1. Предмет, задачи педагогической психологии.
2. Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
3. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика
4. Общая характеристика методов педагогической психологии
План лекции
Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого
Воспитание и обучение представляет собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности. В действительности они всегда реализуются совместно, поэтому определить обучение от воспитания (как процессы и результаты) практически невозможно.
Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков. Обучение же ориентируется на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка.
Предмет и задачи педагогической психологии
Различные методы обучения и воспитания. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания - на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры. Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе воспитания и обучения (С.Л.Рубинштейн).
Но они рассматриваются как совместная деятельность учителя и ученика, в первом случае речь идет об учебной деятельности или учении (ученика).
Во втором педагогической деятельности учителя и о выполнении им функций организации, стимулирования и управлении учебной деятельности ученика, в третьем - о процессе воспитания и обучения в целом.
Методы обучения и воспитания
Педагогическая психология имеет определенную структуру, в ее состав входят:
психология воспитания и самовоспитания;
психология учения;
психология обучения;
психология педагогической деятельности и личности учителя.
Воспитание и обучение в той или иной мере является предметом исследования различных наук: философии, социологии, истории, педагогики и психологии.
Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
1. Одной из важнейших в развитии детей является проблема сензитивных периодов в жизни ребенка. Суть проблемы состоит в том, что: • во-первых, не известны все сензитивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, деятельность и конец; • во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны наступают в разное время и протекают по-разному. Трудности возникают и с определением психологических качеств ребенка, которые могут формироваться и развиваться в данном сензитивном периоде.
2. Вторая проблема касается связи, существующей между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием.
Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика
3. Третья проблема касается общего и возрастного сочетания обучения и воспитания. Известно, что каждый возраст ребенка открывает свои возможности для интеллектуального и личностного роста.
4. Следующей является проблема системного характера развития ребенка и комплексности педагогических воздействий. Суть ее заключается в том, чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных свойств, каждое из которых можно развивать отдельно, но развитие каждого сказывается на становлении множества других свойств и в свою очередь зависит от них.
5. Другой проблемой является проблема связи созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка. В обобщенной форме она представляется в виде вопроса о том, как генотип и среда раздельно и совместно воздействуют на психологическое и поведенческое развитие ребенка.
6. Шестой является проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению. Решая ее, нужно определить, что означает психологическая готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует эту готовность понимать: • в смысле наличия у ребенка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению; • в смысле личного уровня развития; • в смысле достижения определенной ступени интеллектуальной и личностной зрелости.
7. Важна и проблема педагогической запущенности ребенка
Общая методология - философский подход к анализу явлений действительности (у нас такими общими принципами являются исторический и диалектический материализм).
Частная (специальная) методология обеспечивает конкретную реализацию общефилософских подходов в виде методологических принципов применительно к объектам психологического исследования.
Совокупность конкретных методов, методик и процедур в психолого-педагогических исследованиях. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования.
Общая характеристика методов педагогической психологии
организационные (они касаются целей, содержания, структуры, организации проводимых исследований, их состава и подготовки).
процедурные (касаются форм реализации проводимого исследования в целом и его отдельных частей).
оценочные (включают в себя способы психолого-педагогического оценивания результатов исследования).
методы сбора данных и обработки (методы, с помощью которых собираются необходимая информация о испытуемом; методы, служащие для преобразования первичных качественных и количественных результатов исследования в теоретические и практические психолого-педагогические выводы и рекомендации).
«Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе воспитания и обучения …», кому принадлежат эти слова?
Рубинштейн
Выготский
Гальперин
Павлов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.