Предания
Цели: познакомить с жанром предания; заинтересовать, развивать любовь к чтению.
Ход занятия
Беседа по прочитанным дома былинам.
– Откуда освободили Илью Муромца? (Из погреба глубокого.)
– Что видит, обозревая землю, Илья? (С высокой горы видит под летней (южной) стороной луга зеленые, под западной – леса темные, под северной – ледяные горы.. Перед богатырем разворачивается залитая солнцем гигантская панорама Восточно-Европейской равнины, на которой раскинулась Русь.)
– Как бы вы охарактеризовали Илью Муромца? (Мудрый, спокойный, уравновешенный, предусмотрительный.)
– А Алешу Поповича? (Хитроватый, немного хвастливый, «бабий пересмешник».)
– Как Апраксия благодарила Алешу?
(Уж многолетно здравствуй, ясен сокол,
А по имени Алешенька Попович млад!
Победил ты немало силы нонь,
И слободил ты наш красен Киев-град
От того ли Василия Прекрасного;
Чем тебя мы станем теперь, Алешу, жаловать?
Пожаловать нам села с приселками,
А города с пригорками!
И тебе будет казна не затворена,
И пожалуй-ко-ся ты к нам на почестен стол.)
Сообщение темы занятия.
Учитель. Кто может объяснить значение слова предание?
Дети высказывают свои мнения.
Учитель. Предание – созданный устно, имеющий установку на достоверность рассказ, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предания возникают из рассказов очевидцев или участников описываемых событий. При передаче из уст в уста постепенно «отсеивается» все индивидуальное: детали, представлявшиеся важными очевидцу, но мало интересные для последующих передатчиков его рассказа, личная оценка или объяснение рассказчиком тех или иных явлений, не совпадающие с мнением передатчиком рассказа, и т. п. В результате рассказ становится более или менее устойчивым преданием. Оно сообщает сведения, представляющее интерес не для одного или нескольких людей, а для всей той общественной среды, в которой предание бытует, оно оценивает и осмысливает передаваемые факты с общественной точки зрения.
Итак, предание – то, что дошло до наших дней непосредственно из глубины веков и поэтому сохранило дух того времени. Помните, как у Пушкина, «преданья старины глубокой…» в сказке «Руслан и Людмила».
Грамотность и книги были в старину доступны немногим. А знать свое место в истории, разбираться в событиях хотелось почти каждому человеку. И вплоть до ХIХ столетия предания заменяли простому народу историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом и настоящем.
– Что значит « по-своему»?
Предания не отображают весь ход событий, их беспрерывную цепь. Они, напротив, уделяют внимание отдельным ярким моментам истории. Да и сама история, какой она предстает в преданиях, понимается своеобразно.
Предания часто освещают происхождение того или иного народа. Обычно речь идет о каком-нибудь предке, родоначальнике, с которым связано название племени или народа. Так, в средневековых европейских, в том числе и славянских, исторических сочинениях было распространено предание о происхождении славянских племен. Оно гласило, что когда-то жили три брата: Чех, Лех и Мех или Медведь. От первого происходили чехи, от второго – поляки, от третьего – русские. Связь последнего брата с русским народом, правда, не совсем ясна: возможно, здесь сыграли роль представления, по которым человек мог вести свой род от предка – животного.
В средневековых исторических хрониках часто приводился другой рассказ – про то, как сыновья библейского Ноя – Сим, Хам и Яфе – положили начало разным народам. Это предание имело такое широкое распространение, что с ним были связаны даже научные обозначения некоторых групп народов и языков – семитских и хамитских.
В преданиях есть много такого, о чем нельзя прочесть в книгах. Действительные случаи в них открываются с новых и совершенно неожиданных сторон. Реальный факт обрастает множеством деталей, о которых неизвестно, имели они место на самом деле или нет. Чаще всего эти подробности просто воображаются, додумываются в соответствии с тем, как, по народным представлениям, все происходило или должно было происходить. Например, яицкие (уральские) казаки рассказывают предание о том, как в прежние времена они направили на Куликово поле трех Иванов в помощь князю Дмитрию Донскому. Победа в битве была, мол, одержана именно благодаря этим трем Иванам, за что по их просьбе князь отдал казакам на вечное пользование реку Яик «от вершин до устьев, с рыбными ловлями, с сенными покосами и лесными порубами». В действительности же ничего такого не было: казачество начало формироваться только в ХV в. на занятых «вольными людьми» приграничных территориях. Эти земли были официально закреплены за казаками, в том числе яицкими, только в ХVII–ХVIII вв. Так что Куликовская битва здесь ни при чем. Но вообще предания часто обосновывают право людей на ту землю, где они живут.
