Цель урока: Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о людях, которые боролись за родную землю, об истории родного края; формировать познавательный интерес учеников, привлекать детей к выполнению творческих заданий, используя различные источники информации; стимулировать ведение поисково - исследовательской работы учеников по изучению исторического прошлого своего народа.
Развивать личностное отношение ребёнка к истории своей семьи, своей страны, расширять словарный запас учеников.
Воспитывать чувство патриотизма и национального самосознания, формировать патриотическое чувство гордости и уважения к участникам Великой Отечественной войны, освободителям Донбасса.
Воспитывать желание изучать историю родного края, беречь его традиции, переживать о будущем страны, утверждать гуманистическую мораль, формировать общечеловеческие ценности.
Оборудование: картинки войны,звукозапись «Письмо с войны» звукозапись песен о войне: «Бухенвальдский набат» сл. Соболева, муз. Мурацели, мелодия «Журавли» муз. Я Френкеля, «Реквием» Р.Рождественского, «Пусть всегда будет солнце!» сл.Л.Ошанина, муз.А. Островского, «В землянке», «Священная война», «Три танкиста», «Катюша», «Эх, дороги»; запись выступления Оксаны Симоновой - песочная анимация на военную тематику; видеоролик «Дети войны».изображение обелиска у вечного огня; компьютер, колонки; плакат с эпиграфом урока, звёздочки размером 5 см.; бумага голубого цвета для журавлика (складывает учитель во время составления картины мира); лист ватмана для составления ассоциативного куста к слову ВОЙНА; маркеры, скотч, ручки, свеча.
Ход урока
1. Организационный момент
(Создание положительного эмоционального настроя. Дети садятся за парты на основе вольного выбора.)
Звучит спокойная мелодия- пение птиц, журчание ручейка, шелест листьев.
Минута фантазии
-Закройте глаза. Представьте себе, что вы выходите из леса на нескошенный, заросший высокой травой луг и ваше сердце переполняется радостью: столько здесь всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек. Вокруг этих цветов летают пчёлы, стрекозы, жуки, прыгают кузнечики, а в бескрайнем небе поют птицы. По всему полю стелется душистый аромат полевых цветов. …
- Откройте глаза.
2. Подготовительная работа к постановке темы урока
-Это был обычный день, ярко светило солнце, и небо было голубое- голубое. И вдруг - война…
(Звучит тихо фонограмма песни «Священная война»)
Всё поникло, ушло куда-то в прошлое перед этим словом. В одночасье для миллионов людей рухнули все планы на будущее - каникулы, экзамены, свадьбы. Вся жизнь перевернулась. Мирный день отдыха обернулся долгими годами страданий. Чёрной тенью фашистской напасти, дымом пожаров, смертью и руинами обернулся для всего народа этот день.
- Задумайтесь! Как это страшно - один народ убивает другой, изобретает оружие, уничтожает и уничтожается. Ради чего?
3. Мотивация учебной деятельности
-Как вы думаете, нужно ли вспоминать о Великой Отечественной войне, о тех ужасах и страданиях, который пережил наш народ?
4. Сообщение темы и целей урока
-Это нужно не мёртвым, это нужно живым!
- Сегодня на уроке мы с вами постараемся воссоздать картины военных лет. Как это было.
5.Первичное восприятие и осознание материала урока
-Составление ассоциативного куста
Учитель:
Очень страшно становится, если
Слышишь жуткое слово – война,
Над планетой, над целым миром
ВОЙНА
Тянет чёрные руки она.
![]() |
![]() |
||||
![]() |
|||||
(Горе, боль, смерть, разочарование, крик, шум, сирена, героизм, подвиг и т. д.)
-Просмотр записи песочной анимации Ксении Симоновой на тему «Война»
Фонограмма - тихое звучание песни «Бухенвальдский набат»
- Война принесла в каждый дом горе и слёзы.Миллионы мужчин ушли на фронт. Их места заняли женщины и дети. На хрупкие женские плечи легла тяжёлая неженская работа.
1. На хрупкие женские плечи
Обрушилась тяжесть войны.
Хрупкие женские плечи,
Вы оказались сильны!
2. Воинов вы поддержали
В ожесточённом бою.
Вы для детей отстояли
Землю родную свою!
Женщины в минувшей войне не только кормили страну, ковали оружие победы, водили машины и поезда, лечили раненых, они рядом со своими мужьями, отцами и братьями отважно сражались на фронтах войны.
3. Они кормили хлебом
Огромную страну.
Над Гитлером победу
Готовили в тылу.
4. И немцам не сдаваясь,
В боях они сражались.
Женщины – героини!
Подвиг ваш не забыт.
Бесстрашной женщины имя
Навеки народ сохранит!
Во время войны трудно было всем, но особенно тяжело было маленьким детям.
5. Война – не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
6. Война – не место для детей!
Ребёнку нужен тёплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
7. И ёлочные огоньки,
С горы весёлое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье!
Нашим воинам, в сражениях с фашистскими захватчиками помогали, четвероногие друзья – собаки и лошади.
8. Санитарная собака
Я собака смелая.
Умная, умелая!
Пуль и взрывов не боюсь,
К раненому подберусь.
9. Сумку я несу солдату.
В сумке йод, бинты и вата.
Чтобы мог он сделать сам
Перевязку лёгких ран.
10. И опять вернуться в бой
На рубеж передовой.
Храбрая собака
Идёт солдат в атаку,
Бесстрашен он в бою.
11. Ведёт солдат собаку –
Помощницу свою.
Она бросается под танк
И оставляет мину там.
