Православный поступью и родом!
Оценка 4.6

Православный поступью и родом!

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
русская литература
Взрослым
03.11.2018
Православный поступью и родом!
В. Д. Фёдоров и православие. На протяжении десятков лет творчество моего земляка заставляет задуматься над смыслом жизни, изумляет описанием красоты природы, восхищает своим поклонением женщине. Никому другому не удалось так просто и ясно рассказать о любви, верности, счастье. Заставить задуматься о поступках и о себе. В данной работе содержится попытка проанализировать отношение поэта к Богу. В творчестве прослеживается глубокая связь с православием, хотя годы жизни и творчества приходятся на расцвет атеистических взглядов в обществе.При жизни В. Д. Фёдорова тема исследования «В. Д. Фёдоров и православие» вряд ли могла возникнуть. Двадцатое столетие в России отвергало веру в Бога и пропагандировало веру во всемогущество человеческого разума, воли. Но если проанализировать жизнь и творчество поэта, данная тема не вызовет никакого противоречия. Мой земляк человек глубоко верующий, впитавший законы православия в семье и транслирующий их в своём творчестве.
Статья.docx
Марина Васильевна Быданова учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 89» Г. Кемерово В. Д. Фёдоров и православие Православный поступью и родом! При   жизни   В.   Д.   Фёдорова   тема   исследования   «В.   Д.   Фёдоров   и православие»   вряд   ли   могла   возникнуть.   Двадцатое   столетие   в   России отвергало   веру   в   Бога   и   пропагандировало   веру   во   всемогущество человеческого разума, воли. Но если проанализировать жизнь и творчество поэта, данная тема не вызовет никакого противоречия. Наш земляк человек глубоко верующий, впитавший законы православия в семье и транслирующий их в своём творчестве.  Родители   поэта,   Дмитрий   Харитонович   Фёдоров   и   Ульяна   Наумовна Кириллова, познакомились в 1897 году на берегу реки Яя, где «на кладке каменного быка работал семнадцатилетний Митька­сирота из Марьевки».  15­ летняя Ульяна носила отцу Науму воду из реки (для катки пимов воды нужно было много). «У неё было такое поношенное платьишко, что когда бежала к реке, то прихватывала рукой его левую сторону, а когда поднималась от реки – правую. В глазах Митьки эти манипуляции с платьем выглядели кокетством. Он стал приглядываться, и чем больше приглядывался, тем больше она ему нравилась» (из очерка В. Д. Фёдорова «О себе и близких»). Ульяна отвергла и богатого   жениха   Тишку,   и   вдовца   из   Томска.   В   1900   году   молодые повенчались,  предположительно   в  Яе (тогда   село   Жарковка),  в   Марьевке церкви не было. В селе Жарковка деревянная церковь преподобного Онуфрия Великого   была   построена   в   1868   году.   Повенчались…   Создание   семьи невозможно  было  представить   без  церковного   обряда. Не  «лучшей  жизни» искала   его   мать   для   себя   и   своих   будущих   детей.   Отвергла   ухаживания богатого   вдовца.   По   воспоминаниям   поэта,   она   была   славной   певуньей, поэтому и замуж выходила, выбирая жениха по сердцу, по душе. Переданный матерью   музыкальный   талант   поэт   реализовал   в   своем   стихотворном творчестве. Его стихотворения музыкальны, лиричны, народны.   Творчество ее девятого ребёнка пробуждает души уже далеко не одного поколения.  Запись     в   Метрической   книге   Николаевской   церкви   села УстьИскитимское за 1918 год родители Василия Дмитриевича Фёдорова – «гражд. Дмитрий Харитонов Фёдоров, законная жена его Иулиания Наумова оба православные»  были  уроженцами «Томской  губернии  Томского  уезда Сужденской   [правильно   Судженской]   волости   деревни   Марьевка»   (фонд Государственного архива Кемеровской области (ГАКО). ОДФ­60).   28   января       1918   года   Совет   народных   комиссаров   издал   декрет   о создании   Рабоче­крестьянской   красной   армии   и   Рабоче­крестьянского красного флота. Формировались они на добровольной основе. Рождение поэта совпало с началом строительства новой страны.  В год его рождения церковь была отделена от государства. Начались гонения на церковь и преследования человека за веру.  