Рефлексия по прослушанному.
– Так что же такое предание?
– Что же при пересказе отсеивается в преданиях?
– Что может повлиять на судьбу предания?
– Что заменяли простому народу предания?
– О чем обычно идет речь в предании?
– Какое предание было распространено о происхождении славянских народов?
– Какое предание рассказывают яицкие казаки? Совпадает ли оно с историческим?
– Почему Куликовская битва в этом предании была «ни при чем»?
– Кто почти всегда во всех преданиях стоит в центре любого события?
Учитель. Почти во всех преданиях в центре любого события, от самого крупного до самого мелкого, всегда стоит одна яркая личность: князь, царь, разбойник, атаман, генерал и т. д. Эта личность и определяет все происходящее. Внимание сосредоточивается именно на этом человеке, и описываемые события происходят по его воле.
– О каких исторических личностях вы можете вспомнить предания?
Дети рассказывают, учитель дополняет, исправляет.
В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири, восстание в Москве Лжедмитрия, основание Петром города Петрозаводска, переход Суворова через Альпы и т. д. Но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам или другим источникам.
– А кто из вас читал предание, почему Ивана-царя Грозным прозвали?
Может, и найдется среди учеников, кто читал это предание.
Учитель. Предание говорит о причине жестокости Ивана Грозного по отношению к боярам. Прежде как на Руси царей выбирали? Умрет царь – сейчас весь народ на реку идет и свечи в руках держит. Опустят эти свечи в воду, у кого загорится – тот и царь. У одного барина был крепостной человек – Иван. Подходит время царя выбирать, барин и говорит ему: «Иван, пойдем на реку. Когда я царем стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!» А Иван на это ему: « Коли я, барин, в цари угожу, так тебе беспременно голову срублю!»
Пошли через реку, опустили свечи – и у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царем, вспомнил свое обещание – барину голову и срубил. Вот с той поры его за это Грозным и прозвали.
– А слышали вы предание о смерти и уходе в Сибирь царя Александра I?
Некоторые дети читали, кто-то помнит из уроков «Твоя Россия».
Учитель. В середине прошлого века была на слуху история бегства царя Александра I. Царь умер в 1825 г. вдали от столицы – в Таганроге, где он находился почти без свиты. Предания додумывают случившееся, приближают события к народным представлениям, по-своему толкуя их. Так возникли разговоры, что император вовсе не умер, а мучимый угрызениями совести за соучастие в убийстве отца, Павла I, бежал. В Таганроге в это же время будто бы был забит до смерти беглый солдат, как две капли похожий на императора. Выдав с помощью подкупленного лекаря его тело за свое, Александр ушел странником в Сибирь и поселился в небольшой избушке вдали от людей под именем старца Федора Кузьмича. Слух об этом праведнике стал шириться, и многие приезжали к старцу за советом, прорицанием или благословением. Умер Федор Кузьмич в 1864 году. В то, что это был сам император, верили многие. История эта, как и различные другие предания, привлекающие писателей своими неожиданными поворотами, нашла отражение в литературе. Одно из самых поздних незаконченных произведений Л. Н. Толстого так и называется «Посмертные записки старца Федора Кузьмича».
В о п р о с н а з а с ы п к у:
– Как вы понимаете такой литературоведческий термин – легенда?
С п р а в к а д л я у ч и т е л я.
Слово легенда на латыни буквально значит «то, что следует читать». Первоначально так называли жития святых, в которых содержались примеры христианской добродетели и благочестивого поведения. Позже под легендами стали понимать вообще поучительные и благочестивые истории. А затем и просто истории, в которых происходит что-то необычное, чудесное, но воспринимается это как произошедшее на самом деле.
Домашнее задание. Прочитать любую легенду и рассказать на занятии.
Найти ответ на вопрос, чем отличается предание от легенды.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.