Правовое воспитание и обучение учащихся в средней школе
Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
обществознание +1
Взрослым
16.12.2017
Правовое воспитание и обучение учащихся в средней школе является одним из приоритетных направлений политики современного государства в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в учебный процесс и реализации нового Федерального закона РФ «Об образовании в РФ». Средняя школа, являясь одним из важнейших институтов, играет особую роль в процессе правовой социализации личности.
Правовое воспитание и обучение учащихся в средней школе.doc
Правовое воспитание и обучение учащихся в средней школе
БОУ «Ермаковская СОШ»
Тарского муниципального района,
учитель истории и обществознания
Васильева Н.И.
Правовое воспитание и обучение учащихся в средней школе является
одним из приоритетных направлений политики современного государства в
условиях внедрения федеральных государственных образовательных
стандартов второго поколения в учебный процесс и реализации нового
Федерального закона РФ «Об образовании в РФ».
В период развития современного общества актуальной остается
проблема правового воспитания молодого поколения. Правовое воспитание и
правовое обучение может стать важнейшим фактором развития личности,
становления гражданского общества и демократического правового
государства в современной России. Выпускник средней школы должен
обладать не только правовыми знаниями, но и правовой культурой.
Правовая культура представляет собой сложный комплекс явлений
принципы,
общественной жизни,
правосознания, правоотношения, правовое поведение в процессе реализации
включающий правовые нормы,
жизненных установок.
Правовая культура личности выражается в овладении основами
юридических знаний, уважении к закону, праву, сознательном соблюдении
норм права, понимании социальной, юридической ответственности,
нетерпимости к правонарушениям, борьбе с ними.
О. Г. Данильян [1:], И. А. Ильин [2:], В. В. Рыбников[3:] , Ю. В.
Тихонравов [5:] в своих философских и научных трудах раскрыли проблемы
права, правового воспитания, правового сознания и обучения. Современный исследователь М.В. Саакян в своей работе «Правовое
воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры»
определяет правовое воспитание как «целеустремленное и систематическое
воздействие на сознание и культуру поведения членов общества,
осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и
привычки соблюдения права на основе личного убеждения» [4: 107].
В юридической терминологии, правовое воспитание – это социально
правовая и педагогическая помощь личности по формированию правового
сознания и правовой культуры, воспитания чувства человеческого
достоинства, понимания социальной ценности права.
В педагогической и научной литературе правовое воспитание – это
целенаправленная деятельность государственных органов и общественности
по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой
культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с
целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное
поведение.
Для повышения уровня правовой культуры общества в целом и для
повышения правовой культуры личности необходима целенаправленная
деятельность государственных органов, общественности по формированию у
всех граждан правосознания, знаний, умений пользоваться всеми ценностями,
созданными человеком в правовой сфере, стремления действовать в
соответствии с ними. Для повышения уровня правовой культуры необходимо
правовое воспитание личности.
Средняя школа, являясь одним из важнейших институтов, играет
особую роль в процессе правовой социализации личности. Задача современной
школы поиск путей, с помощью которых обучающиеся смогли бы узнать свои
гражданские, политические, экономические права, успешно реализовывать и защищать их на практике. Поэтому, одной из важнейших функций учителя
истории и обществознания является формирование правовой культуры
обучающихся, осознание ими высшей ценности прав и свобод человека,
провозглашенных в Конституции РФ.
В 20132014 учебном году наша школа перешла на профильное
обучение. В 10 – 11 классах выбран социально – экономический профиль,
благодаря чему увеличилось количество часов на изучение обществознания и
введен новый предмет «Право» и элективный курс «Право. Основы правовой
культуры». Изучение права на профильном уровне направлено на освоение
системы знаний о праве как науке, принципах, нормах и институтах права,
ознакомление с содержанием профессиональной деятельности и основными
юридическими профессиями.
Практика преподавания предметов обществоведческого цикла все
более убеждает меня в целесообразности применения правоведческих
документов. Для реализации этой цели приобретены основные нормативные
акты:
Гражданский и
Конституция РФ,
Трудовой,
Семейный,
Административный Кодексы РФ. Кроме этого, в своей работе использую
материалы различного характера: учебную литературу, мультимедийные
учебники, Интернетресурсы. Для повышения эффективности обучения
считаю важным в современных условиях преподавания широко использовать
ИКТ технологии. Это позволяет не только накапливать информационные
данные по различным темам и направлениям, но и позволяет обучающимся
получать более прочные и глубокие знания. Обучающиеся посредством
политико – правовых знаний на уроках истории и обществознания усваивают
не только информацию, но и овладевают базовыми компетентностями, учатся
работать с
информацией различного жанра из разных источников:
проектируют, исследуют, выделяют факты, учатся анализировать социальную и правовую информацию, решают правовые задачи, направленные на знания
основных прав человека.
Изучение прав человека в нашей школе осуществляется не только на
уроках обществознания, но и в виде отдельно проводимых тематических
мероприятий. Во время таких занятий обучающиеся знакомятся с
международными документами по правам человека: Всеобщей декларацией
прав человека и Декларацией прав ребенка. В кабинете истории оформлены
альбом «Правовой статус
стенд «Уголок правовых знаний»,
несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия», памятки «Помните,
что вы несовершеннолетний», «Это должен знать каждый», «Преступление и
наказание» (права несовершеннолетних в Уголовном кодексе РФ). Все
учащиеся имеют свободный доступ к данным материалам, где могут найти
ответ на волнующий их вопрос.
Таким образом,
результатом правового воспитания и обучения
обучающийся представляется нам в виде личности выпускника, который
должен: занимать активную жизненную позицию; стремиться к знаниям; знать
основополагающие нормы гражданского права, политикоправовую ценность
института управления современного демократического государства; уметь
отвечать за свои слова и поступки, сохранять чувство собственного
достоинства в любой ситуации; владеть навыками электорально – правовой
культуры и нести её людям; развивать способность к критическому
самосознанию и самодисциплинированности. Во взаимоотношениях с
окружающими проявлять взаимоуважение, доброжелательность, гуманизм.
Список литературы 1. Данильян О.Г., Байрачная Л.Д., Максимов С.И. и др. Философия
права: учебник / под ред. О.Г. Данильян. М.: Издво Эксмо, 2006.
416 с.
2. Ильин И.А. О сущности правосознания / подготовка текста и
вступительная статья И.Н. Смирнова. М.: Рарогь, 1993. 235 с.
3. Рыбников В.В., Иполитов Г.М., Хачатурян М.В. Сущность и
содержание правового воспитания // Право и образование. 2000.
№ 6. С.5563.
4. Саакян М.В. Правовое воспитание и обучение как средство
формирования правовой культуры // Вестник Адыгейского гос.
Унта. 2009. № 3. С. 107110.
5. Тихонравов Ю.В. Основы философии права: учебное пособие. М.:
Вестник, 1994. 608 с.
Правовое воспитание и обучение учащихся в средней школе
Правовое воспитание и обучение учащихся в средней школе
Правовое воспитание и обучение учащихся в средней школе
Правовое воспитание и обучение учащихся в средней школе
Правовое воспитание и обучение учащихся в средней школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.