о правописании ­тся , ­ться в глаголах.                           7.Включение в систему знаний и повторение. 7.1Работа   в   тетради   «Пишем   грамотно»  (№   1)   упр.   1   (самостоятельно,   с   взаимопроверкой: вставь место пропусков ­ться или ­тся, над глаголами укажи вопрос) прокатиться­­что сделать? не годится­ ­что делает? 7.2  .Самостоятельная   работа   по   выбору  взаимопроверкой консультантами, назначаемыми учителем на данном этапе работы: ­учебник стр.101 упр.3 (запиши 3 глагола по образцу: гордиться­гордится, гордятся…) ­рабочая   тетрадь   стр.37   упр.2   (вставь   пропущенные   буквы­   орфографический   тренинг,   в выделенных глаголах на месте пропусков вставь ­ться или –тся­отработка  написания ­ться и ­тся в глаголах) ­Сделайте вывод о правописании глаголов, оканчивающихся на ­ться,­ тся.   (дифференциация   обучения)   с   последующей 8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. ­ Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие сделали? ­ Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения? ­ Какую цель перед собой поставили?  ­ Каким способом действовали?  ­ Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. ­ Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? ­ Оцените свою собственную работу на «Шкале успеха» (обучающиеся размещают смайлики на «Шкале успеха»). Обоснуйте свой выбор. Шкала успеха «5» «4» «3» «2» ­ Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?  ­  Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? Комина О.И. учитель начальных классов Домашнее задание. 1) стр.102 упр.4 (спиши, перед глаголами записывай вопросы)­ обязательная часть 2)Продолжение легенды о языке: «Хорошо, ­сказал Ксанф. –Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь». Эзоп ушел и принес…язык» ­Подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире» ­по желанию . Список литературы: 1.Комментарии к урокам русского языка учебника С.В.Иванова, М.И.Кузнецовой, Л.В.Петленко, В.Ю.Романовой , 4 класс./С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, «Вентана­Граф», М.­2010. 2.Секреты орфографии/ Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, М «Просвещение», 1991. 3.Веселая грамматика/В.Волина, «Знание», М.­2000.

«Правописание -ться и -тся в глаголах»

«Правописание -ться и -тся в глаголах»

«Правописание -ться и -тся в глаголах»

«Правописание -ться и -тся в глаголах»

«Правописание -ться и -тся в глаголах»

«Правописание -ться и -тся в глаголах»

«Правописание -ться и -тся в глаголах»

«Правописание -ться и -тся в глаголах»

«Правописание -ться и -тся в глаголах»

«Правописание -ться и -тся в глаголах»

«Правописание -ться и -тся в глаголах»

«Правописание -ться и -тся в глаголах»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017