Сразу после рождения будущего поэта семья переезжает в Марьевку. Весь   уклад   деревенской   жизни   традиционно   базировался   на   православии. Никаким   указом   в   одночасье   невозможно   было   зачеркнуть   многовековое стремление человека жить по заповедям господним.  «Детство и юность поэта прошли в деревне Марьевка (с 1943 года в составе   Яйского   района   Кемеровской   области).   На   сибирских   просторах земли Кузнецкой в двадцатом веке вырос писатель из разряда классиков с фамилией первопечатника Ивана Фёдорова – Василий Фёдоров, наш земляк» ­ пишет   Галина   Карпова.   Прекрасное   сравнение.   Монах   Иван   Фёдоров способствовал   распространению   в   России   духовной   литературы.   Его однофамилец несколько веков спустя писал литературу для души. А душа чистая, воспитанная на лоне восхитительной природы, куда он возвращался каждое   лето,   чтобы   насытиться   красотой,   очиститься   духовно,   обрести гармонию.  Для   неграмотной   матери   самым   авторитетным   человеком   был священник. В очерке «О себе и близких» В. Д. Фёдоров упомянул, что у мамы был «знакомый поп», к которому она ходила, чтобы проверить грамотность старшего сына Андрея: «Зато какое изумление охватило родителей, когда их сын прочитал несколько фраз из букваря. Мама даже не поверила, а повела грамотея к знакомому попу, чтобы тот подтвердил сыновью грамоту».  В   творчестве   поэта   нередко   появляются   библейские   мотивы.     Вот, например, эти строки, в которых  поэт спрашивает современников:  Куда спешим? Зачем?  Познать ли новый век  Или поспеть к беде, К ковчегу Ноеву?. Василий Дмитриевич Фёдоров  знал Библию и использовал  библейские мотивы в своём творчестве. Обратим внимание еще на строчки из поэмы «Седьмое небо». Шёл снег.  Настроенные грустно,  Мы по задворкам и задам  Из рая вечного искусства  Брели, как Ева и Адам [2, с. 36]. Рай вечного искусства! Какая высокая оценка творчеству. И если театр – храм, то кем же становится в нем режиссер? В поэме «Седьмое небо» используется сравнение режиссёра и Бога. Оно такое  понятное  и  органичное. Бог  – творец, режиссер. Могущественный  и самостоятельный.   Потеря   режиссера,   как   и   потеря   Бога,   несет   пустоту, драму. Зал  Ликовал.  Лишь режиссер,  Как бог в своей первейшей драме,  Во гневе длань свою простёр  И, осудив,  Расстался с нами.  Тогда становится понятным использование старославянского слова «длань», как бы параллель с языком церкви.  В   поэмах   В.   Д.   Фёдорова   философски   осмысливается   само   понятие любви, в центре человеческого счастья оказывается семья. «Из всех проблем, Из всех больших идей, Семьи идея мне всего милей», – признаётся поэт.  Как это согласуется с православными традициями. Ведь институт семьи был установлен Богом как постоянный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви и взаимопомощи.  Вот строки из священной книги Бытие от Матфея. «Библия описывает брак как физическую духовность мужчины и женщины, созданных друг для друга». Фантазия Василия Фёдорова заставляет даже   убеждённого   ловеласа   –   Дон­Жуана   пройти   испытания   ревностью, изменой,   сердечной   болью   и   выйти   к   осознанию:   «Долой   разврат!   Да здравствует   семья!».   В   предисловии   к   этой   поэме   читаем:   «Сохраняя преемственность   прежних   Дон­Жуанов   с   их   романтическим   ореолом,   мой Жуан   в   жажде   семейного   счастья,  как   одного   из   главных   смыслов   жизни, проходит путь от героя и полубога к человеку». Да, Жуан обретает искомое счастье, но его жена, на долю которой выпало немало переживаний, связанных с поведением мужа, умирает. Вместе с героем поэт понимает: Как непомерно тяжкой платой За истины приходится платить. Наиболее   значимой   и   заметной   не   только   в   творчестве   Василия Фёдорова, но и в русской поэзии 1970­х годов, стала его поэма «Седьмое небо». Над нею поэт работал свыше пяти лет. Жанр своего нового сочинения Василий   Фёдоров   определил   как   романтический,   тем   самым   подчеркнув широту обозрения жизни своих героев, эпическую соотнесённость их судеб с биографией страны, и открывшуюся в «романе» возможность для лирических отступлений и комментариев происходящего. В центре поэмы судьба Василия Горина, история его горькой любви к Марьяне,   трагическая   гибель   соперника   –   Бориса.   