"Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов"6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной разработке учащиеся закрепляют знания о глаголе и учатся правописанию ударных и безударных личных окончаний глаголов .Тема урока: Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов. Цель: закрепить знания о глаголе, как части речи; повторить правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов; закреплять умения определять спряжение; развивать устную и письменную речь учащихся, воображение; стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.конспект
Иконка файла материала конспект.docx

Тема урока: Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов.

Цель: закрепить знания о глаголе, как части речи; повторить правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов; закреплять умения определять спряжение; развивать устную и письменную речь учащихся, воображение; стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

Ход урока

1.    Организация класса:

– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте их. Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Орфограммы выделили.

- Сегодня наш урок будет необычным, сказочным. А вот с автором, каких сказок снова встретимся, вы узнаете, когда я прочитаю отрывок из его произведения.

Свет наш, солнышко!

Ты ходишь круглый год по небу,

Сводишь зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь над собой.

Аль откажешь мне в ответе?

- Как называется эта сказка? Кто автор? (А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)

- Как и всякая сказка, наш урок начинается с волшебства. Закройте глаза и послушайте……(Музыка: «Шум волн».)

- Что же вы представили? А теперь давайте посмотрим, как об этом говорит

А.С. Пушкин? Прочитайте шёпотом.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

- Из какой сказки эти строки? Кто автор? (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

- Назовите пропущенные орфограммы…….

- Прочитайте слова с выделенными орфограммами. (Гуляет, подгоняет, бежит.)

- К какой части речи относятся эти слова? Что такое глагол? На какие вопросы отвечает глагол н.ф.?

- Докажите написание окончаний глагола.

Вспомним алгоритм.

- Как определить спряжение глагола? 1. Ударение

2. н.ф.

3. Исключения

4. Окончания

- Все ли глаголы нужно ставить в н.ф.? Давайте докажем?

Гуляет – ударение, н.ф., не на – ить, не искл., I спр., окончание – ет.

Подгоняет – подгонять – I спр.

Бежит – ударное личное окончание, II спряжение.

- Нужно ли ударное окончание ставить в неопределённую форму глагола?

II. Сообщение темы и цели урока:

Вывод: У глаголов с ударным окончанием можно сразу определить спряжение, не ставя в н.ф., а у глаголов с безударным окончанием определяем спряжение.

- Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?

(Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов.)

- Списываем с комментированием. Выделите орфограммы. У глаголов с выделенными окончаниями определите спряжение.

- Назовите, какие глаголы относятся ко II спр.?

(Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить – I спр., 7 гл., оканчивающиеся на – еть и 4 на – ать. Гнать, держать, смотреть и видеть, слышать, дышать, ненавидеть, и обидеть и терпеть, и зависеть, и вертеть. Все остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к Iспряжению.)

III. Упражнения на закрепление изученного

– Послушайте следующий отрывок.

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые…

- Кто продолжит? Назовите название произведения. Кто запомнил глаголы? Можно сразу определить спряжение? (Поёт, грызёт.)

- Послушайте следующий отрывок, он посложнее. Вы должны назвать произведение и главного сказочного героя. (Гвидон)

Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук.

- Прочитаю ещё раз. Назовите глаголы. (Ломит, сгибает.)

- Записываем в столбик глаголы:

ломить – ломит – II спр.

сгибать – сгибает – I спр.

IV. Физминутка.

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

V. Восстановление текста

– А сейчас очень трудное задание.

- Вспомните, как вы описывали действие волны, шум моря. А теперь прочитайте, как описывает действие волны А.С. Пушкин:

Ты волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна,

Плещешь ты куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Поднимаешь корабли.

- Слова какой части речи пропущены? (Глаголы.) Давайте попробуем восстановить. Кто догадался, какой глагол я пропустила…Называем орфограмму. Вы сейчас будете списывать, с безударными гласными вы должны справиться самостоятельно. Как понимаете слово: гульлива?

- Послушайте первое предложение:

Ты волна моя, волна! Что заметили? (Пауза после местоимения моя)

- Почему выделено запятой? (Это обращение.)

VI. Итог урока:

- Какие произведения А.С. Пушкина вспомнили?

- Какие знания и умения закрепили?

- Вот и сказке конец, а кто слушал …

Рефлексия. – Ребята, если вы считаете, что мы хорошо поработали и наш урок был сказочным, похлопайте в ладоши!


Посмотрите также