Собака прочь несётся.
А танк врага взорвётся!
Дети войны…Война забрала у них отчий дом, материнскую ласку, отцовскую заботу, безоблачное детство и юность, а самое главное - лишила права жить. Нельзя забыть наполненные тоской их глаза, опухшие от голода их животики, опущенные в немом отчаянии маленькие ручки, которые крепко держали свою единственную игрушку (Просмотр видеоролика «Дети войны»)
Беседа
- Откуда мы можем узнать о войне? (Из произведений художественной литературы, учебников истории)
- Послушайте краткую историческую справку о событиях военных лет на Донбассе.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Для фашистского командования Сталино был стратегической целью не только как промышленный центр, но и с идеологической точки зрения. Захватить город, носивший имя вождя Страны Советов, было целью, которую Гитлер ставил своему фельдмаршалу Герду фон Рунштедту, командующему группой армий «Юг». Первая авиабомба упала на проспект Лагутенко уже 31 августа 1941 года. А через месяц 6-я немецкая армия из 14 дивизий (250 000 человек) и танковая группа уже брали город.
Из столицы Донбасса полным ходом шла эвакуация. Что не могли спасти – уничтожали.
9 октября металлургический завод выпустил последнюю партию чугуна, которым залили все ковши, печи и подъездные пути. Город окончательно сдали фашистам 21 октября 1941 года. За время почти двухлетней оккупации жизнь в «немецком» Донецке изменилась полностью.
Первым делом фашисты переименовали город и вернули ему дореволюционное имя – Юзовка. Вместе с ним вернулись и старые названия улиц..
С 1 ноября в городе стали жить по берлинскому времени. Стрелки часов перевели ровно на 1 час назад. По законам военного времени на захваченной территории ввели и комендантский час.. За малейшую провинность перед оккупантами следовал расстрел. За убийство немецкого полицейского расстреливали 10 местных жителей, за военнослужащего – 100.
7 сентября 1943 года немцы, отступая из города, согнали в подвал дома № 52 по ул. Университетской женщин и детей и заживо сожгли.
В целом за время оккупации Донбасса на территории Донецкой области было убито и
замучено 174 416 мирных граждан, 149 367 военнопленных, сломаны судьбы 252
тысяч людей, угнанных в Германию, нанесен материальный ущерб в размере 30
миллиардов рублей.
Донбасская операция по освобождению началась 13 августа 1943. 1 сентября
немецкие войска начали отступать по всему фронту в Донбассе. В боях за
освобождение Донбасса геройски погибло много воинов Красной Армии.
Учитель: И в редкие минуты затишья люди вспоминали свой дом, родных и близких им людей. Представляли, как счастливо они будут жить после войны…
Ученик 12:
Шла
пехота, шли в атаку танки,
Но никто не дрогнул в этот трудный час
“Три танкиста, три весёлых друга”
Эту песню вспомним мы сейчас для вас.
(Три танкиста)
Ученик 13:
Враг
дрожал, услышав о “Катюше”
Мощь “Катюш” вела солдат вперёд
Песню боевую ты послушай,
Что сложил и пел о ней народ.
(Звучит песня “Катюша”)
Ученик 14:
Боевые,
пыльные дороги
Уводили вас на смертный бой,
А вернуться удалось немногим.
В память об ушедших песню спой.
(Звучит песня “Эх, дороги”)
Ученик 15:
Вас война
любить не разучила,
Сердце было остудить нельзя
Согревал в землянке облик милый –
Жены, матери, отца, друзей.
(Звучит песня “В землянке”)
Минута молчания
Учитель:
-Если по каждому человеку, который погиб на нашей земле объявить минуту молчания, то она будет молчать более 10 лет. Сколько горя и страданий за этой цифрой!
(Звучит «Реквием» Р.Рождественского)
Помните!
Через века,
Через года-
Помните!
О тех,
Кто уже не придёт
Никогда,-
Помните!
(Все становятся в круг)
- Предлагаю зажечь маленький огоньки любви. Пусть этот огонёк никогда не гаснет в ваших душах и передаётся из поколения в поколение. (Зажигаю свечу и передают по кругу)
6.Обобщение и систематизация полученных знаний
Фоном звучит мелодия «Журавли»
(Дети вырезают голубей из бумаги и прикрепляет его на картину мира).
-Картина мира будет полной, если на ней появится голубь мира. Я очень хочу, чтобы вы все были счастливы, чтобы вы не знали ужасов войны, чтобы над вами всегда было мирное небо.
7. Итог урока
Благодаря всем тем, кто принимал участие в борьбе с немецкими захватчиками, 9мая 1945 года закончилась одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории – Великая Отечественная война. День Победы. Это «радость со слезами на глазах». И действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной, которые живут сегодня, а их становится все меньше, и самым молодым солдатам последнего военного призыва уже за девяносто. И у многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки.
16. Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
17. Что такое День Победы?
Это праздничный салют.
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
18.Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы.
Это дедушкин альбом.
19. Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит нет войны.
20. Праздник Победы – это праздник весны,
День пораженья жестокой войны.
День пораженья насилья и зла,
День воскрешенья любви и добра.
(Звучит песня «День Победы»)
Наш долг - помнить о страшных испытаниях, которые пришлось пережить нашему народу в годы Великой Отечественной войны, о людях, которые жили в это страшное время, о том, что всё меньше остаётся живых свидетелей этой страшной трагедии. А мы, живущие на планете, обязаны сохранить этот волшебный мир для будущих поколений. И знать, какой ценой завоёван этот мир. Это нужно не мёртвым, это нужно живым.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.