А   в   самой   жизни   и   в характере   Василия   Горина   немало   черт   биографии   поэта.   Но   ещё   более очевидны черты, присущие поколению ровесников Октября. Добивается этого автор тем, что даёт героя в духовном, нравственном развитии, в процессе складывания   личности   современника,   созидающего   и   защищающего   новый мир.   В   поэме   как   бы   сходятся   главные   темы   лирики   поэта,   о   которых говорилось выше. Очевидность личностного начала подчёркивается мастером в подобного рода откровениях, рассеянных по поэме и сгущающихся в виде философских итогов к концу повествования. Теперь в конце  Вся жизнь видна.  Однажды сказано правдиво:  Любви несчастной нет,  Она,  Какой бы ни была,  – Счастлива. Любовь   –   это   само   по   себе   счастье.   Любовь   в   семье   –   это   высшее счастье.   К   такому   выводу   приходит   главный   герой   поэмы   «Дон   Жуан». Василий Дмитриевич Фёдоров нашел семейное счастье. Со своей супругой познакомился в литературном институте. Но боль  о том, что у них не было совместных детей выразил в строчках другу. Из неопубликованного письма В. Д. Фёдорова Владимиру Солоухину от 9 ноября 1956 года:  Вл. Солоухину  Две дочки,  Две милых дочки  Дал тебе Бог в семейную гроздь,  И ты недоволен,  А у меня кроме строчки,  Ничего кроме строчки  Не родилось! Родившись   в   православной   многодетной   семье,   поэт   до   конца   жизни ценил   свои   корни,   поддерживал   родственников,   оставался   простым доступным и понятным. В доме­музее В. Д. Фёдорова   на Родине собраны воспоминания   односельчан   о   поэте.   В   них   подчёркивается,   что   столичная жизнь не испортила характер Василия Дмитриевича. Односельчане помнят, что   благодаря   личному   участию   поэта   в   селе   появился   водопровод,   была построена   асфальтированная   дорога.   Опять   же,   это   так   согласуется   с библейскими заповедями о помощи ближнему своему.  И   еще   в   одном   стихотворении   слышим   тоску   по   не   родившимся   детям. «Одинок я…» (Собр. соч.: в 5 тт. Т. 2. С. 247):  Одинок я, Где моя родня?  Все близки,  И все в далёкой дали.  Женщины не верили в меня  И моих детей  Не сберегали. Как   понятна   эта   тоска   любому   православному.   Ведь   с   рождением ребёнка господь благословляет семью, большая семья – благодать. Именно так считали родители В. Д. Фёдорова. В своей автобиографии поэт пишет о небогатом   детстве,   рассказывает   о   поиске   отцом   заработка,   о   трудовых буднях. Но это никак не влияет на ощущение счастья. Детство было полным лишений,   но   счастливым.   Как   увязывается   эта   точка   зрения   поэта   с православием!   Закончить своё небольшое исследование на тему православие и В. Д. Фёдоров мне хотелось строчками его стихотворения: Быть может, смерть и есть  Высвобождение  Души крылатой. Что   же   это,   как   не   слова   Господа   о   бессмертии   души.   Своим творчеством   наш   земляк   заслужил   бессмертие.   Его     творчество   близко   и понятно как юному читателю, так и убелённому сединами.  Список использованной литературы 1. Василий   Дмитриевич   Фёдоров.   К   100­летию   со   дня   рождения   поэта: историкобиографические и справочные материалы, статьи о творчестве: в помощь учителю   и   библиотекарю   /   Галина   Карпова,   [Кемеровский   государственный университет]. – Кемерово: [б. и.], 2017. – 186 с. 2. В. Д. Фёдоров. Собрание сочинений в пяти томах. М.,Современник, 1987—1989. 3. Фёдоровское троекнижие 21 века: «Книга Любви», «Книга Веры», Неоконченная  «Книга Души». Кем. ГУКИ. — 2012. 4. По главной сути жизнь проста… — Сборник стихотворений, прозы, статей, очерков, писем и воспоминаний Василия Федорова. М., 2009.

Православный поступью и родом!

Православный поступью и родом!

Православный поступью и родом!

Православный поступью и родом!

Православный поступью и родом!

Православный поступью и родом!

Православный поступью и родом!

Православный поступью и родом!

Православный поступью и родом!

Православный поступью и родом!

Православный поступью и родом!

Православный поступью и родом!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018